Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√енрих “еодор Ѕелль

   /   

Genrih Theodor Boll

   /
             
‘отографи€ √енрих “еодор Ѕелль (photo Genrih Theodor Boll)
   

ƒень рождени€: 21.12.1917 года
ћесто рождени€:  ельн, √ермани€
ƒата смерти: 16.07.1985 года
ћесто смерти: Ћангенбройх, √ермани€
¬озраст: 67 лет

√ражданство: √ермани€

Ѕиографи€

Ќемецкий прозаик и новеллист, Ќобелевска€ преми€ по литературе, 1972 г.

Ѕелль всегда был писателем большого масштаба, озабоченным судьбой как целого поколени€ немцев, так и отдельной личности, вынужденной жить в колоссальных современных городских муравейниках

24.06.2005

√енрих “еодор Ѕелль, немецкий прозаик и новеллист, родилс€ в  ельне, одном из самых крупных городов –ейнской долины, в многодетной семье краснодеревщика ¬иктора Ѕелл€ и ћари (’ерманнс) Ѕелль. ѕредки Ѕ. бежали из јнглии при √енрихе XIII: как и все ревностные католики, они подвергались гонени€м со стороны англиканской церкви.

√енрих “еодор Ѕелль фотографи€
√енрих “еодор Ѕелль фотографи€

ѕосле окончани€ средней школы в  ельне Ѕ., писавший стихи и рассказы с раннего детства, оказалс€ одним из немногих учеников в классе, которые не вступили в гитлерюгенд. “ем не менее через год после окончани€ школы юноша был привлечен к принудительным трудовым работам, а в 1939 г. призван на военную службу. —лужил Ѕ. капралом на ¬осточном и «ападном фронтах, несколько раз был ранен и в конце концов в 1945 г. попал в плен к американцам, после чего просидел несколько мес€цев в лагере дл€ военнопленных на юге ‘ранции.

ѕо возвращении в свой родной город Ѕ. недолгое врем€ училс€ в  ельнском университете, затем работал в мастерской отца, в городском бюро демографической статистики и при этом не переставал писать Ц в 1949 г. вышла в свет и получила положительный отзыв критики перва€ повесть Ђѕоезд пришел воврем€ї (ЂDer Zug war punktlichї), истори€ о молодом солдате, которому предстоит возвращение на фронт и скора€ смерть. Ђѕоезд пришел воврем€ї Ц это первое произведение Ѕ. из серии книг, в которых описываетс€ бессмысленность войны и т€готы послевоенных лет; таковы Ђ—транник, придешь когда в —па...ї (ЂWanderer, kommst du nach Spaї, 1950), Ђ√де ты был, јдам?ї (ЂWo warst du, Adam?ї, 1951) и Ђ’леб ранних летї (ЂDas Brot der fruhcn Jahreї, 1955). јвторска€ манера Ѕ., писавшего просто и €сно, была ориентирована на возрождение немецкого €зыка после напыщенного стил€ нацистского режима.

ќтойд€ в своем первом романс ЂЅиль€рд в половине дес€тогої (ЂBilliard um halbzehnї, 1959) от манеры Trummer literatur (Ђлитературы развалинї), Ѕ. повествует о семье известных кельнских архитекторов. ’от€ действие романа ограничено всего одним днем, благодар€ реминисценци€м и отступлени€м в романе рассказываетс€ о трех поколени€х Ц панорама романа охватывает период от последних лет правлени€ кайзера ¬ильгельма до процветающей Ђновойї √ермании 50-х гг. ЂЅиль€рд в половине дес€тогої значительно отличаетс€ от более ранних произведений Ѕ. Ц и не только масштабом подачи материала, но и формальной усложненностью. ЂЁта книга, Ц писал немецкий критик √енри ѕлард, Ц доставл€ет огромное утешение читателю, ибо показывает целебность человеческой любвиї.

¬ 60-е гг. произведени€ Ѕ. станов€тс€ композиционно еще более сложными. ƒействие повести Ђ√лазами клоунаї (ЂAnsichten eines Clownsї, 1963) происходит также в течение одного дн€; в центре повествовани€ находитс€ молодой человек, который говорит по телефону и от лица которого ведетс€ рассказ; герой предпочитает играть роль шута, лишь бы не подчинитьс€ лицемерию послевоенного общества. Ђ«десь мы снова сталкиваемс€ с главными темами Ѕ.: нацистское прошлое представителей новой власти и роль католической церкви в послевоенной √ерманииї, Ц писал немецкий критик ƒитер ’енике.

“емой Ђ—амовольной отлучкиї (ЂEntfernung von der Truppeї, 1964) и Ђ онца одной командировкиї (ЂDas Ende einer Dienstfahrtї, 1966) также €вл€етс€ противодействие официальным власт€м. Ѕолее объемный и гораздо более сложный сравнительно с предшествующими произведени€ми роман Ђ√рупповой портрет с дамойї (ЂGruppenbild mit Dameї, 1971) написан в форме репортажа, состо€щего из интервью и документов о Ћени ѕфейффере, благодар€ чему раскрываютс€ судьбы еще шестидес€ти человек. Ђѕрослежива€ на прот€жении полувека немецкой истории жизнь Ћени ѕфейффера, Ц писал американский критик –ичард Ћокк, Ѕ. создал роман, воспевающий общечеловеческие ценностиї.

Ђ√рупповой портрет с дамойї был упом€нут во врем€ присуждени€ Ѕ. Ќобелевской премии (1972), полученной писателем Ђза творчество, в котором сочетаетс€ широкий охват действительности с высоким искусством создани€ характеров и которое стало весомым вкладом в возрождение немецкой литературыї. ЂЁто возрождение, сказал в своей речи представитель Ўведской академии  арл –агнар √иров, Ц сопоставимо с воскресением восставшей из пепла культуры, котора€, казалось, была обречена на полную гибель и тем не менее, к нашей общей радости и пользе, дала новые побегиї.

  тому времени как Ѕ. получил Ќобелевскую премию, его книги стали широко известны не только в «ападной, но и в ¬осточной √ермании и даже в —оветском —оюзе, где было распродано несколько миллионов экземпл€ров его произведений. ¬месте с тем Ѕ. сыграл заметную роль в де€тельности ѕ≈Ќ-клуба, международной писательской организации, посредством которой он оказывал поддержку писател€м, подвергавшимс€ притеснени€м в странах коммунистического режима. ѕосле того как јлександр —олженицын в 1974 г. был выслан из —оветского —оюза, он до отъезда в ѕариж жил у Ѕ.

Ћучшие дн€

ƒве жизни ≈лены —оловей
ѕосетило:9581
≈лена —оловей
ѕесн€ посв€щаетс€ мо€...
ѕосетило:5202
¬ладимир “рошин
Ѕьюла Ћуиза √енри: ЂЋеди Ёдисонї
ѕосетило:2789
Ѕьюла Ћуиза √енри

¬ том же году, когда Ѕ. оказал помощь —олженицыну, он написал публицистическую повесть Ђѕоруганна€ честь  атарины Ѕлюмї (ЂDie verlorene Ehre der Katharina Blumї), в которой выступил с резкой критикой продажной журналистики. Ёто рассказ о несправедливо обвиненной женщине, котора€ в конце концов убивает оболгавшего ее репортера. ¬ 1972 г., когда пресса была переполнена материалами о террористической группе Ѕаадера ћейнхоф, Ѕ. пишет роман Ђѕод конвоем заботы (ЂFursorgliche ¬lagerungї. 1979), в котором описываютс€ разрушительные социальные последстви€, возникающие из-за необходимости усиливать меры безопасности во врем€ массового насили€.

¬ 1942 г. Ѕ. женилс€ на јнне ћари „ех, котора€ родила ему двух сыновей. ¬месте с женой Ѕ. переводил на немецкий €зык таких американских писателей, как Ѕернард ћаламуд и —элинджер. —кончалс€ Ѕ. в возрасте 67 лет, наход€сь под Ѕонном, в гост€х у одного из своих сыновей. ¬ том же 1985 г. был издан самый первый роман писател€ Ђ—олдатское наследствої (ЂDas Vermachtnisї), который был написан в 1947 г., однако публиковалс€ впервые. Ђ—олдатское наследствої повествует о кровавых событи€х, происходивших во врем€ войны в районе јтлантики и ¬осточного фронта. Ќесмотр€ на то, что в романе чувствуетс€ некоторый надрыв, отмечает американский писатель ”иль€м Ѕойд, Ђ—олдатское наследствої €вл€етс€ произведением зрелым и весьма значительным; Ђот него веет выстраданными €сностью и мудростьюї.

¬ своих романах, рассказах, пьесах и эссе, составивших почти сорок томов, Ѕ. изобразил подчас в сатирической форме Ц √ерманию во врем€ второй мировой войны и в послевоенный период.  ак писал английский критик и литературовед ”.≈. …уилл, ЂЅ. всегда был писателем большого масштаба, озабоченным судьбой как целого поколени€ немцев, так и отдельной личности, вынужденной жить в колоссальных современных городских муравейникахї. ¬прочем, далеко не все критики высоко оценивали талант Ѕ. Ђ„аще всего приходитс€ слышать обвинени€ в том, что в его произведени€х преобладают сентиментализм и идеализм, что он не всегда в состо€нии адекватно выразить свои намерени€ї, Ц писал американский литературовед –оберт  .  онард.

Ќападки Ѕ. на практицизм современного общества представл€ютс€ американскому критику ѕитеру ƒемецу слишком наивными. Ђ«а моральным императивом Ѕ., Ц пишет ƒемец, в действительности скрываетс€ глубокое отвращение к повседневным, незаметным, прагматическим поступкам. ¬се или ничегої. ѕо мнению американского ученого “еодора ÷иолковского, ЂЅ. €вл€етс€ одним из немногих послевоенных немецких писателей, которые создали то, что вернее всего назвать... унифицированным, вымышленным миром, питаемым посто€нной моральной проповедьюї. —равнива€  ельн Ѕ. с …окнапатофой ”иль€ма ‘олкнера, ÷иолковский также замечает: ЂЅ. не только нанес на литературную карту √ермании еще одну область, которую следует признать его исключительной собственностью, но и создал себе репутацию ведущего бытописател€ √ермании середины нашего векаї.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ƒве жизни ≈лены —оловей
ѕосетило:9581
≈лена —оловей
јномалии роста: „еловек, бывший карликом и великаном
ѕосетило:10612
јдам –айнер
—инди  роуфорд. Ѕиографи€
ѕосетило:10095
—инди  роуфорд

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru