Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћиди€ «иновьева-јннибал

   /   

Lidia Zinovieva-Anibal

   /
             
‘отографи€ Ћиди€ «иновьева-јннибал (photo Lidia Zinovieva-Anibal)
   

ƒень рождени€: 01.03.1866 года
–осси€
ƒата смерти: 17.10.1907 года
ћесто смерти: «агорье ћогилевской губ., –осси€
¬озраст: 41 год

√ражданство: –осси€

∆изнь и смерть русской ћенады

русска€ писательница, драматург, критик

¬ ЂЅашнеї ¬€чеслава »ванова Ч литературном салоне, действовавшем в 1905Ч1909 годах в —анкт-ѕетербурге на “аврической улице, эту женщину боготворили и называли ƒиотимой Ч по имени необыкновенной по красоте и мудрости героини платоновского диалога Ђѕирї.  огда она по€вл€лась на публике, смолкали готовые вспыхнуть споры и взоры участников ивановских сред обращались к ней, дабы не пропустить сказанное Ђнебожительницейї.

02.03.2006

ѕриближенна€ к ƒионису

ќна и впр€мь была похожа на богиню Ч в красной тунике, ниспадающей с плеч, на фоне богемной обстановки салона, задрапированного оранжевыми коврами. ≈е звали Ћиди€ ƒмитриевна «иновьева-јннибал. ’удожница ћаргарита —абашникова написала ее портрет, в котором Ђстранно-розовый отлив белокурых волосї подчеркивал Ђ€ркие белки серых глаз на фоне смуглой кожиї, Ђлицом она походила на —ивиллу ћикеланджело Ч львина€ посадка головы, стройна€ сильна€ ше€, решимость взгл€даЕї. ƒл€ мужа Ч крупнейшего теоретика и поэта русского символизма ¬€чеслава »ванова Ч она стала музой, вдохновительницей, менадой, будто бы перенесшейс€ в ’’ век из свиты греческого бога ƒиониса.

Ќа ЂЅашнеї »ванова, как известно, царили культ ƒиониса и идеи Ђживой жизниї, воспевалось состо€ние экстаза, позвол€ющего проникать в тайны ¬селенной, восстанавливать разрушенные св€зи человека с миром, преодолевать остро ощущаемое человеком начала XX столети€ одиночество, отпадение от природной, космической жизни. », по утверждению Ѕерд€ева, Ћиди€ ƒмитриевна была подлинно Ђдионисической, бурной, порывистой, революционной по темпераменту, стихийнойї натурой, едва ли не более близкой дионисизму, чем ее ученый муж, написавший об этом веселом и грозном боге не одну работу.

Ћиди€ «иновьева-јннибал фотографи€
Ћиди€ «иновьева-јннибал фотографи€

ќна была эксцентрична, горда, независима, самолюбива, вызывающе умна, но и жизнерадостна, доброжелательна, открыта люд€м. ≈е характеризовало необычайное внимание к человеку, понимание того, что он Ч велика€ ценность, неповторима€ и незаменима€. ќна умела с одинаковой доброжелательностью выслушивать утонченные символистские рассуждени€ петербургского эстета и гор€чую несв€зную просьбу кресть€нки из деревни.

¬ ее жилах текла голуба€ кровь: отец Ћидии ƒмитрий «иновьев был родом из сербских кн€зей. ќкружению он запомнилс€ беззаботным, великодушным барином, в котором однажды взыграла невесть откуда вз€вша€с€ жилка предпринимател€ ЦЦ он первым решил индустриально использовать Ќарвский водопад.

Ёто меропри€тие принесло семье неплохие дивиденды, но широка€ натура барина посто€нно пос€гала на это благососто€ние. ≈е мать, урожденна€ баронесса ¬еймарн, была шведкой по отцу, а по материнской линии примыкала к семье √аннибала ЦЦ предка ѕушкина. ƒетство Ћидии прошло в петербургском особн€ке, который был известен в городе как придворный: брат ее отца был воспитателем цесаревича, впоследствии императора јлександра III. ¬ силу всего перечисленного девочке с рождени€ было уготовано блест€щее будущее великосветской дамы, но с самого раннего возраста Ћиди€ думала о себе и о своем будущем иначе. ≈е богатое воображение посто€нно вырывалось из стен роскошного дома, она придумывала собственные игры, которые взрослые называли необузданными и дикими.

Ќаставлени€ и беседы гувернанток и учителей, как правило, ни к чему не приводили, Ћиди€ своенравничала и бунтовала. ”един€тьс€ с книгой она не любила, так что единственной отдушиной в детстве считала лето в деревне. Ќо однажды и деревенский мир перевернулс€ дл€ нее вверх дном. Ѕрать€ Ћидии убили на охоте медведицу и привезли с собой трех медвежат, которых выкормили из соски и вырастили. ÷елый год Ћида от них не отходила.  огда же звери стали большими, их увезли в лес. ј те, будучи ручными, доверчиво подошли к мужикам на покосе. ћужики, ничего не веда€, изрубили их косами. ƒошедша€ до Ћидии весть надолго выбила ее из колеи, мысли о том, что же есть Ђдоброї и Ђзлої, и как Ѕог допускает Ђзлої не давали ей поко€. ќна сильно изменилась, стала Ђнеуправл€емойї, а вскоре ее исключили из петербургской гимназии. “огда родители нашли выход, менее всего подход€щий дл€ состо€ни€, в котором она пребывала: отправили Ћидию в √ерманию в школу диаконис, где она изводила пасторов, Ђпортилаї одноклассниц, получив прозвище-фатум –усский черт.

¬ итоге Ц за ней закрепили Ђчертаї, которого она так бо€лась обнаружить внутри себ€. ≈й не разрешали ни с кем дружить, когда же наставница пригрозила ее подруге исключением из гимназии, Ћиди€ дошла до отча€ни€, потому как не могла пон€ть такой несправедливости: если дурна€ слава закрепилась за ней, то почему хот€т исключить ее подругу? ќбозвав наставников свинь€ми, она, изгнанна€ и из этого заведени€, вернулась домой.

Ћучшие дн€

Ћюдмила –уденко. Ѕиографи€
ѕосетило:8765
Ћюдмила –уденко
≈катерина ћельник. Ѕиографи€
ѕосетило:7781
≈катерина ћельник
Ћайонел  окс. Ѕиографи€
ѕосетило:2670
Ћайонел  окс

ќт мифов к революции

ƒабы продолжить образование дочери, родители пригласили в дом молодого университетского учител€-историка  онстантина Ўварсалона, который сыграл в жизни его 17-летней ученицы довольно существенную роль, потому как сумел быстро заполнить ее душевные пустоты умело поданным Ђновым альтруистическимї взгл€дом на жизнь. ѕричем Ђальтруизмї в устах Ўварсалона обозначал ни много ни мало как Ђсоциализмї. “ака€ спекул€тивна€ игра со словом объ€сн€лась просто: в аристократической среде слово Ђсоциализмї было весьма опасным и, соответственно, подмен€лось на Ђальтруизмї, а в среде передовой интеллигенции носители идей социализма были сво€ками. Ћиди€ упивалась красноречием молодого учител€, который прошелс€ по всем эпохам мироздани€, не забыв о мифологии ƒревней √реции и геро€х –има. –азъ€сн€€ идеи Ђсоциализма-альтруизмаї, учитель говорил о высоких цел€х, благородных люд€х ЦЦ Ђлучших из лучшихї, о каком-то героическом деле, уже начатом этими людьми. Ћиди€, всегда жаждуща€ Ђделаї и подвига, решила всецело посв€тить себ€ воплощению этих идей.

ѕосле гимназии и школы диаконис взгл€ды Ўварсалона стали дл€ нее, конечно, прорывом, билетом в новую жизнь. Ѕолее того, она объ€вила родител€м о замужестве. “е, несколько обескураженные разницей в возрасте, решили согласитьс€: все-таки будущий профессор университета. ѕосле свадьбы де€тельна€ молода€ жена тут же примкнула к социал-революционерам, сн€ла конспиративную квартиру и тем самым полностью отдалась делу супруга. ј тот, в свою очередь, оказавшись при деньгах и свободном времени, забыл о революции, которой никогда всерьез и не интересовалс€, и зан€лс€ организацией собственного досуга с различными женщинами. Ћиди€, ничего не подозревавша€, успела родить ему дочь и двух сыновей.  огда же она узнала об изменах, то, недолго дума€, забрала детей и уехала за границу.

—частье дл€ всех

–ождение же «иновьевой-јннибал как писательницы (этот, как говорили, полупсевдоним она вз€ла себе, начав литературную де€тельность) состо€лось после встречи с ¬€чеславом »вановым (до этого был только один опубликованный вполне традиционный и €вно неудачный рассказ, написанный под вли€нием социалистических идей, внушенных Ўварсалоном, ЦЦ ЂЌеизбежное злої ЦЦ о страдани€х кресть€нки, вынужденной стать кормилицей, в то врем€ как ее собственный ребенок умирал от голода). Ђƒруг через друга нашли мы Ч каждый себ€. » не только во мне впервые раскрылс€ и осознал себ€, вольно и уверенно, поэт, но и в нейї, Ч вспоминал он. «иновьева-јннибал стала его подругой, женой, единомышленницей. ¬ уста одной из героинь своего первого крупного произведени€, драмы Ђ ольцаї (1904 год), она вложила признание: ЂЌе помню себ€ до него, кака€ была. Ѕыла ли вовсе? я Ч он. ¬с€ в немї. ¬ этой драме сплелись идеи отречени€ и самоотречени€, отказа от уединенности и необходимости жертвы. јннибал-писательница прослеживала все возможные варианты любовного чувства Ч любовь-страсть, любовь-упоение, любовь-ослепление, любовь-жертвенность, любовь-дружбу Ч и надел€ла ими живых и мучающихс€ героев. √ероин€ пьесы преодолевала бесплодное чувство ревности и примир€лась с соперницей. Ќапр€женность ее взаимоотношений с мужем Ђснималасьї простым решением: если люб€щие чудесно обрели друг друга, они уже не принадлежат только друг другу, поэтому надо Ђотдать любимого всемї. » тогда наступит Ђсчастьеї, которое и есть Ђправильное состо€ние душиї. “ак решила писательница Ћиди€ «иновьева-јннибал. Ќо так же решила и жена поэта »ванова, будучи искренне убежденной, что ее долг Ч отдавать ¬€чеслава люд€м, что счастье только дл€ себ€ Ч немыслимо, недостойно. ѕостепенно вызрела мысль о создании семьи нового типа, в которую может естественно и свободно входить третий человек. “ака€ семь€ станет началом Ђновой человеческой общиныї, Ђначалом новой церквиї. –оль Ђтретьегої в супружеском союзе »вановых попеременно суждено было сыграть поэту —ергею √ородецкому и ћаргарите —абашниковой, жене поэта ћаксимилиана ¬олошина.

Ќо создать тройственный союз не удалось ни в первом, ни во втором случае. ѕричины были различны. √ородецкий был слишком увлечен своею собственной женой и не откликнулс€ на призыв ¬€чеслава »ванова, ћаргарита же не на шутку увлеклась »вановым, внес€ этим определенный диссонанс в задуманную гармонию...  азалось, «иновьева-јннибал полностью раздел€ла и поддерживала Ђсоборныеї идеи своего мужа. —уть их заключалась в том, что человечество должно стремитьс€ к объединению на новых началах: отрицании индивидуализма, непри€тии страдани€, рождении личного опыта, в котором просвечивает опыт сверхличный. ¬ этом мистическом соприкосновении духовно близких людей особую роль призвано сыграть чувство любви, лишенное эгоизма, любви, дар€щей любимого другим. “ак оформилась своеобразна€ проповедь эротико-мистического коллективизма, котора€ отозвалась и в творчестве, и в личных отношени€х «иновьевой-јннибал. ≈сли в пьесе Ђ ольцаї она провозгласила: Ђћы не можем быть двое, не должны смыкать кольца, мертвым зеркалом отражать мир.

ћы Ч мирЕ Ќе надо жалеть тесных милых колечек. ќкеану любви наши кольца любви!ї, то не об этом ли свидетельствуют ее слова, обращенные к ћаргарите: Ђ“ы вошла в нашу жизнь, ты принадлежишь нам. ≈сли ты уйдешь, останетс€ Ч мертвое... ћы оба не можем без теб€ї? ќднако отзвук и этих неудач, и трагических переживаний самой участницы Ђэкспериментаї €вственно различимы в ее повести Ђ“ридцать три уродаї, которую критика окрестила Ђпервым в –оссии произведением о лесбийской любвиї, поскольку в центре две героини ЦЦ актриса ¬ера и ее юна€ возлюбленна€, которую она обращает в свою Ђверуї. Ђ–искованна€ї тема послужила причиной наложени€ на книгу ареста, который, впрочем, вскоре был сн€т, поскольку в итоге не нашли Ђничего, €вно противоречащего нравственности и благопристойностиї (из определени€ суда). Ќо когда повесть все же предстала на суд читател€, раздались критические голоса: перед нами Ђрисунок из анатомического атласаї (ј. јмфитеатров).

¬стреча

ѕутешествие по Ўвейцарии и »талии не принесло ей утешени€, напротив, вдали от ѕетербурга она увидела, что дело, которому посв€тила всю себ€, оказалось очередной бессмыслицей.

Ћето 1893 года Ћиди€ с детьми проводила во ‘лоренции, где ее навестил петербургский знакомый »ван √ревс. Ќайд€ Ћидию в печальном, удрученном состо€нии, он решил познакомить ее с ¬€чеславом »вановым, который в то врем€ пребывал в –име. »х первое свидание произошло в июле. ќни шли по тротуарам ¬ечного города, и им было очень легко и радостно, оба потом вспоминали, что тогда в жаркий полдень кака€-то незрима€ искра пробежала между ними.

ѕотом Ћиди€ с детьми вернулась в –оссию, а »ванов с женой, напротив, перебрались во ‘лоренцию. ¬ ѕетербурге Ћиди€ раздумывала над словами »ванова о том, что ей нужно перестать заниматьс€ политикой, даже если она направлена на помощь униженным и оскорбленным, ЦЦ им можно помогать по велению сердца, не будучи членом какой-либо партии. «аймитесь лучше музыкой ЦЦ советовал ей будущий теоретик русской символистской поэзии. ќна прин€ла его советы: продала дом, где работала с революционерами подпольщиками и где хранилась их нелегальна€ литература, вз€ла детей, воспитанницслужанок и отправилась во ‘лоренцию учитьс€ пению. “ам, конечно, она стала посещать дом »вановых. —упруга поэта ƒарь€ ћихайловна, как это бывает в таких случа€х, Ђвоврем€ не спохватиласьї. —трасть между »вановым и Ћидией разгорелась огнем. »ванов, в какой-то момент осознав это, решил, что так нельз€, недопустимо, он попробовал убежать от самого себ€ в –им, но через два дн€ вызвал к себе ЋидиюЕ ќн чувствовал, что ничего поделать с собой не может Ч она вдохновл€ла его, ее присутствие наполн€ло его неисс€каемыми творческими силами.  огда он это осознал, ему стало горько и страшно: как же он сможет оставить свою семью, ƒарью и сына —ашеньку? ќн во всем пока€лс€ ƒарье ћихайловне, объ€сн€€ ей, что это Ђдемоническое наваждениеї скоро пройдет и что расставатьс€ им вовсе не нужно. Ќо супруга была непреклонна и потребовала развода. ќн сам сопроводил ее в –оссию.

¬спомина€ этот т€желый период, »ванов писал: Ђ¬ластителем моих дум все полнее и могущественнее становилс€ Ќицше. Ёто ницшеанство помогло мне ЦЦ жестоко и ответственно, но по совести правильно ЦЦ решить представший мне в 1895 году выбор между глубокою и нежною прив€занностью, в которую обратилось мое влюбленное чувство к жене, и новою, всецело захватившею мен€ любовью, которой суждено было с тех пор, в течение всей моей жизни, только расти и духовно углубл€тьс€Еї

¬енчание под лозой

1895 год стал эпохальным дл€ союза Ћидии ƒмитриевны и »ванова. ќн сделал выбор и, невзира€ на личные перипетии, смог закончить свой научный труд и представить Ѕерлинскому университету диссертацию о государственных откупах в –име. ѕрофессура университета уговаривала »ванова остатьс€ в Ѕерлине и строить свою карьеру, но он не собиралс€ выстраивать ее за пределами –оссии. ¬се эти событи€ сопровождались и некоторыми непри€тными формальност€ми: Ўварсалон отказал супруге в разводе. “ак что в ожидании венчани€ Ћиди€ и »ванов вынуждены были пр€татьс€ сами и пр€тать детей, которых бывший муж-учитель грозилс€ отобрать. ” счастливых влюбленных началась пора скитаний: »тали€, ‘ранци€, јнгли€, Ўвейцари€. “елеграмма об успешном бракоразводном процессе пришла к ним лишь через четыре года, в 1899 году, и застала будущих супругов в јренцано, приморском городке близ √енуи. —вадьба прошла в маленькой греческой церкви Ћиворно, куда молодожены приехали одни и где им по греческому обычаю вместо брачных венцов надели на головы обручи из виноградных лоз, обмотанных шерстью €гненка. » Ћиди€, и »ванов заранее знали об этом ритуале: он их очень привлекал. ј »ванов уже тогда предполагал, что не только иудейска€, но и эллинска€ религи€ €вл€етс€ истоком христианства.

ѕосле свадьбы по насто€нию »ванова все семейство отправилось в јнглию, где предполагалось дать образование сыновь€м Ћидии ƒмитриевны. ¬ Ћондоне их постигло первое горе: прожив всего 2 дн€, умерла их дочка ЦЦ ≈ленушка. ѕозже судьба уготовила им еще одно мучительное испытание. ¬озвраща€сь в 1902 году из »ерусалима, где супруги проводили ѕасху у √роба √осподн€, »ванов схватил в јфинах т€желейшую форму тифа и, казалось, был обречен. ќн знал, что умирает, и одновременно радовалс€, что успел отдать в печать сборник Ђ ормчие звездыї. Ќо ему не суждено было тогда покинуть этот мир: жена уходом и молитвой отн€ла его у смерти. ¬ыздоравливать он осталс€ в јфинах, а Ћиди€ уехала к дет€м в окрестности ∆еневы, где в местечке Ўатлен семь€ снимала виллу и где за детьми и хоз€йством смотрела подруга юности Ћидии ЦЦ ћари€ «ам€тина. ќна была женщиной недюжинных способностей и талантов, ее дед ЦЦ «ам€тин ЦЦ проводил судебную реформу при јлександре II. »менно благодар€ ей супруги могли беспреп€тственно передвигатьс€ по городам и странам. Ќесмотр€ на их отлучени€, на вилле в Ўатлене текла насто€ща€ семейна€ жизнь, которой управл€ла ћари€ «ам€тина. —тарший сын Ћидии ƒмитриевны —ережа училс€ в Ћондоне и приезжал на каникулы, ¬ера и  ост€ Ч в Ўвейцарской школе, а маленька€ Ћидочка, дочка Ћидии и »ванова, была под присмотром ћарии. Ќедалеко от сн€той виллы »вановых, в своей собственной, жил отец Ћидии ƒмитриевны, который был бесконечно рад, что дочь поселилась р€дом, а внуки скрашивают его старость.

¬ ЂЅашнеї на “аврической

¬есной 1905 года Ћиди€ и »ванов покинули Ўатлен ЦЦ после смерти старика отца их пребывание в Ўвейцарии стало неоправданным ЦЦ и вернулись в –оссию. “ам, в ѕетербурге, в поисках жиль€ Ћиди€ облюбовала необычную квартиру с круглой башенной комнатой. ѕоселившись здесь, »ванов обращает к Ћидии несколько стихотворений под общим названием Ђ—ивиллаї:

ѕришлец на башне притон € обрел

— моею царицей ЦЦ —ивиллой.

Ќад городом-мороком, ЦЦ смутный орел

— орлицею ширококрылой.

¬ том же 1905 году Ћиди€ и »ванов организовали в этой квартире литературный салон ЂЅашн€ї, которому суждено было просуществовать до 1909 года. ¬ архитектуре самого дома на “аврической улице, 25, действительно была (и есть сейчас) башн€, вернее угол дома, отстроенный на манер башни с куполом, вид из окон которой открывал необыкновенную панораму ѕетербурга, а пребывающие внутри чувствовали себ€ Ђвысоко над миромї: над улицей, суетой и обыденной жизнью. Ќазвание салона одновременно подчеркивало и некую изолированность культурной элитарной жизни собиравшихс€ здесь гостей Ч јнны јхматовой, Ќикола€ √умилева, ћихаила  узмина, «инаиды √иппиус, ¬алери€ Ѕрюсова, јлександра Ѕлока, —ерге€ √ородецкого. ¬ этом салоне прозвучала практически вс€ поэзи€ —еребр€ного века и зародилась нова€ школа поэтической декламации. Ўирота поэтического таланта и энциклопедическа€ образованность хоз€ина салона привлекали сюда и писателей, поэтов и философов самых разных школ и направлений. Ќе случайно в оценках своих современников супружеска€ чета ¬. »ванова и Ћ.ƒ. «иновьевой-јннибал слыла как обладающа€ уникальным даром прит€жени€. Ќа ЂЅашнеї проходили интереснейшие дискуссии и лекции на мистические, философские, оккультные, религиозные и, конечно, поэтические темы. —вои произведени€ здесь читали –озанов, Ћуначарский, Ѕерд€ев, Ѕулгаков, Ўестов. “радици€ собиратьс€ по средам практически не прерывалась, и лишь зимой 1907 года на врем€ болезни Ћидии ƒмитриевны Ч она лежала в лечебнице с воспалением легких и очень медленно выздоравливала Ч Ђсредыї были отменены. ¬ это врем€ к »вановым приходили только самые близкие друзь€: ћакс и ћаргарита ¬олошины,  узмин, √ородецкий, ѕетр —труве.

—мертна€ богин€

Ћетом супруги уехали в «агорье ћогилевской губернии, после городской зимы им хотелось тишины и поко€. ќни катались на лодке, собирали в лесу грибы и €годы. —юда же на каникулы приехали и дети с ћарией ћихайловной. ¬се вместе проводили удивительные дни, безм€тежные и счастливые.  огда же лето подошло к концу и стало сыро и прохладно, в окрестных деревн€х вспыхнула скарлатина, но Ћиди€ все никак не хотела покинуть «агорье. ќна ездила по деревн€м и помогала матер€м ухаживать за больными детьми, не подозрева€ о том, что сама в детстве этой болезнью не переболела. Ћиди€ заразилась и стала угасать с каждым днем. »ванов был все врем€ р€дом, он понимал, что она уходит. 17 окт€бр€ Ћидии не сталоЕ

ЂЅоль смертна€ той смерти все живаї, ЦЦ напишет »ванов другу спуст€ много лет после смерти жены. ќшеломл€ющим был рассказ »ванова о ее последних минутах, который сохранилс€ в пересказе ћ. ¬олошина: она умерла в его объ€ти€х. ≈е непредвиденный и скоропостижный уход потр€с всех. » вдруг вспомнили, что она была не только €рчайшей женщиной и хоз€йкой модного литературного салона, но и незаур€дной писательницей. » вслед за Ѕлоком многие тогда повторили: Ђ“ого, что она могла дать русской литературе, мы и вообразить не можемї. Ёти слова были сказаны поэтом по поводу сборника ее рассказов Ђ“рагический зверинецї Ч наиболее цельной и совершенной книги «иновьевой-јннибал.

¬скоре после смерти Ћидии »ванов написал 42 сонета (столько лет было Ћидии, когда она умерла) и 12 канцон (столько лет они прожили вместе). ќни составили раздел ЂЋюбовь и смертьї в его книге Ђ—ог агdensї (Ђѕламенеющее сердцеї). —борник открывалс€ стихотворением Ђћенадаї, в котором он запечатлел дионисийскую природу жены, а в сонетах варьировалось нерушимое единение двоих (Ђћы Ч два грозой зажженные стволаї, Ђћы два в ночи лет€щих метеораї, Ђћы двух теней скорб€ща€ четаї, Ђћы две руки единого крестаї). Ќо во всех стихотворени€х он в символических образах отразил ту Ђмогучую весеннюю дионисийскую грозуї, после которой все в его жизни Ђобновилось, расцвело, зазеленелої.

» Ћиди€ ƒмитриевна осталась дл€ него навсегда живой. ¬о всех его скитани€х р€дом с ним был ее портрет, написанный после ее смерти ћаргаритой —абашниковой. ≈ще многие годы она €вл€лась ему в снах и видени€х, беседовала с ним, давала советы. ј в одно из таких Ђпосещений завещалаї ему свою дочь, ¬еру Ўварсалон, сказав: Ђƒар мой тебе дочь мо€, в ней придуї. Ёто определило выбор »ванова: он женилс€ на ее дочери ¬ере, и у них родилс€ сын ƒмитрий, бывший одновременно сыном ¬€чеслава и внуком Ћидии ƒмитриевны.

∆енский Ђ√афизї

—уществует соблазн заключить Ђ“ридцать три уродаї в рамки феминистской литературы, ратующей за свободу, права женщин не только в общественной сфере, но и в области любви. ¬едь известно, что «иновьева-јннибал отдала дань увлечению феминизмом и придавала большое значение объединению женщин. ќна даже параллельно с мужскими собрани€ми Ђдрузей √афизаї, которые устраивал на ЂЅашнеї ¬€чеслав »ванов, создала свой Ђженский √афизї, или, как назвала его по аналогии с кружком —афо, ЦЦ Ђ‘иасї. ”частницы собраний должны были соответствующим образом одеватьс€, приносить написанные ими произведени€, рассуждать о прекрасном. Ёти собрани€ призваны были научить женщин быть счастливыми друг с другом. Ќа деле, правда, вышло иначе, хот€ кружок составили же- на Ѕлока Ћюбовь ƒмитриевна ћенделеева, жена и сестра поэта √еорги€ „улкова, ћаргарита —абашникова. Ќо, видимо, замысла ƒиотимы даже эти женщины не смогли пон€ть до конца, и единственный состо€вшийс€ вечер прошел настолько скучно, что никакой духовной общности возникнуть просто не могло.

» все же именно в стремлении женщин к объединению Ћиди€ ƒмитриевна видела симптом нового времени. ¬ рецензии на книгу Ђ¬ыбор жизниї провозвестницы феминизма во ‘ранции ∆оржет Ћеблан ЦЦ известной актрисы и писательницы, жены ћориса ћетерлинка ЦЦ она нашла точную формулировку дл€ характеристики подобных настроений: союз женщин должен основыватьс€ на раскрытии Ђдоброй красоты всех вещейї, а также на инстинкте влюбленности в свой пол, выражающейс€ одновременно в нежной жалости к себе и в обожествлении собственной красоты. “огда Ђвсе их слабостиї станут Ђвенком силы и любви над жизнью мужчинї. Ёто должно быть Ђпоступательное движение женщинї, поко€щеес€ на эстетических и этических основах, новое культурное начинание, к которому наиболее, на взгл€д писательницы, и призваны женщины. »менно поэтому есть все основани€ говорить о «иновьевой-јннибал как о зачинательнице Ђэтико-эстетического феминизмаї. » в своей художественной де€тельности она пыталась найти словесное оформление нового идейного движени€: то Ђдикое порывистое, тревожноеї, о чем привыкли Ђговорить утонченної, произносилось ею Ђпо-детски дерзостно, по-женски таинственно и простої, как считал Ѕлок. » совершенно прав оказалс€ √ородецкий, написавший, что в ее творчестве Ђженское тело, женска€ душа, женска€ дол€ї прочувствованы Ђс великой простотой и остротойї. » все же ее творчество нельз€ свести к феминистской проповеди. ¬ Ђ“ридцати трех уродахї тесно переплелись темы любви, творчества, красоты, вины, власти, жертвенности, деспотизма. Ќо и отрицание деспотического начала в любви, непри€тие ее претензии на монопольное владение другим человеком, готовность отдать любимую другим не укрепл€ют любовного союза. √ероин€ романа решает отпустить в Ђмирї свою возлюбленную и, дабы подтвердить свое решение, позвол€ет запечатлеть ее облик на полотнах тридцати трем художникам. –езультат оказалс€ ужасен! ƒробление красоты ее избранницы на тридцать три изображени€, ни в чем не тождественных оригиналу, предлагающих только прозаически-пошлое, похотливо-бытовое воплощение оригинала, оборачиваетс€ дл€ ¬еры крахом надежды на возможность сохранени€  расоты и Ћюбви в реальной жизни. ѕровиденциальной становитс€ ее фраза: Ђ¬се, и высшее, не прочної.

Ђ—вободаї как она есть

¬€чеслав »ванов расценил это произведение как рассказ Ђо трагедии художника жизни, обманутого объектом его искусстваї, но предпочел не заметить подтекста, имевшего отношение непосредственно к нему. ѕосв€щенное »ванову произведение и обращенное лично к нему, €вилось как бы предупреждением-прогнозом о возможном исходе проводимых им экспериментов в эротической сфере. » вовсе не было отвлеченным рассуждением о природе творчества и страсти, хот€ и звучало как протест против задавленности, угнетенности чувств человека, выработанных Ђдрессированной жизньюї цивилизованного общества.

≈ще одним краеугольным камнем мировоззрени€ «иновьевой-јннибал было твердое сопротивление отча€нию. ќна в какой-то момент своей жизни была столь измучена зрелищем и пониманием людских страданий, что прин€ла простое решение: чтобы избавитьс€ от Ђсжимающегос€ несносной болью сердцаї, надо возненавидеть страдание, надо преодолеть Ђнедуг чрезмерного, безбрежного, беззащитного сострадани€ї. ј следовательно, надо утверждать безжалостную жизнь, надеть на себ€ защитную маску жестокости. Ќо понимание и при€тие жестокости жизни Ђчеловеком без кожиї (а она наперекор своим теоретическим решени€м оставалась именно таким человеком) повергало ее в отча€ние. ќна ни на секунду не заблуждалась относительно прит€гательности и завораживающей легкости отказа от сопротивлени€ злу, поневоле привод€щего к растворению в этом зле.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—оздатель лучшей снайперской винтовки
ѕосетило:10630
≈вгений ƒрагунов
ќна смотрела на всех с высоты
ѕосетило:10184
“рейнтье  еевер
Ѕобби ћур. Ѕиографи€
ѕосетило:13708
Ѕобби ћур

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru