Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

’арри ћартинсон

   /   

Harry Martinson

   /
             
‘отографи€ ’арри ћартинсон (photo Harry Martinson)
   

ƒень рождени€: 06.05.1904 года
ћесто рождени€: …емсхЄг, Ўвеци€
ƒата смерти: 11.02.1978 года
ћесто смерти: —токгольм,  анада
¬озраст: 73 года

√ражданство: Ўвеци€

Ѕиографи€

Ўведский писатель, Ќобелевска€ преми€ по литературе, 1974 г.

Ўведский поэт, прозаик, эссеист и журналист ’арри Ёдмунд ћартинсон родилс€ в …емсхЄге, в провинции Ѕлекинг на юге Ўвеции. ≈го отец, ћартин ќлофссон, капитан дальнего плавани€, умер, когда мальчику было всего 6 лет. ¬скоре после этого мать бросила ’арри и шестерых его сестер и эмигрировала в јмерику, а дети были отданы в приют, причем один из самых бедных.

24.05.2007

ƒетские годы ћ. провел в различных воспитательных домах, из которых часто убегал. ¬ конце первой мировой войны, еще подростком, ’арри отправл€етс€ в √Єтеборг, где устраиваетс€ юнгой на корабль. — 1920 по 1927 г. он работал кочегаром и матросом, сменив 14 кораблей. „асто он убегал с корабл€ в портах »ндии,  ита€ и ёжной јмерики, работал там портовым рабочим или просто брод€жничал. “уберкулез, от которого ћ. впоследствии вылечилс€, вынудил его в конце концов бросить брод€чую жизнь. –асставшись с морем, ћ. начинает писать стихи.

¬ 1929 г. ћ. женилс€ на писательнице ћоа Ўварц, котора€ была старше его на 14 лет. ¬ этом же году он выпускает поэтический сборник Ђ орабль-призракї (ЂSpokskeppї), наве€нный  иплингом с его Ђ—емью мор€миї, а также стихами шведского критика и поэта-модерниста јртура Ћундквиста. ’от€ в стихах ћ., включенных в антологию Ђѕ€ть молодыхї (ЂFern Ungaї), тоже чувствовалось вли€ние  иплинга, ”олта ”итмена,  арла —эндберга и Ёдгара Ћи ћастерса, критика сочла их более самосто€тельными, чем стихотворени€ из первого сборника.

ѕосле выхода в свет сборника Ђ очевникї (ЂNomadї, 1931), содержавшего первые по-насто€щему зрелые лирические стихотворени€, написанные белым стихом, за ћ. закрепилась репутаци€ подающего надежды поэта. » хот€ пуристы встретили в штыки нетрадиционный поэтический €зык и синтаксис Ђ очевникаї, многие критики были поражены их свежестью и поразительно богатой образностью. јмериканский поэт и критик јльрик √устафсон объ€сн€ет усложненность, экспериментальный характер поэзии ћ. Ђнеспособностью привычного €зыка выразить силу и многозначность впечатлений поэтаї. “ематически Ђ очевникї, Ђ—овременна€ лирикаї (ЂModern lyrikї, 1931) и Ђѕриродаї (ЂNaturї, 1934) восход€т к примитивизму. „ерез многие стихи этих сборников проходит мысль о добром начале, заложенном в природе, и благородстве простого труженика, которые противопоставл€ютс€ порокам современного общества. ќбраз беззаботного брод€ги присутствует в путевых очерках ћ. Ђѕутешестви€ без целиї (ЂResor utan malї, 1932), Ђћыс прощань€ї (Ђ ар Farval!ї, 1933). Ёти очерки были неплохо прин€ты критикой. Ћондонский критик из Ђƒейли мейлї сравнил Ђћыс прощань€ї с ЂЌегром с "Ќарсисса"ї ƒжозефа  онрада.

ѕосле путевых очерков ћ. пишет свой первый роман Ђ рапива цвететї (ЂNasslorna blommaї, 1935), наве€нный воспоминани€ми своего т€желого сиротского детства. „ерез год после первого романа последовал второй, Ђѕуть в жизньї (ЂVagen utї, 1936), где описываютс€ юношеские годы ћ. Ќесмотр€ на все перенесенные писателем трудности, эти романы, автобиографические по материалу и образные по духу, были совершенно лишены горечи. ¬ конце 30-х гг. ћ. выпускает три тома различных по стилю и по содержанию статей о природе, где вновь противопоставл€ет естественный, невинный мир природы неумолимости, черствости индустриального века.

¬ 1934 г. ћ. вместе с женой едет в —оветский —оюз, где принимает участие в работе I съезда писателей. ¬печатлени€ его о –оссии были не самые отрадные.  огда же в 1939 г. началась советско-финл€ндска€ война, он записалс€ в шведский добровольческий корпус, но вынужден был вскоре демобилизоватьс€ по состо€нию здоровь€. Ќаход€сь на излечении, ћ. пишет очерк Ђѕравда против смертиї (ЂVerklighet till dodsї, 1940), в котором звучит призыв к борьбе против тоталитаризма в ≈вропе. ¬ этом же, 1940 г. ћ. развелс€ с женой.

’от€ во врем€ второй мировой войны и в годы, ей предшествующие, ћ. находилс€ в состо€нии депрессии, стихи из сборника Ђѕассатї (ЂPassadї, 1945) исполнены сосредоточенного спокойстви€.  ак и в стихах прежних лет, в Ђѕассатеї много говоритс€ о путешестви€х, странстви€х Ц только на сей раз духовных. ¬етер пассат, как объ€сн€л сам ћ., Ц это символ человеческого разума и стремлени€ человека к свободному выражению своей личности.

  самым значительным послевоенным произведени€м ћ. относ€тс€ роман Ђƒорога в  локрикеї (ЂVagen till Klockrikeї, 1948) и эпическа€ поэма Ђјниара. ќ человеке, времени и пространствеї (ЂAniara: En revy om manniskan i tid och rumї, 1956). ¬ романе Ц книге довольно аморфной Ц повествуетс€ о приключени€х пожилого брод€ги Ѕолле, который путешествует по Ўвеции. Ётот роман, написанный в духе народной легенды, был хорошо прин€т в англо€зычных странах, несмотр€ на €вные композиционные недостатки, и благодар€ этому ћ. был избран в члены Ўведской академии, что было огромной честью дл€ писател€-самоучки.

Ђјниараї Ц это философска€ поэма в 103 песн€х о космическом корабле, на борту которого 8 тыс. беженцев спасаютс€ от атомной катастрофы на «емле. ¬ то же врем€ это символическа€ истори€ человечества, лишившегос€ духовных ценностей. ћ. не бо€лс€ технического прогресса, но прогресс ради прогресса представл€лс€ ему бесконечным путешествием во тьму. ќдни критики (например, ћайкл ћейер) считали эту поэму запутанной и претенциозной, другие, в т.ч. американский критик Ћейф ЎЄберг и американский поэт –оберт Ѕлай, называли Ђјниаруї шедевром ћ. Ц и это при том, что английский перевод поэмы оказалс€ ниже вс€кой критики. —ам ћ. назвал английский перевод Ђскандальнымї. —уществует и опера, написанна€  арлом Ѕиргером Ѕломдалом по мотивам этой поэмы.

Ћучшие дн€

ƒвукратный обладатель  убка ћира
ѕосетило:10064
ћарсель ’иршер
Ђќба€тельный хулиганї
ѕосетило:9875
ћихаил ѕореченков
¬€чеслав «айцев. Ѕиографи€
ѕосетило:1865
¬€чеслав «айцев

 ритик  ристофер ’ауэлл писал, что Ђв своих поэтических произведени€х ћ. проводит едва заметную грань между механизированным миром людей и гармонией природыї. ƒействительно, тема отчужденности присутствует в таких поздних поэтических циклах, как Ђ÷икадаї (ЂCikadaї, 1953), Ђ“равы в “улеї (ЂGrasen i Thuleї, 1958), Ђѕовозкаї (ЂVagnenї, 1960). —борник Ђѕовозкаї вызвал разноречивые отклики, и ћ. решил больше стихов не писать. ќднако в 1971 г. по€вились Ђ—тихи о свете и тьмеї (ЂDikter om ljus och morkerї), a в 1973-м Ц Ђѕо кочкамї (ЂTuvorї). —реди нескольких написанных им пьес самой значительной €вл€етс€ Ђ“ри ножа из ¬е€ї (ЂTre Knivar fran Weiї, 1964).

¬ 1974 г. ћ. была присуждена Ќобелевска€ преми€ (которую он разделил со своим соотечественником Ёйвиндом …онсоном) Ђза творчество, в котором есть всЄ Ц от капли росы до космосаї. ѕосле присуждени€ награды стали раздаватьс€ голоса, особенно в Ўвеции, обвин€вшие Ўведскую академию в фаворитизме, хот€ ћ. и …онсон были первыми шведскими лауреатами после ѕера Ћагерквиста, награжденного в 1951 г. ¬ приветственной речи член Ўведской академии  арл –агнар √иров сказал, что ћ. и …онсон €вл€ютс€ Ђпредставител€ми множества писателей, вышедших из рабочего класса, которые широким фронтом ворвались в литературу, чтобы обогатить ее своими сложными судьбамиї. ќн также высоко оценил их Ђтворческую энергиюї, котора€ не зависит от местнических интересов и ограниченных тиражей.

—уммиру€ литературные достоинства ћ., Ђпервого поэта космической эпохиї, Ћейф ЎЄберг называет Ђјниаруї Ђодной из величайших поэм нашего времениї.  ристофер ’ауэлл отмечает, что поэтический €зык ћ. Ђотличаетс€ точностью и абсолютной выверенностьюї. ƒл€ самоучки ћ. обладает поразительной эрудицией. Ђ—тилистическое и €зыковое новаторство ћ., Ц пишет ЎЄберг, Ц можно сравнить только с новаторством —триндбергаї.

ћ. умер в —токгольме в 1978 г. в возрасте 73 лет.

ѕомимо Ќобелевской премии, ћ. был удостоен почетной степени доктора √Єтеборгского университета (1954), а в 1972 г. он получил международную премию ’енрика —теффенса.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ђ–омашки спр€тались, поникли лютикиЕї
ѕосетило:14054
Ќина —азонова
—амый высокий актер
ѕосетило:19447
ѕитер ћейхью
ћишель ћорган: √ранд-дама французского кинематографа
ѕосетило:10409
ћишель ћорган

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru