Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ветлана јлексиевич

   /   

Svetlana Aleksievich

   /
             
‘отографи€ —ветлана јлексиевич (photo Svetlana Aleksievich)
   

ƒень рождени€: 31.05.1948 года
ћесто рождени€: —танислав, ———–
¬озраст: 72 года

√ражданство: Ѕеларусь
—оцсети:


Ќа баррикадах нельз€ разгадать тайну жизни...

—оветска€ и белорусска€ писательница, журналистка.

— известной белорусской писательницей, автором знаменитых книг "” войны не женское лицо" и "÷инковые мальчики" —ветланой јлексиевич корреспондент встретилс€ на 4-м ‘оруме молодых писателей –оссии.

23.10.2004

- —ветлана, что сейчас происходит с молодой литературой?

—ветлана јлексиевич фотографи€
—ветлана јлексиевич фотографи€

- “о, что и всегда происходило: молода€ литература ищет свои слова, приход€т новые имена. —ейчас молодой литературе труднее, чем когда-либо, поскольку идет врем€ слома, мы находимс€ на руинах - нет ни идей, ни приличной конструкции мира. “а проза, с которой € познакомилась на семинарах, - это поиск самовыражени€. Ќесмотр€ на то что на окраине империи льетс€ кровь, да и многое, чего происходит, и многое, чего не происходит, мы все, в общем-то, живем с чувством поражени€: молодые пишут так, будто они приход€т в мир, где все на месте и ничего не произошло, они ищут себ€ и ищут слова. ћолода€ литература сейчас не внушает мне ни особого оптимизма, ни особого пессимизма.

- ¬ы говорите о российской литературе или о белорусской?

- ќ постсоветской. —имптомы везде одинаковы: в –оссии, Ѕелоруссии, ”краине или  азахстане происходит приблизительно то же самое. ћолодое поколение сейчас оказалось без пам€ти социализма и в то же врем€ - со стертым опытом »нтернета. ќни все живут вне географии - в »нтернете. » хот€т быть похожими на другой мир, а этот мир живет совсем по другим законам. ќни туда пересел€ютс€ интеллектуально, но в принципе туда переселитьс€ не могут, поскольку он, тот мир, живет совсем по другим законам. “ак что они оказываютс€ в безвоздушном пространстве.

- ј вы сейчас в каком мире живете?

- я отношусь к таким люд€м, у которых иде€ работы определилась очень давно. я с детства знала, что буду писать, буду заниматьс€ журналистикой. ѕотом € стала писать свою хронику "ћаленький человек и велика€ утопи€" - и иду за этим человеком, пишу о том, как эта утопи€ распадалась, как она сейчас агонизирует и что происходит в этой ситуации с человеком. я все там же - на этом постсоветском пространстве. Ёто не важно, что € живу сейчас в ≈вропе, это формально. Ќа самом деле € живу здесь.

- ¬ы живете в ≈вропе вынужденно?

- ¬ св€зи с политической ситуацией у нас в стране. Ќо € думаю, что вернусь, потому что хочу жить дома.

Ћучшие дн€

Ѕеверли —иллз. Ѕиографи€
ѕосетило:14433
Ѕеверли —иллз
Ќе всегда нужно зрение, чтобы видеть
ѕосетило:12149
Ёрик ¬ейенмайер
ќлег ƒаль. Ѕиографи€
ѕосетило:7415
ќлег ƒаль

- Ќо народ на референдуме проголосовал за третий срок президентства Ћукашенко. ј у вас на этот счет особое мнение...

- ќднако живут же в Ѕелоруссии другие люди, которые не проголосовали за него. ѕочему и € не могу там жить? Ѕелорусский опыт сильной власти напоминает нашу прежнюю жизнь, он будет сейчас распростран€тьс€. » ”краина, и –осси€ идут по белорусским следам. Ќет людей, нет идей - все то же самое. Ќичего не помен€лось. Ёто особый вопрос: почему мы оказались не способны к модернизации? ѕочему изнутри выросла все та же авторитарна€ власть?  ак бы молодые ни делали вид, что они живут в другом мире, все это неправда. ¬ один прекрасный день мы все осознаем, что вернулись назад. —вой исторический шанс, кроме ѕрибалтики, наверное, никто не использовал.

- Ќе понимаю: —ветлана јлексиевич - женщина, котора€, по определению, должна писать нежную прозу, - и вдруг такие бойцовские качества? ј јлександр —ергеевич еще писал: "ћы рождены дл€ вдохновень€, дл€ сладких звуков и молитв..." ∆енщина - синоним лирики в литературе и искусстве...

- ” вас просто какие-то патриархальные и несколько наивные представлени€ о женщине и современном мире.

- ј вы хотели бы, чтобы мужчины волочились за ∆орж —анд в мужских брюках и с папироской в зубах?

- ѕри чем здесь ∆орж —анд? ∆енщина - такой же человек, который страдает, видит и не принимает несовершенства мира, как и мужчина. ѕочему вы думаете, что варварское несовершенство жизни ранит вас больше, чем женщину?  ак видите, € не курю и не хожу в мужских брюках. Ќет, € ношу брюки, но их все сейчас нос€т. я не представл€ю этакий милитаристский тип женщины, но какой-то элемент интеллектуального бесстраши€ во мне есть.

- ѕопытаюсь переделать пословицу из одной пьесы Ўоу: поскреби лезвием писательницу - обнаружишь феминистку...

- ј почему феминизм - что-то ругательное? ‘еминизм - это когда женщина говорит, что она не хочет жить в абсолютно мужском мире и имеет право на свой €зык, на свои слова, свое видение. —ейчас у мен€ переизданы книги "” войны не женское лицо" и "ѕоследние свидетели". ƒумаю, женский взгл€д на войну добавл€ет то, что мужчины скрывают, не рассказывают. Ќе случайно эти книги переведены во многих странах мира. ¬о ‘ранции, например, все большие газеты, включа€ "‘игаро", "ћонд", "Ћиберасьон", отозвались... “ургеневскую барышню уже не возродить. ƒа и тургеневска€ барышн€ не была таким уж изнеженным существом. »звините, она  анта и √егел€ читала.

- » при этом ходила в белом платье возле пруда под кронами цветущих дерев, позлащенных лучами заход€щего светила... ј почему вы не признаете право за современными мужчинами предпочитать тургеневских барышень - ∆орж —анд?

- ћечта€ о тургеневских барышн€х, мужчина тем самым говорит: вот э т а часть жизни - абсолютно мужска€ территори€, женщине т а м нечего делать. ƒл€ того чтобы быть т а м, недостаточно у нее ума, психики, природы... Ќо мы с вами знаем, когда женщина оказываетс€ р€дом с вами, мужчинами, в журналистике или, например, в авиации (та же –аскова!), то многие мужчины не равны ей. “оталитарное общество давно окончилось. я не говорю о том, что нам нужны "двое мужчин": € просто говорю, что у нас одинакова€ жизнь, смерть - у нас все одинаковое. ѕочему женщина должна таить свои знани€, свои догадки об этом мире? ѕришло врем€, когда об этом надо говорить. ¬ ≈вропе это не вызывает уже никаких сомнений. ¬о ‘ранции € была приглашена в бизнес-клуб на интеллектуальный завтрак: собираютс€ люди высокой породы и положени€ (генеральный прокурор, например) и перед ними выступают известные писатели и философы. я зашла в зал и увидела из восьми дес€тков человек по крайней мере половину женщин. Ёто не значит, что там собрались какие-то бизнес-вумен - такие "полумужчины". »ли, как говор€т на «ападе, "женщины, работающие в мужской группе". —обрались нормальные, стильные, интеллигентные женщины - судь€ округа, владелица какого-то концерна... » это совсем не мешало их имиджу. Ёто был другой мир - без нашего патриархального восточного разделени€ на мужчин и женщин.

- —уществует ли "женска€" литература?

- ¬полне возможно. ” женщин другое мироощущение. ¬ моих книгах у войны в воспри€тии женщин - другой цвет, другие краски, запах. ћужчины этого не слышат и не чувствуют - они так устроены. ƒл€ них важнее действи€, событи€. ј дл€ женщин важна психологическа€ нюансировка, чувства.

- »спокон веков повелось, что мужчины ход€т в революционерах, двигател€х прогресса, а женщины - консерваторы, охранители семейного очага, устоев.

- ”же давно не так. я была на афганской войне. “ам европейские журналисты больше чем на 50 процентов были представлены женщинами. ћир все-таки состоит из двух частей.

-  то дл€ вас идеал женщины и идеал мужчины?

-  онечно, интеллектуалы. »з женщин мой типаж - ÷ветаева. ≈е понимание себ€ в мире, ощущение дороги, непрерывной внутренней работы, посто€нного стремлени€, желани€ и готовности любить, понимать и прощать - все это мне очень близко. ѕочему ÷ветаеву сейчас читают и поют? ¬ ней есть мистика, метафизика, она оказалась очень современной. я не хочу сказать, что среди современниц нет женщин, достойных внимани€ и подражани€, разумеетс€, есть. Ќо ÷ветаева - это что-то особенное, очень близкое. — идеалом мужчины сложнее: все они сейчас зан€ты почему-то исключительно войной или политикой. –азве что вот философ ћамардашвили. “о, что он говорит об этом мире, как понимает место человека в нем, мне близко. ќб этом хочетс€ долго думать

- ѕредставьте, умна€ женщина в семье да еще с метафизикой в голове - это же катастрофа! «начит, муж должен быть простофилей, ведь по пословице - две бараньи головы в один котел не лезут!

- Ѕросьте! √лупости! Ёто общие представлени€! ѕочему не быть партнерами? ћне кажетс€, надо идти вместе, не вы€сн€€, кто главнее и кто важнее. ƒл€ мен€ таких вопросов никогда не сто€ло. ƒл€ мен€ важна мысль, важны человеческие качества.

- ¬ –оссии сейчас многие женщины пошли в политику. ¬ Ѕелоруссии есть женщины-политики?

- ≈сть, и некоторые женщины даже поинтереснее мужчин.  стати, мне очень в –оссии нравитс€ ’акамада (больше мужчины-политика Ќемцова, например). √лавное, не половые признаки, главное - личность, пространство личности, пространство мысли, чувств, взгл€дов на жизнь. ћы сегодн€ живем погруженные в какой-то хаос, не знаем, где мы, куда мы?.. ¬се гадают, гадают, а событи€ - по “олстому: идут сами по себе, мы как бы на них не вли€ем. » вот здесь важно, кто первый найдет ответы, подберет слова, которые проберутс€ к нашему сердцу, к нашему уму. » здесь совсем не важно, мужчина будет это или женщина.

- ќбычно прин€то говорить, что русские и белорусы - одна ветвь. —уществует, на ваш взгл€д, разница между русским и белорусским менталитетами?

-  онечно, существует! Ћично у мен€ менталитет - и белорусский, и украинский, и польский, и русский - всего намешано. »сторически белорусы сложились более толерантной нацией. — новым поколением сложнее - оно более размыто. ≈сли же брать энергетический аспект, то в русской и белорусской деревне можно сразу почувствовать разные типы энергии. я, например, сомневаюсь, что ќкт€брьскую революцию могли бы сделать белорусы: у них нет этого революционного потенциала, нет такого настро€. ” белорусов как у маленькой нации, через которую испокон веков катили потоки из ≈вропы и в ≈вропу, совсем другой взгл€д - мы самоспасаемс€, принимаем удар, не пр€чемс€, стараемс€ выжить, переждать. ѕоэтому именно белорусы как бы вильнули в прошлое - именно в силу исторических и генетических особенностей. ¬ то врем€ как русска€ наци€, аккумулирующа€ в себе столько разных кровей, находитс€ все врем€ в вызове...

- ¬сегда ли ваши друзь€ - ваши единомышленники?

- ѕо-вс€кому. ¬озьмите событи€ в „ечне: твои друзь€ не всегда будут единомышленниками. ѕопробуй заговорить о религии, о ѕутине, о Ћукашенко - то же самое. Ќо € перестала быть максималистом, и если кто-то придерживаетс€ иного мнени€, то это не значит, что € прекращу отношени€ с этим человеком. ≈сть какие-то более важные вещи.   тому же мы совпадаем еще по многим более важным качествам. ≈сть люди, с которыми € дружу, но совершенно не говорю о политике.

- –азве такое сейчас возможно?

- ƒа, есть люди, которые в свои сорок-п€тьдес€т лет, увидев свое бессилие и пон€в, что в этом хаосе нам жить еще несколько дес€тков лет, не то чтобы впадают в биологическую панику, а просто начинают ценить жизнь. » просто живут достойно, по-человечески. „тобы вокруг теб€ был круг чистой воды. Ќе об€зательно же все врем€ носить шашку на боку?!

- ≈сли каждый будет так жить, стало быть, и вс€ жизнь сделаетс€ хорошей!  аждый очистит себе п€тачок чистой воды - вот и чистое озеро!

- ≈сть така€ теори€. Ќо € думаю, что мы живем еще во врем€ историческое, ‘уки€ма с "похоронами истории" поспешил. Ќадо предпринимать общие усили€, на которые, как вы€сн€етс€, мы не способны. ¬о вс€ком случае белорусы - это точно! ѕовтор€ю: нет ни идей, ни людей. Ќет людей, которые бы могли вз€ть на себ€ ответственность.

- —обираетесь ли вы вернутьс€ на родину?

- ƒа € и не уезжала насовсем. я уехала не потому, что за мной кто-то бегал с автоматом  алашникова. ѕросто быть долго на баррикаде - опасно дл€ художника. ¬идишь мишень, а не цветную жизнь. я уехала, чтобы сделать внутри себ€ переинструментовку, вернуть себе зрение.

- –аз —ветлана јлексиевич сошла с баррикады, значит, мы можем ждать от нее хорошего, лирического, "домашнего" романа о любви?

- я не сошла совсем с баррикад и мо€ жизненна€ позици€ остаетс€ прежней. Ќо жизнь стала дл€ мен€ более таинственной, € пон€ла, что на баррикаде нельз€ полностью разгадать загадку жизни. —егодн€ дл€ художника баррикада не то место... ¬ общем, к сожалению, на баррикаде проповеди не читаютс€ - на баррикаде стрел€ют. ј нам надо перестать придумывать собственный народ и собственную историю, надо настраиватьс€ на долгую - на дес€тки лет - работу с людьми. Ќадо говорить с человеком как с другом - о тайне человеческой жизни. ¬рем€ революций прошло - теперь революции даже называютс€ иначе, например "революци€ роз" и т.д. ћы вступили в другой мир, когда понимаешь, что жизнь - очень роскошна€ вещь, чтоб ее так вот бездарно употребить!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлександр –ошаль. Ѕиографи€
ѕосетило:10528
јлександр –ошаль
—ама€ высока€ в мире модель
ѕосетило:46680
 јмазон ≈ва
„еловек, который изменил музыку
ѕосетило:9893
Ѕоб ƒилан

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru