Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

≈вгений «ам€тин

   /   

Yevgeny Zamyatin

   /
             
‘отографи€ ≈вгений «ам€тин (photo Yevgeny Zamyatin)
   

ƒень рождени€: 20.01.1884 года
ћесто рождени€: Ћебед€нь, , “амбовска€ губерни€ ,–осси€
ƒата смерти: 10.03.1937 года
ћесто смерти: ѕариж, , ‘ранци€, ———–
¬озраст: 53 года

√ражданство: ———–
—оцсети:


Ѕиографи€

ѕисатель, который своим знаменитым романом <ћы> (1921) оказал вли€ние на антиутопические романы ќ. ’ј —Ћ» и ƒж. ќ–”ЁЋЋј. ѕисатель эмигрировал и умер в ѕариже в 1937.

¬ 1906 «ам€тина арестовывают и высылают назад в Ћебед€нь. ¬ этом же году он нелегально возвращаетс€ в ѕетербург и заканчивает институт.

23.08.2006

«јћя“»Ќ, ≈¬√≈Ќ»… »¬јЌќ¬»„ (1884Ц1937), русский писатель. –одилс€ 20 €нвар€ (1 феврал€) 1884 в г.Ћебед€нь “амбовской губ. (ныне Ћипецка€ обл.) в семье небогатого двор€нина.  роме впечатлений от природы тех мест, с которыми так или иначе были св€заны многие русские писатели Ц “олстой, “ургенев, Ѕунин, Ћесков, —ергеев-÷енский, Ц большое вли€ние оказало на «ам€тина домашнее воспитание. Ђ–ос под ро€лем: мать Ц хороша€ музыкантша, Ц писал он в јвтобиографии. Ц √огол€ в четыре Ц уже читал. ƒетство Ц почти без товарищей: товарищи Ц книгиї. ¬печатлени€ лебед€нской жизни воплотились впоследствии в повест€х ”ездное (1912) и јлатырь (1914).

≈вгений «ам€тин фотографи€
≈вгений «ам€тин фотографи€

¬ 1886 «ам€тин поступил в ¬оронежскую гимназию. ќкончив ее с золотой медалью, в 1902 поступил в —анкт-ѕетербургский политехнический институт на кораблестроительный факультет. Ћетн€€ практика давала будущему писателю возможность путешествовать. «ам€тин побывал в —евастополе, Ќижнем Ќовгороде, ќдессе, на  амских заводах, плавал на пароходе в  онстантинополь, —мирну, Ѕейрут, ѕорт-—аид, яффу, јлександрию, »ерусалим. ¬ 1905, наход€сь в ќдессе, стал свидетелем восстани€ на броненосце Ђѕотемкинї, о чем впоследствии написал в рассказе “ри дн€ (1913). ¬ернувшись в ѕетербург, принимал участие в революционной де€тельности большевиков, за что был арестован и провел несколько мес€цев в одиночной камере. Ёто врем€ «ам€тин использовал дл€ того чтобы изучать английский €зык и писать стихи. «атем был выслан в Ћебед€нь, но нелегально вернулс€ в ѕетербург, откуда вновь был выслан в 1911, уже по окончании института.

Ћитературный дебют «ам€тина относитс€ к 1908. Ќасто€щий успех ему принесла публикаци€ в петербургском журнале Ђ«аветыї (главный редактор Ц критик –.»ванов-–азумник) повести ”ездное. ¬ ”ездном писатель изобразил косную, застывшую провинциальную жизнь, символом которой €вилс€ звероподобный и безжалостный обыватель јнфим Ѕарыба. «ам€тин уподобил его Ђстарой воскресшей курганной бабе, нелепой русской каменной бабеї. ѕовесть получила высокую оценку современников Ц в том числе писателей ј.–емизова и ћ.ѕришвина. ј.ћ.√орький спуст€ семь лет написал о «ам€тине: Ђќн хочет писать как европеец, из€щно, остро, со скептической усмешкой, но, пока, не написал ничего лучше ”ездногої.  ритики находили в повести мотивы, схожие с ћелким бесом ‘.—ологуба. ¬.ѕолонский писал о безжалостной правдивости «ам€тина и вместе с тем отмечал: Ђ—импати€ к человеку гр€зному, пришибленному, даже одичавшему, сквозит на его страницахї.

≈вгений «ам€тин фотографи€
≈вгений «ам€тин фотографи€

«ам€тин относил свою прозу к литературному направлению, которое называл неореализмом. —тилистика его произведений отчасти соотноситс€ с Ђорнаментальной прозойї ј.–емизова, однако «ам€тин довел эту манеру до гротескного сюрреализма.

«а антивоенную по духу повесть Ќа куличках (1913), геро€ми которой €вл€ютс€ не только дальневосточные офицеры и солдаты, но и вс€ Ђзагнанна€ на кулички –усьї, «ам€тин был привлечен к суду, а номер журнала Ђ«аветыї, в котором была опубликована повесть, был конфискован.  ритик ј.¬оронский считал, что повесть Ќа куличках Ц это политическа€ художественна€ сатира, котора€ Ђделает пон€тным многое из того, что случилось потом, после 1914 годаї. Ѕудучи высококвалифицированным морским инженером, «ам€тин продолжал служебные поездки по –оссии. ¬печатлени€ от путешестви€ в 1915 в  емь и на —оловки отразились в цикле произведений о русском —евере Ц в частности, в повести —евер.

¬ 1916 «ам€тин был командирован в јнглию дл€ участи€ в строительстве российских ледоколов на верф€х Ќьюкасла, √лазго и —андерленда; побывал в Ћондоне. Ѕыл одним из главных проектировщиков ледокола Ђ—в€той јлександр Ќевскийї, после ќкт€брьской революции названного ЂЋенинымї. јнглийские впечатлени€ легли в основу как многочисленных очерков, так и повестей ќстровит€не (1917) и Ћовец человеков (1921). ”важение к люд€м, обеспечившим высокий уровень развити€ цивилизации, не помешало писателю увидеть недостатки западного общественного устройства. ѕовесть ќстровит€не посв€щена изображению тотального мещанства в технократическом обществе, символом которого €вл€етс€ в этом произведении викарий ƒьюли.

¬ 1917 «ам€тин вернулс€ в ѕетроград. ¬скоре стал одной из самых заметных фигур в российской литературной жизни. ќказал вли€ние на литературную группу Ђ—ерапионовы брать€ї, с которой был творчески близок. ѕреподавал в ѕолитехническом институте, читал курс новейшей русской литературы в ѕедагогическом институте им. √ерцена и курс техники художественной прозы в студии ƒома искусств, работал в редколлегии Ђ¬семирной литературыї, в правлении ¬сероссийского союза писателей, в издательствах √ржебина и Ђјлконостї, редактировал несколько литературных журналов. ѕри этом скептически относилс€ ко Ђвс€ческим всемирным зате€мї, возникавшим на фоне разрушени€ цивилизованной жизни. ѕоездки по “амбовской, ¬ологодской, ѕсковской губерни€м также не способствовали историческому оптимизму. ¬ рассказах ћамай (1920) и ѕещера (1921) «ам€тин сравнил эпоху военного коммунизма с доисторическим, пещерным периодом развити€ человечества.

Ќаблюдени€ над тоталитарным обществом художественно воплотились в фантастическом романе-антиутопии ћы (1920, опубл. на рус. €з. в 1952 в —Ўј). –оман был задуман как пароди€ на утопию, написанную идеологами ѕролеткульта ј.Ѕогдановым и ј.√астевым. √лавной идеей пролеткультовской утопии провозглашалось глобальное переустройство мира на основе Ђуничтожени€ в человеке души и чувства любвиї. ƒействие романа ћы происходит в ≈дином √осударстве, изолированном от мира и возглавл€емом Ѕлагодетелем. √лавный герой Ц инженер ƒ-503, создатель сооружени€, предназначенного дл€ господства человека над космосом. —уществование в ≈дином √осударстве рационализировано, жители полностью лишены права на личную жизнь, любовь сводитс€ к регул€рному удовлетворению физиологической потребности. ѕопытка ƒ-503 полюбить женщину приводит его к предательству, а его возлюбленную к смерти. ѕовествовательна€ манера, в которой написан роман, заметно отличаетс€ от стилистики предыдущих произведений «ам€тина: €зык здесь предельно прост, метафоры нос€т рационалистический характер, текст изобилует техническими терминами.

Ћучшие дн€

јлександр ¬асилевский. Ѕиографи€
ѕосетило:14994
јлександр ¬асилевский
—амое большое количество одновременно удерживаемых рекордов
ѕосетило:9588
јшрита ‘урман
'—тиль “онета'
ѕосетило:8666
ћихаель “онет

–оман ћы стал первым в череде европейских романов-антиутопий Ц ѕрекрасный новый мир ќ.’аксли, «вероферма и 1984 ƒж. ќруэлла, 451 градус по ‘аренгейту –.Ѕрэдбери и др.

«ам€тин отправил рукопись ћы в берлинский филиал издательства √ржебина. ¬ 1924 текст был переведен на английский €зык и опубликован в Ќью-…орке. Ќесмотр€ на отсутствие публикаций в ———–, роман подвергс€ идеологическому разгрому советских критиков, читавших его в рукописи. ƒ.‘урманов увидел в ћы Ђзлой памфлет-утопию о царстве коммунизма, где все подравнено, оскопленої. ƒругие критики посчитали, что «ам€тин готов встать на путь обывател€, брюзжащего на революцию. ¬ 1929 были сн€ты с репертуара ћ’ј“а пьеса «ам€тина Ѕлоха (1925, инсценировка Ћевши Ћескова), запрещена постановка его трагедии јтилла (1928). Ќе была поставлена и пьеса о преследовании еретиков ќгни св€того ƒоминика (1923).

¬ 1931, понима€ бесперспективность своего дальнейшего существовани€ в ———–, «ам€тин обратилс€ к —талину с письмом, в котором просил разрешени€ на отъезд за границу, мотивиру€ свою просьбу тем, что дл€ него Ђкак дл€ писател€ именно смертным приговором €вл€етс€ лишение возможности писатьї. –ешение об эмиграции нелегко далось «ам€тину. Ћюбовь к родине, патриотизм, которыми проникнут, например, рассказ –усь (1923), Ц одно из лучших тому свидетельств. Ѕлагодар€ ходатайству ћ.√орького в 1932 «ам€тин смог выехать во ‘ранцию. ”мер «ам€тин в ѕариже 10 марта 1937.

Ѕиблиографи€

ќдин (1908)

ƒевушка (1911)

”ездное (1912)

Ќа куличках (1913)

јлатырь (1914)

—туденческий сынок (1914)

ѕравда истинна€ (1914)

ќ св€том грехе «еницы-девы (1916)

 артинки (1916)

ћученица науки ([916)

√лаза (1917)

ќстровит€не (1917)

ѕещера (1920)

ќ блаженном старце ѕамве ЌерестеЕ (1920)

Ћовец человеков (1921)

ћы (1921)

я боюсь (1921)

јрапы (1922)

–усь (1923)

¬идение (1924)

Ѕуриме (1924)

ќ чуде, происшедшем в ѕепельную —редуЕ (1924)

 ратка€ истори€ литературы от основани€ и до сего дн€ (1924)

ƒес€тиминутна€ драма (1925)

»кс (1926)

—лово предоставл€етс€ товарищу „урыгину (1927)

≈ла (1928)

Ќаводнение (1929)

ћученики науки (1929)

Ёпитафии 1929 года (1929)

„асы (1934)

Ћев (1935)

Ѕич Ѕожий (1935)

¬стреча (1935)




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлександр ягубкин. Ѕиографи€
ѕосетило:16865
јлександр ягубкин
ёрий ¬ласов. Ѕиографи€
ѕосетило:276698
ёрий ¬ласов
Ђ рестный отецї хеви-метала
ѕосетило:9423
ќззи ќсборн

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru