Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

–афик “аги

   /   

Rafiq Tagi

   /
             
‘отографи€ –афик “аги (photo Rafiq Tagi)
   

ƒень рождени€: 05.08.1950 года
ћесто рождени€: ’оччобанлы, ———–
ƒата смерти: 22.11.2011 года
ћесто смерти: Ѕаку, јзербайджан
¬озраст: 61 год

√ражданство: јзербайджан

—емь ударов ножом

јзербайджанский писатель и публицист, врач.

¬ Ѕаку скончалс€ писатель и публицист –афик “аги, на которого несколько дней назад было совершено покушение. ѕосле нападени€ он находилс€ в больнице, где перенес несколько операций. —осто€ние пострадавшего вроде бы стабилизировалось, однако затем произошло резкое ухудшение. ѕисатель умер, когда его везли в реанимацию. ќфициально мотив нападени€ на –афика “аги пока не установлен. ћежду тем несколько лет назад религиозные радикалы угрожали писателю смертью за статью с критикой в адрес ислама. —ам он после покушени€ предположил, что ему могли мстить за его недавнюю публикацию, в которой критиковалась иранска€ теократи€.

09.12.2011

Ќападение на –афика “аги было совершено поздно вечером 19 но€бр€, когда он возвращалс€ домой. Ќеизвестный, скрывавший свое лицо (как рассказал впоследствии писатель, лицо нападавшего было "прикрыто чем-то, но не маской"), догнал его и стал наносить удары ножом - в спину и в живот. Ќа теле пострадавшего позднее насчитали семь ран.

–афик “аги фотографи€
–афик “аги фотографи€

—уд€ по рассказу пострадавшего (незадолго до смерти он дал небольшое интервью корреспонденту "–адио јзадлыг" - местной службы "–адио —вобода"), ограбить его нападавший не пыталс€. “ребований или угроз преступник также не высказывал. ѕо словам “аги, нападавший вообще не произнес ни слова. “€жело ранив писател€, он скрылс€.

Ќесмотр€ на ранени€, пострадавшему удалось добратьс€ до дома. "ѕросто пон€л, что задерживатьс€ нельз€, истеку кровью. »спугатьс€ и возможности не было, - вспоминал он в больнице. - ƒошел до дома, уже темнело в глазах из-за потери крови. ¬ызвали '—корую помощь', они привезли мен€ сюдаФ.

¬ результате сильных ударов, как оказалось, у писател€ сломаны два ребра, повреждены диафрагма, желудок и селезенка. ѕострадавшему сделали переливание крови, сильно поврежденную селезенку пришлось удалить.

¬рачи после этого отмечали, что угрозы дл€ жизни пациента нет. 21 но€бр€ - через два дн€ после покушени€ - он был переведен из реанимации в обычную палату. ѕисател€ посетили следователи, прокуратура возбудила уголовное дело.

23 но€бр€ состо€ние писател€ неожиданно ухудшилось.  ак рассказал его брат, –афика “аги повезли в реанимационное отделение, но по пути туда он скончалс€. ѕо предварительным данным медэкспертизы, смерть наступила в результате перитонита, развившегос€ в результате ранени€ в брюшную полость (эти данные привел гендиректор ќбъединени€ медэкспертизы и паталогоанатомии ћинистерства здравоохранени€ Ўакир ћусаев). ѕогибшему был 61 год.

¬рач и писатель

–афик “аги получил образование врача. ќн окончил √осударственный медицинский университет јзербайджана, позднее прошел повышение квалификации в ћосковском мединституте имени —еченова. ¬ советские годы работал по специальности в јзербайджане (главным врачом сельской больницы) и –оссии. ¬ ћоскве он провел более 10 лет: сначала работал в 23-й городской клинической больнице, позднее - на московской станции "скорой помощи". ¬ 1990 году “аги вернулс€ в Ѕаку и устроилс€ на городскую станцию "скорой помощи". — тех пор он трудилс€ там, параллельно занима€сь литературной де€тельностью и публицистикой.

Ћучшие дн€

¬еликан-книголюб из украинской глубинки
ѕосетило:10904
Ћеонид —тадник
јлексей јбрикосов. Ѕиографи€
ѕосетило:7263
јлексей јбрикосов
Ќикита ћазепин. Ѕиографи€
ѕосетило:2704
Ќикита ћазепин

ѕисать стихи и рассказы “аги начал еще в молодости. ≈го первый рассказ был опубликован в 1977 году, а в середине 1980-х годов его рассказы впервые вышли на русском €зыке (в журнале "ƒружба народов"). ѕо информации Mediaforum, “аги выпустил шесть книг, стал автором многочисленных стихов, рассказов, эссе, статей и очерков.

¬ конце 1980-х годов –афик “аги был прин€т в —оюз писателей јзербайджана. ѕозднее - в 2004 году - его выгнали оттуда. ѕо информации " авказского узла", “аги был исключен из р€дов —оюза за критическое эссе, посв€щенное классику азербайджанской поэзии —амеду ¬ургуну.

¬ некрологе, который опубликовал —овет прессы јзербайджана в св€зи со смертью –афика “аги, отмечаетс€, что его творчество характеризовалось "своеобразным оригинальным стилем", а публикации "как правило, вызывали полемику". —ам “аги в интервью, опубликованном несколько лет назад, за€вил, что в своих произведени€х не ставит себе целью оскорбить ту или иную часть общества, а "просто любит говорить правду в лицо".

”грозы и тюрьма

Ќаибольший резонанс получила стать€ “аги "≈вропа и мы", вышедша€ в но€бре 2006 года и содержавша€ критические размышлени€ автора по поводу ислама. —тать€, как отмечает Contact.az, по€вилась на свет под вли€нием охватившего мир "карикатурного скандала" (публикации карикатур на пророка ћухаммеда в европейской прессе и массовых протестов со стороны мусульман). ќпубликовала ее газета "—енет" ("»скусство"). ѕо информации Contact.az, она была площадкой дл€ "самовыражени€ бунтарских творческих людейФ.

“аги обвин€л ислам в провоцировании вражды между людьми (вину при этом он возлагал и на пророка ћухаммеда). Ётой религии он противопоставл€л гуманистические ценности ≈вропы. ѕротивопоставление, как отмечает Contact.az, проводилось в том числе и по линии ¬осток (в лице ислама) и «апад (в лице христианской ≈вропы). «апад в статье представал как источник прогресса и колыбель ценностей, а ¬осток - как "источник войн, невежества и деспотизма".

¬добавок “аги скептически отозвалс€ о религиозности представителей азербайджанского руководства, за€вив, что "руководители азербайджанского правительства такие же мусульмане, как € - ѕапа –имский".

ѕозднее, отвеча€ на упреки, “аги говорил, что выступал не против ислама, а лишь против религиозных предрассудков и фанатизма. " ритиковать и изобличать религиозный фанатизм и суеверие - это поддержка ислама, - за€вл€л писатель. - »стинные исламские ценности по сути - общечеловеческие и прогрессивные идеи". ¬прочем, он все же принес извинени€ за некоторые "филологические оплошности", допущенные в статье.

—кандал вокруг статьи разгорелс€ очень быстро. ”же 10 но€бр€ глава ”правлени€ мусульман  авказа Ўейхульислам јллахшукюр ѕашазаде пожаловалс€ на статью и газету, в которой она была опубликована, в —овет прессы. Ќачались митинги, участники которых призывали к расправе над писателем, а также над редактором газеты "—енет".

јкции проходили в поселке Ќардаран (в пригороде Ѕаку). ћитингующие объ€вили, что –афику “аги за оскорбление ислама и пророка ћухаммеда вынесен "смертный приговор" и что ему нужно отрубить голову. ¬ причастности к по€влению статьи собравшиес€ также обвинили "сионистов из —Ўј, »зраил€ и јнглии" (на митинг, состо€вшийс€ 17 но€бр€, жители Ќардарана принесли флаги —Ўј и »зраил€, о которые демонстративно вытирали ноги, в финале митинга флаги были сожжены). ќт выступавших досталось и главе ”правлени€ мусульман (за недостаточно жесткую позицию), и азербайджанской оппозиции ("ѕочему она не выводит людей на улицы?!"), и азербайджанским депутатам ("ќни кл€нчили у нас голоса, а теперь молчат!"), и азербайджанскому ћ»ƒу (представитель которого за€вил, что не видит необходимости в официальных извинени€х јзербайджана перед мусульманами).

ѕисател€ предупредили, что избежать расправы ему не удастс€ ("Ётот безбожник –афиг “аги должен знать, что мы не выпустим его живым").

–асправу над писателем азербайджанские власти предотвратили весьма специфическим образом. ¬ середине но€бр€ –афик “аги, а также главный редактор газеты "—енет" —амир —адагатоглу были арестованы, их обвинили в разжигании религиозной вражды (примечательно, что арест пришелс€ на ћеждународный день толерантности, который отмечаетс€ 16 но€бр€). ѕретензи€м к статье таким образом был придан официальный характер. „то касаетс€ угроз в адрес –афика “аги, то на них силовики отреагировали довольно в€ло. "”гроза убийства должна быть реальной, - рассуждал представитель √енпрокуратуры. - ѕрозвучавшие угрозы о том, что автора статьи надо убить, это всего лишь призывы. ѕравоохранительные органы их, конечно же, не одобр€ют..."

”грозы в адрес писател€ между тем звучали и в соседнем »ране, где ислам €вл€етс€ государственной религией. ѕеред дипломатическими мисси€ми јзербайджана в “егеране и “ебризе прошли акции протеста. »ранские а€толлы выпустили фетву (религиозный эдикт) о смерти –афика “аги. ќдин из них, как сообщалось, даже предложил свой дом в награду тому, кто убьет писател€.

¬ итоге –афик “аги и —амир —адагатоглу получили по несколько лет тюрьмы. ƒосиживать сроки до конца, правда, им не пришлось: в конце 2007 года они были помилованы указом президента јзербайджана »льхама јлиева.

¬ерсии

 огда на –афика “аги было совершено нападение, в прессе, как и следовало ожидать, стала обсуждатьс€ верси€ о том, что это могло быть местью за его критические выступлени€ в адрес ислама. ’от€ св€зь со статьей п€тилетней давности рассматриваетс€ как маловеро€тна€. "ќбидчик верующих вышел на свободу почти четыре года назад, - рассуждает Contact.az. - » если учесть, что приговор исламистов имел эмоциональную окраску, то возмездие должно было бы настигнуть “аги намного раньше".

»сламска€ парти€ јзербайджана поспешила раскритиковать "религиозную версию". ќфициальный представитель »ѕј јкиф √ейдарли за€вил агентству SalamNews, что утверждени€ о возможной причастности верующих к покушению на писател€ - это "ничем не обоснованна€ провокаци€ против верующих". "—овершенное покушение, - добавил √ейдарли, - противоречит как законам јзербайджана, так и законам ислама".

ћежду тем п€ть лет назад лидер той же »сламской партии √аджиага Ќуриев говорил нечто иное. "„то же касаетс€ требований о казни –. “аги со стороны жителей Ќардарана, - за€вл€л он, - € должен отметить, что это не только их требование, это в целом требование мусульманских народов. » казнь за оскорбление пророка - это не людьми придуманна€ норма, об этом говорит сам √осподь в св€щенном  оране. » мы на стороне јллаха". Ћидер »ѕј тогда отметил, что власти должны наказать писател€ в соответствии с законодательством, однако добавил при этом: "ј как мусульмане смогут воплотить решение Ѕога - это личное дело каждого верующего".

—ам –афик “аги в интервью, которое он дал незадолго до смерти, предположил, что нападение было местью за его последнюю статью "»ран и неизбежность глобализации", опубликованную несколько недель назад. ѕубликаци€, как сообщалось, содержала критику теократического государства, а также обвинени€ в адрес властей »рана (их автор обвин€л в "дискредитации ислама"). —тать€, впрочем, может расцениватьс€ как очередной раздражитель дл€ всех мусульман (не только тех, которые проживают в »ране). ¬ частности, в ней, как отмечаетс€, законы шариата противопоставл€лись "цивилизованному миру".

 ак предположил писатель, за покушением могли сто€ть "радикальные верующие или иранска€ агентура".

ѕримечательно, что »ран поспешил выступить с опровержением (хот€ официальных версий, св€зывающих преступление с этой страной, правоохранительные органы јзербайджана не выдвигали). 22 но€бр€ иранское посольство в јзербайджане за€вило, что утверждени€ о причастности »рана к покушению на писател€ "не соответствуют действительности". Ѕыло также объ€влено, что подобные рассуждени€ “егеран считает "сионистско-американскими провокаци€ми".

ћежду тем спецпредставитель ќЅ—≈ ƒунь€ ћи€тович, комментиру€ убийство писател€, расценила это как "атаку на свободу слова". ќна выразила надежду, что власти позабот€тс€ о "быстром и всестороннем расследовании" преступлени€.

ѕохороны –афика “аги состо€лись 24 но€бр€. »нформации о каких-либо результатах расследовани€ его убийства от силовых структур пока не поступало.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

—амый высокий на планете
ѕосетило:21429
—ултан  есен
—амый высокий актер
ѕосетило:19477
ѕитер ћейхью
ƒвукратный обладатель  убка ћира
ѕосетило:10730
ћарсель ’иршер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru