Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

–омен –оллан

   /   

Romen Rolland

   /
             
‘отографи€ –омен –оллан (photo Romen Rolland)
   

ƒень рождени€: 29.01.1866 года
ћесто рождени€:  ламси, ‘ранци€
ƒата смерти: 30.12.1944 года
ћесто смерти: ¬езль, ‘ранци€
¬озраст: 78 лет

√ражданство: ‘ранци€
—оцсети:


–омен –оллан. Ѕиографи€

ѕисатель, Ќобелевск€ преми€ по литературе 1915 г.

–оллан получил Ќобелевскую премию по литературе Ђза высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажиї.

30.01.2023

–омен –оллан, французский романист и публицист, родилс€ в обеспеченной буржуазной семье в  ламси, маленьком городке на юге ‘ранции, где провел детские годы. ≈го отец, Ёмиль, был адвокатом, уважаемым в городе человеком, а мать, урожденна€ јнтуанетта ћари  уро, Ц набожной, замкнутой женщиной, по желанию которой в 1880 г. семь€ переехала в ѕариж, чтобы сын мог получить хорошее образование.

–омен –оллан фотографи€
–омен –оллан фотографи€

— ранних лет, когда мать обучала его игре на пианино, –омен полюбил музыку, особенно произведени€ Ѕетховена. ѕозже, будучи учеником лице€ Ћюдовика ¬еликого, он столь же сильно полюбил сочинени€ ¬агнера. ¬ 1886 г. юноша поступает в весьма престижную Ёколь нормаль сюперьер, где изучает историю, готов€сь стать университетским ученым, чего так хотела его мать, и в 1889 г. получает диплом преподавател€.

— 1889 по 1891 г. P. едет по стипендии в –им, где изучает историю в Ёколь франсэз, однако со временем утрачивает интерес к исследовательской работе и под впечатлением исторических пьес Ўекспира начинает писать цикл исторических драм, в основе которых лежат событи€ и личности италь€нского ¬озрождени€. ¬ –име будущий писатель знакомитс€ с ћальвидой фон ћейзенбуг, немкой, котора€ была другом и доверенным лицом таких знаменитостей XIX в., как Ћайош  ошут, ƒжузеппе ћадзини, ‘ридрих Ќицше и –ихард ¬агнер. ≈е идеалистическа€ философи€ и интерес к немецкому романтизму существенно повли€ли на образ мыслей –.

–омен –оллан фотографи€
–омен –оллан фотографи€

¬ернувшись в 1891 г. в ѕариж, –. продолжает писать пьесы и заниматьс€ исследовательской работой. ¬ окт€бре 1892 г. он женилс€ на  лотильде Ѕреаль, дочери знаменитого филолога. ¬ том же году молодожены возвращаютс€ в –им, где –. начинает работу над диссертацией об оперном искусстве до ∆ана Ѕатиста Ћюлли и јлессандро —карлатти. ¬ 1893 г. –. вновь приезжает в ѕариж, занимаетс€ здесь преподавательской и научной работой, а также литературой. ƒвум€ годами позже в торжественной обстановке он защищает первую в —орбонне диссертацию в области музыки, после чего получает кафедру музыкознани€, специально дл€ него учрежденную.

¬ течение следующих 17 лет –. совмещает зан€тие литературой с чтением лекций по музыке и изобразительному искусству в —орбонне, а также в двух других учебных заведени€х: в Ўколе социальных исследований и Ёколь нормаль сюперьер. ¬ это же врем€ он знакомитс€ с Ўарлем ѕеги, поэтом-католиком, в чьем журнале Ђƒвухнедельные тетрадиї ("Cahiers de la Quinzaine") P. печатает свои первые произведени€.

–омен –оллан фотографи€
–омен –оллан фотографи€

ѕоскольку –. больше всего интересовала истори€ культуры, в особенности ее решающие или, как он их называл, Ђгероическиеї периоды, он начал писать не отдельные произведени€, а целые циклы, работу над которыми не всегда доводил до конца. ѕервый такой цикл пьес, посв€щенный италь€нскому ¬озрождению, осталс€ лишь в набросках и напечатан не был, а второй Ц Ђ“рагедии верыї ("Les Tragedies de la foi") Ц включал в себ€ три пьесы: Ђ—в€той Ћюдовикї ("Saint Louis", 1897), Ђјэртї ("Aert", 1898) и Ђ“оржество разумаї ("Le Triomphe de la raison", 1899). B последующие циклы писател€ входили не только пьесы, но биографии и романы.

“ри исторические пьесы, вошедшие в Ђ“рагедии верыї, совмещали в себе искусство и социальную критику, ими –. стремилс€ вселить в своих сограждан веру, мужество и надежду, которых, по мнению писател€, так не хватало во ‘ранции того времени. “ем не менее Ђ“рагедии верыї мало что изменили во французском театре, где в это врем€ процветала мещанска€ мелодрамы. Ёто и навело –. на мысль о народном театре; подобно Ћьву “олстому, которым он восхищалс€ и с которым переписывалс€, –. полагал, что публика должна воспитыватьс€ на героических примерах. «аинтересовавшись статьей ћориса ѕоттеше ЂЌародный театрї, –. в 1903 г. в Ђƒвухнедельных тетрад€хї опубликовал манифест, призывающий противодействовать пессимизму и материализму 80-х гг. XIX в. и вышедший впоследствии отдельной книгой Ц ЂЌародный театрї ("Le Theatre du peuple", 1918), где писатель говорит о необходимости создавать новые ѕьесы, в основе которых лежали бы исторические событи€, вдохновл€ющие публику.

–. создал цикл из 9...12 пьес, посв€щенный французской революции, в духе исторических хроник Ўекспира. “ри такие пьесы вошли в цикл Ђ“еатр революцииї ("Theatre de la Revolution", 1909), завершившийс€ спуст€ 30 лет драмой Ђ–обеспьерї ("Robespierre", 1939). Ёти дидактические, полные патетики пьесы на политические темы в то врем€, когда главенствующим литературным направлением был натурализм, прошли незамеченными; успех к ним пришел позже Ц в √ермании после первой мировой войны, а во ‘ранции Ц в 30-е гг.

Ћучшие дн€

Ёдуард –адзюкевич. Ѕиографи€
ѕосетило:9749
Ёдуард –адзюкевич
Ѕунтарска€ альтернатива The Beatles
ѕосетило:5688
The Rolling Stones
Ћюдмила ѕавличенко: ∆енское лицо войны
ѕосетило:3933
Ћюдмила ѕавличенко

–. задумал также серию биографий знаменитых людей, жизнь и де€тельность которых могла бы стать примером дл€ читател€. ≈го биограф, ”иль€м “омас —тарр, полагает, что –. написал Ђ∆изнь Ѕетховенаї ("Vie de Beethoven", 1903), первую и наиболее удавшуюс€ биографию серии, Ђв знак благодарности за источник вдохновени€ в минуты отча€ни€ и безнадежностиї. ќтча€ние, веро€тно, во многом было вызвано разводом писател€ с женой в 1901 г. «акончив в 1905 г. биографию ћикеланджело, –. отказываетс€ от продолжени€ биографической серии, так как приходит к выводу, что правда о трудной судьбе великих людей едва ли подействует на читател€ вдохновл€юще. ¬прочем, –. осталс€ верен биографическому жанру и позже, когда пишет биографии √ендел€ (1910). “олстого (1911), √анди (1924), –амакришны (1929), ¬ивекананды (1930), ѕеги (1944).

Ђ∆ан- ристофї ("Jean-Christophe"), дес€титомный роман, выходивший с 1904 по 1912 г., представл€ет собой историю жизни гениального музыканта, прообразом которого послужил Ѕетховен, а также широкую панораму европейской жизни первого дес€тилети€ XX в. ќтдельными част€ми роман печаталс€ в Ђƒвухнедельных тетрад€хї ѕеги и сразу же получил мировую известность и принес –. международное признание, после чего писатель уходит из —орбонны (1912) и целиком посв€щает себ€ литературе. јвстрийский писатель —тефан ÷вейг утверждал, что Ђ∆ан- ристофї Ц это результат разочаровани€ –. в биографическом жанре: Ђѕоскольку истори€ отказала ему в образе Ђутешител€ї, он обратилс€ к искусству...ї

Ќобелевскую премию по литературе за 1915 г. –. получил в основном благодар€ Ђ∆ан- ристофуї.  ак такова€ преми€ была вручена писателю лишь в 1916 г. Ц отчасти из-за скандала, вызванного тем, что P., поселившийс€ незадолго до первой мировой войны в Ўвейцарии, опубликовал в 1915 г. страстные антивоенные статьи под названием ЂЌад схваткойї ("Audessus de la melee"), где ратовал за свободу и интернационализм, против несправедливости и ужасов войны, а также против бывших пацифистов, которые во врем€ войны стали €рыми националистами. –. получил Ќобелевскую премию по литературе Ђза высокий идеализм литературных произведений, за сочувствие и любовь к истине, с которой он описывает различные человеческие типажиї. »з-за войны традиционна€ церемони€ награждени€ не проводилась, и –. с Ќобелевской лекцией не выступал.

ѕолитические взгл€ды –. продолжают оставатьс€ противоречивыми, и особенно по отношению к —оветскому —оюзу, который он вс€чески поддерживал, хот€ и критиковал за ошибки. ¬ообще в годы между мировыми войнами писатель все больше времени и сил удел€ет политике и общественной жизни и в то же врем€ по-прежнему очень много пишет: это музыковедческие статьи, биографии, пьесы, дневники, воспоминани€, письма, очерки, романы. ¬ 20-е гг. он увлекаетс€ индийской религиозной и политической мыслью; в 1931 г. к нему в Ўвейцарию приезжает √анди, биографию которого –. написал в 1924 г. √лавным художественным произведением этого периода становитс€ шестой цикл писател€ Ђќчарованна€ душаї ("L'Ame enchantee", 1925...1933), семитомный роман, в котором описываетс€ мучительна€ борьба женщины за реализацию своих духовных возможностей. ќтстаива€ право на самосто€тельный труд, на полноправное гражданское существование, јннет –ивьер, героин€ романа, освобождаетс€ от иллюзий.

¬ 1934 г. –. женилс€ на ћарии  удашевой, а четыре года спуст€ вернулс€ из Ўвейцарии во ‘ранцию. ¬о врем€ второй мировой войны писатель оставил свою позицию Ђнад схваткойї и зан€л место в р€дах борцов с нацизмом. 30 декабр€ 1944 г. –. скончалс€ от туберкулеза, которым страдал с детства. ≈го письмо, прочитанное вслух в —орбонне, в котором писатель выражает соболезнование семь€м де€телей науки и искусства, погибших от рук нацистов, было написано за три недели до смерти, 9 декабр€.

Ћичность P., его идеи, возможно, больше повли€ли на современников, чем его книги. ≈го друг ћари ƒормуа писала: Ђя восхищаюсь –оменом –олланом. я также восхищаюсь Ђ∆ан- ристофомї, но человек мне, пожалуй, нравитс€ больше, чем автор... ќн был поводырем, ма€ком, показывающим путь всем тем, кто колебалс€, у кого не хватало сил, чтобы пройти свой путь в одиночкуї. Ќекоторые критики недооценивали литературные достижени€ P., в книгах которого отдельные слова оказывались порой куда менее важными, чем общий смысл, основна€ иде€; существует также мнение, что Ђ∆ан- ристофї, задуманный –. как симфони€, расплывчат и бесформен. ѕо поводу поздних книг –. английский романист и критик Ё.ћ. ‘орстер писал, что –. Ђне оправдал надежд, которые он подавал в молодостиї. Ќаиболее взвешенна€ оценка творчества –. принадлежит его биографу —тарру, писавшему, что, Ђесли не считать Ђ∆ан- ристофаї, –. будут помнить не как писател€, а как одного из наиболее активных и решительных защитников человеческого достоинства и свободы, как страстного борца за более справедливый и гуманный общественный стройї. —тарр утверждал также, что, Ђвозможно, еще не пришел час оценить –. по достоинству... “олько врем€ способно отделить гениальное от преход€щего, недолговечногої.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ённио ћорриконе: √лавный композитор зарубежного кино
ѕосетило:14999
Ённио ћорриконе
јза Ћихитченко. Ѕиографи€
ѕосетило:17565
јза  Ћихитченко
јвтор снар€дов легендарных 'катюш'
ѕосетило:7736
¬ладимир јртемьев

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru