Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

“омас ћанн

   /   

Thomas Mann

   /
             
‘отографи€ “омас ћанн (photo Thomas Mann)
   

ƒень рождени€: 06.06.1875 года
ћесто рождени€: Ћюбек, √ермани€
ƒата смерти: 12.08.1955 года
ћесто смерти: ÷юрих, —Ўј
¬озраст: 80 лет

√ражданство: √ермани€
—оцсети:


Ѕиографи€

Ќемецкий писатель, Ќобелевска€ преми€ по литературе 1929 г.

“ворчество ћанна оказало большое вли€ние на образованных читателей, которые видели в его многозначных проблемных романах отражение их собственных интеллектуальных и нравственных исканий. ¬ 1929 г. писателю присуждаетс€ Ќобелевска€ преми€ по литературе Ђпрежде всего за великий роман ЂЅудденброкиї, который стал классикой современной литературы и попул€рность которого неуклонно растетї.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

24.01.2006

Ќемецкий прозаик и публицист “омас ћанн родилс€ в старинном портовом городе Ћюбеке, на севере √ермании. ≈го отец, »оганн √енрих ћанн, был зажиточным торговцем зерном и городским сенатором; его мать, урожденна€ ёли€ да —ильва Ѕрунс, женщина музыкально одаренна€, была родом из Ѕразилии, из семьи немецкого переселенца-плантатора и его жены-креолки. ¬озможно, из-за смешанного происхождени€ в ћ. сочетались черты север€нина-европейца с его буржуазной основательностью, эмоциональной сдержанностью и уважением к человеческой личности и южанина с его чувственностью, живым умом и страстью к искусству. Ёто противоречивое смешение северных и южных черт, приверженности к буржуазным ценност€м и эстетизма сыграло важную роль в жизни и творчестве ћ.

“омас ћанн фотографи€
“омас ћанн фотографи€

ћ. должен был получить по наследству семейное предпри€тие по торговле зерном, но после безвременной кончины отца в 1891 г. предпри€тие было ликвидировано, и “омас закончил школу, как он впоследствии выразилс€, Ђдовольно бесславної.

 огда юноше было 16 лет, семь€ ћанн переехала в ћюнхен, в те годы Ц как, впрочем, и теперь Ц большой интеллектуальный и культурный центр. ¬ ћюнхене “омас некоторое врем€ работает в страховой компании и занимаетс€ журналистикой, собира€сь стать писателем по примеру своего старшего брата √енриха. ¬скоре ћ. устраиваетс€ редактором в сатирический еженедельник Ђ—имплициссимусї (ЂSimplizissimusї), начинает и сам писать рассказы, в дальнейшем вошедшие в сборник Ђћаленький господин ‘ридеманї (ЂDer Kline Herr Fridemannї, 1898).  ак и в более поздних своих произведени€х, в этих рассказах ћ. с иронической и в то же врем€ довольно грустной интонацией изображает робкого, м€тущегос€ Ђсовременногої художника, который бьетс€ в поисках смысла жизни.  роме того, в этих рассказах сквозит т€га ћ. к прочности буржуазного существовани€, которое манит своей недоступностью его героев-художников.

Ёти темы с исключительной силой поднимаютс€ в первом и самом известном романе ћ. ЂЅудденброкиї (ЂBuddenbrooksї, 1901), который носит автобиографический характер и повествует об упадке и крахе большой торговой фирмы в Ћюбеке. »спользу€ традиционную литературную форму скандинавской семейной саги (перед читател€ми проход€т три поколени€ Ѕудденброков), ћ. придает своему повествованию эпические черты: в судьбе его героев видитс€ судьба буржуазной культуры в целом. ¬ этом реалистическом и в то же врем€ полном иносказаний романе ощущаетс€ стремление автора, с одной стороны, к эстетизму, а с другой Ц к бюргерскому здравомыслию. ѕо мере того как каждое новое поколение Ѕудденброков становитс€ более неуверенным в себе, в большей степени Ђхудожникамиї, чем Ђисполнител€миї, уменьшаетс€ их способность действовать. ѕримечательно, что семейна€ лини€ обрываетс€, когда подросток √анно, одаренный музыкант, умирает от лихорадки, а в сущности, от отсутстви€ воли, от неприспособленности к жизни.

“ема сложной взаимосв€зи знаний и жизни, теории и практики прослеживаетс€ и в Ђ“онио  регереї (ЂTonio Krogerї, 1903), первой новелле ћ., имевшей большой успех.  ак и √амлет, “онио приходит к выводу, что из-за своей утонченности он не способен к действию; только любовь может спасти его от нравственного паралича, вызванного сверхактивной мыслительной де€тельностью.

¬озможно, исход€ из этого обнадеживающего рассуждени€, ћ. в 1905 г. женитс€ на  ате ѕрингсхейм, дочери крупного математика, потомка старинного еврейского рода банкиров и купцов. ” них было шестеро детей, три девочки, одна из которых, старша€, стала актрисой, и три мальчика, один из которых, тоже старший, стал писателем. ќднако брак не помог ћ. решить его интеллектуальные проблемы, любовь не избавила его и от гомосексуальных влечений, которые преследовали писател€ всю жизнь.

“ема гомосексуализма превалирует в Ђ—мерти в ¬енецииї (ЂDer Tod in Venedigї, 1913), одной из самых замечательных новелл в мировой литературе. ≈е герой, стареющий писатель √устав фон јшенбах, который пожертвовал всем в жизни ради искусства, оказалс€ во власти саморазрушительной и неудовлетворенной страсти к необычайно красивому мальчику. ¬ этом блест€ще написанном рассказе присутствуют многие темы более поздних работ ћ.: одиночество художника, отождествление недуга физического и духовного, разрушительное воздействие искусства на психику.

ѕерва€ мирова€ война повергла писател€ в глубокий моральный и духовный кризис. ¬ эти годы он пишет книгу объемом в 600 страниц Ђ–ассуждени€ аполитичногої (ЂBetrachtungen eines Unpolitischenї, 1918), в которой критикует либеральный оптимизм, выступает против рационалистической, просветительской философии в защиту немецкого национального духа, который, по мысли ћ., музыкален и иррационален. ќднако с типичной дл€ себ€ иронией ћ. отмечает, что его собственный вклад в литературу, видимо, способствует развитию того самого рационалистического гуманизма, против которого он выступает.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

ѕосле войны ћ. снова обращаетс€ к художественному творчеству, и в 1924 г. по€вл€етс€ Ђ¬олшебна€ гораї (ЂDer Zauberbergї), один из самых блест€щих и ироничных романов в традиции bildungs-roman, или романа воспитани€ Ц интеллектуального и духовного. √ерой романа, √анс  асторп, вполне заур€дный, добродушный молодой инженер из —еверной √ермании, приезжает в швейцарский туберкулезный санаторий навестить своего кузена, однако вы€сн€етс€, что у него тоже больные легкие. „ем дольше  асторп находитс€ среди состо€тельных пациентов, чем дольше ведет с ними интеллектуальные разговоры, тем больше его завораживает их образ жизни, который не имеет ничего общего с его однообразным, пресным буржуазным существованием. Ќо Ђ¬олшебна€ гораї Ц это не только истори€ духовного развити€  асторпа, это и глубокий анализ предвоенной европейской культуры. ћногие темы, которые ћ. затрагивал в Ђ–азмышлени€х аполитичногої, остроумно, с иронией и глубоким сочувствием к человеческому несовершенству переосмысл€ютс€ в Ђ¬олшебной гореї.

“ворчество ћ. оказало большое вли€ние на образованных читателей, которые видели в его многозначных проблемных романах отражение их собственных интеллектуальных и нравственных исканий. ¬ 1929 г. писателю присуждаетс€ Ќобелевска€ преми€ по литературе Ђпрежде всего за великий роман ЂЅудденброкиї, который стал классикой современной литературы и попул€рность которого неуклонно растетї. ¬ своей приветственной речи ‘редрик Ѕок, член Ўведской академии, сказал, что ћ. стал первым немецким романистом, который достиг уровн€ „арлза ƒиккенса, √юстава ‘лобера или Ћьва “олстого. Ѕок также отметил, что ћ., с одной стороны, создал сложное духовное искусство, а с другой Ц сам же сомневаетс€ в его целесообразности. ѕо мнению Ѕока, величие ћ. заключаетс€ в его способности примирить Ђпоэтическую приподн€тость, интеллектуальность с любовью ко всему земному, к простой жизниї.

ѕосле получени€ Ќобелевской премии в творчестве ћ. большую роль стала играть политика. ¬ 1930 г. писатель произносит речь в Ѕерлине, озаглавленную Ђѕризыв к разумуї (ЂEm Appell an die Vernunftї), в которой ратует за создание общего фронта рабочих-социалистов и буржуазных либералов дл€ борьбы против нацистской угрозы. ќн также пишет Ђћарио и волшебникї (ЂMario und der Zaubererї, 1930), политическую аллегорию, в которой продажный гипнотизер олицетвор€ет собой таких вождей, как јдольф √итлер и Ѕенито ћуссолини. ¬ его очерках и речах, которые писатель произносил в эти годы по всей ≈вропе, звучала резка€ критика политики нацистов; ћ. также выражал симпатии социализму, когда социалисты вставали на защиту свободы и человеческого достоинства.  огда в 1933 г. √итлер стал канцлером, ћ. и его жена, которые в это врем€ находились в Ўвейцарии, решили в √ерманию не возвращатьс€. ќни поселились недалеко от ÷юриха, но много путешествовали, а в 1938 г. переехали в —оединенные Ўтаты. ¬ течение трех лет ћ. читал лекции по гуманитарным дисциплинам в ѕринстонском университете, а с 1941 по 1952 г. жил в  алифорнии. ќн также €вл€лс€ консультантом по немецкой литературе в Ѕиблиотеке конгресса.

¬ 1936 г. ћ. был лишен немецкого гражданства, а также почетной докторской степени Ѕоннского университета, котора€ была ему присвоена в 1919 г.; в 1949 г. почетна€ степень была ему возвращена. ¬ 1944 г. ћ. стал гражданином —оединенных Ўтатов. ¬о врем€ второй мировой войны он часто выступал в радиопередачах на √ерманию, осужда€ нацизм и призыва€ немцев образумитьс€. ѕосле войны ћ. побывал в «ападной и в ¬осточной √ермании, и везде ему был оказан восторженный прием. ќднако писатель отказалс€ вернутьс€ на родину и последние годы прожил под ÷юрихом.

”же в преклонном возрасте ћ. более 13 лет работал над тетралогией о библейском »осифе. ¬ современно звучащем, искр€щемс€ иронией и юмором романе Ђ»осиф и его брать€ї (ЂJoseph und seine Bruderї, 1933...1943) прослеживаетс€ эволюци€ сознани€ от коллективного к индивидуальному. Ђ“риумф ћ. состоит в том, что мы любим геро€ ничуть не меньше, чем сам авторї, Ц пишет ћарк ¬ан ƒорен о суетном, но оба€тельном »осифе.

ƒругим кумиром позднего ћ. становитс€ √Єте, главный герой романа ЂЋотта в ¬еймареї (ЂLotte in Weimarї, 1939), где о √Єте и его жизни рассказываетс€ от лица его бывшей возлюбленной. ѕо контрасту с этими, в каком-то смысле идиллическими произведени€ми в Ђƒокторе ‘аустусеї (ЂDoktor Faustusї, 1947) изображен гениальный, но психически больной музыкант, чье творчество €вл€етс€ отражением духовного недуга эпохи. —одержащий острую критику европейских высших культурных слоев, Ђƒоктор ‘аустусї €вл€етс€ также наиболее сложным произведением ћ. с точки зрени€ стил€.

Ђѕриключени€ авантюриста ‘еликса  рул€ї (ЂBekenntnisse des Hochstaplers Felix Krullї, 1954), последний роман ћ., €вилс€ результатом переработки рукописи, начатой еще в 1910 г. ѕронизанный иронией, роман €вл€етс€ заключительным аккордом творчества писател€, дл€ которого самоирони€ всегда оставалась главным стимулом. Ёкстравагантна€ пароди€, Ђ‘еликс  рульї, по словам самого ћ., переводит Ђавтобиографичную и аристократическую исповедь в духе √Єте в сферу юмора и криминалистикиї. ’удожник, утверждает своим романом ћ., Ц это фигура комическа€: он может ослепл€ть и обманывать, но не может изменить мир. ћ. считал Ђ‘еликса  рул€ї своей лучшей, наиболее удачной книгой, поскольку роман Ђодновременно отрицает традицию и идет в ее руслеї.

ћнение критики о творчестве ћ. остаетс€ по-прежнему высоким, и это при том, что его немецка€ ментальность нередко оказываетс€ чужда англичанам и американцам. Ќемецкий поэт –айнер ћари€ –ильке дал ЂЅудденброкамї очень высокую оценку, отметив, что в этом произведении ћ. соединил Ђколоссальный трудї романиста-реалиста с Ђпоэтическим видениемї Ц мнение, которое раздел€ли многие критики. — другой стороны, критик-марксист ƒьЄрдь Ћукач усмотрел в творчестве ћ. продуманную и последовательную Ђкритику капиталистического обществаї.  ритики сход€тс€ на том, что ћ. про€вил мужество, изобразив нравственный кризис эпохи и переоценку ценностей, идущую от Ќицше и ‘рейда.

ѕомимо Ќобелевской премии, ћ. получил премию √Єте (1949), котора€ была присуждена ему совместно «ападной и ¬осточной √ерманией, а также был обладателем почетных степеней ќксфордского и  ембриджского университетов.

Thanks
O-Zone 03.10.2006 05:49:24
“екст прекрасний. ћен≥ €краз таке треба




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru