Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ветлана јлексиевич

   /   

Svetlana Aleksievich

   /
             
‘отографи€ —ветлана јлексиевич (photo Svetlana Aleksievich)
   

ƒень рождени€: 31.05.1948 года
ћесто рождени€: —танислав, ———–
¬озраст: 72 года

√ражданство: Ѕеларусь
—оцсети:


»Ќ“≈–¬№ё —ќ —¬≈“ЋјЌќ… јЋ≈ —»≈¬»„

—оветска€ и белорусска€ писательница, журналистка.

“олько что вышел двухтомник —ветланы јлексиевич. "” войны не женское лицо", "ѕоследние свидетели", "«ачарованные смертью", "„ернобыльска€ молитва" - документальные свидетельства наших далеких и близких, но незабываемых бед. „итать их т€жело, но, как сказал в предисловии к двухтомнику Ћев јннинский, в ткани, в ауре, в самом факте по€влени€ повестей јлексиевич таитс€ фермент надежды...

26.06.2003

- —ветлана јлександровна, что вы, белорусска€ писательница, думаете о Ћукашенко?

—ветлана јлексиевич фотографи€
—ветлана јлексиевич фотографи€

- Ќа уровне личности сегодн€ вести разговор неинтересно.  акой ≈льцин, какой „убайс, какой Ћукашенко - все это сказано: диктатура, тоталитаризм, императорское президентство... ƒело не в этом, а в €влении. » в том, что шанс демократии, который был, мы потер€ли. —егодн€ народ не хочет ждать. ≈ще шесть-семь лет назад ему можно было сказать: потерпите, шокова€ терапи€, мол, излечит. ѕосле выхода шахтеров на рельсы, марша ученых и подобных акций €сно, что ждать никто не может. «наковыми фигурами станов€тс€ Ћебедь и Ћукашенко. √овор€т, сейчас власть олигархов, капитала, но –осси€ страна иррациональна€, так же, как и Ѕелорусси€: деньги, по большому счету, не всегда все решают. » в этой ситуации, € думаю, предстоит схватка между Ћебедем и Ћукашенко, поскольку они стали олицетворением протеста.

- »звините, но шансы Ћукашенко стать президентом –оссии равны нулю.

- Ёто вам так кажетс€. ¬ы не знаете, не представл€ете, что творитс€ в регионах. Ћукашенко часто ездит туда и не скрывает своих претензий на президентство нового —оветского —оюза. » тыс€чи людей идут на встречи с ним и готовы его поддержать. ≈сть такой феномен массового сознани€. Ќам кажетс€, что происход€щее в ћоскве или ћинске происходит в глубинке. Ёто совсем не так. „то касаетс€ Ћукашенко, то это фигура, законсервировавша€ прогрессивные изменени€ в Ѕелоруссии, отбросивша€ ее на много лет назад. ќп€ть людьми завладел страх, а нам-то казалось, что он ушел навсегда. Ќо, оказалось, пам€ть о страхе включена в подсознание людей. ƒипломатический конфликт - отъезд многих западных посольств из ћинска - Ћукашенко, € уверена, использует дл€ раздувани€ антизападной истерии, возобновл€емой у нас посто€нно. Ќас с Ѕыковым обвин€ют в том, что мы часто бываем в √ерманском посольстве, вот-вот скажут, что мы агенты ÷–”. » только лишь потому, что мы - члены ѕ≈Ќ-клуба. ѕ≈Ќ-клуб в их представлении - кака€-то сионистска€ организаци€. „то творитс€ в голове среднего человека, который сейчас в нищете и полном дискомфорте - трудно себе представить...

- ¬ам не кажетс€, что народу и нужен Ћукашенко, а интеллектуалы, т€нущие упирающийс€ народ к счастью, ему чужды?

- “огда зачем мы? «ачем все эти великие идеи, начина€ с религиозных? «ачем искусство? “огда и научных открытий не надо - можно остатьс€ на уровне сохи. ¬ одной из книг € задаю вопрос: сколько человека в человеке? ¬ нем и бездна, и небо.  ак защитить человеческое в человеке? ќт биологии, от звериного подсознани€... “онкий слой культуры тает мгновенно, но если б его не было, было бы еще страшнее. ¬се это вопросы, на которые нет ответа, особенно в эти смутные времена. ¬се перепуталось: добро, зло, стадионы зан€ли экстрасенсы, эстрадники, политики - все, кто угодно, но только не писатели. »нтеллектуалов как бы и нет. Ќазовите мне фигуру, котора€ вли€ет на умы. —олженицын? ƒмитрий Ћихачев? ќни остаютс€ фигурами дл€ интеллектуальной элиты. Ќа образ мышлени€ масс людей никто сегодн€ не вли€ет. ƒети существуют в двух мирах, то есть люди прежние учат их чему-то новому, а это новое существует в форме каких-то заклинаний, какого-то шаманства. — другой стороны, потер€на св€зь с давним прошлым - эта лава крови отрезала его от нас. ј идеализируетс€ –осси€, котора€ была в 1917 году. ѕросто разгул мифологии. “акое ощущение, что правда никому не нужна.

- ¬ы считаете своим учителем јлес€ јдамовича. Ќа вас оказала вли€ние "Ѕлокадна€ книга" √ранина и јдамовича?

- Ќа мен€ очень повли€ла перва€ книга јдамовича, написанна€ вместе с двум€ белорусскими писател€ми - Ѕрылем и  олесником - "я из огненной деревни". я была еще студенткой, когда прочла ее, и она произвела на мен€ очень сильное впечатление. я как бы сразу пон€ла: да, € так же слышу мир - так устроено мое ухо, так же его вижу - так устроен мой глаз. ќкончив факультет журналистики, € долго искала себ€, пробовала: писала о художниках, о науке, занималась чистой журналистикой. » все у мен€ получалось, даже учительство, поскольку € потомственный учитель. Ќо когда € прочла ту книгу, € пон€ла: все, что есть во мне, нужно дл€ этого жанра: в нем нужно быть немножко св€щенником, немножко психиатром, социологом, писателем, если хотите - и актером, и, конечно, журналистом.

Ћучшие дн€

ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:11263
ёрий ¬ойнов
ќснователь и лидер группы Ђ–ок-ательеї
ѕосетило:6765
 рис  ельми
ћежду небом и землЄй, между жизнью и смертью
ѕосетило:6721
Ќикита ћихайловский

- ћне кажетс€, вы сильно изменились как автор со времени своей первой книги.

-  онечно, каждый из нас представл€ет собой человека пути - так скажем. » двадцать лет назад € была совсем другим человеком. ќт книги к книге € мен€лась вместе со временем. "” войны не женское лицо" написано человеком, еще не утратившим чувство гармонии, веру в человеческую природу, совсем слабое, робкое подозрение к ненадежности этой природы, поскольку не было знани€. ћир войны мне представл€лс€ более пон€тным. ј книгу "÷инковые маль-чики" написал уже совсем другой человек, пон€вший, что война в јфганистане - совершенно друга€, и объ€снить ее пон€ти€ми ќтечественной войны невозможно. Ёто показал и два года продолжавшийс€ в ћинске суд над моей книгой, на котором мен€ обвинили в клевете на тех мальчиков, €кобы продолжавших подвиг отцов. ѕосле „ечни и јфганистана война - уже что-то другое, там силен биологический человек, которого мы не знали. ѕр€тали в себе, от себ€. ќдна из медсестер рассказала мне то, что раненые, крича от боли, могли поведать только ей: убивать нравитс€, это большой азарт... ѕотом они влюбл€ютс€, жен€тс€, у них по€вл€ютс€ дети, но переступить те ощущени€ они не в силах. Ёто совсем другое знание, отличное от почерпнутого из прекрасной литературы об ќтечественной войне.

» тогда € впервые сформулировала дл€ себ€, что искусство о многом в человеке не догадываетс€. »скусство питаетс€ искусством и редко пробиваетс€ к совершенно новым текстам. ј этот жанр тем и хорош, что ты находишь свои тексты, и тут нужно только ухо настроить. ј "„ернобыльска€ книга" - совершенно друга€, автор проделал путь от социального понимани€ к экзистенциальному. —истема наших ценностей сориентирована на государство, на идеи и тому подобное. ѕриходитс€ переходить к совершенно другой системе, когда вопрос стоит, согласно формулировке ёри€  ар€кина, о живой и неживой жизни.

-  ака€ книга далась вам т€желее всего?

- „ернобыльска€. ѕотому что, создава€ книги о той войне, € существовала в традиции. ћы люди войны, культуры войны, культуры баррикадной борьбы, да? Ёто огромнейший опыт, сложивша€с€ система ценностей, идеалов. ј здесь - все другое. я собиралась написать книгу о „ернобыле сразу после катастрофы и отказалась. я пон€ла, что у мен€ нет инструмента, подхода к этой теме. “о есть € могу написать книгу, как написаны сотни книг и поставлены дес€тки фильмов на эту тему. Ќо в моем мировоззрении, в моей культуре чего-то не хватало, чтобы пон€ть, что происходит. я видела, что физик-€дерщик, деревенска€ старуха, солдат-мальчишка - все одинаково бессильны. » описать это в старых пон€ти€х, в старой системе координат - невозможно.  ака€ война? ћы сидели в ћинске и мирно попивали кофе, а “реть€ мирова€ война, „ернобыльска€, уже началась. –адиаци€ витала над нами, убивала нас всех, а мы этого не видели и не слышали. » € помню, как происходила эвакуаци€ населени€. я видела старух с иконами, сто€щих на колен€х, прос€щих их не увозить. —олнце светит, сады цветут, никаких бомб нету - почему они должны уходить? » тогда € пон€ла, что проблема вне культуры, что ответа нет. » мне понадобилось п€ть лет, чтобы пон€ть, о чем книга: о новом знании. ќдин из героев моей книги говорит: "ћы, белорусы - черные €щики, которые записывают информацию дл€ всех". ¬ книге, если вы помните, рефреном звучит: € нигде об этом не читал, никто мне этого не рассказывал. “о есть люди были один на один с этим. » самое сложное было найти точки, на которых можно было построить эту чернобыльскую книгу.

- Ѕорис „ичибабин однажды, говор€ о художнике ‘илонове, горько сформулировал: "∆изнь человечь€ и вправду пуст€к..." ¬от это отношение: нас - к своей жизни, государства - к нашей не делает ли нас несчастными в том смысле, что мы не умеем пон€ть, что жизнь - дар, отнюдь не напрасный и не случайный?

- –аньше во всем винили —талина, власть. ѕотом оказалось, что мы сами так относимс€ к своей жизни. “ех же солдат-мальчишек посылали в „ернобыль, и только литовский полк взбунтовалс€: не поедем! »х тут же отправили обратно. ѕренебрежение жизнью - очень русское пон€тие.  огда книга о „ернобыле вышла в √ермании, они, по их словам, что-то пон€ли в "загадочной русской душе". ” мен€ есть там рассказ о женщине р€дом со своим облученным мужем. ≈й говор€т: "«абудь, что это муж, это радиоактивный объект, подлежащий дезактивации. ÷еловать нельз€, гладить, даже подходить нельз€". ј она сидит с ним, подкупает н€нечек, обманывает врачей и рождает мертвого ребенка. » сама сейчас инвалид. » еще один рассказ. ѕосылают реб€т на крышу, на две-три минуты, тут же надо уходить. ” одного парн€ что-то сделать не получилось, ему кричат: "Ќемедленно уходи!" ј он что-то додалбливает ломом, потом уходит. ясно, что это - смертельный приговор себе.  ак это объ€снить? “о, что мы не ценим нашу жизнь - не героизм, это варварство. ” нашего человека как бы и нет своей жизни, мы все врем€ не в себе. ѕриходишь к человеку, спрашиваешь о нем. ј он говорит: "ƒа, вот мы построили, победили", и так далее. ѕриходите к западному человеку, он говорит о своей жизни, а не о жизни коллектива. » поэтому и к страданию у мен€ раньше, во врем€ написани€ книги "” войны не женское лицо", было одно отношение, сейчас - другое. —традание становитс€ оправданием, чтобы не спасать себ€, свою семью. «ащититьс€ от этого культа страдани€ можно только культурой, культурой отношени€ к своей жизни. ћне все меньше хочетс€ преклон€тьс€ перед страданием. —традание рождает страдание - это какой-то замкнутый круг. » поэтому € считаю, что ничего выше самой жизни нет.

-  ак происходит работа над книгой, —ветлана јлександровна? —колько материала из собранного входит в книгу?

- ѕo-разному. Ќапример, "” воины не женское лицо" содержит двести с чем-то рассказов. ј опросила € более п€тисот человек. ј в "ѕоследнем свидетеле" оставлено только сто историй.  нига о „ернобыле - кака€-то удивительна€. я пыталась что-то в нее добавить, поскольку многие принос€т материалы. Ќо добавить ничего нельз€! » € понимаю почему: € исчерпана, мой взгл€д исчерпан.

- ¬ы сейчас пишете книгу о любви. ѕростите за нескромный вопрос: вы счастливы в личной жизни?

-  ак все, то есть не получаетс€ быть счастливой. ¬се врем€ печаль, ожидание чего-то. „еловеку кажетс€, что он что-то упустил в своей жизни, душа его ждет. » € часто слышу, как многие признаютс€, что прожили не свою жизнь, не ту дверь открыли... ¬ глубине каждый держит какую-то тайну, может быть оттого, что умирать не хочетс€? Ќаверное, от этого. ј у мен€ со счастьем, повтор€ю, как у всех.

- ” вас есть враги, завистники?

- Ќе думаю об этом. я счастливо устроена: мне это неинтересно, хот€ в жизни какие-то катаклизмы всегда мне сопутствовали: набор первой книги рассыпали, вторую, "” войны не женское лицо", два года не печатали, пока √орбачев не пришел к власти. «а "÷инковых мальчиков" мен€ судили, "„ернобыльска€ молитва" в Ѕелоруссии не была напечатана и не печатаетс€, хот€ получила три больших премии и здесь, и на «ападе. Ќо дл€ мен€ главное происходит внутри мен€, и дай Ѕог сохранить это равновесие и дружелюбие к миру.

- ¬ас не печатают в ћинске, суд€т. Ќе было ли желани€ эмигрировать, в ту же ћоскву?

- Ќет. ѕисатель очень прив€зан к своему дому, как говор€т, к своей географии. я бы уехала лишь в случае, когда бы силой посадили на корабль или на самолет. ѕочему —олженицын вернулс€, ¬ойнович, –остропович? “от мир - другой, хот€ он устроен, благоустроен и так далее. Ќо он другой. ≈сли мы с вами о чем-то говорим, мы понимаем друг друга на каком-то знаковом уровне. ≈сть кака€-то колбасна€ эмиграци€, компьютерна€, а € человек словесной культуры. „то мне там делать? » так хочетс€ жить у себ€ дома, верить, что здесь тоже получитс€ ∆изнь.

- » последний вопрос, снова о политике: возможен ли, на ваш взгл€д, союз Ѕелоруссии с –оссией?

- ¬ философском плане - да! —лав€нские народы должны быть, по —олженицыну, вместе. Ќо сегодн€ - нет... Ѕлизки обиды... » нам мешает культура борьбы. ѕам€ть борьбы. Ќавыки борьбы. Ёто - главное преп€тствие. Ќаучитьс€ бы ценить маленькую человеческую жизнь!..


тщгпре 22.07.2006 01:15:10
—ѕј—»Ѕќ.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ќиколай »льин. Ѕиографи€
ѕосетило:14742
Ќиколай »льин
‘инский рок с мировым именем
ѕосетило:14824
 The Rasmus
јбебе Ѕикила. Ѕиографи€
ѕосетило:15133
јбебе Ѕикила

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru