Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒаниэль ƒефо

   /   

Daniel Defoe

   /
             
‘отографи€ ƒаниэль ƒефо (photo Daniel Defoe)
   

ƒень рождени€: 26.04.1660 года
ћесто рождени€:  риплгейт, , Ћондон ,¬еликобритани€
ƒата смерти: 24.04.1731 года
ћесто смерти: Ћондон,  анада
¬озраст: 71 год

√ражданство: ¬еликобритани€
—оцсети:


ѕредприимчивый буржуа

јнглийский писатель

Ќеобычайна жизнь ƒаниел€ ƒефо. Ётот предприимчивый буржуа был замешан едва ли не во всех заманчивых коммерческих и политических предпри€ти€х своего времени. ƒефо торговал решительно всем: от табака и водки до общественных убеждений.

20.06.2005

ќн сам признавалс€:

ƒаниэль ƒефо фотографи€
ƒаниэль ƒефо фотографи€

—удеб таких изменчивых никто

не испытал,

ƒаниэль ƒефо фотографи€
ƒаниэль ƒефо фотографи€

“ринадцать раз € был богат

и снова беден стал.

ѕисатели классицисты ј.ѕоп, ƒж.јддисон видели в ƒефо не собрата по перу, а 'невежу', 'бесстыдного авантюриста'.

“ворчество ƒефо вдохновл€лось не классицистическими правилами, а его огромным жизненным опытом, оно было обращено не к тонкому вкусу знатоков, а к здравому смыслу простого человека.

— началом в 1688 году 'славной', иначе 'бескровной' революции, возведшей на английский престол правител€ √олландии ¬ильгельма ќранского, мужа дочери низложенного якова II, который пыталс€ восстановить в стране абсолютизм и католическую церковь, ƒефо выступает €рым сторонником новой династии, защища€ ее от нападок приверженцев —тюартов, считавших, что иностранец не в праве быть королем јнглии. ƒефо пишет памфлет в стихах '„истокровный англичанин' (1701), где издеваетс€ над самим этим пон€тием. ќн напоминает, что английска€ наци€ исторически сложилась в результате смешени€ многих племен (норманнов, англо-саксов, германцев, датчан), и следовательно, 'чистокровность' его соотечественников - лишь фикци€. ƒефо высмеивает двор€нские генеалогии, призывает своих сограждан презирать титулы, внешнюю мишуру и ценить только личную доблесть. ƒефо привлек к себе благосклонное внимание корол€, был приближен ко двору и даже сумел прибавить к своей истинной фамилии ‘о частицу 'де'.

Ћучшие дн€

√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:19269
√алина ѕрозуменщикова
√итарист легендарной Queen
ѕосетило:11781
Ѕрайан ћэй
¬асилий Ћиванов: Ћегенда советского кино
ѕосетило:10086
¬асилий Ћиванов

ќднако вскоре после смерти ¬ильгельма III, при королеве јнне, последней из династии —тюартов, политический курс в стране изменилс€. ƒвор€нство стало ревностнее защищать свои права, не допуска€ открытых издевок над титулами, а официальна€ церковь начала гонени€ на представителей оппозиционного ей религиозного направлени€ - диссидентов. » вновь ƒефо - в центре событий. ќн выступил с памфлетом ' ратчайший способ расправы с диссидентами' (1702), в котором не сразу распознали карикатуру на реакционных св€щенников. Ёта брошюра привела в замешательство и друзей и врагов ƒефо. ѕисатель притворилс€ праведным церковником, нападал на диссидентов с преувеличенной €ростью, требовал виселицы и кнута дл€ непокорных - старых и малых. 'Ќадо положить конец... кудахтанью о христианском долге, умеренности и милосердии'. 'Ќадо расп€ть всех' во им€ торжества господствующей церкви. ¬начале ее столпы приветствовали нового союзника, диссиденты растер€лись, но вскоре все пон€ли истинную цель автора. ƒефо был арестован и целых три дн€ - с 29 по 31 июл€ 1703 года просто€л в колодках на площади у позорного столба. ќднако такого триумфа писатель еще не знал: его забросали цветами, столб увили гирл€ндами, в честь ƒефо пели песни. »з рук в руки передавались его памфлеты, в том числе новый, написанный в тюрьме '√имн позорному столбу' - страстна€ защита свободы слова и печати.

ќднако удар ƒефо был нанесен серьезный: коммерческие дела его расстроились, грозила нищета, а возможно, и ссылка. „тобы избежать этого, ƒефо согласилс€ на сомнительное предложение премьер-министра стать тайным агентом консервативного правительства и лишь внешне оставатьс€ 'независимым' журналистом. “ак началась двойна€ жизнь писател€, он неоднократно мен€л ориентацию, не раз попадал в трудное положение. –оль ƒефо в закулисных интригах его времени до конца не €сна. Ќо очевидно, что политическое хамелеонство ƒефо находит себе если не оправдание, то объ€снение в особенност€х политической жизни јнглии. ќбе партии, что чередовались у власти - тори и виги, - были одинаково беспринципны и корыстолюбивы. ƒефо отлично понимал сущность парламентской системы: 'я видел изнанку всех партий. ¬се это видимость, простое притворство и отвратительное лицемерие... »х интересы господствуют над их принципами'. ƒефо отдавал себе отчет и в том, как порабощен его народ, хоть он и живет в стране, где есть конституци€. ¬ своем памфлете 'ѕросьба бедн€ка' он протестовал против нового божества - золота, перед которым закон бессилен: 'јнглийский закон - паутина, в коей запутываютс€ маленькие мухи, тогда как большие легко прорываютс€'.

¬ публицистике ƒефо звучат и экономические мотивы. ќн - сторонник развити€ внешней торговли јнглии. '„то такое јнгли€ без торговли? - Ќичто!' јнглийский купец представл€лс€ ему воплощением делового процветани€ и даже образцом человеческой природы. ¬ памфлете 'ѕолный английский негоциант' ƒефо писал: 'Ќасто€щий купец - универсальный ученый... ќн знает €зыки без помощи книг, географию - без помощи карт. ≈го торговые путешестви€ исчертили весь мир, его иностранные сделки, вексел€ и доверенности говор€т на всех €зыках'.

¬ некоторых лучших памфлетах ƒефо прославление частной инициативы достигает высот общечеловеческого просветительского гуманизма. ¬ 'ќпыте о проектах' (1697) ƒефо предложил целую систему экономических и бытовых новшеств, которые стали неотъемлемой чертой наших дней: сберкассы, страхование от бедствий, расширение сети школ и т.д.

Ќо ƒефо, получивший строгое религиозное воспитание, сочетал деловую хватку с пуританской богобо€зненностью. ќн стремилс€ оправдать по€вление новых форм общественной жизни ссылками на Ѕиблию, на божественный промысел и любил, иногда утомительно, морализировать.

»так, ко времени, когда ƒефо создал своего '–обинзона' (1719), он был уже заметной фигурой среди литераторов и политиков јнглии. Ѕольша€ часть жизни осталась позади. Ѕогатейший опыт, т€готение к документальности, страсть к приключени€м, восторг при виде беспредельно расшир€ющихс€ торговых горизонтов отражены в его романах. ќни принесли ƒефо заслуженную славу и затмили сочинени€ презиравших его английских классицистов. ¬ романах '∆изнь и удивительные приключени€ –обинзона  рузо', ' апитан —инглтон' (1720), 'ћолль ‘лендерс', '»стори€ полковника ∆ака' (оба - 1722), '—частлива€ куртизанка, или –оксана' (1724) и других ƒефо писал о том, что привлекало среднего англичанина; например, о полукупцах-полупиратах, открывавших неведомые земли, о том, как легко за морем нажить несметные богатства, о необычайных человеческих судьбах... ќднако за занимательной формой крылось серьезное философское и социальное содержание, возможно, даже более глубокое, чем подозревал о том сам ƒефо. ¬ особенности сказанное относитс€ к '–обинзону  рузо'.

Ёто сочинение - прообраз новейшего европейского романа. ¬ нем сочетаютс€ сразу несколько будущих прозаических жанров: автобиографический роман, роман воспитани€, а также путешествие, политический трактат.   созданию '–обинзона' ƒефо побудили разные обсто€тельства: желание обобщить свой жизненный опыт, подлинна€ истори€ шотландца јлександра —елкирка, который четыре года провел на необитаемом острове в “ихом океане, чтение религиозной литературы. √лавный герой, так же как и автор, - это одновременно трезвый практик, буржуа и смиренный благочестивый пуританин. ќднако постепенно рациональное отношение к миру побеждает у него страх перед ¬севышним. –оман ценен тем, что в нем €рко отражаетс€ этот исторический перелом в сознании английского буржуа. —тоит –обинзону столкнутьс€ с чем-то неожиданным, странным, он уже готов объ€снить непон€тное €вление вмешательством провидени€, хот€ вскоре разум одерживает верх. ”видев взошедшие на острове колось€ €чмен€ и пшеницы, он упал на колени. Ќо затем вспомнил, что сам вытр€с семена: '„удо исчезло... значительно поостыла и мо€ благодарность промыслу'.

— романом '–обинзон  рузо' в литературу впервые входит подлинно буржуазный герой, приключени€ которого неразрывно св€заны с жаждой обогащени€. ќн не брезгует ни работорговлей, ни плантаторством, он готов умчатьс€ на край света, чтобы подороже продать и подешевле купить. –обинзон любит помечтать, но благоразумный практик неизменно побеждает в нем философствующего мечтател€. √ерой разражаетс€ тирадой против золота, оставшегос€ на разбитом корабле, но, поразмыслив, берет его с собой. ” –обинзона высоко развито чувство собственности; прекрасна€ экзотическа€ природа острова плен€ет его потому, что он ощущает себ€ здесь полным властелином: 'я спустилс€ в эту очаровательную долину и с тайным удовольствием подумал, что все это мое, € - хоз€ин этой земли, мои права на нее бесспорны!' — наслаждением перечисл€ет он свое имущество. ÷елых 25 лет оно замен€ло ему человеческое общество, и он не слишком горевал. ¬ещи буквально ожили в романе ƒефо. ќтношени€ –обинзона с ѕ€тницей воспроизвод€т в идиллической форме отношени€ нанимател€ и работника. Ћишив –обинзона социального окружени€ и оставив его наедине с природой, ƒефо пытаетс€ доказать, что 'естественный человек' и буржуа - это одно и то же. ≈му казалось, что чувства и мысли буржуа вызваны к жизни самой природой.

ќднако этот 'естественный человек' немыслим вне цивилизации даже на острове, ведь ƒефо снабжает своего геро€ всем необходимым с корабл€. –обинзон  рузо - классический пример того, что подразумевали просветители под 'естественным человеком' и что он представл€л собой на самом деле.

ƒл€ нас же –обинзон прежде всего замечательный творец, труженик. ћы восхищаемс€ им, поэтическими кажутс€ даже те эпизоды, где –обинзон обжигает глин€ные горшки, изобретает пугала, приручает козл€т, жарит первый кусок м€са. ћы видим, как легкомысленный и своевольный юно-ша превращаетс€ под вли€нием труда в закаленного, сильного, бесстрашного мужчину, что , конечно же, имеет большое воспитательное значение. «наменитый ∆ан ∆ак –уссо в философском романе 'Ёмиль' назвал кни-гу ƒефо 'удачнейшим трактатом о естественном воспитании' и рекомендовал ее мальчикам дл€ первого чтени€. –уссо обратил внимание всего мира на глубину содержани€ романа, и с этого момента ƒефо получил всеобщее признание.

ƒругие две части романа 'ƒальнейшие приключени€ –обинзона  рузо' (1719) и '—ерьезные размышлени€ –обинзона  рузо' (1720) менее значительны. –обинзон возвращаетс€ на остров, но тот уже утратил былую прелесть. ѕрежней гармонии человека с окружающим миром приходит конец, как только на острове по€вилось общество. '≈стественное' равенство состо€ний нарушаетс€ несходством характеров, противоречием экономических интересов, вызванных развитием хоз€йства. Ќаступает период смут. «атем обитатели острова заключают компромиссный союз. ƒефо рисует в дальнейшем идиллическое процветание острова, но –обинзон так и не решаетс€ вручить его обитател€м привезенные пушки.

ѕоследующие романы ƒефо интересны описанием лондонской жизни, изображением английского деклассированного люда. Ќаиболее известный из них - роман 'ћолль ‘лендерс', своеобразна€ робинзонада женщины, одинокой среди толпы. «апоминаютс€ слова девушки: 'Ќищета... - верна€ отрава добродетели'.

–оманы ƒефо хорошо написаны и прекрасно воспринимаютс€ читател€ми. ѕисатель сказал однажды: '≈сли бы мен€ спросили, что € считаю совершенным стилем и €зыком, то € бы ответил... тот, который был бы пон€т всеми'. '–обинзон  рузо' пон€т и прин€т настолько, что по праву стал 'книгой поколений'.

ƒаниэль ƒэфо
ƒжери454 23.05.2006 04:41:07
Ќјрод чо вы всЄ ƒанцову блин читаете вон робинзон крузо книжка така€
клЄва€

ѕривлекает!
ћилашка 08.12.2006 02:28:10
ƒостаточно интересно, Ќќ, ≈—Ћ» „≈—“Ќќ, „»“ј“№ Ќ≈ ЋёЅЋё!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јктер не одной роли
ѕосетило:10822
Ѕенедикт  амбербэтч
” него все было слишком
ѕосетило:10149
ƒжанни ¬ерсаче
јнна ÷уканова- отт. Ѕиографи€
ѕосетило:10651
јнна ÷уканова- отт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru