Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћуиджи ѕиранделло

   /   

Luigi Pirandello

   /
             
‘отографи€ Ћуиджи ѕиранделло (photo Luigi Pirandello)
   

ƒень рождени€: 28.06.1867 года
ћесто рождени€: ƒжирдженти (ныне јгридженто), »тали€
ƒата смерти: 10.12.1936 года
ћесто смерти: –им, ———–
¬озраст: 69 лет

√ражданство: »тали€
—оцсети:


Ѕиографи€

»таль€нский писатель и драматург, нобелевский лауреат 1934 года

¬ 1934 г. ѕ. получает Ќобелевскую премию по литературе Ђза творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусстваї. ¬ своей речи ѕер ’альстрЄм, член Ўведской академии, отметил, что Ђсама€ замечательна€ черта искусства ѕ. заключаетс€ в его почти магической способности сделать из психологического анализа хорошую пьесуї

28.06.2005

Ћуиджи ѕиранделло, италь€нский драматург, новеллист и романист, родилс€ в ƒжирдженти (ныне јгридженто) на —ицилии и был вторым из шести детей в семье преуспевающего владельца рудника по добыче серы. Ћитературный талант будущего писател€ про€вилс€ уже в школе; еще подростком он сочин€л стихи, написал трагедию Ђ¬арварї (ЂBarbaroї), котора€ не сохранилась.

Ћуиджи ѕиранделло фотографи€
Ћуиджи ѕиранделло фотографи€

ѕосле безуспешной попытки приобщитьс€ к семейному бизнесу ѕ. поступает в –имский университет (1887), однако через год, недовольный уровнем преподавани€, переводитс€ в Ѕоннский университет, где изучает литературу и философию, и в 1891 г. получает диплом по романской филологии, написав работу о сицилианских диалектах. ¬ 1889 г. выходит первый поэтический сборник ѕ. Ђ–адостна€ больї (ЂMal giocondoї), в котором чувствуетс€ вли€ние ƒжозуэ  ардуччи. «акончив учебу, ѕ. остаетс€ в Ѕонне и еще год читает лекции в университете.

¬ернувшись в 1893 г. в –им и заручившись финансовой поддержкой отца, ѕ. начинает писать: его первый роман Ђќтвергнута€ї (ЂL'esclusaї) выходит в 1901 г., а написанный в традици€х веризма первый сборник новелл ЂЋюбовь без любвиї (ЂAmori senz amoreї) Ц в 1894 г., в том же году писатель женитс€ на јнтуаньетте ѕортулато, дочери компаньона отца, от брака с которой у него было двое сыновей и дочь. ¬ 1898 г. ѕ. становитс€ профессором италь€нской литературы в педагогическом колледже в –име, где преподает до 1922 г. —вою первую пьесу, одноактную драму ЂЁпилогї (ЂL'epilogoї), ѕ. пишет в 1898 г., однако в театре она была поставлена только через 12 лет, в 1910 г., под названием Ђ”кусї (ЂLa morsaї).

¬ 1903 г. в результате наводнени€ был разрушен отцовский рудник, и теперь литература и преподавание остались дл€ ѕ. единственным средством к существовав нию. ¬ 1904 г. жена писател€ перенесла серьезный нервный срыв и в течение последующих 15 лет страдала манией преследовани€, устраивала мужу из ревности истерики, и в 1919 г. ѕ. вынужден был поместить ее в психиатрическую клинику.

Ќесмотр€ на семейные и финансовые неур€дицы, ѕ. продолжает писать и печататьс€. Ѕольшой успех выпадает на долю его третьего романа Ђѕокойный ћаттиа ѕаскальї (ЂIl fu Mattia Pascalї, 1904), где отчетливо звучит тема Ђлица и маскиї. “еоретические и эстетические взгл€ды на искусство писатель изложил в двух книгах 1908 г.: статье Ђёморї (ЂL'umorismoї), где раскрываетс€ его сложное трагикомическое видение мира, и сборнике эссе ЂЌаука и искусствої (ЂArte e scienzaї).

ƒо 1915 г., когда была поставлена перва€ трехактна€ пьеса ѕ. Ђ≈сли это не так...ї (ЂSe non cosi...ї), писатель работал в основном в жанре романа и новеллы: однако после 1915 г. целиком посв€щает себ€ драматургии, давшей ему возможность жить безбедно и со временем оставить преподавательскую де€тельность. — 1915 по 1921 г. ѕ. пишет 16 пьес, причем все они шли на сцене. ќсобый успех у критики и зрителей имела пьеса ЂЁто так (если вам так кажетс€)ї (ЂCosi e (se vi pare)ї), поставленна€ в 1917 г.

ћеждународное признание приносит ѕ. пьеса ЂЎесть персонажей в поисках автораї (ЂSe personaggi in cerca d'autoreї, 1921), котора€ с огромным успехом с 1922 г. идет на сценах Ћондона и Ќью-…орка. ќднако римска€ премьера этой пьесы, самой попул€рной из 44 пьес драматурга, закончилась скандалом: зрители были оскорблены рассуждени€ми персонажей об относительности добра и истины. ѕремьера пьесы Ђ√енрих IVї (ЂEnrico IVї), по мнению многих критиков Ц вершины творчества ѕ., также состо€лась в 1922 г.

¬ своих зрелых произведени€х ѕ. развивает тему иллюзорности человеческого опыта и непосто€нства личности; его герои лишены посто€нных ценностей, черты их характера размыты. ¬ мире ѕ. личность относительна, а истина Ц лишь то, что происходит в данный момент. ѕисатель срывал со своих персонажей маски, освобождал от иллюзий, придирчиво исследовал их интеллект и личность. ѕ. находилс€ под большим вли€нием теории подсознательного, выдвинутой французским психологом-экспериментатором јльфредом Ѕине. ≈ще в бытность свою преподавателем Ѕоннского университета ѕ. познакомилс€ с работами немецких философов-идеалистов. ¬ нестабильности человеческой психики писатель убедилс€ и на собственном опыте, в течение 15 лет ухажива€ за психически больной женой.

Ћучшие дн€

ƒве жизни ≈лены —оловей
ѕосетило:9995
≈лена —оловей
ѕесн€ посв€щаетс€ мо€...
ѕосетило:5587
¬ладимир “рошин
Ѕьюла Ћуиза √енри: ЂЋеди Ёдисонї
ѕосетило:3163
Ѕьюла Ћуиза √енри

—о временем ѕ. становитс€ не только знаменитым драматургом, но и не менее известным режиссером, осуществл€вшим постановки собственных пьес. ¬ 1923 г. писатель вступает в фашистскую партию и при поддержке ћуссолини создает в –име Ќациональный художественный театр, который в 1925...1926 гг. совершает турне по странам ≈вропы, а в 1927 г. Ц по ёжной јмерике. ¬едуща€ актриса театра, ћарта јбба, становитс€ дл€ драматурга посто€нным источником вдохновени€. Ќесмотр€ на государственные субсидии, театр со временем начинает испытывать серьезные финансовые затруднени€, и в 1928 г. труппа распускаетс€.

ѕо мнению некоторых исследователей, ѕ. вел себ€ с фашистами как соглашатель, приспособленец. ¬ защиту писател€ следует сказать, что он не раз во всеуслышание за€вл€л о своей аполитичности, в р€де случаев выступал с критикой фашистской партии, в св€зи с чем после закрыти€ Ќационального художественного театра у него возникли трудности с постановкой в »талии своих пьес. Ќекоторое врем€ ѕ. живет в ѕариже и Ѕерлине, много путешествует и в 1933 г., по личной просьбе ћуссолини, возвращаетс€ на родину.

¬ 1934 г. ѕ. получает Ќобелевскую премию по литературе Ђза творческую смелость и изобретательность в возрождении драматургического и сценического искусстваї. ¬ своей речи ѕер ’альстрЄм, член Ўведской академии, отметил, что Ђсама€ замечательна€ черта искусства ѕ. заключаетс€ в его почти магической способности сделать из психологического анализа хорошую пьесуї. ¬ ответной речи ѕ. объ€снил свои творческие возможности Ђлюбовью и уважением к жизни, без которых было бы невозможно перенести горькие разочаровани€, т€жкий опыт, жестокие раны и те ошибки невинности, что придают глубину и ценность нашему опытуї.

ѕ. умер в –име 10 декабр€ 1936 г.; согласно его последней воле, похороны проходили без публичной церемонии, прах писател€ был предан земле на его родине в —ицилии.

’от€ новеллы писател€ получили достаточно высокую оценку критики, наибольший вклад в литературу ѕ. внес как драматург, отступивший от традиционной формы и выдвинувший новые темы и проблемы. јмериканский критик ћартин Ёсслин сравнивал вли€ние революционных идей ѕ. в области человеческой психики Ђс вли€нием на физику теории относительности јльберта Ёйнштейнаї, а американский литературовед –оберт Ѕрустайн объ€снил, что общего между новаторскими по духу пьесами ЂЎесть персонажей в поисках автораї, Ђ аждый по-своемуї (ЂCiascuno a suo modoї, 1924) и Ђ—егодн€ мы импровизируемї (ЂQuesta sera si recita a soggettoї, 1930): Ђ¬ этих пьесах приемы реалистического театра, где актеры кажутс€ насто€щими людьми, декорации выдаютс€ за насто€щий дом, а придуманные событи€ Ц за действительно имевшие место, больше не используютс€. “еперь сцена Ц это сцена, актеры Ц это актеры, и даже зрители, которые раньше были молчаливыми свидетел€ми Ђзаговораї, теперь €вл€ютс€ полноправными участниками театрального действаї. ѕо мнению американского критика и режиссера Ёрика Ѕентли, Ђѕ. изобразил борение интеллекта с чувством, переход одного в другое...ї.

“ворчество ѕ. часто рассматривают как итог психологических исканий, начатых в пьесах √енрика »бсена и јвгуста —триндберга. ¬ свою очередь ѕ. оказал вли€ние на таких европейских драматургов, как ∆ан јнуй, ∆ан ѕоль —артр, —эмюэл Ѕеккет, Ёжен »онеско, ∆ан ∆ене. Ѕрустайн говорит о вли€нии ѕ. на ёджина ќ'Ќила, Ёдварда ќлби и √арольда ѕинтера. Ђ»з одного этого перечн€, Ц замечает Ѕрустайн, Ц можно сделать вывод, что ѕ. Ц это один из наиболее вли€тельных драматургов нашего времениї.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јномалии роста: „еловек, бывший карликом и великаном
ѕосетило:10632
јдам –айнер
—инди  роуфорд. Ѕиографи€
ѕосетило:10111
—инди  роуфорд
ќснователь модного дома УKarl LagerfeldФ
ѕосетило:12883
 арл Ћагерфельд

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru