Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—юсаку Ёндо

   /   

Shusaku Endo

   /
             
‘отографи€ —юсаку Ёндо (photo Shusaku Endo)
   

ƒень рождени€: 27.03.1923 года
ћесто рождени€: “окио, япони€
ƒата смерти: 29.09.1996 года
япони€
¬озраст: 73 года

√ражданство: япони€
—оцсети:


Ѕиографи€

¬ыдающийс€ €понский писатель, видный представитель Ђтретьих новыхї, романист

ќсмысление самой возможности и характерных особенностей христианства в японии Ч центральна€ тема творчества писател€. „асто называетс€ Ђ€понским √рэмом √риномї. ќсновные сочинени€: романы Ђћолчаниеї, Ђ—амурайї, Ђ—кандалї, Ђ√лубока€ рекаї, очерки Ђћатериї и Ђ∆изнь »исусаї. ѕроизведени€ переведены на многие €зыки мира, включа€ русский.

11.02.2011

—юсаку Ёндо родилс€ в “окио в 1923 году вторым сыном в семье служащего банка ÷унэхисы Ёндо и скрипачки »ку. ¬ 1926 году в св€зи с переводом по службе отца семь€ переехала в оккупированную японией ћаньчжурию и обосновалась в ƒал€не. “ам же Ёндо в возрасте 6 лет поступил в начальную школу. Ќаиболее €ркими впечатлени€ми, вынесенными Ёндо из детства, стали противоречивые чувства, вызванные всЄ большей прив€занностью к особой обстановке и природе ћаньчжурии на фоне тоски по родной японии. Ќе менее сильное впечатление производила на него и мать, котора€ до изнеможени€ дни напролЄт занималась музыкой (образ стЄртых в кровь от непрерывных зан€тий еЄ пальцев навсегда врезалс€ в его пам€ть). „асть жизни, проведЄнна€ Ёндо в ћаньчжурии, закончилась в 1933 году с разводом родителей (предшествовавшие ему семейные неур€дицы посто€нно травмировали детскую психику), после которого он с матерью вернулс€ в японию, в еЄ родной город  обе.

—юсаку Ёндо фотографи€
—юсаку Ёндо фотографи€

¬  обе Ёндо продолжил свою учЄбу в местной начальной школе, а также стал регул€рно сопровождать мать, посещавшую проповеди в католической церкви. ¬ 12 лет по насто€нию матери он прин€л католицизм (в крещении ѕавел). “ам же в  обе Ёндо закончил среднюю школу. ”спеваемость его при этом с каждым годом становилась всЄ хуже. ¬ школе Ёндо подвергалс€ вс€ческим унижени€м из-за своей веры, тогда в японии царили националистические нравы, особенно в предвоенные годы. Ёти угнетени€ укрепили веру Ёндо.

”ниверситетские годы

Ћишь по прошествии трЄх лет с момента окончани€ средней школы Ёндо поступил в подготовительную школу при филологическом факультете ”ниверситета  эйо. ¬ результате конфликта с отцом, настаивавшем на медицинской карьере сына, Ёндо был лишЄн наследства и какой бы то ни было отцовской помощи, что вынудило его уйти из дома и сочетать учЄбу со случайными заработками. Ќекоторое врем€ он жил в студенческом общежитии, комендантом которого тогда был видный представитель €понского религиозного экзистенциализма ®сихико ®симицу. ¬о всеобщей неразберихе, предшествовавшей капитул€ции японии, зан€тий практически не проводилось, а студенты, включа€ Ёндо, были мобилизованы на принудительные работы на военном заводе  авасаки. Ќесмотр€ на это, Ёндо под воздействием ®симицу и его круга начал интенсивное самообразование, впервые серьЄзно обратившись к книгам. ѕо совету всЄ того же ®симицу, Ёндо познакомилс€ с работами неотомиста ∆ака ћаритена. ѕомимо теологической и философской литературы, Ёндо в те же годы открыл дл€ себ€ поэзию (в первую очередь, –ильке).

ѕризывна€ комисси€ по результатам освидетельствовани€ признала его годным к службе, однако в армию он так и не был призван из-за обнаруженного в последний момент плеврита, давшего ему право на отсрочку, истечение которой совпало с завершением войны. ѕосле окончани€ войны Ёндо на волне роста своего интереса к французской литературе поступил на соответствующее отделение филологического факультета ”ниверситета  эйо, начав специализироватьс€ на литературе современных писателей-католиков (ћориак, Ѕернанос и др.). ѕервый год учЄбы в университете ознаменовалс€ также началом многолетней дружбы с —Єтаро ясуокой и возвращением в родной дом после разрешени€ конфликта с отцом.

—юсаку Ёндо фотографи€
—юсаку Ёндо фотографи€

Ќа 1947 год пришлись первые публикации Ёндо, дебютировавшего в качестве эссеиста. ѕо просьбе одного из своих однокурсников, подрабатывавшего в издательстве Ђ адокава-сЄтэнї, им была написана стать€ ЂЅожества и Ѕогї. –абота привлекла внимание видного литератора  иЄси ƒзиндзай и по его рекомендации была опубликована в известном журнале Ђ—икиї (Ђ¬ремена годаї) того же издательства. —воЄ развитие стать€ получила в €вл€вшемс€ по сути программным и предвосхищавшим основные темы Ёндо-романиста очерке Ђ„то значит быть писателем-католикомї, опубликованном на страницах Ђћита бунгакуї.

ѕосле окончани€ университета в 1949 году Ёндо поступил на службу в издательство ЂЅиблиотека  амакурыї, где принимал участие в работе на энциклопедией зарубежной литературы ’’ века. Ёнциклопеди€ опубликована не была в св€зи с финансовыми трудност€ми, которое в послевоенные годы стало испытывать издательство. ¬ конце того же года в журнале Ђ осэйї (Ђ»ндивидуальностьї) вышла критическа€ стать€ Ёндо Ђ“айдзюн “акэда Ч кастраци€ духаї, а также началась его работа в издательстве Ђ атолический дайджестї, куда он был прин€т вместе с демобилизованным старшим братом. –анн€€ эссеистика Ёндо прин€ла некоторую огласку в литературных кругах японии того времени, что способствовало его прин€тию в состав членов додзинси Ђћита бунгакуї.

”чЄба во ‘ранции

¬ 1950 году Ёндо оказалс€ во ‘ранции, войд€ в число первых €понских студентов, отправленных в послевоенные годы за рубеж на государственные средства дл€ продолжени€ образовани€. ѕосле недолгого пребывани€ в ћарселе и –уане, он переехал в Ћион, где в местном университете приступил к исследованию современной католической литературы. ќбучение в университете Ћиона длилось два с половиной года, после чего Ёндо перебралс€ в ѕариж, планиру€ там продолжить свои исследовани€, однако в св€зи с резким ухудшением состо€ни€ здоровь€ и вызванным этим двухмес€чных нахождением в госпитале ∆урден был вынужден в 1953 году вернутьс€ в японию. ≈щЄ наход€сь во ‘ранции, при посредничестве участников Ђћита бунгакуї Ёндо отослал в японию целую серию эссе о своЄм пребывании за рубежом дл€ публикации в журнале Ђ√ундзої и Ђ атолическом дайджестеї. —ери€ открывалась эссе Ђѕохождени€ французского студентаї. ѕосле возвращени€ Ёндо в японию весь цикл был переиздан отдельной книгой, получившей название Ђ‘ранцузский студентї. ѕосле возвращени€ из ‘ранции Ёндо возобновил работу в Ђ атолическом дайджестеї, редакцию которого он возглавил.

ѕосле возвращени€ в японию

— 1954 года Ёндо начал преподавать в “окийском институте культуры. ¬ том же году при посредничестве —Єтаро ясуоки он сблизилс€ с кругом литераторов, впоследствии вошедших во главе с самим Ёндо в историю литературы японии как Ђтретьи новыеї. ¬ конце 1954 года была написана дебютна€ дл€ Ёндо повесть Ђƒо јденаї, получивша€ высокую оценку в кругу участников Ђћита бунгакуї, где она и была опубликована. ¬ том же году Ёндо т€жело пережил кончину своей матери, под сильным вли€нием которой он находилс€ вплоть до еЄ смерти. ќбраз матери и его метаморфозы лЄгли во многом в основу своего рода женского истолковани€ ’риста и примата женского начала во многих дальнейших произведени€х писател€.

¬торой значимой художественной работой Ёндо стала опубликованна€ в Ђ√эндай бунгакуї (Ђ—овременна€ литератураї) повесть ЂЅелый человекї (1955), котора€ получила уже широкое признание и принесла еЄ автору премию имени –юноскэ јкутагавы. ƒилогию с ЂЅелым человекомї составила завершЄнна€ в том же году повесть Ђ∆Єлтый человекї. √од стал в р€де отношений поворотным дл€ Ёндо: с него начиналс€ отсчЄт как его литературной карьеры в качестве одного из крупнейших писателей японии ’’ века, так и супружеской жизни с ƒзюнко ќкада, брак с которой продлилс€ до самой смерти Ёндо. –ождЄнный в следующем году от этого брака первый сын был назван –юноскэ, в честь –юноскэ јкутагавы и награждени€ Ёндо премией имени этого писател€.

¬ 1957 году Ёндо приступил к работе над принЄсшим ему широкое признание и впоследствии переведЄнным на многие €зыки мира романом Ђћоре и €дї, серийна€ публикаци€ которого началась в журнале ЂЅунгакукайї (была завершена в 1958 и в том же году удостоена премий издательств —интЄ и ћайнити, изданный в 1964 году Ђћолодой гвардиейї перевод романа на русский €зык, осуществлЄнный ѕ. ѕетровым, стал одним из первых переводов сочинений Ёндо на иностранные €зыки вообще). “ам же была напечатана одна из первых проб Ёндо в качестве драматурга пьеса Ђ÷арицаї. ¬ 1958 году в составе €понской делегации Ёндо вместе с такими видными литераторами японии послевоенных лет, как —эй »то, ’ироси Ќома, —юити  ато, ÷у€ко ћи€кэ и ћасафуми Ќакагава, посетил “ашкент в качестве участника очередной  онференции писателей стран јзии и јфрики. Ќа обратном пути делегаци€ побывала в ћоскве Ч единственный раз, когда Ёндо был в –оссии.

¬ 1959 году после завершени€ двух крупных произведений (Ђ”важаемый господин дуракї и Ђ¬улканї) Ёндо обратилс€ к изучению жизни ћаркиза де —ада, интерес к персоне которого зародилс€ у него ещЄ во врем€ пребывани€ во ‘ранции. ¬ сент€бре того же года в журнале Ђ√ундзої начиналась серийна€ публикаци€ его ЂЅиографии де —адаї. ƒл€ сбора материалов необходимых дл€ дальнейшей работы над книгой Ёндо в сопровождении супруги вновь посетил ‘ранцию, где встретилс€ с ∆ильбером Ћели и ѕьером  лоссовски, известными интерпретаторами творчества де —ада. ѕомимо ‘ранции побывав также в јнглии, »спании и √реции, Ёндо совершил паломничество в »ерусалим, после чего вернулс€ в японию в €нваре 1960 года.

ѕосле возвращени€ Ёндо вновь пережил резкое ухудшение состо€ни€ здоровь€ и был госпитализирован в клинику при “окийском университете, а в конце того же года был переведЄн в клинику при ”ниверситете  эйо. Ќесмотр€ на т€жЄлое состо€ние, он продолжал активно работать: в конце 1960 года вышла во многом знакова€ дл€ его понимани€ Ѕиблии книга ЂЅиблейские женщиныї. ѕоследующий год также был проведЄн в больнице, где Ёндо перенЄс три операции на лЄгких. “ак до конца и не оправившись, в июле 1962 года Ёндо наконец-то покинул клинику, однако быстро вернутьс€ к полноценной творческой жизни не смог: этим годом датировано лишь несколько небольших эссе. ¬ последующие годы Ёндо возобновил активную литературную де€тельность, публикую многочисленные работы малой формы и вынашива€ замысел нового романа (Ђћолчаниеї), дл€ сбора материалов к которому он в 1965 году вместе с другим писателем-католиком —юмоном ћиурой отправилс€ в Ќагасаки, колыбели €понского христианства. Ђћолчаниеї было опубликовано в 1966 году. ¬ том же году театральным режиссЄром ’ироси јкутагава была поставлена, созданна€ на основе того же материала пьеса Ђ«олота€ странаї. «а Ђћолчаниеї Ёндо был удостоен премии “анидзаки.

¬ 1967 Ёндо был назначен на должность лектора в университете —эйо, а также был избран председателем японского союза писателей. ѕродолжа€ сотрудничество с —юмоном ћиурой, Ёндо в соавторстве с ним издал биографический труд Ђ»нтеллигенци€ эпохи зарождени€ христианства в японииї. ¬ том же году Ёндо, получив приглашение от португальского правительства прин€ть участие в торжествах по поводу 300-лети€ со дн€ рождени€ —в€того ¬инсента, посетил ѕортугалию, где выступил с докладом, на обратном пути вновь побывав в ѕариже и –име. ¬ 1968 году Ёндо возглавил редакцию журнала Ђћита бунгакуї, долгое врем€ остававшегос€ своего рода трибуной дл€ писателей, примыкавших к кругу Ђтретьих новыхї.

¬ 1979 был удостоен литературной премии ®миури. ѕолучил почЄтную докторскую степень в университете —анта- лара  алифорни€ в 1985 и в ƒжорджтаунском университете Ч в 1987.

ѕоследние годы жизни и смерть

¬ 1990-е годы состо€ние здоровь€ значительно ухудшилось. ¬ 1993 году им был перенесЄн перитонеальный диализ. ѕосле операции состо€ние было критическим, последовавшее за ней выздоровление воспринималось как чудо. “€желейшие физические страдани€ Ёндо смог преодолеть и воспр€ть духом, пыта€сь отождествить себ€ с библейским »овом и начать работу над написанием комментари€ к  ниге »ова. «амысел осталс€ нереализованным: 29 сент€бр€ 1996 года в возрасте 73 лет писатель умер от пневмонии, вызванной распространением инфекции, последовавшим за застреванием в горле кусков пищи. Ќесмотр€ на своевременно оказанную помощь, дл€ долгие годы жившего с одним лЄгким Ёндо, этот несчастный случай оказалс€ летальным. ќтпевание было проведено в токийской церкви —в€того »гнати€. ¬ соответствии с последней волей Ёндо в гроб были положены две его книги, Ђћолчаниеї и Ђ√лубока€ рекаї, которые он сам считал ключевыми в своем творчестве.

Ќаграды

Ёндо лауреат практически всех литературных премий японии. ¬ 1955 году его удостаивают ѕремии имени –юноскэ јкутагавы за книгу ЂЅелый человекї. ¬ 1966 он получает ѕремию имени ƒзюнъитиро “анидзаки за Ђћолчаниеї. «а книгу Ђ—амурайї. Ёндо становитс€ лауреатом литературной преми€ имени Ќомы 1980 года.

Ќесколько раз Ёндо был номинирован на соискание Ќобелевской премии по литературе, но так и не получил еЄ. Ќекоторым членам Ќобелевского комитета не понравилась книга Ёндо Ђ—кандалї , еЄ посчитали порнографией.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

“рагеди€ художника
ѕосетило:13592
јлександр ƒовженко
¬асилий јлексеев. 79 мировых рекордов
ѕосетило:28496
¬асилий јлексеев
‘редди ћеркьюри: ¬еликий притворщик
ѕосетило:9707
‘редди ћеркьюри

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru