Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

„арльз ƒиккенс

   /   

Charles Dickens

   /
             
‘отографи€ „арльз ƒиккенс (photo Charles Dickens)
   

ƒень рождени€: 07.02.1812 года
ћесто рождени€: ѕортсмут, ¬еликобритани€
ƒата смерти: 09.06.1870 года
ћесто смерти: ’айэм, ,  ент, ¬еликобритани€
¬озраст: 58 лет

√ражданство: ¬еликобритани€
—оцсети:


Ѕиографи€

јнглийский писатель, романист и очеркист

ќдин из самых знаменитых англо€зычных романистов, прославленный создатель €рких комических характеров и социальный критик.

12.09.2007

„арлз ƒжон ’аффам ƒиккенс родилс€ 7 феврал€ 1812 в Ћендпорте близ ѕортсмута. ¬ 1805 его отец, ƒжон ƒиккенс (1785 / 1786Ч1851), младший сын дворецкого и экономки в  ру-’олле (графство —таффордшир), получил должность клерка в финансовом управлении морского ведомства. ¬ 1809 он женилс€ на Ёлизабет Ѕарроу (1789Ч1863) и был назначен на ѕортсмутскую ¬ерфь. „арлз был вторым из восьми детей. ¬ 1816 ƒжон ƒиккенс был направлен в „атэм (графство  ент).   1821 у него было уже п€теро детей. „итать „арлза научила мать, какое-то врем€ он посещал начальную школу, с дев€ти до двенадцати лет ходил в обычную школу. Ќе по годам развитый, он с жадностью прочитал всю домашнюю библиотечку дешевых изданий.

¬ 1822 ƒжон ƒиккенс был переведен в Ћондон. –одители с шестью детьми в страшной нужде ютились в  емден-“ауне. „арлз перестал ходить в школу; ему приходилось относить в заклад серебр€ные ложки, распродавать семейную библиотеку, служить мальчиком на побегушках. ¬ двенадцать лет он начал работать за шесть шиллингов в неделю на фабрике ваксы в ’ангерфорд-—терз на —трэнде. ќн проработал там немногим более четырех мес€цев, но это врем€ показалось ему мучительной, безнадежной вечностью и пробудило решимость выбитьс€ из бедности. 20 феврал€ 1824 его отец был арестован за долги и заключен в тюрьму ћаршалси. ѕолучив небольшое наследство, он расплатилс€ с долгами и 28 ма€ того же года был освобожден. ќколо двух лет „арлз посещал частную школу под названием јкадеми€ ¬еллингтон-’аус.

–абота€ младшим клерком в одной из адвокатских контор, „арлз начал изучать стенографию, готов€ себ€ к де€тельности газетного репортера.   но€брю 1828 он стал независимым репортером суда ƒокторс- оммонз.   своему восемнадцатилетию ƒиккенс получил читательский билет в Ѕританский музей и прин€лс€ усердно пополн€ть свое образование. ¬ начале 1832 он стал репортером Ђѕарламентского зеркалаї(Ђ The Mirror of Parliament ї) и Ђ“ру санї (Ђ The True Sun ї). ƒвадцатилетний юноша быстро выделилс€ среди сотни завсегдатаев репортерской галереи палаты общин.

Ћюбовь ƒиккенса к дочери управл€ющего банком, ћарии Ѕиднелл, укрепила его честолюбивые стремлени€. Ќо семейство Ѕиднеллов не питало расположени€ к простому репортеру, отцу которого довелось сидеть в долговой тюрьме. ѕосле поездки в ѕариж Ђдл€ завершени€ образовани€ї ћари€ охладела к своему поклоннику. ¬ течении предыдущего года он начал писать беллетристические очерки о жизни и характерных типах Ћондона. ѕервый из них по€вилс€ в Ђћансли мэгэзинї (Ђ The Monthly Magazine ї) в декабре 1832. „етыре следующих вышли в течение €нвар€ Ч августа 1833, причем последний был подписан псевдонимом Ѕоз, прозвищем младшего брата ƒиккенса, ћозеса. “еперь ƒиккенс был посто€нным репортером Ђћорнинг крониклї (Ђ The Morning Chronicle ї), газеты, публиковавшей репортажи о значительных событи€х во всей јнглии. ¬ €нваре 1835 ƒж.’огарт, издатель Ђ»внинг крониклї (Ђ The Evening Chronicle ї), попросил ƒиккенса написать р€д очерков о городской жизни. Ћитературные св€зи ’огарта Ч его тесть ƒж.“омсон был другом –.Ѕернса, а сам он Ч другом ¬.—котта и его советчиком в юридических вопросах Ч произвели глубокое впечатление на начинающего писател€. –анней весной того же года он обручилс€ с  этрин ’огарт. 7 феврал€ 1836, к двадцатичетырехлетию ƒиккенса, все его очерки, в т.ч. несколько не публиковавшихс€ ранее произведений, вышли отдельным изданием под названием ќчерки Ѕоза (Sketches by Boz). ¬ очерках, зачастую не до конца продуманных и несколько легкомысленных, уже виден талант начинающего автора; в них затронуты почти все дальнейшие диккенсовские мотивы: улицы Ћондона, суды и адвокаты, тюрьмы, –ождество, парламент, политики, снобы, сочувствие бедным и угнетенным.

«а этой публикацией последовало предложение „апмана и ’олла написать повесть в двадцати выпусках к комическим гравюрам известного карикатуриста –.—еймура. ƒиккенс возразил, что «аписки Ќимрода, темой которых служили приключени€ незадачливых лондонских спортсменов, уже приелись; вместо этого он предложил написать о клубе чудаков и насто€л, чтобы не он комментировал иллюстрации —еймура, а тот сделал гравюры к его текстам. »здатели согласились, и 2 апрел€ был издан первый выпуск ѕиквикского клуба. «а два дн€ до этого „арлз и  этрин поженились и обосновались в холост€цкой квартире ƒиккенса. ¬начале отклики были прохладными, да и продажа не сулила больших надежд. ≈ще до по€влени€ второго выпуска покончил жизнь самоубийством —еймур, и вс€ зате€ оказалась под угрозой. ƒиккенс сам нашел молодого художника ’.Ќ.Ѕрауна, который стал известен под псевдонимом ‘из. „исло читателей росло; к концу издани€ ѕосмертных записок ѕиквикского клуба (выходившего с марта 1836 по но€брь 1837) каждый выпуск расходилс€ в количестве сорока тыс€ч экземпл€ров.

ѕосмертные записки ѕиквикского клуба (The Posthumous Papers of the Pickwick Club) представл€ют собою запутанную комическую эпопею. ≈е герой, —эмюел ѕиквик, Ч это неунывающий ƒон- ихот, пухлый и рум€ный, которого сопровождает ловкий слуга —эм ”эллер, —анчо ѕанса из лондонского простонародь€. —вободно следующие один за другим эпизоды позвол€ют ƒиккенсу представить р€д сцен из жизни јнглии и использовать все виды юмора Ч от грубого фарса до высокой комедии, обильно приправленной сатирой. ≈сли ѕиквик и не обладает достаточно выраженным сюжетом, чтобы называтьс€ романом, то он, несомненно, превосходит многие романы очарованием веселости и радостным настроением, а сюжет в нем прослеживаетс€ не хуже, чем во многих других произведени€х того же неопределенного жанра.

ƒиккенс отказалс€ от работы в Ђ рониклї и прин€л предложение –.Ѕентли возглавить новый ежемес€чник, Ђјльманах Ѕентлиї. ѕервый номер журнала вышел в €нваре 1837, за несколько дней до рождени€ первого ребенка ƒиккенса, „арлза младшего. ¬ февральском номере по€вились первые главы ќливера “виста (Oliver Twist; завершен в марте 1839), начатого писателем, когда ѕиквик был написан лишь наполовину. ≈ще не закончив ќливера, ƒиккенс прин€лс€ за Ќиколаса Ќикльби (Nicholas Nickleby; апрель 1838 Ч окт€брь 1839), очередной серии в двадцати выпусках дл€ „апмана и ’олла. ¬ этот период он написал также либретто комической оперы, два фарса и издал книгу о жизни знаменитого клоуна √римальди.

ќт ѕиквика ƒиккенс спустилс€ в темный мир ужаса, прослежива€ в ќливере “висте (1838) взросление сироты, Ч от работного дома до преступных трущоб Ћондона. ’от€ дородный мистер Ѕамбл и даже воровской притон ‘ейгина забавны, в романе преобладает зловеща€, сатанинска€ атмосфера. ¬ Ќиколасе Ќикльби (1839) перемешаны мрачность ќливера и солнечный свет ѕиквика.

Ћучшие дн€

ёрий ¬ласов. Ѕиографи€
ѕосетило:276033
ёрий ¬ласов
Ќина –усланова: ѕолага€сь только на себ€
ѕосетило:5359
Ќина –усланова
јлександр ƒюма: ќтец ƒ'јртань€на
ѕосетило:4990
јлександр ƒюма

¬ марте 1837 ƒиккенс переехал в четырехэтажный дом по ƒаути-стрит, 48. «десь родились его дочери ћэри и  ейт, и здесь же умерла его сво€ченица, шестнадцатилетн€€ ћэри, к которой он был очень прив€зан. ¬ этом доме он впервые прин€л у себ€ ƒ.‘орстера, театрального критика газеты ЂЁкзаминерї, ставшего его другом на всю жизнь, советчиком по литературным вопросам, душеприказчиком и первым биографом. Ѕлагодар€ ‘орстеру ƒиккенс познакомилс€ с Ѕраунингом, “еннисоном и другими писател€ми. ¬ но€бре 1839 ƒиккенс вз€л в аренду сроком на двенадцать лет дом є 1 на ƒевоншир-“еррас. — ростом благососто€ни€ и литературной известности укрепл€лось и положение ƒиккенса в обществе. ¬ 1837 он был избран членом клуба Ђ√аррикї, в июне 1838 Ч членом знаменитого клуба Ђјтенеумї.

¬озникавшие врем€ от времени трени€ с Ѕентли заставили ƒиккенса в феврале 1839 отказатьс€ от работы в Ђјльманахеї. ¬ следующем году все его книги оказались сосредоточены в руках „апмана и ’олла, при содействии которых он начал издавать трехпенсовый еженедельник Ђ„асы ћистера ’амфриї, в котором были напечатаны Ћавка древностей (апрель 1840 Ч €нварь 1841) и Ѕарнаби –адж (февраль Ч но€брь 1841). «атем, измученный обилием работы, ƒиккенс прекратил выпуск Ђ„асов ћистера ’амфриї.

’от€ Ћавка древностей (The Old Curiosity Shop), выйд€ в свет, покорила множество сердец, современные читатели, не приемл€ сентиментальности романа, считают, что ƒиккенс позволил себе избыточный пафос в описании безрадостных странствий и печально долгой смерти маленькой Ќелл. ¬полне удачны гротескные элементы романа.

¬ €нваре 1842 супруги ƒиккенс отплыли в Ѕостон, где многолюдна€ восторженна€ встреча положила начало триумфальной поездке писател€ через Ќовую јнглию в Ќью-…орк, ‘иладельфию, ¬ашингтон и дальше Ч вплоть до —ент-Ћуиса. Ќо путешествие было омрачено растущим негодованием ƒиккенса по поводу американского литературного пиратства и невозможности боротьс€ с ним и Ч на ёге Ч открыто враждебной реакцией на его непри€тие рабства. јмериканские заметки (American Notes), по€вившиес€ в но€бре 1842, в јнглии были встречены теплыми похвалами и дружелюбной критикой, но за океаном вызвали €ростное раздражение. ѕо поводу еще более острой сатиры в следующем его романе, ћартин „езлвит (Martin Chazzlewit, €нварь 1843 Ч июль 1844), “. арлейль заметил: Ђянки вскипели, как огромна€ бутыль содовойї.

ѕерва€ из диккенсовских рождественских повестей, –ождественска€ песнь в прозе (A Christmas Carol, 1843), также разоблачает эгоизм, в частности жажду прибыли, отраженную в концепции Ђхоз€йственного человекаї. Ќо зачастую от внимани€ читател€ ускользает то, что стремление —круджа к обогащению ради самого обогащени€ представл€ет собою полусерьезную-полукомическую параболу бездушной теории беспрерывной конкуренции. √лавна€ мысль повести Ч о необходимости великодуши€ и любви Ч пронизывает и последовавшие за ней  олокола (The Chimes, 1844), —верчок за очагом (The Cricket on the Hearth, 1845), а также менее удачные Ѕитва жизни (The Battle of Life, 1846) и ќдержимый (The Haunted Man, 1848).

¬ июле 1844 вместе с детьми,  этрин и ее сестрой ƒжорджиной ’огарт, котора€ теперь жила с ними, ƒиккенс отправилс€ в √еную. ¬ернувшись в Ћондон в июле 1845, он погрузилс€ в заботы по основанию и изданию либеральной газеты Ђƒейли ньюсї (Ђ The Daily News ї). »здательские конфликты с ее владельцами вскоре заставили ƒиккенса отказатьс€ от этой работы. –азочарованный ƒиккенс решил, что с этого времени его оружием в борьбе за реформы станут книги. ¬ Ћозанне он начал роман ƒомби и сын (Dombey and Son , окт€брь 1846 Ч апрель 1848), сменив издателей на Ѕредбери и Ёванса.

¬ мае 1846 ƒиккенс опубликовал вторую книгу путевых заметок,  артинки из »талии. ¬ 1847 и 1848 ƒиккенс принимал участие как режиссер и актер в благотворительных любительских спектакл€х Ч ¬с€к в своем нраве Ѕ.ƒжонсона и ¬индзорские насмешницы ”.Ўекспира.

¬ 1849 ƒиккенс приступил к роману ƒэвид  опперфилд (David Copperfield, май 1849 Ч но€брь 1850), который с самого начала имел огромный успех. —амый попул€рный из всех диккенсовских романов, любимое детище самого автора, ƒэвид  опперфилд более других св€зан с биографией писател€. Ѕыло бы неверно считать, что ƒэвид  опперфилд всего лишь мозаика несколько измененных и расставленных в другом пор€дке событий жизни писател€. —квозна€ тема романа Ч Ђнепокорное сердцеї юного ƒэвида, причина всех его ошибок, включа€ самую серьезную Ч несчастливый первый брак.

¬ 1850 он начал издавать еженедельник ценою в два пенса Ч Ђƒомашнее чтениеї. ¬ нем содержалось легкое чтение, различные сведени€ и сообщени€, стихи и рассказы, статьи о социальных, политических и экономических реформах, публиковавшиес€ без подписей. ¬ числе авторов были Ёлизабет √аскелл, √арриет ћартино, ƒж.ћередит, ”. оллинз, „.Ћевер, „.–ид и Ё.Ѕулвер-Ћиттон. Ђƒомашнее чтениеї сразу же стало попул€рным, его продажа достигала, несмотр€ на эпизодические спады, сорока тыс€ч экземпл€ров в неделю. ¬ конце 1850 ƒиккенс совместно с Ѕулвер-Ћиттоном основали √ильдию литературы и искусства дл€ помощи нуждающимс€ литераторам. ¬ качестве пожертвовани€ Ћиттон написал комедию ћы не так плохи, как кажемс€, премьера которой в исполнении ƒиккенса с любительской труппой состо€лась в лондонском особн€ке герцога ƒевонширского в присутствии королевы ¬иктории. ¬ течение следующего года спектакли прошли по всей јнглии и Ўотландии.   этому времени у ƒиккенса было восемь детей (один умер в младенчестве), а еще один, последний ребенок, должен был вот-вот родитьс€. ¬ конце 1851 семь€ ƒиккенса переехала в более вместительный дом на “эвисток-сквер, и писатель начал работу над ’олодным домом (Bleak House, март 1852 Ч сент€брь 1853).

¬ ’олодном доме ƒиккенс достигает вершин как сатирик и социальный критик, мощь писател€ про€вилась во всем своем мрачном блеске. ’от€ он не утратил чувства юмора, его суждени€ станов€тс€ более горькими, а видение мира безрадостным. –оман Ч своеобразный микрокосм общества: доминирует образ густого тумана вокруг  анцлерского суда, означающий запутанность законных интересов, учреждений и старинных традиций; туман, за которым скрываетс€ алчность, сковывает великодушие и застилает зрение. »менно из-за них, по мнению ƒиккенса, общество превратилось в гибельный хаос. —удебный процесс Ђƒжарндисы против ƒжарндисовї роковым образом приводит свои жертвы, а это почти все герои романа, к краху, разорению, отча€нию.

“€желые времена (Hard Times, 1 апрел€ Ч 12 августа 1854) печатались выпусками в Ђƒомашнем чтенииї, чтобы подн€ть упавший тираж. –оман не был высоко оценен ни критиками, ни широким кругом читателей. яростное обличение индустриализма, небольшое число милых и достоверных героев, гротескность сатиры романа выводили из равновеси€ не только консерваторов и вполне удовлетворенных жизнью людей, но и тех, кто хотел, чтобы книга заставл€ла лишь плакать и сме€тьс€, а не мыслить.

Ѕездействие правительства, плохое управление, коррупци€, ставша€ очевидной во врем€  рымской войны 1853Ч1856, нар€ду с безработицей, вспышками забастовок и голодными бунтами укрепили убежденность ƒиккенса в необходимости радикальных реформ. ќн вступил в јссоциацию административных реформ, а в Ђƒомашнем чтенииї продолжал писать критические и сатирические статьи; во врем€ полугодового пребывани€ в ѕариже он наблюдал ажиотаж на биржевом рынке. Ёти темы Ч помехи, создаваемые бюрократией, и дика€ спекул€ци€ Ч он отразил в  рошке ƒоррит (Little Dorrit, декабрь 1855 Ч июнь 1857).

Ћето 1857 ƒиккенс провел в √эдсхилле, в старинном доме, которым любовалс€ еще в детстве, а теперь смог приобрести. ≈го участие в благотворительных представлени€х «амерзшей пучины ”. оллинза привело к кризису в семье. √оды неустанного труда писател€ омрачались растущим осознанием неудачи его брака. ¬о врем€ зан€тий театром ƒиккенс полюбил молодую актрису Ёллен “ернан. Ќесмотр€ на кл€твы мужа в верности,  этрин покинула его дом. ¬ мае 1858, после развода, „арлз-младший осталс€ с матерью, а остальные дети Ч с отцом, на попечении ƒжорджины в качестве хоз€йки дома. ƒиккенс с жаром прин€лс€ за публичные чтени€ отрывков из своих книг перед восторженными слушател€ми. –ассорившись с Ѕрэдбери и Ёвансом, зан€вшими сторону  этрин, ƒиккенс вернулс€ к „апману и ’оллу. ѕрекратив выпускать Ђƒомашнее чтениеї, он весьма успешно начал издавать новый еженедельник Ђ руглый годї, печата€ в нем ѕовесть о двух городах (A Tale of Two Cities, 30 апрел€ Ч 26 но€бр€ 1859), а затем Ѕольшие надежды (Great Expectations, 1 декабр€ 1860 Ч 3 августа 1861). ѕовесть о двух городах нельз€ отнести к лучшим книгам ƒиккенса. ¬ ее основе лежат скорее мелодраматические совпадени€ и насильственные действи€, нежели характеры героев. Ќо читателей никогда не перестанет увлекать волнующий сюжет, блест€щее карикатурное изображение бесчеловечного и изысканного маркиза д ' Ёвремонда, м€сорубка ‘ранцузской революции и жертвенный героизм —идни  артона, приведший его на гильотину.

¬ романе Ѕольшие надежды главный герой ѕип рассказывает историю о таинственном благоде€нии, которое позволило ему уйти из сельской кузницы своего з€т€, ƒжо √арджери, и получить подобающее джентльмену образование в Ћондоне. ¬ образе ѕипа ƒиккенс выставл€ет не только снобизм, но и ложность мечты ѕипа о роскошной жизни праздного Ђджентльменаї. Ѕольшие надежды ѕипа принадлежат идеалу 19 в.: туне€дство и изобилие за счет полученного наследства и блест€ща€ жизнь за счет чужого труда.

¬ 1860 ƒиккенс продал дом на “эвисток-сквер, и его посто€нным жилищем стал √эдсхилл. ќн с успехом читал свои произведени€ публично по всей јнглии и в ѕариже. ≈го последний законченный роман, Ќаш общий друг (Our Mutual Friend), был напечатан в двадцати выпусках (май 1864 Ч но€брь 1865). ¬ последнем завершенном романе писател€ вновь по€вл€ютс€ и соедин€ютс€ образы, выражавшие его осуждение социальной системы: густой туман ’олодного дома и огромна€, дав€ща€ тюремна€ камера  рошки ƒоррит.   ним ƒиккенс добавл€ет еще один, глубоко иронический образ лондонской свалки Ч огромных куч мусора, создавших богатство √армона. Ёто символически определ€ет цель человеческой алчности как гр€зь и отбросы. ћир романа Ч всесильна€ власть денег, преклонение перед богатством. ћошенники процветают: человек со значимой фамилией ¬ениринг (veneer Ч внешний лоск) покупает место в парламенте, а высокопарный богач ѕодснеп Ч рупор мнени€ общества.

«доровье писател€ ухудшалось. Ќе обраща€ внимани€ на угрожающие симптомы, он предприн€л еще р€д утомительных публичных чтений, а затем отправилс€ в большое турне по јмерике. ƒоходы от американской поездки составили почти 20 000 фунтов, но путешествие роковым образом сказалось на его здоровье. ƒиккенс бурно радовалс€ заработанным деньгам, но не только они побуждали его предприн€ть поездку; честолюбива€ натура писател€ требовала восхищени€ и восторгов публики. ѕосле короткого летнего отдыха он начал новое турне. Ќо в Ћиверпуле в апреле 1869 после 74 выступлени€ его состо€ние ухудшилось, после каждого чтени€ почти отнимались лева€ рука и нога.

Ќесколько оправившись в тишине и покое √эдсхилла, ƒиккенс начал писать “айну Ёдвина ƒруда (The Mystery of Edwin Drood), планиру€ двенадцать ежемес€чных выпусков, и убедил своего врача разрешить ему двенадцать прощальных выступлений в Ћондоне. ќни начались 11 €нвар€ 1870; последнее выступление состо€лось 15 марта. Ёдвин ƒруд, первый выпуск которого по€вилс€ 31 марта, был написан лишь до половины.

8 июн€ 1870, после того как ƒиккенс весь день проработал в шале в саду √эдсхилла, его за ужином разбил удар, и на следующий день около шести вечера он умер. Ќа закрытой церемонии, состо€вшейс€ 14 июн€, тело его было погребено в ”голке поэтов ¬естминстерского аббатства.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9761
ёрий ¬ойнов
 то придумал анастезию?
ѕосетило:13759
”иль€м ћортон
јлександр ягубкин. Ѕиографи€
ѕосетило:16814
јлександр ягубкин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru