Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ёйвинд ёнсон

   /   

Ejvind Jonson

   /
             
‘отографи€ Ёйвинд ёнсон (photo Ejvind Jonson)
   

ƒень рождени€: 29.07.1900 года
ћесто рождени€: —алтшобаден, Ўвеци€
ƒата смерти: 25.08.1976 года
ћесто смерти: —токгольм,  анада
¬озраст: 76 лет

√ражданство: Ўвеци€

Ѕиографи€

Ўведский прозаик и новеллист, Ќобелевска€ преми€ по литературе, 1974 г.

Ёйвинд ”луф ¬ернер …онсон, шведский прозаик и новеллист, родилс€ в —алтшобадене, расположенном в самой северной провинции Ўвеции Ќорботтене. ≈го отец ”луф работал на рудниках, вскоре после рождени€ сына психически заболел, и мать …. —евиа √устафсдаттер, котора€ не могла одновременно заботитьс€ о сыне и о больном муже, доверила воспитание мальчика родственникам.

23.05.2007

”йд€ в 13 лет из школы, …. начал работать на фабрике по производству щебенки. ѕодростком Ёйвинд занималс€ самообразованием, читал классиков, в особенности древнегреческих.   19 годам он уже поработал землекопом, подручным электромонтера, штукатуром, сплавщиком леса, рабочим на лесопильном заводе, продавцом конфет, киномехаником, секретарем в профсоюзе. –абота€ в деревообрабатывающей промышленности, он организовал забастовку, за что впоследствии был уволен. ¬ 1919 г. …. приехал в —токгольм, где зан€лс€ профсоюзной де€тельностью и политикой. «десь он начал писать. —пуст€ два года, разочаровавшись в политике и оставшись без денег, молодой человек отправилс€ сначала в Ѕерлин, где работал в газете, а через два года Ц в ѕариж, где в течение семи лет жил только на случайные заработки от публикации коротких рассказов и романов, а также статей дл€ шведской прессы. ¬ 1927 г. …. женилс€ на ќзе  ристоферсен.

Ёйвинд ёнсон фотографи€
Ёйвинд ёнсон фотографи€

ћолодым человеком …. горел желанием перестроить мир, счита€, что дл€ этой цели год€тс€ не только политика, но и писательский труд. ѕройд€, как выразилс€ американский литературовед Ћейф ЎЄберг, свой собственный Ђуниверситет жизниї, …. пыталс€ компенсировать чтением недостаток образовани€. Ќеудивительно поэтому, что творчество других писателей оказывало сильное вли€ние на его ранние произведени€. ≈го первые три романа Ђ“иманы и справедливостьї (ЂTimans och rattfardighetenї, 1925), Ђ√ород во тьмеї (ЂStad i morkerї. 1927) и Ђ√ород в светеї (ЂStad i ljusї. 1928) €вл€ютс€ во многом подражательными по стилю и содержанию, в них прослеживаетс€ вли€ние новых идей и стилевых находок јндре ∆ида, ћарсел€ ѕруста, ƒжеймса ƒжойса, «игмунда ‘рейда и јнри Ѕергсона. Ђ√ород во тьмеї Ц это сери€ сатирических рассказов о жизни в пол€рном городе; Ђ√ород в светеї Ц истори€ разочарованного молодого писател€, живущего в среде парижской богемы. ¬ этих ранних романах гамлетовские метани€ героев, их неуверенность и тоска отражают глубокое разочарование самого ….

¬ романе Ђ¬оспоминани€ї (ЂMinnasї, 1928) писатель следует по стопам ѕруста и ‘рейда, чтобы показать, как подавл€емые сексуальные желани€ и т€гостные воспоминани€ преследуют личность. ¬ Ђ омментари€х к падению звездыї (ЂKommentar till ett stjarnfallї, 1929), романе о коррупции в капиталистическом обществе, ». впервые в шведской литературе примен€ет технику Ђпотока сознани€ї, разработанную ƒжеймсом ƒжойсом. јнглийский критик √эвин ќртон характеризует эту книгу как Ђигру воображени€, а не психологический документ, так как автор толкует происход€щее в романе, отдава€сь самой причудливой фантазииї.

¬ернувшись в Ўвецию в 1930 г. уже сложившимс€ писателем, …. увлекаетс€ реформистскими иде€ми социал-демократов. Ётот период его духовного развити€ отразилс€ в романе Ђѕрощание с √амлетомї (ЂAvsked till Hamletї, 1930). ќднако в ЂЅобинакеї (ЂBobinackї, 1932), сатире на шведский средний класс, а также в романе Ђƒождь на зареї (ЂRegn in gryningenї, 1933), лирическом памфлете о примитивном обществе, …. возвращаетс€ к едкой социальной критике. Ѕогатство фантазии отличает два сборника новелл этого периода Ц ЂЌочь здесьї (ЂNatten ar harї, 1932), включивший несколько довольно оригинальных рассказов о ƒревней √реции, и Ђ≈ще раз, капитанї (ЂAn en gang, kaptenї, 1934), в основу которого легли воспоминани€ писател€ о своей юности, прошедшей в —еверной Ўвеции.

— 1934 по 1937 г. …. пишет Ђ–оман об ”луфеї (ЂRomanen om Olofї), четырехтомное повествование о подростках, ставшее классикой шведской литературы. ¬ центре автобиографической в основе своей тетралогии стоит ”луф ѕерсон, который из незрелого 14-летнего юнца превращаетс€ к концу повествовани€ в 19-летнего несгибаемого лидера рабочей забастовки. »стори€ подростка Ц это также и подробна€ хроника борьбы шведского пролетариата. ѕервый том тетралогии ЂЁто был 1914ї (ЂNu var det 1914ї) в 1970 г. был переведен на английский €зык под названием Ђ1914ї.

¬ 1936 г. умерла жена …., и спуст€ два года после ее смерти он женитс€ на —илле ‘ранкенхойсер, писательнице и переводчице, от которой у него было трое детей. ¬ результате их профессионального сотрудничества по€вились переводы на шведский €зык произведений  амю, ‘ранса, —артра и »онеско, а также книг датских, немецких и английских писателей.

¬ конце 30-х гг. …., обеспокоенный распространением нацизма, выступает с острой критикой нацистов и их шведских сторонников в книге ЂЌочные маневры (ЂNattovningї, 1938). ¬о врем€ второй мировой войны, совместно с ¬илли Ѕрандтом, писатель издает газету норвежского —опротивлени€ Ђ–укопожатиеї (ЂEt Handslagї).

— 1941 по 1943 г. …. работает над созданием длинного, формально усложненного романа-трилогии Ђ рилонї (ЂKrilonї), опубликованного в 1941 г. и переиздававшегос€ в 1943 и 1945 гг. Ќа чисто повествовательном уровне Ц это истори€ стокгольмского земельного агента …оханеса  рилона и его сподвижников, которые пытаютс€ сохранить свое лицо в нейтральной Ўвеции во врем€ войны, а на уровне аллегорическом Ц это символ непрестанной борьбы человека со злом. Ђ рилонї Ц это, в сущности, многослойна€ сказка или миф, который …., как правило, предпочитает реалистическому изложению.

Ћучшие дн€

ƒвукратный обладатель  убка ћира
ѕосетило:10064
ћарсель ’иршер
Ђќба€тельный хулиганї
ѕосетило:9875
ћихаил ѕореченков
¬€чеслав «айцев. Ѕиографи€
ѕосетило:1865
¬€чеслав «айцев

Ётот же прием …. использует и в романе Ђѕрибойї (ЂStrandernas svallї, 1946), самом, пожалуй, известном своем произведении, переведенном на английский €зык как Ђ¬озвращение на »таку ќдиссе€, пересказанное на современный ладї (ЂReturn to Ithaca: The Odyssey Retold as a Modern Novelї). ¬ Ђѕрибоеї …. использует поэму √омера дл€ анализа ценностей и проблем XX в., демонстриру€ старую истину: Ђчем больше вещи мен€ютс€, тем больше они остаютс€ самими собойї. Ћейф ЎЄберг отмечает, что сопоставление событий разных эпох становитс€ центральной темой послевоенных исторических романов …., начина€ с Ђѕрибо€ї.

¬ конце 40-х гг. …. много путешествует по ≈вропе в качестве шведского представител€ ёЌ≈— ќ, пишет роман Ђћечты розы и огн€ї (ЂDrommar om rosor och eldї, 1949), в котором рассказываетс€ о суде над ведьмами в Ћудене, во ‘ранции XVII в. Ёта тема заинтересовала также таких писателей, как ќлдос ’аксли и ƒжон ”айтинг, режиссера  ена –ассела.

¬ 1953 г. …. получил почетную степень доктора √Єтеборгского университета. ѕосле выхода в свет романа Ђќблака над ћетапонсьономї (ЂMolnen over Matapontionї, 1957), совмещающего повествование о путешествии по »талии 50-х гг. с пересказом Ђјнабасисаї  сенофонта, …. был избран членом Ўведской академии. Ђƒни его светлостиї (ЂHas Nadesї, 1960), роман о тоталитаризме, каким его воспринимают жители страны, завоеванной  арлом ¬еликим, принес …. литературную премию —кандинавского совета в 1962 г. «а Ђƒн€ми его светлостиї последовал Ђ–оман о заключенныхї (ЂNagra steg mot tystnadenї, 1973), где варварские обычаи старины сопоставл€ютс€ с теми, которые существуют в €кобы цивилизованном XX в.

¬ 1974 г. …. была присуждена Ќобелевска€ преми€ по литературе за Ђповествовательное искусство, прозревающее пространство и врем€ и служащее свободеї. Ёту награду …. разделил со своим соотечественником ’арри ћартинсоном, и, хот€ раздавались голоса, обвин€вшие Ќобелевский комитет в недальновидности и предубежденности, член Ўведской академии  арл –агнар √иров в своем приветствии высоко оценил Ђприлив опыта и творческой энергии, который привнесли оба лауреата, войд€ в нашу литературу не дл€ того, чтобы разрушать и расхищать, а дл€ того, чтобы обогатить ее своим дарованиемї. ¬ ответной речи …. еще раз подтвердил свою уверенность в том, что Ђв центре внимани€ всех истинных произведений искусства, уже созданных и еще создающихс€, стоит человекї.

–одившись вместе со столетием, проблемы которого волновали его как писател€, …. умер в —токгольме в возрасте 76 лет. »з 46 написанных им книг 30 романов; из них только 4 переведены на английский €зык.

Ўирокий читатель за пределами —кандинавии плохо знаком с творчеством …., зато ученым шведский писатель известен хорошо. Ћарс ¬арме, шведский литературный критик, охарактеризовал …. как Ђрационалиста и гуманистаї, который Ђв своих романах защищает демократию, здравый смысл и разумные нормы поведени€. —о страстным гневом, скрытым под маской иронии, он выступает против насили€, угнетени€ и рвущейс€ к власти тиранииї. ЎЄберг отмечает также интерес …. к Ђпроблемам времени, сопоставлению временных пластовї, отдает должное его литературной технике, позвол€ющей совмещать стиль классических авторов со стилем таких современных писателей, как “омас ћанн или ”иль€м ‘олкнер, и в то же врем€ сохран€ть самобытность, оставатьс€ самим собойї.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ђ–омашки спр€тались, поникли лютикиЕї
ѕосетило:14054
Ќина —азонова
—амый высокий актер
ѕосетило:19447
ѕитер ћейхью
ћишель ћорган: √ранд-дама французского кинематографа
ѕосетило:10409
ћишель ћорган

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru