Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√абриель  олетт

   /   

Gabrielle Colette

   /
             
‘отографи€ √абриель  олетт (photo Gabrielle Colette)
   

ƒень рождени€: 28.01.1873 года
ћесто рождени€: —ен-—овЄр-ан-ѕюизе, , департамент …онна ,‘ранци€
ƒата смерти: 03.08.1954 года
ћесто смерти: ѕариж, ———–
¬озраст: 81 год

√ражданство: ‘ранци€
—оцсети:


“еатральный роман

французска€ писательница, награждена орденом ѕочетного легиона

Ёта женщина меньше всего напоминает маститого классика литературы, но именно ей из всех француженок, бравших когда-либо в руки перо, отведено это почетное место. ¬ компании со знаменитыми подругами по ремеслу Ч ћаргаритой Ќаваррской, ћари ћадлен де Ћафайет, госпожами де —таль и ∆орж —анд, —идони-√абриэль  олетт уверенно лидирует. ≈е романы, захватившие читател€ на заре XX века, по сей день оставл€ют его все в том же плену. » это неудивительно: —идони  олетт удалось неверо€тно трудное Ч писать не по-писательски. Ётот ее редчайший дар отмечал старейшина французской литературы –олан ƒоржалес: Ђ  счастью дл€ читател€,  олетт рано пон€ла, что высша€ изысканность в простотеї.
ЂЌе принадлежав ни одной из литературных школ, сбежав от них, как сбегают из школы реб€та, она всем этим школам утерла носї, Ч писал о —идони  олетт ∆ан  окто.  ажетс€, самым легким из всего, чем она занималась в своей жизни, оказалось именно писательство. ќднажды  олетт воскликнула: Ђ ака€ у мен€ была прекрасна€ жизнь! ∆аль только, что € не пон€ла этого раньшеї. ѕредставим ее совсем молоденькой, чтобы стали €сны истоки этого ее непонимани€.

21.03.2005

¬ восемнадцать лет самым примечательным в —идони  олетт считалась ее коса длиной 1 метр 58 сантиметров. ћаленькой нимфой бургундских лесов Ч вот кем показалась она элегантному парижскому беллетристу, случайно оказавшемус€ в уютном провинциальном доме семейства  олетт. Ћысеющему ловеласу и краснобаю јнри √отье-¬илларсу, писавшему под псевдонимом ¬илли, не потребовалось много усилий дл€ того, чтобы смутить покой 20-летней девушки. —южет, развивавшийс€ в почти онегинском русле, имел все-таки иной финал: столичный щеголь повел влюбленную пейзанку к алтарю.

√абриель  олетт фотографи€
√абриель  олетт фотографи€

∆ену он стал называть  олетт, превратив ее фамилию в им€, весьма распространенное среди француженок.

ѕервые парижские мес€цы поначалу показались ей счастливым сновидением, но ему было суждено довольно скоро прерватьс€.  олетт гордилась талантами мужа.

Ќо вскоре она узнает, что на него работает цела€ команда литературных Ђнегровї, которым он платит жалкие гроши. ≈й же не перепадает и этого. јнри оказалс€ скупым и мелочным. ¬ечно сид€ща€ в одиночестве  олетт донашивает скромные бургундские плать€ и не смеет просить за обедом сладкого. ¬ довершении ко всему ей неожиданно становитс€ известно, что муж измен€ет ей направо и налево. —тепень ее отча€ни€ не поддавалась описанию. ѕримчавша€с€ в ѕариж мать нашла  олетт на грани безуми€. Ќесколько мес€цев она провела в лечебнице, врачи бо€лись не только за ее разум, но и за жизнь. Ќо молодость и деревенска€ закалка спасли  олетт.

—амым же печальным было то, что она с маниакальным упорством продолжала любить мужа, изыскива€ вс€ческие аргументы дл€ его оправдани€. ¬ результате неверный был совершенно прощен и смиренно сопровождал быстро выздоравливавшую жену в поездке к морю. «десь, брод€ с нею по побережью, јнри с его чутким писательским слухом уловил живую прелесть €зыка, которым та рассказывала ему от нечего делать о своей прежней школьной жизни. ѕо приезде в ѕариж он засадил  олетт писать об услышанном.

 ое-где подправив то, что вышло из-под пера  олетт, и включив несколько довольно пикантных эпизодов, он отнес рукопись издателю. ¬ 1900 году вышла перва€, быстро раскупленна€ книга  олетт, получивша€ название Ђ лодина в школеї. Ќо она не увидела своего имени на обложке Ч и первый, и все последующие три романа вышли под псевдонимом мужа. Ёто обсто€тельство, видимо, мало ее трогало. ѕо собственным ее словам, она писала Ђприлежно и равнодушної только дл€ того, чтобы, предъ€вив пачку исписанных листков, выйти на свободу из комнаты, куда ее запирал Ђзаботливыйї супруг. ј дальше Ч небольша€ передышка и снова письменный стол и окрики мужа: ЂЅыстрее, малышка, в доме ни грошаї. Ёто было ложью. ћаленька€ затворница начала приносить своим трудом прекрасный доход, равн€вшийс€ 300 франкам в мес€ц, позволивший јнри купить загородный дом, а главное Ч не скупитьс€ в расходах на прекрасных дам. ”дивительно, как Ђработа по заказуї не довела  олетт до полного отвращени€ к листу бумаги.

Ќо судьба ее злосчастного брака была предрешена, даже несмотр€ на то, что после 5 лет затворничества јнри решилс€ выпустить жену на волю, посчитав, что птичка уже разучилась летать. ќн ввел ее в свет, начал посещать с ней театры и вернисажи и даже разрешил брать уроки танцев и гимнастики. ¬ то врем€ наступала Ђпрекрасна€ эпохаї, прихвативша€ последнее дес€тилетие XIX и первое XX веков. ќна требовала от женщины шика, кокетства и элегантной аморальности. ¬се эти правила очень импонировали јнри.  олетт же изо всех сил старалась перен€ть нав€зываемые всеобщей распущенностью манеры, чтобы стать Ђженщиной, котора€ ему нравитс€ї. Ќо ей гораздо легче было понравитьс€ кому угодно, но не ему. ¬ светской хронике уже писали о сногсшибательно красивой супруге мсье √отье-¬илларса и об эпатажных нар€дах, в которых она по€вл€лась на многочисленных приемах.

¬еликолепные волосы  олетт вызывают зависть у дам и творческий пыл у художников. —кульптурный бюст госпожи √отье-¬илларс на одном из осенних —алонов получает I премию. ¬есь ѕариж буквально сходит с ума по  лодине, рожденной трудом  олетт. Ётим именем называют торты, мороженое, фасон блузок, духи, шл€пки, сигареты, и со всего ее супруг получает свою долю, причем немалую.

Ћучшие дн€

Ўаварш  арапет€н. Ѕиографи€
ѕосетило:17312
Ўаварш   арапет€н
 олин „епмен. Ѕиографи€
ѕосетило:7131
 олин „епмен
ѕредставитель Ђпослевагнеровской п€теркиї
ѕосетило:6401
√устав ћалер

ƒл€ пущей сенсационности он заставил жену отрезать ее легендарную косу.  оротка€ прическа Ч это вызов морали, что было тогда остро модно.  олетт подчиниласьЕ Ќо помогло все это ненадолго.

ћуж бросил ее без копейки денег. ¬се гонорары за беспрерывно переиздающуюс€ Ђ лодинуї причитаютс€ ему как единственному автору.  олетт же была выдворена в маленькую квартирку на первом этаже их дома, который предназначалс€ бедн€кам.

¬ 1906 году, в феврале, самом ненастном парижском мес€це, в маленьком театре ћатюрэн по€вилась нова€ актриса. Ќебольшой рост и коротка€ стрижка позвол€ли ей выгл€деть значительно моложе своих 33 лет. ¬ пьесе с символичным названием Ђ∆елание, любовь и химераї у нее нет слов Ч бургундский акцент поставил крест на возможной карьере драматической актрисы. ј потому  олетт Ч актриса-мим. ”роки, полученные у знаменитого танцовщика ∆оржа ¬ага, не прошли бесследно.  олетт обладала Ђговор€щим теломї, способным к тому же весьма впечатл€юще передавать ощущени€ женщины в мире чувственных наслаждений. ƒар сам по себе редкий, но еще и пришедшийс€ на сцене в самую пору: без обильной дозы эротики вс€кое сценическое действо было тогда обречено на провал.

∆орж ¬аг делает с ней несколько номеров. “анцы-пантомимы, сопровождаемые специально подобранной музыкой, с которыми они кочуют из театра в театр, по городам провинции и даже за границей, станов€тс€ необыкновенно попул€рными.

ќдин из них неизменно сопровождалс€ взволнованным гулом наэлектризованного зала, когда малейшего возгласа было достаточно, чтобы публика становилась неуправл€емой. Ёффект состо€л в том, что ∆орж и  олетт на прот€жении всего сложного в профессиональном отношении и с €вным чувственным налетом танца не отнимали своих губ друг от друга. Ђ—амым долгим эротическим поцелуемї окрестили газетчики эту танцевальную миниатюру.

...«арабатыва€ деньги на жизнь,  олетт выступала и в особн€ках столичной элиты, которые посещала когда-то вместе с јнри. “еперь она получала конвертики с гонорарами из рук его бывших и нынешних любовниц, ловила на себе презрительные взгл€ды светских львиц и отказывалась от достаточно смелых предложений их мужей. ¬тайне  олетт называет себ€ Ђписательницей, котора€ плохо кончилаї.

“еперь  олетт на собственном опыте узнала, что стоит за обворожительно зазывными улыбками чуть прикрытых полупрозрачной тканью женщин на маленьких сценах с неизменно красным плюшевым занавесом. Ўтрафы и вычеты из жаловань€ за малейшую провинность, ежедневные изнурительные репетиции, еда на ходу, сквозн€ки в дощатых гримерках, изматывающие гастроли по захолустью, дешевые отели, приставание пь€ной публики, а еще самое страшное Ч €рлык публичной женщины.

’от€, описав впоследствии в очередной своей книге эту Ђизнанку мюзик-холлаї,  олетт не забудет упом€нуть, что именно в этих холодных и пыльных кулисах встретила гораздо больше доброты и человечности, чем в дорогих светских салонах. »менно на подмостках, где, как считалось, торжествует порок,  олетт встречала людей честных, пор€дочных и благородных. Ђя люблю свое прошлоеЕ я не стыжусь того, что делалаЕї Ёто будет сказано ею о Ђвеселых сценахї ѕарижа.

Ќо насто€щую славу в том мире, о котором было прин€то говорить вполголоса и с особой значительной усмешкой, могла создать  олетт только сенсаци€, вернее, сенсаци€-скандал. » он не преминул разразитьс€.

...3 €нвар€ 1907 года в Ђћулен –ужї состо€лась премьера, загод€ вызвавша€ обильные пересуды. —южет пьесы Ђ≈гипетский сонї разворачивалс€ в пирамиде, куда проникает молодой археолог. “ам он находит мумию молодой красавицы и влюбл€етс€ в нее. ¬ какой-то момент, забывшись в коротком сне, юноша вдруг видит, что оживша€ муми€ поднимаетс€ из саркофага, постепенно сбрасывает покрывала, в которые была закутана, и остаетс€ почти обнаженной. ¬ завершение всего влюбленный страстно целует восставшую ото сна красавицу...

јжиотаж подогревалс€ тем, что пьеса эта была написана маркизой де Ѕельбеф Ч плем€нницей Ќаполеона III, а по материнской линии происходившей из рода кн€зей “рубецких. ¬ыданна€ замуж почти насильно, она разъехалась с мужем, навсегда преисполнившись отвращени€ к мужчинам. ¬ какой-то момент она оказала дружескую поддержку брошенной мужем  олетт, что очень сблизило женщин. Ќе будучи склонной к однополой любви,  олетт хот€ и т€готилась этой дружбой, но не находила возле себ€ другого человека, который бы относилс€ к ней с такой любовью и заботой.

ѕричем маркиза, широко известна€ под прозвищем ћисси, не только написала эту пьесу, но и вознамерилась дебютировать в ней как актриса, вз€в на себ€ исполнение роли археолога, мумию играла  олетт. » вот финал той премьеры.

... олетт, сбрасывавша€ с себ€ одно полотнище за другим, по существу, впервые продемонстрировала сеанс стриптиза, да не в приватной обстановке, что уже практиковалось, а на глазах у переполненного зала.  огда же Ђархеологї стал страстно целовать тело возлюбленной, зал разразилс€ невообразимым шумом, гвалтом, свистом и визгом женщин. ƒирекци€ в ужасе от возможных последствий разгрома зала кабаре вызвала полицию. ѕор€док был восстановлен, спектакль прерван, а публика Ч выдворена из зала. ѕьесу практически тут же запретили...

Ќо на следующее утро  олетт проснулась знаменитой. ’от€ привкус этой славы оказалс€ горьковатым: ее обвинили в совращении благородной дамы и оскорблении общественной нравственности. —лучись такое несколькими годами раньше, она могла бы подвергнутьс€ огромному штрафу, выплатить который была бы не в силах, или вовсе оказатьс€ за решеткой. Ќа ее счастье, Ђпрекрасна€ эпохаї давала свободу от диктата церкви в духовной жизни общества, более того, ее официальное отделение от государства уже не могло преп€тствовать утверждению в сознании людей иных этических критериев. ¬еро€тно, именно поэтому на Ђосвобожденное двадцатилетиеї падает буйный расцвет кабаре, мюзик-холлов, варьете, театров ревю и как следствие Ч первое по€вление на этом поприще звезд.  олетт стала одной из них. — одной стороны, на нее лились потоки гр€зи, ее им€ сделалось синонимом непристойности. — другой Ч лучшей рекламы невозможно было и вообразить. ƒиректора самых престижных и дорогих кабаре и театральные агенты вцепились в нее мертвой хваткой.

—кандальна€ известность предоставила ей возможность требовать баснословных гонораров. “еатральные критики и рецензенты, воскур€€ ей фимиам, стали широко употребл€ть слово Ђтворчествої, а газетчики наперебой искали возможность услышать хот€ бы пару слов из уст главной возмутительницы общественного спокойстви€.  олетт училась быть знаменитой буквально на ходу: Ђ¬сегда следует начинать с отказа давать интервью кому бы то ни было. “огда ваше первое интервью попадет на первую полосуї.

“ак оно и произошло. «амелькали сенсационные сообщени€ о том, что Ђкрасотка кабареї под полупрозрачными хитонами, весьма условно именующимис€ одеждой, вовсе не носит, как то полагаетс€ танцовщицам, трико телесного цвета. ¬торичный шквал восторгов, даже превзошедший злосчастную Ђмумиюї, вызвал следующий номер  олетт, по ходу которого она обнажила свою левую грудь.  олетт расколола ѕариж пополам. ќдни, пон€тное дело, предавали ее им€ анафеме, другие взахлеб восхищались красотой и смелостью этой необыкновенной женщины. ƒело дошло до немыслимых ранее прочувствованных поэтических дифирамбов, опубликованных в прессе. ’от€, конечно, приходитс€ признать: безупречным поведением заслужить подобное вр€д ли было возможно.

...Ѕеспримерные сценические успехи не смогли вытравить в душе у  олетт Ђбациллыї, поселившейс€ там навсегда: сочинительства. ƒаже крайн€€ зан€тость и усталость от каждодневных выступлений не принимаютс€ в расчет Ч хоть на час в день, но она берет в руки перо. Ќовый роман завершает серию книг о  лодине. ¬ 1907-м вышел сборник ее рассказов, где нар€ду с главной героиней ее творчества Ч женщиной живет своей интересной жизнью ѕрирода. «десь  олетт достигает таких высот, которые, по вердикту критиков, делают ее Ђкрупнейшим во французской литературе XX века мастером лирического пейзажа и анималистического Ђпортретаї.

ƒл€ сцены кабаре  олетт сочин€ет скетчи, либретто пантомимы, маленькие пьесы, где играет уже как драматическа€ актриса и, кстати, имеет немалый успех.

...¬ декабре 1912 года —идони-√абриэль  олетт становитс€ баронессой де ∆увенель и теперь присутствует на приемах, раутах, торжественных обедах. ѕон€тно, что Ђкрасотка кабареї не могла, да и не хотела найти общий €зык с тем обществом, где вращалс€ супруг. ƒамы света демонстративно игнорировали женщину, им€ которой было у всех на устах. Ќе жела€ ставить под удар союз с человеком, которого любила,  олетт бросила карьеру танцовщицы, но пестрый, вместивший в себ€ все человеческие страсти мир подмостков так и не ушел из ее творчества.

«амужество подарило  олетт дочь, но начавша€с€ ѕерва€ мирова€ война увела из дома мужа. Ѕарон, будучи человеком храбрым, не стал уклон€тьс€ от опасности и ушел на фронт.  олетт, оставив крошку-дочь на н€ньку, тайком, с подложными документами, перешла линию фронта и несколько недель провела возле супруга. ƒл€ ее люб€щего сердца преград просто не существовало, но ничто не могло удержать ее и тогда, когда любовь ушла. —пуст€ несколько лет, уже после войны,  олетт, уже наученна€ горьким опытом первого замужества, узнает, что муж, видимо, охладев к ней, измен€ет. ќна решаетс€ на отъезд из дома и там, в отдалении от неверного мужа, выливает на бумагу обиду, переполн€ющую ее сердце.

ѕод последние аккорды разваливающегос€ брака она совершает поступок, вновь делающий ее героиней скандала. 47-летн€€  олетт становитс€ любовницей 17-летнего Ѕертрана де ∆увенел€, сына барона от первого брака.  онечно, первое, что приходило на ум заинтересованной общественности, это мысль об отмщении. ¬о вс€ком случае, именно так трактовалс€ ею этот неверо€тный роман. Ќо  олетт, много чего понимавшую в жизни, эта трактовка оставила равнодушной. —в€зь с этим юношей, продливша€с€ почти 5 лет, принесла ей такие потр€сени€, которые были мало с чем сопоставимы. Ѕертран с его романтической прив€занностью вернул ей ощущение молодости. ¬се находили  олетт преображенной даже внешне. ќна же открыла перед ним не только тайну отношений между мужчиной и женщиной, она подарила ему способность видеть, понимать и бесконечно ценить красоту окружающего мира. ќна учила Ѕертрана работать в саду, ухаживать за цветами, понимать маленькие секреты природы, повадки птиц и животных, заставила его зан€тьс€ гимнастикой, научитьс€ плавать, уходить на лодке далеко в море.

–азумеетс€, родители Ѕертрана делали все, чтобы Ђспасти мальчика от этой ведьмыї. ≈му нашли хорошенькую невесту, и однажды он перед торжественным обедом в честь помолвки зашел к  олетт попрощатьс€.  огда он вышел из дома, она бросила в окно скомканную записку с трем€ словами: Ђя люблю теб€ї. ”же в старости (де ∆увенель умер в 1987 году в возрасте 84 лет) Ѕертран, вспомина€ о своей подруге, скажет: Ђќна мне сказала это впервые. » € не пошел на торжественный обед в честь помолвкиї.

» все равно день, а вернее ночь, когда  олетт сама сказала Ѕертрану Ђпрощайї, все же наступила. ќни больше никогда не виделись.

 олетт снова была одна, к тому же все еще в состо€нии изнурительного бракоразводного процесса.  ак переживалось ею подступившее 50-летие? Ђ—ердце не имеет морщин, на нем бывают только шрамыї Ч так охарактеризовала  олетт свое тогдашнее мироощущение.

ќднажды на одном из загородных шоссе Ђ–еної, оставленный ей бароном в качестве отступного, заглох и какой-то человек из остановившегос€ авто вызвалс€ ей помочь. ћорис √удекет, сын голландского ювелира-евре€, холост€к и владелец небольшой фирмы, больше всего на свете любил искусство, книги и картины. ∆енщина, которой он помог починить машину, была старше его на 16 лет. ќни не расставались 21 год, их совместное существование прервала только смерть  олетт.

≈й безо вс€кого труда далась роль покладистой жены.  олетт терпеть не могла феминизирующих дам и не отказывала себе в удовольствии при случае кинуть камешек в их огород: Ђ∆енщина, считающа€ себ€ умной, требует равных прав с мужчиной. ∆енщина действительно умна€ Ч не требуетї. ќна была хорошей хоз€йкой, умевшей создать в доме уют и отлично готовить.  олетт отнюдь не считала, что Ђжизнь слишком коротка, чтобы фаршировать грибыї.

 онечно, ее чувство к ћорису не было бурной страстью, сопровождавшей многие ее увлечени€. –аздумыва€ о себе, помудревшей, она не без грусти писала: Ђ»з моей жизни уходит одна из великих сует жизни Ч любовьї. », видимо, поторопилась с этим признанием.

...¬ декабрьскую ночь 1941 года двери их квартиры содрогнулись от ударов прикладов.  олетт, не проронив ни слезинки, проводила мужа-евре€ туда, откуда возвращались очень редко. ј наутро она бросилась в комендатуру, а затем искать знакомых, к которым ло€льно относились оккупанты. ќдин из поклонников ее творчества обещал помочь. Ёто было страшное врем€. ƒочь  олетт стала бойцом —опротивлени€. ¬ доме царили холод и полное отсутствие еды. ¬ рукописи Ђѕариж из моего окнаї начали по€вл€тьс€ советы по поводу того, как обмануть голодный желудок, как выжить при минусовой температуре. „ерез несколько долгих мес€цев вернулс€ ћорис.

¬ конце 44-го  олетт, давно отучивша€с€ давать волю собственной слабости, плакала, слыша грохот артиллерийской канонады в честь освобождени€, сливавшийс€ с перезвоном парижских колоколов.

«а 54 года жизни в творчестве —идони  олетт написала 50 книг художественной прозы и 4 тома статей, посв€щенных театру, причем все, что вышло из-под ее пера, увидело свет еще при жизниа автора. ќна была награждена орденом ѕочетного легиона, избрана в члены  оролевской академии €зыка и литературы Ѕельгии. ≈е слава писательницы в 40 Ч 50-х годах упрочиваетс€ еще и на сцене, и в кино, где с огромным успехом став€т и экранизируют ее произведени€. ¬ 1944 году  олетт Ч перва€ из женщин Ч была единогласно избрана членом √онкуровской академии, где она работала неустанно. Ётому не мешало даже то, что на заседани€ она прибывала в кресле-каталке из-за обострившегос€ артрита. Ќередко муж не в переносном, а в пр€мом смысле носил ее на руках.

—кончалась  олетт 3 августа 1954 года. ”мереть, не пережив ни своей славы, ни своей любви, Ч это редко кому удавалось...




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ўаварш  арапет€н. Ѕиографи€
ѕосетило:17312
Ўаварш   арапет€н
ќльга Ѕерггольц. Ѕиографи€
ѕосетило:16023
ќльга Ѕерггольц
¬еличайшие авиаконструкторы
ѕосетило:18822
 Ѕрать€ –айт

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru