Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јртур ’ейли

   /   

Arthur Hailey

   /
             
‘отографи€ јртур ’ейли (photo Arthur Hailey)
   

ƒень рождени€: 05.04.1920 года
ћесто рождени€: Ћутон, , ¬еликобритани€ ,—Ўј
ƒата смерти: 24.11.2004 года
ћесто смерти: Ћифорд, , Ѕагамские о-ва, —Ўј
¬озраст: 84 года

√ражданство: —Ўј
—оцсети:


»знанка производства как рецепт успеха

јмериканский писатель

Ѕуквально с первых шагов в романистике ’ейли удалось найти слагаемые своего успеха. Ёто скрупулезна€ детализаци€, многоплановость изображени€, закрученна€ интрига и постановка перед читателем социальных вопросов.

19.12.2005

24 но€бр€ в возрасте 84 лет в своем доме на Ѕагамских островах скончалс€ всемирно известный британо-американский писатель јртур ’ейли. ќн умер во сне в своем доме в городе Ћифорд на острове Ќью-ѕровиденс. ћир потер€л человека, который не только создал жанр производственного романа, но и подн€л его на недос€гаемую высоту.

јртур ’ейли фотографи€
јртур ’ейли фотографи€

јнгличанин по рождению и канадец по гражданству, ’ейли считалс€ американским писателем, поскольку все его крупные произведени€ были написаны на американском материале и впервые опубликованы в —Ўј. —умев пробитьс€ на американский рынок, он стал одним из немногих писателей, чьи книги моментально раскупались, не нужда€сь в дополнительной рекламе.

јртур ’ейли родилс€ 5 апрел€ 1920 года в английском городе Ћютоне. ≈го мать, женщина амбициозна€, желала, чтобы сын достиг в жизни значительного положени€. Ќо в 14 лет ’ейли пришлось бросить школу, поскольку у его родителей не было денег, чтобы заплатить за дальнейшее образование сына. ƒенег, правда, хватило на то, чтобы јртур смог закончить курсы машинописи и стенографии. Ёти навыки ему пригодились позже.

¬ 19 лет он записалс€ на службу в  оролевские ¬¬—, жела€ стать летчиком, но командование отказалось удовлетворить его стремление - у ’ейли не было образовани€. ќднако позже он получил офицерский чин, был направлен в  анаду дл€ подготовки и стал, наконец, пилотом самолета. ƒва последних года ¬торой мировой войны он прослужил в Ћондоне, в качестве офицера штаба при английском ћинистерстве воздушного транспорта.

ѕосле окончани€ войны, ’ейли оставил военную службу и перебралс€ в  анаду - он полюбил эту страну, когда проходил там летную подготовку. –абота€ в журнале, он познакомилс€ со стенографисткой-англичанкой, также недавно эмигрировавшей в  анаду. «накомство переросло в любовь - с Ўейлой јртур ’ейли прожил вместе более 50 лет.

ѕомимо своего основного зан€ти€ - журналистики - ’ейли начал писать сценарии дл€ телевидени€ и пьесы. ќднажды, наход€сь на борту самолета, совершавшего рейс ¬анкувер - “оронто, ’ейли задумалс€ - а что было бы, если бы оба пилота одновременно почувствовали себ€ плохо? ќн начал играть с этой мыслью, дополн€€ и усложн€€ идею, и к концу полета пьеса была готова - оставалось только перенести ее на бумагу.

ѕьеса получила название "¬злетна€ полоса 08". CBS поставила ее на “¬, и телеспектакль "ѕолет пр€миком в опасность" получил неимоверный успех. ¬ то врем€ телеспектакли были на пике своей попул€рности - каждое воскресенье зрители приникали к экранам в ожидании новых захватывающих драм. ”спех этой пьесы подстегнул карьеру ’эйли-драматурга, и постановки по его произведени€м стали хитами.

ѕозже по пьесе "¬злетна€ полоса 08" был сн€т полнометражный фильм "„ас ноль", а сам автор переработал пьесу в повесть.

Ћучшие дн€

»кер  асиль€с. Ѕиографи€
ѕосетило:18049
»кер  асиль€с
ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:12909
Ќатали€ ќрейро
Ѕизнес и музыка совместимы
ѕосетило:8547
ƒжо  окер

ѕосле успеха на “¬ ’ейли решил попробовать свои силы на писательском поприще, вз€вшись за сочинение остросюжетных романов. ≈го перва€ книга "ќкончательный диагноз" была издана в 1959 году.

Ѕуквально с первых шагов в романистике ’ейли удалось найти слагаемые своего успеха. Ёто скрупулезна€ детализаци€, многоплановость изображени€, закрученна€ интрига и постановка перед читателем социальных вопросов.

–азговор о недостатках американской системы здравоохранени€, начатый в "ќкончательном диагнозе", ’ейли продолжил в "—ильнодействующем лекарстве" (1984). ќборотна€ сторона технического прогресса была затронута им в "јэропорте" (1968) и "ѕерегрузке"(1979) - в последней ’ейли описал возможность энергетического кризиса. "ќтель" (1965) и " олеса" (1971) затрагивали проблемы расовой дискриминации, а в "ћен€лах" (1975) была показана изнанка финансовой де€тельности банков.

Ќо читателей в книгах ’ейли привлекали не столько социальные вопросы, сколько доскональное знание объекта изображени€. — середины 1960-х годов в јмерике резко возрос интерес к документально-публицистическому жанру. ќдним из его звезд был писатель и публицист –обин ћур, прославившийс€ книгами "«еленые береты" и "‘ранцузский св€зной". Ќо ћур был слишком противоречивой фигурой, удел€вшей большое внимание политической стороне дела, и в его книгах часто ставились вопросы, крайне непри€тные дл€ высокопоставленных руководителей страны, и по этим причинам некоторые его произведени€ порой не могли пробитьс€ в печать.

’ейли же от постановки острых вопросов устран€лс€, избрав позицию стороннего наблюдател€. “очно рассчитав композицию очередного романа и умело манипулиру€ сюжетными нит€ми, ’ейли в каждой книге лишний раз доказывал свое мастерство, балансиру€ на тонкой грани между захватывающей историей и техническим руководством.

 ритики хвалили его романы, подчеркива€, что недостаток литературного из€щества в них искупаетс€ безошибочным и исчерпывающим знанием предмета, о котором он пишет. ¬ ходе работы над "ћен€лами" ’ейли сумел получить разрешение от двух крупных банков на изучение практически всего механизма работы финансовых институтов - ему даже было позволено присутствовать на совещани€х советов директоров.

–абота€ над черновиком "¬ечерних новостей", ’ейли, которому тогда было уже 66 лет, прошел в јнглии специальный курс противодействи€ терроризму: он выступал в роли заложника, ел змей на уроках выживани€, принимал участие в тренировках по обезоруживанию противника и бою в закрытом помещении. ѕосле этого он почти год составл€л план книги, разрабатывал характеры героев и структурировал собранный материал. » еще год ушел у него на процесс работы над текстом.

“ака€ страсть к проработке технических деталей выдел€ла ’ейли из числа других американских писателей того времени.  онкурентом ему служил, пожалуй, только упом€нутый –обин ћур. ћур был единственным гражданским лицом, которому указом президента  еннеди было позволено пройти полный курс обучени€ в центре подготовки сил специального назначени€ армии —Ўј в ‘орт-Ѕрэгге. ѕосле этого он в течении полугода находилс€ вместе с подразделением "зеленых беретов" во ¬ьетнаме. –езультатом €вилась книга "«еленые береты".

ƒл€ "‘ранцузского св€зного", документальной повести о борьбе нью-йоркской полиции с контрабандой наркотиков из ћарсел€, ћур стажировалс€ в одном из полицейских участков.  нига (позже экранизированна€) имела шумный успех, но вот парадокс - несмотр€ на схожий подход к работе, ћур был не так попул€рен, как ’ейли. ¬озможно, причина крылась в том, что ћур избирал дл€ своих произведений слишком экзотические темы: американский спецназ во ¬ьетнаме, борьба полиции с наркотрафиком, войны на африканском континенте (несмотр€ на противодействие √осдепартамента, ћур провел три года в качестве посла ƒоброй воли в –одезии, оказыва€ помощь американским добровольцам, там воевавшим).

„итателю, конечно, эти темы были интересны, но герои ћура были от него далеки. ћур писал про необычных людей в необычной обстановке, которые жили по принципу "вдоль обрыва по-над пропастью". ј темы, о которых писал ’ейли, были близки каждому. —редний американец ездил на машинах, собираемых в ƒетройте, останавливалс€ в отел€х на ёге, принимал лекарства, выпускаемые фармацевтической промышленностью, и летал на самолетах местных авиакомпаний.

—ам ’ейли не считал себ€ "серьезным" писателем - он часто говорил в интервью, что наиболее точное определение, подход€щее к нему как к человеку, занимающемс€ литературным трудом, - "сочинитель". ќн не претендовал на глубокий психологический анализ героев своих книг и не старалс€ вскрыть причины изображаемых конфликтов. ќтчасти он был об€зан этим своему репортерскому прошлому.

» главными персонажами романов ’ейли были обычные люди в обычных обсто€тельствах, которые, правда, иногда выходили из-под контрол€. ќн брал характеры дл€ своих произведений из обыденной жизни и подвергал их экстраординарным испытани€м - и благодар€ этому у читател€ рождалось чувство сопричастности к ситуации, он мог легко ассоциировать себ€ с геро€ми ’ейли. ѕисатель всегда гордилс€ тем, что, по собственным словам, "никогда не выдумывал" своих героев, а "брал их из реальной жизни".

“акое доскональное знание "внутренней кухни" изображаемого предмета и увлекательное изложение механизма ее функционировани€ позволило ’ейли зан€ть особую нишу. Ќе будет преувеличением сказать, что он фактически был отцом "производственного" романа в лучшем смысле этого слова.

Ќо с начала 1990-х годов ’ейли на несколько лет замолчал. “олько в 1997 году арми€ его поклонников получила подарок - роман "ƒетектив". ѕо привычке досконально изуча€ материалы, јртур ’ейли провел несколько недель в рейдах с полицейскими ‘лориды и получил доступ к архивам. ¬ результате получилось классическое остросюжетное произведение с захватывающим началом и динамично развивающимис€ событи€ми.

ќднако после успеха "ƒетектива" ’ейли отверг все просьбы об интервью, за€вив: "я сказал и написал все, что мог", - и добавил, что давно уже считает свою литературную де€тельность чем-то вроде хобби.

Ќе говор€ о том, что ’ейли оказал серьезное вли€ние на современную ему литературу, вызвав к жизни массу подражателей, его можно считать "крестным отцом" по крайней мере еще одного очень попул€рного современного американского писател€. Ёто “ом  лэнси, который смог переработать "производственный роман" а la ’ейли в новый жанр - "техно-триллер", заимствовав у другого писател€ ”эба √риффина (тоже в некотором роде ученика ’ейли) тщательное описание функционировани€ внутренних механизмов армии и полиции.  лэнси часто называют "наследником" ’ейли, и хот€ порой его романы кажутс€ угрожающе перегруженными подробнейшими описани€ми (вплоть до технических спецификаций марки стали, например), читать их не менее интересно, чем романы его предшественника.

¬ ———– ’ейли считали прогрессивным американским литератором и с удовольствием издавали. ≈сли советским люд€м нужно было узнать, что представл€ют из себ€ западный аэропорт, отель или студи€ вечерних новостей, особенно если в этих местах происходит что-то неординарное, на помощь приходили книги јртура ’ейли. Ќадо сказать, что российские читатели в своей любви к јртуру ’ейли были не одиноки - его романы были изданы в 40 странах на 38 €зыках общим тиражом в 170 миллионов экземпл€ров.

≈стественно, безумно попул€рные романы ’ейли не могли не породить в ———– писателей, пытавшихс€ освоить "его" жанр. Ќо несмотр€ на обилие материала (производственна€ тема была едва ли не об€зательной дл€ многих советских писателей), пожалуй, лишь ленинградскому прозаику »лье Ўтемлеру удалось стать заметным настолько, чтобы его начали сравнивать с первоисточником.

–оманы Ўтемлера "“аксопарк", "”нивермаг", "јрхив", "”треннее шоссе", " оммерсанты", прогремевшие в 1960-1990-е годы, подобно хэйлевским, доставл€ли советскому читателю истинное удовольствие точными детал€ми, доскональным знанием описываемого материала и увлекательными сюжетами.

Ўтемлер особо и не скрывал, что был пример именно с ’ейли. » тот и другой, прежде чем написать свои "ѕоезд" или "ќтель", устраивались в соответствующие ведомства и работали проводником на маршруте Ћенинград - Ѕаку или младшим помощником дежурного по отелю "’илтон". Ўтемлер тщательно показывал "изнутри" универмаг, таксопарк, железную дорогу, сумев стать дл€ советского читател€ "нашим ’ейли".

ѕозже "хейлевскую" традицию на российской почве попытались продолжить такие писатели, как јндрей  ивинов, написавший р€д повестей о работе милиции, на основе которых был сн€т сериал "ћенты". —ам  ивинов говорил о своих произведени€х так: "ƒетектив здесь присутствует только потому, что вроде как есть милици€. Ќо это скорее не жанр, а прием. Ќа самом же деле основна€ мо€ задача - показать изнутри жизнь милиции, ее атмосферу. ¬се мною сделанное € отношу к сфере профессионального романа".

»здательство "¬агриус" также обратилось к "производственным романам". —реди удачных книг в этом жанре можно отметить "Ѕольшую пайку" ёли€ ƒубова (директора "Ћого¬ј«а"). Ќо вот проект "—делано в –оссии" (в который вошел, например, "”нивермаг") особого успеха уже не имел. ¬идимо, потому, что эти "производственные романы" были "как у Ўтемлера", а учитыва€, что книги самого Ўтемлер были "как у ’ейли", то литературна€ продукци€ получалась уже даже не вторичной, а третичной. Ќу и, конечно, среди подражателей Ўтемлеру и ’ейли просто не нашлось столь же крупных талантов.

ћожно сказать, что как писатель ’ейли умер в 1997 году - ведь с тех пор он не издал ни одной книги. Ќо подобно тому, как душа художника живет в его картинах, писатель жив, пока кто-то читает его книги. ј в том, что ’ейли будут читать много лет спуст€ после его смерти, сомневатьс€ не приходитс€. 11 романов знаменитого англо-канадца навсегда останутс€ любимыми произведени€ми дл€ любителей хорошей прозы, а дл€ писателей - примером того, как можно интересно писать на "неинтересные" темы.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ќльга Ѕерггольц. Ѕиографи€
ѕосетило:16192
ќльга Ѕерггольц
ќдна из лучших певиц второй половины ’’ века
ѕосетило:10849
Ѕиргит Ќильссон
“ать€на ќкуневска€: –оманы, трагедии, легенды
ѕосетило:12186
“ать€на ќкуневска€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru