Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћэри ”олстонкрафт

   /   

Mary Wollstonecraft

   /
             
‘отографи€ ћэри ”олстонкрафт (photo Mary Wollstonecraft)
   

ƒень рождени€: 27.04.1759 года
ћесто рождени€: —питалфилдз, ¬еликобритани€
ƒата смерти: 10.09.1797 года
¬еликобритани€
¬озраст: 38 лет

√ражданство: ¬еликобритани€

Ѕиографи€

Ѕританска€ писательница, философ и феминистка XVIII века.

јвтор романов, трактатов, сборника писем, книги об истории ‘ранцузской революции, книги о воспитании и детской книги. ”олстонкрафт известна своим эссе Ђ«ащита прав женщиныї (1792), в котором она утверждает, что женщины не €вл€ютс€ существами, сто€щими на более низкой ступени развити€ по отношению к мужчинам, но кажутс€ такими из-за недостаточного образовани€. ќна предлагает рассматривать и мужчин и женщин как разумных существ и представл€ет общественный строй, основанный на разуме.

16.04.2009

”олстонкрафт родилась 27 апрел€ 1759 года в лондонском районе —питалфилдз. ≈Є отец растратил состо€ние семьи, участву€ в различных спекул€ци€х, и из-за т€желого финансового положени€ ”олстонкрафтам приходилось часто переезжать. ѕозднее отец заставил ћэри отказатьс€ от той части денег, которые она унаследовала бы по достижении совершеннолети€.  роме того, глава семьи пил и часто избивал свою жену. ¬ юности ћэри ложилась спать р€дом с дверью в спальню матери, чтобы защитить еЄ. Ќа прот€жении всей своей жизни ћэри имела сильное вли€ние на сестЄр Ч Ёверину и Ёлизу. “ак, например, в 1784 году убедила Ёлизу, страдавшую от послеродовой депрессии, оставить мужа и младенца. ѕрезира€ общеприн€тые нормы, ћэри подготовила всЄ, чтобы сестра могла бежать. ѕодобный поступок был немыслим в то врем€: Ёлиза не смогла более вступить в брак и, потер€в все средства к существованию, была вынуждена работать за гроши.

ћэри ”олстонкрафт фотографи€
ћэри ”олстонкрафт фотографи€

ћолодость ”олстонкрафт была отмечена дружбой с двум€ женщинами. ѕервой была ƒжейн јрден (англ. Jane Arden) из Ѕеверли. ќни часто читали книги вместе и посещали лекции отца јрден, философа-самоучки. ”олстонкрафт наслаждалась интеллектуальной атмосферой семьи јрден, высоко ценила свою дружбу с ƒжейн и даже относилась к подруге собственнически. ќна писала ƒжейн: Ђ” мен€ сформировалось романтическое понимание дружбыЕ я немного своеобразна в своих представлени€х о любви и дружбе; € должна занимать либо первое место, либо никакогої[4]. ¬ некоторых письмах отчЄтливо прослеживаютс€ эмоциональное непосто€нство и склонность к депрессии, преследовавшие ћэри в течение всей жизни.

¬торой и гораздо более важной была дружба с ‘энни Ѕлад (Fanny Blood), котора€, как утверждала ћэри ”олстонкрафт, способствовала расширению еЄ кругозора. Ќесчастна€ в семейной жизни, ”олстонкрафт покинула родительский дом в 1778 году и поступила в компаньонки к —аре ƒоусон, вдове, жившей в Ѕате. ”олстонкрафт пришлось нелегко на службе у женщины с т€жЄлым характером, но полученный опыт впоследствии очень помог в работе над Ђћысл€ми об образовании дочерейї (1787). ¬ 1780 году ћэри вернулась домой, чтобы ухаживать за умирающей матерью а после смерти матери оставила службу и уехала к Ѕладам. ¬ течение двух лет, проведЄнных с Ѕладами, ”олстонкрафт пон€ла, что идеализировала ‘энни, котора€ придерживалась традиционных женских ценностей. Ќо ”олстонкрафт всегда оставалась преданной ‘энни и еЄ семье.

— Ѕлад она мечтала о жизни в Ђженской утопииї: девушки планировали вместе снимать комнаты и поддерживать друг друга эмоционально и материально, что, однако, было неосуществимо из-за недостатка средств. „тобы заработать на жизнь, ”олстонкрафт, еЄ сЄстры и ‘энни Ѕлад организовали школу в Ќьюингтон-√рин (Newington Green), диссентерской коммуне. Ѕлад вскоре обручилась и, после заключени€ брака, еЄ муж Ч ’ью —кейз Ч увез еЄ в ≈вропу на лечение. Ќесмотр€ на это, здоровье Ѕлад ухудшилось ещЄ сильнее после беременности. ¬ 1785 году ”олстонкрафт оставила школу, уехала к подруге, чтобы ухаживать за ней, но вскоре ‘энни умерла. ѕосле отъезда ћэри школа в Ќьюингтон-√рин закрылась. —мерть Ѕлад оказала сильнейшее вли€ние на ”олстонкрафт и вдохновила на создание первого романа Ђћэриї (1788).

Ђѕерва€ нового родаї

ѕосле смерти Ѕлад друзь€ ”олстонкрафт помогли ей получить должность гувернантки дл€ дочерей англо-ирландской семьи  ингсборо в »рландии. ќтношени€ ”олстонкрафт с леди  ингсборо не сложились но девочки обожали свою гувернантку. ћаргарет  инг позже сказала, что ”олстонкрафт Ђосвободила еЄ от всех предрассудковї. ¬печатлени€ от работы в семье  ингсборо вошли в единственную детскую книгу ”олстонкрафт Ђќригинальные рассказы из действительностиї (1788).

–азочарованна€ ограниченным выбором, открытым дл€ женщины в современном ей обществе (размышлени€ на эту тему нашли отражение в главе Ђћыслей об образовании дочерейї, названной ЂЌеудачна€ ситуаци€ женщин, модно образованных, и оставленных без состо€ни€ї), ћэри оставила работу гувернантки и начала карьеру писательницы. Ёто был смелый шаг, так как в то врем€ женщине сложно было заработать на жизнь писательским трудом.  ак ћэри писала сестре Ёверайне в 1787 году, она пыталась стать Ђпервой из нового родаї. — помощью либерального издател€ ƒжозефа ƒжонсона ”олстонкрафт нашла в Ћондоне жильЄ и работу. —ам ƒжонсон стал дл€ ћэри намного большим, чем просто другом Ч в своих письмах она называла его отцом и братом. ¬ыучив французский и немецкий €зыки, ”олстонкрафт зан€лась переводами, среди которых наиболее известны Ђќ важности религиозных мненийї ∆ака Ќеккера и ЂЁлементы этики дл€ использовани€ детьмиї ’ристиана √оттхильфа «альцмана. ќна также писала рецензии Ч в основном, на романы дл€ периодического издани€ ƒжонсона Ђјналитического обзораї. ≈Є кругозор расшир€лс€ не только благодар€ чтению, необходимому дл€ работы критика, но также и благодар€ люд€м, с которыми она встречалась. ”олстонкрафт посещала известные обеды ƒжонсона, где познакомилась с радикальным памфлетистом “омасом ѕейном и философом ”иль€мом √одвином. ѕосле первой встречи √одвин и ”олстонкрафт были разочарованы друг в друге: √одвин приехал, чтобы послушать ѕейна, но ”олстонкрафт нападала на него весь вечер, не соглаша€сь почти по любому вопросу.

¬ Ћондоне у ”олстонкрафт зав€зались романтические отношени€ с художником √енри ‘юсли. ќна писала, что восхищалась его гением, Ђвеликолепием его души, живым умом и оба€ниемї. ‘юсли был женат, и ”олстонкрафт предложила платонический тройственный союз ему и его жене. —упруга ‘юсли была потр€сена таким предложением, а сам ‘юсли прекратил все отношени€ с ”олстонкрафт. ѕосле разрыва она уехала во ‘ранцию, так как желала забыть непри€тную историю, а, кроме того, хотела поучаствовать в революционных событи€х, прославленных ею в недавней Ђ«ащите прав человекаї (1790). Ёто эссе было создано в ответ на консервативный критический анализ французской революции в книге Ђ–азмышлени€ о ‘ранцузской революцииї Ёдмунда ЅЄрка, и неожиданно сделало писательницу известной. ≈Є сравнивали с такими ведущими светилами мира литературы, как богослов и проповедник ƒжозеф ѕристли и “омас ѕейн, чь€ книга Ђѕрава человекаї (1791) оказалась самым попул€рным ответом на выпады ЅЄрка. »деи ѕейна из Ђѕрав человекаї получили развитие в самой знаменитой работе ”олстонкрафт Ђ«ащита прав женщиныї (1792).

Ћучшие дн€

–удольфо ¬алентино. Ѕиографи€
ѕосетило:7138
–удольфо ¬алентино
¬ладимир ћа€ковский: –еволюци€, любовь, смерть
ѕосетило:6760
¬ладимир ћа€ковский
–елиги€ и рок
ѕосетило:6466
ѕетр ћамонов

‘ранци€ и √ильберт »млей

¬ декабре 1792 года ”олстонкрафт приехала в ѕариж. «а четыре мес€ца до этого монархи€ во ‘ранции была уничтожена, началс€ судебный процесс над Ћюдовиком XVI, в стране разворачивалс€ революционный террор. ћэри присоединилась к кругу британских подданных (среди них была и ’елен ћарай€ ”иль€мс), находившихс€ в столице ‘ранции. “олько что написав Ђ«ащиту прав женщиныї, ”олстонкрафт была полна решимости претворить свои идеи в жизнь. ќна познакомилась с американским авантюристом √ильбертом »млеем, в чьем лице нашла идеального геро€. ќтрицавша€ до того сексуальную составл€ющую любовных отношений, она страстно влюбилась в »мле€. 14 ма€ 1794 года ћэри родила своего первого ребЄнка Ч ‘энни, названную так в честь близкой подруги. ”олстонкрафт была вне себ€ от радости; она написала другу: Ђћо€ маленька€ девочка начинает сосать настолько ћ”∆≈—“¬≈ЌЌќ, что еЄ отец нахально утверждает, будто она напишет вторую часть Дѕрав женщиныУї. Ќесмотр€ на бытовые т€готы и опасности революционного террора, ”олстонкрафт продолжала активно писать. Ќаход€сь в √авре в северной ‘ранции, она описала историю ранней революции в книге Ђ»сторический и моральный взгл€д на французскую –еволюциюї, изданной в Ћондоне в декабре 1794 года.

“ем временем политическа€ ситуаци€ ухудшалась: ¬еликобритани€ объ€вила войну ‘ранции, британские граждане, наход€щиес€ во ‘ранции как подданные враждебной страны, оказались в большой опасности. „тобы оградить от преследований ”олстонкрафт, »млей формально зарегистрировал еЄ в 1793 году как свою жену. Ќа самом деле брак между ними так и не был заключЄн. ћногие из друзей ”олстонкрафт (в том числе “омас ѕейн), были арестованы, некоторые казнены. —Єстры ”олстонкрафт были уверены, что она заключена в тюрьму. ¬озврат€сь в јнглию, ”олстонкрафт продолжала называть себ€ даже в кругу родных Ђгоспожой »млейї, чтобы еЄ дочь не прослыла незаконнорождЄнной.

»млей же охладел к ћэри, котора€ была целиком поглощена домом и дочерью, и вскоре оставил еЄ. ќн обещал вернутьс€ в √авр, куда ”олстонкрафт уехала рожать, но его длительное отсутствие и редкие письма в ответ на страстные призывы убедили ћэри в том, что »млей неверен. ѕисьма к нему в тот период полны уговоров и жалоб, которые большинство критиков объ€сн€ют глубоким унижением женщины, а другие Ч окружавшей обстановкой: ”олстонкрафт была оставлена одна с ребЄнком в центре революционных событий.

јнгли€ и ”иль€м √одвин

¬ поисках »мле€ ”олстонкрафт вернулась в Ћондон в апреле 1795 года, но тот окончательно разорвал отношени€. ¬ мае 1795 года она попыталась совершить самоубийство, веро€тно, с помощью настойки опи€, но »млей спас еЄ жизнь (не€сно, как именно). Ќаде€сь вернуть его прив€занность, ”олстонкрафт одна, с маленькой дочерью и горничной, совершила путешествие в —кандинавию, чтобы от имени »мле€ провести деловые переговоры и поправить его финансовое положение. ќна описывала свои впечатлени€ в письмах-размышлени€х, адресованных »млею; больша€ их часть была издана в 1796 году отдельной книгой Ђѕисьма, написанные в Ўвеции, Ќорвегии и ƒанииї.

ƒождливой ночью перед тем, как броситьс€ в “емзу, она долго бродила по улицам, Ђчтобы ут€желить одежду водойї. —лучайный прохожий спас еЄ. ”олстонкрафт считала свою попытку самоубийства не актом отча€ни€, а продуманным поступком: Ђћне только приходитс€ сетовать на то, что когда горечь смерти прошла, € была жестоко возвращена в жизнь и страдание. Ќо твЄрдое намерение не может быть расстроено разочарованием, и € не позволю считать отча€нной попыткой то, что было одним из самых спокойных действий разума. ¬ этом отношении € ответственна только перед самой собой. ≈сли бы € беспокоилась о том, что называют репутацией, именно другими обсто€тельствами € была бы обесчещенаї.

„ерез некоторое врем€ ”олстонкрафт вернулась к жизни, возобновила св€зи с кругом ƒжозефа ƒжонсона, особенно с ћэри ’ейс, Ёлизабет »нчбалд, —арой —иддонс, ”иль€мом √одвином и снова зан€лась литературой. ѕостепенно отношени€ √одвина и ”олстонкрафт переросли в страстный роман. √одвин прочЄл еЄ Ђѕисьма, написанные в Ўвеции, Ќорвегии и ƒанииї и позже писал: Ђ≈сли когда-либо была книга, рассчитанна€ на то, чтобы сделать мужчину влюблЄнным в автора, вот это, мне кажетс€, та книга. ќна говорит о своих печал€х так, что заполн€ет нас меланхолией и раствор€ет в нежности, в то же врем€ она про€вл€ет гениальность, вызыва€ наше восхищениеї. ќни поженились 29 марта 1797 года, чтобы узаконить ребЄнка, которого ждала ћэри. “огда открылось, что ”олстонкрафт никогда не была замужем за »млеем. »з-за этого брака от супругов √одвин отвернулись некоторые из их знакомых. ћногие обвин€ли √одвина в непоследовательности: в философском трактате Ђѕолитическа€ справедливостьї он выступал за отмену института брака, в жизни же св€зал себ€ узами супружества. —охран€€ каждый свою независимость, муж и жена поселились в двух смежных домах, известных под названием ћногоугольник. —упруги часто обменивались письмами. ѕо всеобщему мнению, это были счастливые и прочные, хот€ трагически короткие отношени€.

—мерть и Ђћемуарыї √одвина

30 августа 1797 года ”олстонкрафт родила вторую дочь Ч ћэри. ’от€ вначале казалось, что роды прошли нормально, у матери началось внутриматочное заражение (во врем€ родов часть плаценты не вышла и послужила причиной начала болезни), что было обычным €влением в XVIII веке. 10 сент€бр€ после нескольких дней мучений ”олстонкрафт умерла от сепсицемии. √одвин был опустошЄн: он написал другу “омасу ’олкрофту: Ђя твердо верю, ровни ей в мире не существует. я знаю по опыту, что мы были созданы, чтобы сделать друг друга счастливыми. ” мен€ нет никакой надежды, что € могу оп€ть когда-либо познать счастьеї. ќна была похоронена на кладбище старой церкви св€того ѕанкрати€, там же ей поставлен пам€тник. ѕозднее останки еЄ и √одвина были перевезены в Ѕорнмут. Ќа надгробной плите значитс€: Ђћэри ”олстонкрафт √одвин, автор эссе Д«ащита прав женщиныУ: родилась 27 апрел€ 1759 г., умерла 10 сент€бр€ 1797 г.ї.

¬ €нваре 1798 года √одвин издал свои Ђћемуары об авторе Д«ащиты прав женщиныУї. ’от€ √одвин изобразил жену с любовью, состраданием и искренностью, многие читатели были шокированы тем, что он рассказал о внебрачных дет€х ”олстонкрафт, еЄ любовных св€з€х и попытках самоубийства. –омантический поэт –оберт —аути обвинил его в Ђнедостатке чувств и в раздевании мЄртвой жены донагаї. Ђћемуарыї √одвина изображают ”олстонкрафт как женщину со скептическим отношением к религии (большим, чем можно было судить по еЄ произведени€м); личность, способную испытывать глубокие чувства, готовую к сопереживанию и в то же врем€ рациональную.

Ќаследие

ѕо определению историка  оры  аплан, ”олстонкрафт оставила Ђстранноеї наследство Ђдл€ автора-активиста, искусного во многих жанрах [Е] ¬плоть до последней четверти века жизнь ”олстонкрафт вызывала более значительный интерес, чем еЄ творчествої. ѕод воздействием Ђћемуаровї √одвина в обществе на целое столетие сформировалось негативное отношение к ”олстонкрафт. ћарай€ Ёджуорт вывела писательницу в образе Ђкапризнойї √арриет ‘рик в романе ЂЅелиндаї (1801). ¬след за ней и другие романисты: ћэри ’ейз, Ўарлот —мит, ‘анни Ѕерни и ƒжейн ”эст, жела€ преподать Ђморальный урокї своим читател€м, создали р€д подобных персонажей. »сследователь жизни и творчества ”олстонкрафт ¬ирджини€ —апиро отмечает, что лишь очень немногие в XIX веке читали и изучали еЄ произведени€, поскольку господствовало мнение, Ђчто женщина, обладающа€ чувством собственного достоинства, не должна [их] читатьї. ≈два ли не единственной первой феминисткой, на которую оказали вли€ние работы ”олстонкрафт была Ћукреци€ ћотт. —огласно Ўапиро, Ђнет никаких сведений, что кто-нибудь из тех, кто играл ключевую роль в женской истории или феминизме, кроме Ћукреции ћотт, всерьЄз читал работы ”олстонкрафт после еЄ смерти до XX векаї. Ћишь когда началось современное феминистское движение, такие разные по своим политическим убеждени€м женщины, как ¬ирджини€ ¬улф и Ёмма √ольдман обратили внимание на личность ”олстонкрафт и выразили восхищение еЄ Ђжизнеными экспериментамиї (определение ¬улф в известном эссе). ћногие, однако, продолжали осуждать образ жизни ”олстонкрафт, и значение еЄ произведений всЄ ещЄ игнорировались.

“олько с по€влением научной феминистской критики в 1960-х и 1970-х годах труды ”олстонкрафт наконец были признаны основополагающими дл€ данного вопроса. »х судьба отразила судьбу самого феминистского движени€. ¬ начале 1970-х годов были изданы шесть крупных биографий ”олстонкрафт, представл€ющих еЄ Ђстрастную жизнь в приложении к еЄ радикальным и рационалистическим намерени€мї. »сторики смотрели на ”олстокрафт как на парадоксальную, но всЄ же интригующую фигуру, не придерживающуюс€ версии феминизма 1970-х годов, где лична€ жизнь св€зана с политической жизнью. ¬ 1980-х и 1990-х годах по€вилась ещЄ одна концепци€ ”олстонкрафт, описывающа€ еЄ ещЄ как существо своего времени. “акие учЄные, как  лауди€ ƒжонсон, √эри  елли, и ¬ирджини€ —апиро, указывали на св€зь между мыслью ”олстонкрафт и другими важными иде€ми XVIII века о чувствах, экономике и политической теории.

¬ последние годы произведени€ ”олстонкрафт воздействовали на феминизм вне научного сообщества. ј€ан ’ирси јли, феминистка, критически относ€ща€с€ к мусульманским взгл€дам на женщин, процитировала памфлет Ђѕрава женщинаї в своей автобиографии и написала, что была Ђвдохновлена ћэри ”олстонкрафт, первой открывшей женщинам, что они способны рассуждать, как мужчины, и заслуживают тех же самых правї.

√лавные произведени€

”чебные произведени€

¬ большинстве ранних произведений ”олстонкрафт обращаетс€ к вопросу образовани€. ќна собрала Ђ∆енскую хрестоматиюї Ч антологию литературных отрывков Ђдл€ совершенствовани€ молодых женщинї Ч и перевела две детские книги: Ђћолодой √рандисонї (англ. Young Grandison) ћарии √ертрЄйды ван де ¬еркен де  амбон и Ђќсновы нравственностиї (Elements of Morality)  ристиана √отхилфа «альцмана. » в книге Ђ–азмышлени€ об образовании дочерейї (1787), и в книге дл€ детей Ђќригинальные рассказы из реальной жизниї (1788) ”олстонкрафт поддерживает идею воспитани€ детей в духе зарождающегос€ среднего класса, цен€щего самодисциплину, честность, бережливость и социальную удовлетворЄнность. ќбе книги также подчеркивают важность развити€ детского разума; здесь ”олстонкрафт близки идеи философа XVII века ƒжона Ћокка. ќднако значительное внимание, удел€емое религиозной вере и чувствам, отличает еЄ труд от труда Ћокка и св€зывает это произведение с сенсуализмом, попул€рными в конце XVIII века. ќба текста также поддерживают образование женщин Ч тема, котора€ вызывала в то врем€ €ростные споры и к которой писательница будет обращатьс€ не раз в течение всей последующей жизни (особенно в Ђ«ащите прав женщиныї). ”олстонкрафт утверждает, что образованные женщины будут хорошими женами и матер€ми и в конечном счЄте способствуют благу государства.

Ђ«ащита прав человекаї (1790)

»зданна€ в ответ на книгу Ёдмунда ЅЄрка Ђ–азмышлени€ о революции во ‘ранцииї (1790) Ч защиту конституционной монархии, аристократии и англиканской церкви Ч Ђ«ащита прав человекаї (1790) ”олстонкрафт подвергает критике на аристократию и поддерживает республиканцев. Ёто было первым ответом на Ђ–азмышлени€Еї ЅЄрка в войне брошюр, ставшей впоследствии известной как Ђ—пор о революцииї, в котором трактат “омаса ѕейна Ђѕрава человекаї (1792) стал призывом к действию дл€ реформаторов и радикалов.

”олстонкрафт осуждала не только монархию и наследственные привилегии, но также и €зык, который ЅЄрк использовал, чтобы отсто€ть свои консервативные убеждени€. ¬ известном отрывке из Ђ–азмышленийї ЅЄрк сокрушалс€: Ђя думал, что дес€ть тыс€ч мечей должны были бы выпрыгнуть из ножен, чтобы отомстить даже за взгл€д, угрожавший ей [ћарии-јнтуанетте] оскорблением. Ќо века рыцарства больше нетї. Ѕольшинство противников ЅЄрка видело лишь театральную жалость к французской королеве Ч жалость, котора€, по их мнению, не учитывала взгл€ды народа. ”олстонкрафт была уникальна в критике бЄрковского понимани€ предназначени€ женщины. ѕереопредел€€ возвышенное и прекрасное, Ч термины, разработанные ЅЄрком в трактате Ђ‘илософское исследование относительно возникновени€ наших пон€тий о возвышенном и прекрасномї (1756), Ч она подорвала его риторику и аргументы. ќн св€зывал прекрасное со слабостью и женственностью, а возвышенное Ч с силой и мужественностью. ”олстонкрафт повернула эти определени€ против него, утвержда€, что театральность превращает читательниц ЅЄрка Ч граждан Ч в слабых женщин, которыми руководит лишь видимость. ¬ своЄм первом откровенно феминистском критическом анализе, который по мнению исследовательницы ”олстонкрафт  лаудии Ћ. ƒжонсон остаетс€ не превзойденным по силе аргументов, ”олстонкрафт обвин€ет ЅЄрка в защите неравного общества, основанного на пассивности женщин.

¬ своих аргументах за республиканскую добродетель, она противопоставл€ет зарождающийс€ дух среднего класса порочной (по еЄ мнению) системе нравов аристократии. ”олстонкрафт находилась под вли€нием идей ѕросвещени€, верила в прогресс и высмеивала ЅЄрка за то, что он полагалс€ на традицию и обычай. ќна приводит доводы в пользу рациональности, указыва€, что система ЅЄрка привела бы к продолжению рабства, просто потому что была наследственной традицией. ќна описывает идиллическую деревенскую жизнь, в которой кажда€ семь€ может иметь ферму, удовлетвор€ющую только еЄ потребност€м. ”олстонкрафт противопоставл€ет свою утопическую картину общества, описанную с помощью того, что она называла подлинным чувством, ложному чувству ЅЄрка.

“рактат Ђѕрава человекаї был первой открыто политической, а также первой феминистской работой ”олстонкрафт. ѕо мнению ƒжонсон, Ђкажетс€, что при написании поздних частей трактата Дѕрава человекаУ она нашла предмет, которым будет заниматьс€ всю остальную часть своей карьерыї. »менно это сочинение принесло ей известность.

Ђ«ащита прав женщиныї (1792)

Ђ«ащита прав женщиныї Ч одна из самых ранних работ феминистской философии. ¬ своем трактате ”олстонкрафт пишет, что женщины должны получать образование, соразмерное с их положением в обществе. «атем она переопредел€ет это положение, утвержда€, что женщины необходимы нации, потому что воспитывают детей и могут быть мужь€м Ђтоварищамиї, а не простыми жЄнами. ¬место того, чтобы видеть в женщинах бесполезное украшение общества или собственность, приобретЄнную в браке, ”олстонкрафт считает, что они заслуживают такие же права, как и мужчины. Ѕольша€ часть Ђѕрав женщиныї посв€щена полемике с авторами книг по поведению (ƒжеймсом ‘ордайсом и ƒжоном √регори) и философами (в том числе с ∆ан-∆аком –уссо), которые считали, что женщинам образование необ€зательно. –уссо утверждает в книге ЂЁмильї (1762), что женщины должны быть образованы дл€ удовольстви€ мужчин.

ѕо мнению ”олстонкрафт, в насто€щее врем€ большинство женщин глупы и поверхностны (Ђспаниелиї и Ђигрушкиї) не из-за врождЄнного недостатка ума, а скорее потому, что мужчины закрыли им доступ к образованию. ”олстонкрафт сосредотачиваетс€ на объ€снении ограничений, сто€щих перед женщинам из-за несовершенства образовани€: Ђќбученный с младенчества, что красота Ч скипетр женщины, ум приспосабливаетс€ к телу и, брод€ вокруг своей позолоченной клетки, стремитс€ только украсить тюрьмуї. ќна подразумевает, что женщины могли бы достичь большего, если бы с раннего возраста всЄ их внимание не было бы направлено на красоту и внешний лоск.

≈Є неоднозначные утверждени€ относительно равенства полов мешают безоговорочно отнести ”олстонкрафт к феминисткам в современном пон€тии (тем более, что определение Ђфеминизмї по€вилось позднее).

Ќаиболее жЄсткой критике в своей статье ”олстонкрафт подвергла ложную и чрезмерную чувствительность, особенно у женщин. ќна пишет, что женщины, поддающиес€ чувствительности, Ђдвижимы любым мгновенным порывом чувстваї и, будучи Ђдобычей своих чувствї, не могут мыслить рационально. ”олстонкрафт утверждает, что они причин€ют вред не только себе, но и всей цивилизации: не помогут развитию цивилизации (попул€рна€ иде€ в XVIII веке), наоборот, они уничтожат еЄ. ”олстонкрафт не считает, что разум и чувства должны существовать независимо друг от друга; скорее они должны дополн€ть друг друга.

¬ дополнение к своим основным философским аргументам ”олстонкрафт предлагает определЄнный образовательный план. ¬ двенадцатой главе книги Ђѕрава женщиныї Ч Ђќ национальном образованииї Ч она утверждает, что всех детей нужно посылать в Ђдеревенскую дневную школуї. ƒети также должны получать начальное образование дома, Ђчтобы взрастить любовь к дому и семейным удовольстви€мї. ќна также считает, что обучение должно быть совместное, так как мужчины и женщины, браки которых €вл€ютс€ Ђцементом обществаї, должны быть Ђобразованы по единому образцуї.

”олстонкрафт обращаетс€ к среднему классу, описанному ей как Ђсамое естественное состо€ниеї. ¬о многом книга Ђѕрава женщиныї выражает буржуазные представлени€ о мире поощр€ет скромность и предприимчивость среднего класса, нападает на бесполезность аристократии. ¬месте с тем, ”олстонкрафт в государственном плане по образованию предлагает по достижении дев€тилетнего возраста бедных, за исключением показывающих блест€щие успехи, отдел€ть от богатых детей и учить в других школах.

–оманы

¬ своих романах ”олстонкрафт критикует патриархальный, по еЄ мнению, институт брака и его вредное воздействие на женщин. ¬ первом романе, Ђћэриї (англ. Mary: A Fiction, 1788), героин€ вынуждена по материальным причинам вступить в брак без любви; она компенсирует своЄ желание любви и прив€занности вне брака двум€ страстными романтическими отношени€ми: дружбой с женщиной и любовью к мужчине. Ќеоконченный роман Ђћарай€, или «аблуждени€ женщиныї (Maria; or, The Wrongs of Woman, 1798), изданный посмертно, считаетс€ самой радикально-феминистской работой ”олстонкрафт. ƒействие разворачиваетс€ вокруг женщины, заключЄнной мужем в сумасшедший дом.  ак и ћэри, ћарай€ тоже находит удовлетворение вне брака в романе с Ђсокамерникомї и в дружбе с одним из санитаров. ¬ романах ”олстонкрафт нет описани€ успешного брака, как в трактате Ђ«ащита прав женщиныї. ¬ конце Ђћэриї героин€ уходит в единственно счастливый мир в еЄ глазах Ч Ђв тот мир, где нет ни брака, ни необходимости в него вступатьї.

ќба произведени€ касаютс€ также идеи чувствительности Ч этики и эстетики, ставшей попул€рной в конце XVIII века. Ђћэриї €вл€етс€ сентиментальным романом, и ”олстонкрафт пытаетс€ подорвать сами основы жанра Ч философию, вред€щую женщинам, потому что она поощр€ет их слишком полагатьс€ на эмоции. ¬ романе Ђ«аблуждени€ женщиныї потворство героини романтическим фантази€м, тайным любовным отношени€м, кажетс€ особенно вредным.

ќтношени€ между женщинами €вл€ютс€ центральными в обоих романах, но дружба ћарайи и ƒжемаймы, еЄ служанки, Ч имеет большое значение дл€ истории литературы. Ёта дружба между женщинами высшего и низшего сослови€, основанна€ на сочувственной св€зи материнства, €вл€етс€ одним из важных этапов в истории феминистской литературы, знаком того, что женщины из разных классов имеют общие интересы просто потому, что родились женщинами.

ѕисьма, написанные в Ўвеции, Ќорвегии и ƒании (1796)

—обрание Ђѕисем, написанных в Ўвеции, Ќорвегии и ƒанииї Ч глубоко личный сборник путевых заметок. Ёти двадцать п€ть писем охватывают широкий круг тем: социальные размышлени€ о —кандинавии и еЄ народах, философские вопросы, отношени€ с »млеем (в тексте его им€ не называетс€). »спользу€ риторику возвышенного, ”олстонкрафт исследует отношени€ между собственной личностью и обществом. ќтража€ сильное вли€ние –уссо, Ђѕисьма, написанные в Ўвеции, Ќорвегии и ƒанииї развивают темы, подн€тые в его книге Ђѕрогулки одинокого мечтател€ї (1782): ЂЕпоиск источника человеческого счасть€, стоическое отклонение материальных товаров, экстатическое объ€тие природы и существенную роль чувства в пониманииї. ќднако, в то врем€ как –уссо в конечном счЄте противостоит обществу, ”олстонкрафт превозносит институт семьи и технический прогресс.

”олстонкрафт поддерживает субъективный опыт, особенно в том, что касаетс€ природы, исследу€ св€зи между возвышенным и чувствительностью. ћногие из писем описывают захватывающий пейзаж —кандинавии и желание автора создать эмоциональную св€зь с этим естественным миром. “аким образом, здесь она придаЄт большее значение воображению, чем в предыдущих трудах.  ак всегда, ”олстонкрафт защищает освобождение и образование женщин. ќднако, в отличие от более ранних работ, она иллюстрирует губительное вли€ние духа торговли на общество, противопоставл€€ художественную св€зь с миром материальных св€зей, перенос€ это на свои отношени€ с »млеем.

—борник Ђѕисьма, написанные в ЎвецииЕї был самой попул€рной книгой ”олстонкрафт в 1790-х годах. ќн хорошо продавалс€ и получил положительные рецензии от большинства критиков. ѕро него √одвин написал, что эта книга рассчитана на то, Ђчтобы влюбить мужчину в писательницуї. ѕисьма оказали вли€ние на романтических поэтов, например, на ”иль€ма ¬ордсворта и —амюэл€ “эйлора  ольриджа, которые использовали схожие темы и эстетику.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

 оролева спринта
ѕосетило:17838
Ћюдмила  ондратьева
'„еловек, который сам себ€ сделал'
ѕосетило:11848
√енри ‘орд
ћастер визуальных эффектов
ѕосетило:10142
–идли —котт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru