Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ветлана јлексиевич

   /   

Svetlana Aleksievich

   /
             
‘отографи€ —ветлана јлексиевич (photo Svetlana Aleksievich)
   

ƒень рождени€: 31.05.1948 года
ћесто рождени€: —танислав, ———–
¬озраст: 72 года

√ражданство: Ѕеларусь
—оцсети:


—¬≈“ЋјЌј јЋ≈ —»≈¬»„: "ћџ ”∆≈ Ќ≈ ћќ∆≈ћ,  ј  √≈–ќ» „≈’ќ¬ј, — ј«ј“№: „≈–≈« 100 Ћ≈“ „≈Ћќ¬≈  Ѕ”ƒ≈“ ѕ–≈ –ј—≈Ќ"

—оветска€ и белорусска€ писательница, журналистка.

ѕрозаик, с именем которого после смерти ¬асил€ Ѕыкова прежде всего ассоциируетс€ в мире белорусска€ литература. ¬ последние годы живет в основном за границей - в √ермании, »талии, ‘ранции. ”же 10 лет в Ѕелоруссии ее книги не издаютс€.

16.05.2004

—ветлана јлексиевич пишет хронику под условным названием "ћаленький человек и велика€ ”топи€" - хронику русского опыта коммунизма, пыта€сь проследить, что происходит на прот€жении столети€ (от революции до распада ———–) с советским человеком. »з рассказов реальных людей складываетс€ истори€ страны - истори€ фактов и истори€ духа.

ќ самочувствии человека на переломе истории, в растер€нном мире со —ветланой јлексиевич беседует корреспондент "»звестий" Ќаталь€ »√–”Ќќ¬ј.

÷ивилизаци€ слез и страданий

- “ы отодвинула работу над книгой о любви и дополн€ешь и переиздаешь старые книги - о ¬еликой ќтечественной, јфганистане, „ернобыле... Ёто сейчас важнее?

- ћне стали поступать предложени€ от издателей - сначала во ‘ранции, потом в √ермании, японии, »талии захотели выпустить "военные" книги. я перечитала их, пролистала дневники, посмотрела, что выбрасывала цензура, и пон€ла: в таком виде публиковать их невозможно, нужно восполн€ть вынужденные пробелы.

- —егодн€ эти книги падают на новую почву - новый опыт войны и испытаний, посланных человеку.

- я спросила французского издател€, почему он хочет их напечатать. ќн ответил, что после ¬торой мировой войны прошло больше полувека и новые поколени€ французов, дл€ которых это уже истори€, должны знать правду - хот€ бы то, что войну выиграли русские, а не американцы. Ќо еще важнее, что мои книги - о силе человеческого духа, а у европейского человека по€вились с этим проблемы. Ћюди стараютс€ не тревожить себ€. «ападный человек склонен выбрать не сострадание другому, а помощь: € даю деньги, участвую в какой-то инициативе, но в чужие проблемы не вхожу и в душу их не пускаю. » вот этот практичный, рациональный европейский ум ощущает собственный крах: стало €сно, что рациональный человек не выживет, возникла потребность в гуманитарном человеке.

¬нимание к моим книгам, а у мен€ все-таки уже около100 книг вышло в разных странах, говорит о том, что мы - цивилизаци€ слез и страданий - представл€ем интерес дл€ ≈вропы. —традание в –оссии - нечто сакральное, таинственное. Ќе пон€тно, как мы с ним живем, чем оправдываем, почему наша истори€ и наша жизнь не мен€ютс€. ћы - как в ловушке.

Ћучшие дн€

Ѕеверли —иллз. Ѕиографи€
ѕосетило:14179
Ѕеверли —иллз
Ќе всегда нужно зрение, чтобы видеть
ѕосетило:11898
Ёрик ¬ейенмайер
ќлег ƒаль. Ѕиографи€
ѕосетило:7156
ќлег ƒаль

- Ќам бы самим пон€ть. √овор€т, это происходит потому, что русский человек хочет одновременно быть участником великой, уникальной истории и жить нормально. ј такое еще ни у кого не получалось.

- ј западный человек, который привык жить "нормально", не хотел бы жить в такой стране, как наша, - она излучает некую опасность, наша культура и литература - потр€сение несчастьем.

- ѕрости, € теб€ перебью, это стоит уточнить: ты говоришь "наша страна" о –оссии?

- я ведь человек русской культуры.

Ќо наша цивилизаци€ посылает в мир и какие-то иные импульсы - о прочности человека, о жизненных ценност€х.

ќбъ€сн€ть смысл жизни только необходимостью приобретени€ комфортного жилища, престижной машины означает свести ее к биологическому существованию. Ёто тупик.  огда во ‘ранции мы с моим хорошим знакомым два часа говорим о том, где лучше покупать пирожные, € мгновенно начинаю тосковать по ћинску и ћоскве. Ќо тут же вспоминаю, как приехала в „ернобыль к ликвидаторам года через два после аварии. ¬ечером они вернулись из зоны, на столе по€вилась трехлитрова€ банка самогона, и мы вели потр€сающе интересные разговоры. “ам были ученые (кандидаты наук с лопатами - так их в „ернобыле использовали), и разговоры шли о ÷иолковском, √орбачеве, о коммунизме и христианстве... ¬ходит женщина, приносит €ичницу, у нее задираютс€ рукава халата, и € вижу руки в страшных волдыр€х. "ƒа, - говорит, - это мы стираем их белье". - " ак - руками?!" - "Ќу, дали стиральную машину, она испортилась..." я возмущаюсь: они же смертницы! ј реб€та отмахнулись: все мы смертники. » продолжают философствовать.

ћожет, западный человек слишком прагматичен, но он не будет стирать радиоактивное белье. ј русский или белорус будет подниматьс€ в интеллектуальные высоты, но и сам на коленки встанет, чтобы на крыше реактора додолбить какую-то €му, и о ближнем не подумает. «начит, наша ментальность тоже у€звима. ќсобенно сегодн€, когда по€вились новые страхи, зло под новыми масками. ћы уже не можем, как герои „ехова, сказать: через 100 лет человек будет прекрасен.

- Ќо способны представить, что через 100 лет может и ничего не быть?

- „ерез 100 лет, отпущенных „еховым, - „ернобыль, взрывы домов в ћоскве, 11 сент€бр€. —тало €сно: будущее, истори€ не конечны, а не прогнозируемы, не в силах человека узнать, что с ним будет завтра.

—ама€ страшна€ диктатура - диктатура массового человека

- ј так ли не прогнозируемо обозримое будущее? —пециалисты давно уже говор€т: войны XXI века будут цивилизационные. » что? Ѕалканы,  авказ, јфганистан, »рак... Ќаступаем на грабли.

- Ќет. “о, что происходит сейчас, свидетельствует: мир не вступил в XXI век. ѕуть, предложенный миру јмерикой, - путь назад. ¬место того, чтобы низвергать идеи, - убиваем людей. ƒл€ мен€ то, что происходит в »раке, - полное поражение цивилизации. ќказалось, есть времена, когда человечество откатываетс€ назад.

- “акие откаты в истории были не раз. ѕросто не думалось, что это может случитьс€ после победы над √итлером, ’иросимы, вьетнамской войны и јфганистана.

- ѕомнишь, когда кончилась "холодна€ война", какой был момент романтизма с обеих сторон? ќбщий дом, новое мышление. ƒо тех пор, пока снова не испугались друг друга. ѕока говорили одни и те же слова. ѕо крайней мере, мы-то старались учить чужие слова и разучивать чужие роли и наде€лись, что мир помен€етс€... Ќо оказалось, в мире все гораздо таинственней. » даже у войн более непон€тные причины, чем думалось раньше.

- » у войны в »раке причины не экономические, это не борьба јмерики с терроризмом и не столкновение менталитетов, как прин€то считать?

- Ќет, это поверхностные причины. Ќа самом деле Ѕуш, как любой руководитель страны, аккумулирует энергию массового сознани€, его ожиданий. ћы живем во времена самой страшной диктатуры - диктатуры маленького человека, массового человека. ≈го обслуживает политика, обслуживает искусство.

- “ака€ диктатура демократии?

- Ќа «ападе все чаще говор€т о том, что у демократии есть свои тупики. ≈сли альтернатива диктатуры есть демократи€, то альтернативы демократии нет. » это тоже одно из потр€сений сегодн€шней жизни.

- ј если сравнить "восстание масс" начала ’’ века и власть массового человека сегодн€?

- —егодн€ маленький человек не творит, его действи€ - акт толпизма, акт массовки. ≈му нужны кумиры, а не св€тые, блаженные и герои.

ћир в кризисе - нет идей, продвигающих осмысление жизни. –усска€ катастрофа - это и политическа€ катастрофа, и историческа€, и интеллектуальна€. Ќо € не знаю серьезных исследований о тайне коммунизма, написанных в современной –оссии. ћы до сих пор не можем адекватно пон€ть, в каком месте истории оказались и почему. ∆ивем с ощущением поражени€, жертвы, обиды...

»митаци€ перемен

- — 1985 года, начала перестройки, прошла цела€ жизнь: тогдашнее поколение 40-летних - уже пенсионеры, поколение детсадовцев начало обзаводитьс€ детьми. ≈сли огл€нутьс€ - что нужно было сделать и что не было сделано?

- ћы говорили на кухн€х, говорили на митингах. ћы изошли словами. Ќенаработанными оказались пути перестройки общества. ј это ведь дело интеллектуалов. "ƒалеки от народа" - это о нас. » о писател€х, и о политиках. ¬от прошли президентские выборы в –оссии. Ѕудь € русским человеком - голосовала бы за ’акамаду. «а смелость, умение прин€ть вызов, за сам типаж - эрудированной, независимой женщины, которой интересно жить в полную силу. Ќо как же надо не понимать, где человек живет и что о нем думают, чтобы "гул€ть" перед объективами телекамер в шикарном ресторане, выходить на глазах униженной –оссии в шикарной одежде из роскошной машины... Ёто же означает подписать смертный приговор демократии. —обственно, они себе его уже подписали - поражение —ѕ— об этом и говорит.

Ќо это - проблемы элиты. ј люди... “аскают тюки и сумки из “урции и  ита€, все лето копаютс€ на гр€дках, выживают, поднимают детей. —егодн€, может, как никогда за эти 20 лет, по вопросам слушателей на радио, встречам на ћосковской книжной €рмарке € почувствовала: человек устал от одиночества, он устал боротьс€ за выживание.

- јналитический центр ёри€ Ћевады полтора дес€тка лет вел программу исследований "—оветский человек". —равнива€ данные 2003 и 1994 годов, Ћевада отмечает: "ѕредставлени€ о том, что "ничего не изменилось", стали почти вчетверо более распространенными во всех возрастных группах".

- я же говорю: была имитаци€ перемен. ћногие фундаментальные вещи в нашей жизни сохранились, просто иначе называютс€. » неверие человека в то, что его лична€ жизнь может помен€тьс€, сохранилось. ќн пон€л, что от него ничего не зависит.

- “ебе тут же возраз€т: как - не зависит?! ” нас же свободные, альтернативные выборы.

- ≈сли в твоих руках телевидение, смешно говорить о демократических выборах. » так не только в –оссии или в Ѕелоруссии.

 ресть€нска€ страна в XXI веке

- ј чем различаютс€ ситуации российска€ и белорусска€?

- ¬ –оссии она немного культурнее, так скажем. Ѕелорусси€ - патриархальна€, кресть€нска€ страна.

-  ак - кресть€нска€? ѕочти 3/4 населени€ - городское.

- ” этой страны кресть€нское мировоззрение. ƒаже в ћинске - в основном горожане в первом поколении. „еловек п€ть дней работает на заводе, на два дн€ уезжает в деревню - маме помочь с огородом и кабанчиком. » праздники там празднует. ¬се его интересы в деревне. »нертное сознание, опасающеес€ перемен.

- “огда, может, прав Ћукашенко, настаива€ на необходимости стабильности и преемственности? ≈сли это соответствует национальному сознанию?..

- ¬се имеет скрытую сторону, мы пр€чемс€ сами от себ€. ” нас же, по-моему, ни одного завода нет с современными технологи€ми. —оциальные гарантии исчезают даже у ветеранов. ѕроблема с землей не решена, как и в –оссии.  олхозы убыточные, заработать можно только в своем хоз€йстве.  ресть€нска€ страна в XXI веке. ј сегодн€ оказатьс€ на задворках истории так легко.

- ј жить стали хоть немного получше в последние годы?

- я думаю, лучше всего выживают те, у кого в деревне родители. ј сама деревн€, все отдава€ дет€м, нищает. —ейчас можно брать сколько угодно земли, держать сколько хочешь свиней. Ћюди так и поступают. ќни - как крепостные у своих городских детей.

-  ак бы ты определила настроени€ в белорусском обществе?

- —трах, неуверенность, в какой-то части общества - агресси€...  ак и в –оссии: человеку внушают русскую идею, белорусскую идею, взывают к чувству патриотизма, а у него самого только одна иде€ - иде€ жертвы. ќн обижен, несчастен, унижен.

- ј есть желание перемен, вол€ к переменам?

- ј в –оссии есть эта вол€?

- —ильнее всего желание - чтобы дали наконец жить спокойно, перестали "реформировать".

- “ак и в Ѕелоруссии. Ёнергетика уходит. —колько люди могут ждать? я не говорю сейчас о том, что они сами соучастники всего, сегодн€шн€€ жизнь - это ведь результат наших общих действий.

- “ы все врем€ говоришь: "как и в –оссии". ј белорусы чувствуют себ€ другой страной? ћне кажетс€, после недавних газовых конфликтов что-то должно было резко переменитьс€ в национальном самосознании.

- ≈динство с –оссией - миф. –азделение давно произошло. » в жизни, и в сознании. ” –оссии свои интересы и куча собственных проблем. ѕочему ее должны заботить наши? ћиф об общности - на том уровне, на каком о ней говорилось, - рожден в головах людей, которые решали дл€ себ€ проблему власти. » в Ѕелоруссии, и в –оссии. я думаю, в будущем возникнет слав€нское объединение, подобное европейскому, но сейчас это маловеро€тно. ј после "газовых атак" включилс€ мощный механизм антирусскости - обида, обман... Ќадо решать проблемы, надо объ€сн€ть, что в стране происходит и почему. ѕроще всего - списать на то, что газ перекрыли.

ƒом сгорел, мы сидим на пепелище

- ћне кажетс€, сейчас одна из главных - проблема культуры власти. ќна рождает массу других. ј во главе государств в большинстве своем очень средние дл€ этого времени люди. ќ Ѕуше кто-то из самих американцев пошутил: президент супердержавы больше похож на президента развивающейс€ страны. ” нас в Ѕелоруссии - кресть€нский предводитель. ” вас - человек волею обсто€тельств вынесен на гребень катастрофы. ѕопробуй проконтролировать сейчас –оссию и двинуть ее куда-то. Ёто же целый архипелаг!

- ќпубликованы данные белорусского Ќезависимого института социально-экономических и политических исследований за сент€брь 2003 года: на предсто€щих выборах 56% опрошенных готовы были проголосовать за политика, способного успешно конкурировать с Ћукашенко, но 83% не знали такого человека.

- ≈сть ли у нас свой ¬ацлав √авел?

- Ќу почему все к √авелу свод€т? ѕочему, скажем, не ”лоф ѕальме?

- ћне вопрос о √авеле задали после похорон ¬асил€ Ѕыкова. Ѕыкова несли на кладбище на руках через весь город. —начала пытались этого не допустить: " ак это вы будете его нести, ћашерова даже не несли!" Ќо на улицы вышли дес€тки тыс€ч людей, и власть ретировалась. “ак вот, мен€ тогда спросили, почему у нас не по€вилс€ свой √авел. я ответила: "” нас был јлесь јдамович, но мы выбрали другого человека". ƒело не в том, что таких людей нет, они не востребованы обществом.

- ј что ты вкладываешь в пон€тие "свой √авел"?

- ѕрежде всего - демократический президент, культурный человек, вхожий в европейский мир.

- —воих √авелов поспешили избрать в Ћитве, √рузии, јзербайджане, јрмении - их звали Ћандсбергис, √амсахурдиа, Ёльчибей, “ер-ѕетрос€н, но € поостереглась бы утверждать, что это был однозначно оптимистический опыт.

- ” чехов тоже немало претензий к √авелу. Ќо все-таки это несопоставимого масштаба политики. ƒл€ мен€ это им€ - метафора развернутой в ≈вропу, в новый мир личности. ¬ будущее, а не в законсервированное прошлое.

Ќа «ападе понимают: в старом доме жить нельз€, нужно что-то новое строить. ” нас - €вный развал: дом сгорел, мы сидим на пепелище.

- Ќо у нас разрушена и конструкци€ мира, ценностна€ система.

- “а конструкци€ мира, котора€ существовала, была так далека от Ѕиблии, что € бы особенно о ней не сожалела.

- Ќи о чем?

- Ќет, именно как о целой конструкции. Ќадо собирать целое. ѕочему мы и говорим о кризисе идей. ¬ажно пон€ть, что ставить во главу угла. ясно, что не старую русскую идею великодержавности, если мы хотим войти в современный исторический контекст, не повтор€€ процессы, происходившие в конце XIX или в середине XX века.

- “ы считаешь: объединение страны вокруг некоей национальной идеи сегодн€ не может быть продуктивным? Ёто тоже миф?

- я недавно была в »спании, у басков. » окончательно похоронила остатки симпатии к национализму. Ѕаски добиваютс€ создани€ собственного государства. ≈сли кто-то (интеллектуалы, политики, военные) не раздел€ет этой идеи, их убивают. ¬ыбивают элиту нации. —идим в ресторане: представитель власти, два университетских профессора - и семь охранников. ¬от тебе выраженна€ национальна€ иде€. я подумала: нам с јлесем јдамовичем точно пришлось бы ходить с охранниками - за наш пацифизм. я ведь открыто говорю, что баррикады не место дл€ художника, оттуда мир видитс€ черно-белым.

Ќам нужно научитьс€ жить в одиночку

- “вои книги - попытка разобратьс€ в духовном опыте советского человека. ¬полне в соответствии с традицией русской классики: литература как инструмент анализа действительности.

- ƒостоевский и „ехов - это, по-моему, наш главный капитал. ћы могли бы предложить обществу идею, сообразную смыслу великой русской литературы. Ќо мы же этого не делаем. я в газете какой-то увидела: уже не читают Ѕыкова, »скандера, “рифонова... Ќо ты зайди в библиотеку где-нибудь в —аратове или в ”сть- уте и увидишь, что их читают. Ёто журналисты не читают, телевизионщики не читают. ќни питаютс€ друг другом. “елевидение питаетс€ телевидением. “от образ мира, который оно создает, - кака€-то совершенно отдельна€ реальность. » € бы ей не очень довер€ла.

- ¬ ћоскве читают, если верить социологам и личным наблюдени€м в метро, ƒонцову,  оэльо и фэнтези.

- ≈сли бы больше по€вл€лось качественной литературы хот€ бы с попыткой ответа на те вопросы, которые интересны сегодн€ люд€м, € думаю, ее бы читали. ѕри условии, что газеты и телевидение будут о ней говорить чаще и всерьез. Ћюди устали в одиночку боротьс€ с проблемами новой жизни. Ћитература позвол€ет многому научитьс€.

- ƒумаю, ты права. —тоило по€витьс€ экранизации "»диота" на “¬, и тут же увеличилось число продаж романа, и в библиотеках расхватали ƒостоевского. «апускаютс€ в работу телесериалы по "јнне  арениной", "Ѕесам", "ћастеру и ћаргарите". Ћюди, от которых зависит показ, - прагматики. –аз они на это идут, значит, серьезна€ литература востребована.

- ѕонимаешь, есть маленький маленький человек, а есть маленький большой человек. —ейчас диктатура маленького маленького человека.  акой-то замкнутый круг: он дает нам заказ, этот маленький маленький, мы его обслуживаем - и в результате множим. Ќо € бы ориентировалась не на него, а на маленького большого человека. ≈го нужно выращивать. «аговори с любым человеком - в каждом из нас, от дворника до академика, сегодн€ идет огромна€ работа. „еловек пытаетс€ осмыслить, где он, что он, как научитьс€ новой жизни, как пон€ть, что за окном происходит.

- “а повседневность, в которой человек живет сейчас в –оссии: война, теракты, шахиды-смертники, безработица, 30 миллионов за чертой бедности, нищие, бомжи, беспризорные дети...

- “ридцать седьмой год: √”Ћј√, страх, бедность, деревн€ вообще крепостна€... Ќе нужно думать, что все это только сегодн€ происходит.

- ƒа, у нас, не в пример западному обществу, есть долгосрочный опыт страдани€. Ќо есть ведь и предел прочности человека.

- Ќу, конечно, человек не создан дл€ таких перегрузок!  ак держать удар, когда чуть не каждый день что-нибудь горит и взрываетс€?  то выдержит? –азве что чучело питекантропа.  стати сказать, именно поэтому и не было гражданской войны - у общества нет энергии, люди безумно устали. ¬ последнее врем€ уже даже и не жалуютс€.

¬се-таки у социализма было много преимуществ. ќсобенно в социальной сфере. » ради чего тогда было пролито столько крови в XX веке, чтобы так просто это потер€ть?.. “о же бесплатное всеобщее образование, здравоохранение. я не говорю, что реформы не нужны. Ќо они большей любви к человеку требуют. ќ двадцати годах экспериментов над людьми сложно говорить как о демократии. ѕросто человеческа€ жизнь у нас не имеет цены ни у демократов, ни у тоталитаристов, ни у коммунистов. ¬от где главна€ проблема. Ќикому не интересен человек, его жизнь. ¬о ‘ранции на уровне правительства обсуждаетс€ вопрос о том, что каждый четвертый из тех детей, которые сегодн€ родились, доживет до 102 лет. Ќо дл€ этого необходимо расширить программу заботы о здоровье. Ќеобходимо об€зательное ежедневное употребление в пищу четырех видов овощей, нужно смешивать масло, нужно есть обогащенные витаминами и минералами хлеб, молоко. Ёто пропагандируетс€, и продукты с разными добавками есть в магазинах. “ы сразу понимаешь, что находишьс€ в другой цивилизации.

- ј что тебе интереснее всего в ≈вропе?

- ƒруга€ жизнь. “ишина - когда умолкает барабанна€ дробь, и ты можешь прислушатьс€ к себе, подумать о том, как живут другие люди. Ёто мен€ет систему ценностей, потому что, когда сидишь здесь, возникают перекосы в сознании, кажетс€, что у нас страшнее всего, что мы - самые большие или самые униженные. ¬ы€сн€етс€: нет, все люди похожи и проблемы все те же. ∆ивут, умирают, кто-то кого-то любит, кто-то - нет, точно так же дети после смерти родителей или дружат, или дел€т все, начина€ от штор и табуреток... ¬се сегодн€ вынуждены учитьс€ этой новой жизни. » писатель в том числе.

Ќам нужно научитьс€ жить в одиночку. Ќадоело быть влепленным в жизнь, как бабочка в цемент.

∆или люди в то врем€, они полюбили идею...

- ” "р€дового" читател€ чаще всего утилитарный взгл€д на литературу - как на источник жизненного опыта.

- Ћитература - это опыт духа. » € хочу оставить свою хронику "ћаленький человек и велика€ ”топи€" именно как опыт духа. я бы хотела захватить в ней 100 лет. » € еще застала людей, которые помн€т 1917 год. ∆или люди в то врем€, они полюбили идею, или их влюбили в эту идею, или их обманули этой идеей.  ак они жили, любили, умирали, убивали, как их убивали, во что верили, в чем разочаровывались, с чем ушли из жизни?..

- “вои книги выстраивает авторский замысел, но их герои обращаютс€ к читателю напр€мую. —о-беседуют с ним.

- ƒа, один маленький человек обращаетс€ в этих книгах к другому. Ёто не подчищено, не подшлифовано. Ћитература, но не перелицовка. » это обеспечено запасом достоверности. — каким бы удовольствием €, думаю, что и ты, прочитала бы сегодн€, если бы кто-то сделал такую книгу начина€ с 1900 до 1920 года. ќ революции остались свидетельства √иппиус, Ўульгина, Ѕунина, √орького... Ќо это фигуры иного масштаба. ј хотелось бы увидеть все глазами массового человека. „то думал дворник, что думала прачка, что думала курсистка...  ак иде€ революции завладела умами людей. ѕочему?  ак происходил слом или наращивание мировоззрени€. ј как было бы интересно, если бы кто-то, кто сделал такую книгу, человек типа √ил€ровского, со своим взгл€дом, собственной концепцией, поместил в ней и свои интервью со —толыпиным, –аспутиным, Ћениным... „тобы они заговорили об этом времени не на "политическом", а на человеческом €зыке. », дума€ о своих книгах, € решила вз€ть интервью у —олженицына, √орбачева и Ѕерезовского. (Ѕерезовский - как вызов мира материальных ценностей.) Ќо —олженицын болен, и € не смогла убедить Ќаталью ƒмитриевну в том, что это стоит сделать...

—правка

—ветлана јлександровна јЋ≈ —»≈¬»„ - белорусский прозаик. ≈е книги "” войны - не женское лицо", "ѕоследние свидетели", "÷инковые мальчики", "«ачарованные смертью", "„ернобыльска€ молитва" вышли в 23 странах мира, выдержали в общей сложности около 100 изданий. "„ернобыльска€ молитва" во ‘ранции издана 110-тыс€чным тиражом, в японии - одна из самых продаваемых книг. Ќа каждую книгу уходит 3-4 года работы, записываютс€ рассказы 500-700 человек.

Ќа основе книг —ветланы јлексиевич сн€то 20 документальных фильмов. ¬о ‘ранции идет 17 спектаклей по "„ернобыльской молитве". —пектакль "” войны - не женское лицо" шел в театрах 40 стран, культурным событием стал знаменитый спектакль “еатра на “аганке, поставленный в 1985 году јнатолием Ёфросом. ѕод воздействием "„ернобыльской молитвы" шведский композитор  рихан Ћарсон написал "„ернобыльский концерт" дл€ магнитофонной пленки, тромбона и виолончели.

—ветлана јлексиевич - лауреат 17 международных премий, в числе которых Ћитературна€ преми€ им. Ќ. ќстровского (———–, 1985 г.), преми€ Ћенинского комсомола (———–, 1986 г.), преми€ им.  урта “ухольского (Ўведский ѕ≈Ќ, 1996 г.), "“риумф" (–осси€, 1997 г.), "—амый искренний человек года" (–осси€, фонд "√ласность", 1998 г.), "«а лучшую политическую книгу года" (√ермани€, Ѕремен, 1998 г.), "«а европейское взаимопонимание" (√ермани€, Ћейпциг, 1998 г.), "—видетель мира" (ћеждународное французское радио, ѕариж, 1999 г.), ѕреми€ мира им. Ё.-ћ. –емарка (√ермани€, 2001 г.).

¬ 2004 году в –оссии вышла нова€ редакци€ книги "” войны - не женское лицо" - впервые с восстановленными цензурными купюрами.

–аботает над книгой о любви "„удный олень вечной охоты".




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ћариса √узеева: √лавное женское достоинство Ц независимость
ѕосетило:9492
Ћариса √узеева
Ќе всегда нужно зрение, чтобы видеть
ѕосетило:11898
Ёрик ¬ейенмайер
ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:13152
Ќатали€ ќрейро

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru