Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

“омас ћанн

   /   

Thomas Mann

   /
             
‘отографи€ “омас ћанн (photo Thomas Mann)
   

ƒень рождени€: 06.06.1875 года
ћесто рождени€: Ћюбек, √ермани€
ƒата смерти: 12.08.1955 года
ћесто смерти: ÷юрих, —Ўј
¬озраст: 80 лет

√ражданство: √ермани€
—оцсети:


“омас ћанн среди евреев ("Ќарод мой'є15 (403))

Ќемецкий писатель, Ќобелевска€ преми€ по литературе 1929 г.

¬ июле 1919 года “омас ћанн ехал в поезде из ћюнхена в Ѕерлин. ¬ купе первого класса он беседовал с попутчиками, о чем оставил запись в своем дневнике: "¬ первой половине дн€ € был один с еврейской парой, чь€ женска€ половина вобрала в себ€ все самые отвратительные бабские черты, сутула€, жирна€ и коротконога€, один вид которой вызывает рвоту, с бледным задумчиво-меланхолическим лицом и т€желым запахом духов... ≈вреи посто€нно ели, покупали все, что им во врем€ поездки предлагали, хот€ и так имели все с запасом".

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

15.11.2007

"Ќе ощущаешь ничего, кроме культуры"

¬ июле 1919 года “омас ћанн ехал в поезде из ћюнхена в Ѕерлин. ¬ купе первого класса он беседовал с попутчиками, о чем оставил запись в своем дневнике: "¬ первой половине дн€ € был один с еврейской парой, чь€ женска€ половина вобрала в себ€ все самые отвратительные бабские черты, сутула€, жирна€ и коротконога€, один вид которой вызывает рвоту, с бледным задумчиво-меланхолическим лицом и т€желым запахом духов... ≈вреи посто€нно ели, покупали все, что им во врем€ поездки предлагали, хот€ и так имели все с запасом".

¬ этом описании ћанн не оригинален: посто€нно жующие жирные уроды - таков был распространенный образ евреев в многочисленных антисемитских публикаци€х того времени. “аким представл€ет их и наш писатель, несмотр€ на то, что он сам не раз открыто выступал в защиту "гонимого племени".

“омас ћанн. 1906 г.
“омас ћанн. 1906 г.

Ќачало двадцатого столети€ “омас ћанн встретил молодым, многообещающим литератором. ¬ 1893 году восемнадцатилетним юношей он переехал в ћюнхен из родного Ћюбека и уже в следующем году опубликовал свой первый рассказ. ѕотом он работал в нескольких журналах, путешествовал, много писал. ¬ окт€бре 1901 года в берлинском издательстве ‘ишера вышел его роман "Ѕудденброки", за который он через двадцать восемь лет получит Ќобелевскую премию по литературе. ћолодого писател€ стали принимать в высшем обществе, перед ним открывались двери самых богатых домов ћюнхена.

¬ письме брату √енриху от 27 феврал€ 1904 “омас описал свой визит в дом профессора математики, богатого евре€ јльфреда ѕрингсхайма. "Ёто событие мен€ потр€сло. «аповедник с насто€щими произведени€ми искусства. ќтец - университетский профессор с золотым портсигаром, мать - красавица, будто с полотна Ћенбаха. ћладший сын - музыкант. ≈го сестра-близнец  ат€ (это ее им€ -  ат€) - чудо, кака€-то неописуема€ редкость и драгоценность, одно только ее существование значит дл€ культуры больше п€тнадцати писателей или тридцати художников.... ¬ отношении этих людей и мысли не возникает о еврействе; не ощущаешь ничего, кроме культуры".

“омас ћанн и  ат€. 1930-е г.
“омас ћанн и  ат€. 1930-е г.

„ерез полгода молодой писатель просил у "университетского профессора с золотым портсигаром" руки его дочери. “ретьего окт€бр€ 1904 года состо€лась официальна€ помолвка “омаса и  ати, а 11 феврал€ следующего года - их свадьба.

–ешение создать семью означало крутой поворот в судьбе молодого литератора. ƒело в том, что до  ати его интересовали только юноши. √омоэротические предпочтени€ писатель не афишировал, но много писал о них в сокровенных дневниках.  ак говорил сын писател€ √оло ћанн, гомосексуальность его отца "никогда не опускалась ниже по€са". «ато эти увлечени€ рождали необычные образы в новеллах и романах.

Ќельз€ забывать, что в то врем€ однопола€ любовь однозначно осуждалась обществом. — женитьбой на  ате ѕрингсхайм “омас ћанн выбрал судьбу добропор€дочного гражданина. ќднако глубоко спр€танна€ страсть к молодым голубоглазым юношам, прорывающа€с€ в его дневниках, до старости жила в примерном муже и отце шестерых детей.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

ќтбросы общества

≈сли с гомоэротикой “омаса ћанна современным исследовател€м все более или менее €сно, то споры о юдофобии автора "»осифа и его братьев" не затихают до сих пор. ќбвинить в непри€зни к евре€м художника, написавшего выдающийс€ роман из еврейской истории, на первый взгл€д, кощунственно. ¬едь жену ћанн выбрал из еврейской семьи, среди самых близких друзей писател€ было много евреев, он все свои книги печатал в издательстве, которым руководил еврей... » все же в жизни “омаса ћанна сочетались скрытый антисемитизм протестантского бюргера и демонстративный филосемитизм активного противника нацизма, духовного лидера антигитлеровской эмиграции.

„тобы разобратьс€ в этом парадоксе, надо вспомнить, каким было отношение к евре€м в √ермании конца дев€тнадцатого и начала двадцатого века, ибо “омас ћанн раздел€л многие предрассудки своего времени. ƒолгий процесс эмансипации, т.е. уравнивани€ евреев в правах с "коренным населением", начатый реформами Ќаполеона в конце восемнадцатого века, раст€нулс€ почти на столетие. ¬ √ермании только в  онституции объединенной империи в 1871 году окончательно признали евреев равноправными гражданами страны. ќднако на практике все происходило совсем не так, как записано в основном законе.

¬ повседневной жизни евреи по-прежнему подвергались дискриминации и унижени€м. ѕользоватьс€ равными с немцами правами мог только тот еврей, которого сами немцы за евре€ уже не считали. ƒругими словами, чтобы быть с другими на равных, еврей должен был отказатьс€, по крайней мере, внешне от всего еврейского. ¬ этом была причина столь массовой ассимил€ции немецких евреев, лишь формально ставших равноправными гражданами √ермании. » даже если еврей занимал в обществе заметное место, в частной жизни он все равно не принималс€ немцами "за своего".

 ат€ ѕрингсхайм очень рано пон€ла эту горькую истину. Ќа всю жизнь ей запомнилс€ такой эпизод из ее отрочества. ¬о врем€ приема в доме их соседа, знаменитого художника ‘ранца фон Ўтука, гостей рассадили за трем€ столами. ѕервый досталс€ аристократам, представител€м высшего общества, за другим сидели люди науки и искусства, в их числе супруги ѕрингсхайм с  атей. ј за третьим столом оказались гости "второго сорта", которым почти не доставалось внимани€ хоз€ев. ¬ своих воспоминани€х  ат€ выразилась о них довольно резко: "отбросы" ("Abhub"). —реди них был один университетский профессор с женой, которые не скрывали, что они евреи.

¬от така€ черта времени: еврей уже мог занимать профессорскую кафедру в университете, но вечером в гост€х у "насто€щих немцев" он был вынужден сидеть за особым столом "дл€ отбросов". Ётот урок  ат€ усвоила надолго. ќна, как и ее мать, была крещена в детстве, и старалась никогда не говорить о еврейском происхождении. Ќо с приходом нацистов пришлось вспомнить свои корни.

"–ешение еврейского вопроса" по “омасу ћанну

ƒолгое врем€ “омас ћанн наблюдал за еврейской эмансипацией и ассимил€цией со стороны. » взгл€д его был откровенно недоброжелательным. Ѕудущий нобелевский лауреат вырос в провинциальном Ћюбеке в богатой купеческой семье и с молоком матери впитал настороженность и нелюбовь к евре€м: чужакам, угрожавшим разорить традиционный немецкий уклад жизни. Ёто отразилось уже в первом большом романе “омаса ћанна, где упадок торгового дома Ѕудденброков отчетливо св€зывалс€ с наступлением экспортной конторы "Ўтрунк и ’агенштрЄм", в одном из хоз€ев которой читатель без труда узнавал евре€.

Ќепри€знь к евре€м у “омаса ћанна никогда не определ€лась ни расовыми, ни религиозными причинами. ¬ начале его жизни она питалась, скорее всего, сословными, классовыми предрассудками. ¬ дальнейшем негативное отношение к евре€м имело больше эстетическую природу. ’удожественный вкус “омаса ћанна оскорбл€ла пошлость, которую сложившиес€ в обществе стереотипы св€зывали с образом евре€.

¬ажным эпизодом в жизни “омаса ћанна €вилось сотрудничество с журналом "ƒвадцатый век", который издавалс€ братом √енрихом. ∆урнал был не просто антисемитским, исследователи называют его "радикально антисемитским". ќтличие состоит в том, что радикальный антисемит не видит в ассимил€ции решение "еврейского вопроса". ƒл€ него ассимилированный еврей все равно остаетс€ чужаком, угрожающим традиционному народному укладу.

»нтересна эволюци€ отношени€ братьев к еврейству. √енрих ћанн к началу двадцатого века отказалс€ от своих экстремистских взгл€дов, и его радикальный антисемитизм сошел на нет. Ѕолее того, √енрих стал одним из решительных борцов с антисемитизмом и нарождающимс€ нацизмом. “омас же никогда на словах не присоедин€лс€ к какой-либо радикальной идеологии, от которой он должен был бы впоследствии отрекатьс€, и его отношение к евре€м мало мен€лось на прот€жении всей его жизни. » антисемитские стереотипы можно найти как в ранних, так и поздних текстах писател€.

¬ 1907 году “омас ћанн опубликовал эссе, название которого заставл€ет вздрогнуть тех, кто помнит, что произошло в √ермании через четверть века. Ёссе называлось "–ешение еврейского вопроса". ¬ целом автор твердо и последовательно стоит на стороне евреев, он убежден, что осуществление мечты сионистов и "исход" из ≈вропы будет крупнейшим несчастьем дл€ —тарого —вета. » буквально несколькими строками ниже ћанн пишет о "безусловно деградировавшей и обнищавшей в гетто расе" и переходит на покровительственный тон: "—ейчас решительно нет никакой необходимости представл€ть себе евре€ об€зательно с жирным горбом, кривыми ногами и красными, посто€нно жестикулирующими руками, наглым и хитрым поведением, короче, олицетвор€ющим в себе все гр€зное и чужое. Ќапротив, такой тип евре€ встречаетс€ крайне редко..."

¬р€д ли читатель этого отрывка проникнетс€ большой симпатией к евре€м, пусть даже у них жирный горб и кривые ноги стали встречатьс€ реже. јвтор, похоже, убежден, что он добр и справедлив, но вольно или невольно использует самые гр€зные антисемитские стереотипы своего времени. Ѕолее того, писатель сам такие стереотипы создает. ѕоказательно, что вплоть до самого ’олокоста “омас ћанн считал не ассимилированных евреев столь же неприличными в обществе, как мужчин, открыто живущих гомосексуальной жизнью.

» все же в палитре отношени€ “омаса ћанна к евре€м присутствуют не только темные краски. “омас с ранних лет ощущал свою "особость", отличие от нормальных людей. ќн был "белой вороной" не только из-за нетрадиционных эротических влечений, но и вследствие особого художественного дара, не позвол€вшего пройти мимо фальши или безвкусицы. ’удожник в обществе - всегда изгой. » это сближает его судьбу с судьбой других изгоев - евреев. Ќедаром в "ѕоэме конца" ћарина ÷ветаева писала:

√етто избранничеств! ¬ал и ров.

ѕощады не жди!

¬ сем христианнейшем из миров

ѕоэты - жиды!

"Ѕольшой друг евреев"?

"≈врейский вопрос" никогда не был дл€ ћанна отдельным от его собственной судьбы. “о, что он категорически осуждал у евреев, он ненавидел и в себе самом. “о, чем он гордилс€ в себе, он превозносил и в евре€х. ќтсюда и посто€нные колебани€ в отношени€х к ним - от брезгливой недоброжелательности до восторженного возвышени€.

Ћюбопытны обращени€ ћанна к жене. —лово "еврейка" в его дневниках и письмах отсутствует. ќдин раз, правда, еще до свадьбы, “омас написал брату о  ате: "эта своеобразна€, хорошенька€ и эгоистически вежлива€ маленька€ евреечка". ѕроисхождени€ жены он никогда не забывал. Ќе раз называл ее "принцесса ¬остока", восторгалс€ ее плечами "цвета слоновой кости, не такими, как у наших женщин"... » радовалс€, что в крови его детей есть генетическа€ пам€ть Ѕлижнего ¬остока ("Morgenland").

—разу после рождени€ своего первенца, “омас писал брату: "ћалышка, котора€ по желанию матери должна зватьс€ Ёрикой, обещает стать очень хорошенькой. »ногда мне кажетс€, что в ее чертах можно разгл€деть немножко еврейства, что мне очень нравитс€".

ѕисателю, активно выступавшему в прессе, не раз приходилось публично спорить с критиками и журналистами. ќсобенно негативное отношение было у “омаса ћанна к ганноверскому философу и публицисту “еодору Ћессингу. ¬ своих дневниках он называет его "худшим примером еврейской расы" и относит его к своим "закл€тым врагам". ƒл€ справедливости следует сказать, что и Ћессинг, облича€ ћанна, не стесн€лс€ в выражени€х: "засахаренный марципан из Ћюбека" было одним из самых м€гких.

Ћессинг предсказал будущую диктатуру √итлера, которого √инденбург привел к власти. ∆изнь пророков заканчиваетс€ трагически. “еодор пал одной из первых жертв нацистов, пришедших к власти 30 €нвар€ 1933 года, - через восемь мес€цев он был застрелен в отеле чешского города ћариенбада. Ќа письменном столе философа осталась неоконченна€ рукопись "ћайн  опф", в которой он зло высмеивал мстительного автора книги "ћайн  ампф".

“омас ћанн достаточно холодно встретил сообщение об убийстве своего литературного противника. ¬ дневнике писатель отметил: "я боюсь такого конца, но не потому, что это конец, а потому, что это жалкий конец, приличествующий какому-нибудь Ћессингу, но не мне". ¬ это врем€ писатель уже находилс€ в эмиграции. ќн выехал вместе с  атей в феврале 1933 года в большую поездку по ≈вропе, собира€сь посетить √олландию, ‘ранцию и Ўвейцарию и выступить с докладами о своем любимом композиторе ¬агнере.  онечно, сравнивать писательский дар нобелевского лауреата по литературе и профессора ганноверского технического университета бессмысленно. Ќо в области политического предвидени€ “еодор Ћессинг оказалс€ куда прозорливей, чем его вечный литературный противник ћанн.

јнтисемитские стереотипы, словно шоры, мешали писателю сразу увидеть истинную суть многих важных событий двадцатого века. » тогда его высказывани€ удивительно совпадали с тем, что говорили нацистские пропагандисты. Ќапример, в своих дневниках с 1918 по 1921 годы он называет событи€ в –оссии "еврейско-большевистским кошмаром". Ќо еще поразительней оценка “омасом ћанном первых действий нацистов после прихода их к власти. ¬ дневниковой записи от 10 апрел€ 1933 года ћанн комментирует прин€тый три дн€ назад закон "ќ восстановлении профессионального чиновничества". Ёто был первый законодательный акт нацистов, в котором по€вились расистские формулировки.

ѕисатель смотрит на действи€ гитлеровцев через призму своих литературных битв: "≈вреи... ¬ том, чтобы прекратились высокомерные и €довитые картавые наскоки  ерра на Ќицше, большой беды не вижу; равно как и в удалении евреев из сферы права - скрытное, беспокойное, натужное мышление. ќтвратительна€ враждебность, подлость, отсутствие немецкого духа в высоком смысле этого слова присутствуют здесь наверн€ка. Ќо € начинаю предчувствовать, что этот процесс все-таки - палка о двух концах". ¬ конце этой записи ћанн сетует, что немцы столь глупы, что отталкивают людей такого типа, как он. ≈сли бы не это, он готов признать действи€ нацистов против евреев не лишенными основани€ми.

ќкончательный разрыв с нацистами произошел в 1934 году. “омас ћанн не мог выехать из Ўвейцарии ни в одну из стран мира, так как его немецкий паспорт был просрочен, а дл€ его продлени€ власти требовали приезда писател€ в √ерманию. “ам его ждал бы неминуемый арест, соответствующий приказ уже был отдан полиции. ƒом ћанна в ћюнхене был конфискован под предлогом неуплаты налогов. “огда-то взгл€ды “омаса ћанна стали более определенными, и он публично отказалс€ от немецкого гражданства. ¬месте с ним порвали с гитлеровской √ерманией еще 36 видных немецких интеллектуалов, среди них јльберт Ёйнштейн. Ћюбопытно, что еврею Ёйнштейну власти не позволили выйти из гражданства "по собственному желанию". ≈го за€вление от 4 апрел€ 1933 года было отклонено, и в апреле 34-го его лишили гражданства "в пор€дке наказани€".  роме того, за отказ принести новую об€зательную прис€гу на верность фюреру и его правительству ћанн и Ёйнштейн были исключены из ѕрусской академии наук.

¬ развернувшейс€ в нацистской печати травле “омас ћанн и был назван "бесспорно, большим другом евреев". Ёту оценку охотно распростран€ли по миру и друзь€ писател€. “акое мнение о ћанне еще более укрепилось после выхода в свет романа "»осиф и его брать€", перва€ часть которого по€вилась уже в 1933 году. ј когда писатель стал с 1940 года ежемес€чно обращатьс€ по радио из —Ўј к немецкому слушателю и был избран членом множества комитетов помощи эмигрантам и беженцам, мнение о филосемитизме нобелевского лауреата стало всеобщим.

"¬озвышенное сли€ние немецкого духа с еврейским"

“ема "“омас ћанн и евреи" сложна и многогранна. Ќекоторые из этих граней отчетливо проступают в истории взаимоотношений писател€ и его архивариуса еврейки »ды √ерц. ќни случайно встретились в трамвае в феврале 1924 года. »да перва€ заговорила со знаменитым автором, в котором души не ча€ла, и он предложил ей привести в пор€док его огромную библиотеку. ‘ройлен √ерц стала библиотекарем и архивариусом мастера.

“ак началась многолетн€€ дружба »ды √ерц и семьи ћаннов. Ётой дружбе многим об€заны все почитатели автора "Ѕуденброков". »да √ерц собирала все, что относилось к жизни и творчеству ее кумира, и пополн€ла на прот€жении дес€тилетий сначала в √ермании, потом в Ћондоне, куда она эмигрировала, ставший грандиозным архив ћанна. ѕосле ее смерти архив обосновалс€ в швейцарском ÷юрихе и стал незаменимой поддержкой всех исследователей творчества писател€.

»з отрывочных пометок в дневнике ћанна ("за столом, к сожалению, эта √ерц") и по тем литературным образам в романе "ƒоктор ‘аустус", дл€ которых »да послужила прототипом, можно судить об отношении писателю к своему преданному архивариусу. Ёто отношение было покровительственным и немного снисходительным с отчетливыми антисемитскими нотками, как отмечает исследователь творчества ћанна ‘ридхельм  рЄль.

»да √ерц боготворила “омаса ћанна, несмотр€ на все обиды и унижени€, которые ей приходилось от него терпеть.  огда она еще в √ермании прочитала первую часть романа об »осифе и его брать€х, то написала письмо автору, уже находившемус€ в изгнании: "я бы хотела ¬ам в этой св€зи сказать, что, на мой взгл€д, трогает нас, немецких евреев, в этой работе: это дл€ нас возрождение возвышенного сли€ни€ немецкого духа с еврейским".

“рагично выгл€дит дата этого письма: 5 июл€ 1933 года. «ловещее колесо ’олокоста уже покатилось по дорогам √ермании, собира€сь уничтожить еврейский дух и еврейские души во всей ≈вропе. Ќо в строчках »ды √ерц живет надежда на "возвышенное сли€ние".

»да √ерц скончалась в 1984 году в дев€ностолетнем возрасте. ќна лучше других знала каждую пометку в дневниках “омаса ћанна, читала обидные замечани€ о себе, в том числе, и с антисемитским подтекстом. Ќо до конца своих дней она рассматривала свои отношени€ с мастером как дружбу.

¬ 1981 году сын “омаса ћанна √оло написал письмо известному литературному критику и страстному почитателю творчества "волшебника из Ћюбека" ћарселю –айх-–айники. √оло ћанн отвечал на вопрос критика об отце: "...он был рожден в провинции, и никогда полностью не избавилс€ от некоторой провинциальности... «натные люди в маленьком городе... ќтсюда происходит и его антисемитизм, от которого он никогда полностью не отошел (и его брат тоже)". ¬р€д ли кто-либо знал и чувствовал “омаса ћанна лучше, чем его сын. ќднако это только часть правды.

¬сю жизнь противоречивое отношение писател€ к евре€м колебалось между двум€ полюсами: от отчуждени€ ("€, рожденный немцем, не такой, как вы") до сли€ни€ ("€ такой же изгой, как евреи"). ќтбросить одну краску в этой картине так же невозможно, как оторвать в магните северный полюс от южного, или оставить земной шар только с одним пол€рным кругом.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru