Людибиографии, истории, факты, фотографии

Мурад Аджи

   /   

Murad Adzhiev

   /
             
Фотография Мурад Аджи (photo Murad Adzhiev)
   

День рождения: 09.12.1944 года
Возраст: 73 года
Место рождения: Москва, Россия
Дата смерти: 07.03.2018 года
Место смерти: Москва, Россия

Гражданство: Россия

Мурад Аджи

Советский и российский писатель, публицист

Советский и российский писатель, публицист, автор серии популярных книг в жанре фолк-хистори, в которых изложена оригинальная псевдонаучная гипотеза о тюркском «Великом переселении народов», зародившемся, по мнению автора, на Алтае, исторической родине древних тюрков. Книги Аджиева принесли ему известность, вызвав интерес в России и в некоторых тюркоязычных государствах.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

20.03.2020

По образованию географ, имеет степень кандидата экономических наук. По национальности кумык, родовое село Аксай, Хасавюртовский район, Республика Дагестан.

Мурад Аджи фотография
Мурад Аджи фотография

Научная карьера

Реклама:

В 1964 году поступил на кафедру североведения географического факультета МГУ. В 1969 году досрочно окончил географический факультет МГУ, был принят в целевую аспирантуру. Поступил на работу в Совет по изучению производительных сил при Госплане СССР. В 1973 году защитил кандидатскую диссертацию «Моделирование и оптимизация процесса промышленного освоения Северо-Востока СССР с выбором индустриально-строительных опорных баз». Научным руководителем был профессор В. Ф. Бурханов. После аспирантуры Аджиев работал в отделе прогнозирования при Министерстве цветной металлургии СССР. Несколько лет занимался изучением социальных процессов строительства в Сибири. Вместе с коллегами работал над проектом нового районирования Севера.

Мурад Аджи фотография
Мурад Аджи фотография

С 1975 года на протяжении почти 15 лет читал курс лекций по экономической географии во Всесоюзном заочном финансово-экономическом институте.

Параллельно с педагогической работой занимался исследованием проблем освоения северных территорий страны, Сибири и Дальнего Востока. В 1976 году участвовал в XXIII Международном географическом конгрессе.

Некоторые идеи из работ Аджиева 1970-х годов заинтересовали патриарха советского североведения Г. А. Аграната. В своей монографии «Возможности и реальности освоения Севера: глобальные уроки» Агранат отмечал, что ему представляется интересной мысль Аджиева, впервые выдвинутая в 1976 году, об использовании в качестве границы Севера синтетического показателя общих энергетических затрат на производство и жизнь человека в этой зоне. К сожалению, как отмечает Агранат, это предложение осталось не доработанным до практического применения.

М. Сигалов и Е. Плисецкий относят работы Аджиева 1970-х—80-х годов к научной школе, внёсшей вклад в разработку вопросов освоения новых территорий, в отдельных докторских и кандидатских диссертациях 1982—2011 годов встречаются ссылки на эти работы. Аджиева отмечают среди тех экономистов, которые рассматривали строительство БАМа «не только как источник облегчения напряженности Забайкальской и Дальневосточной железных дорог, но и как основное условие планомерной разведки и добычи полезных ископаемых Южной Якутии и северного Забайкалья».

Начало писательской и журналистской деятельности

Лучшие дня


'Мужчина без возраста'
Посетило:172
Александр Збруев
Джо Диффи
Посетило:141
Джо Диффи
Маршал Сталина
Посетило:135
Родион Малиновский

В 1970-е — 80-е годы издает работы о БАМе, освоении Сибири и территориально-производственных комплексах Сибири, энергосберегающих технологиях. Одновременно сотрудничал с ведущими журналами страны: «Новый мир», «Вокруг света», «Знание — сила» и др. Как специалист по Сибири выступал в роли редактора и составителя сборников, был членом редколлегии художественно-географического альманаха «На суше и на море».

В 1982 году выпустил книгу «Сибирь: XX век», где обратился к теме территориально-производственных комплексов и демографических сдвигов, обусловленных освоением новых территорий. Он показал Сибирь как центр переплетения многих человеческих, производственных, научных, культурных проблем. Эта публикация, как утверждает Аджиев, вызвала критику со стороны партийных органов, что, по его словам, помешало ему защитить докторскую диссертацию. В настоящее время эта книга входит в перечень рекомендованной или дополнительной литературы учебных курсов некоторых вузов страны.

В 1989 году Аджиев опубликовал статью «Явление криогенного концентрирования тяжёлой воды», в которой высказал гипотезу о концентрации тяжёлой воды в природе. Основные положения гипотезы он изложил в ряде популярных публикаций. Эта небесспорная гипотеза вызвала интерес специалисто.

В том же году Аджиев перешёл на работу в журнал «Вокруг света», забросив работу над докторской диссертацией. Организовывал экспедиции, будучи начальником и рабочим в одном лице, делал фотосъёмки, писал очерки о жизни малоизвестных народов. Героями его этнографических очерков стали эвены, якуты, талыши, лезгины, табасараны, карачаевцы, кумыки и другие «исчезающие» народы Советского Союза в эпоху перестройки.

В начале 90-х годов участвовал в поездках в «горячие» точки, писал очерки о военных действиях на Кавказе. Тогда и зародился интерес Аджиева к новой теме, которая определила его последующую деятельность. Он заинтересовался историей своего народа — кумыков.

Литература для юношества

Дебют Аджиева как автора познавательных книг для школьников состоялся в 1976 году, когда вышла его детская книга «О том, как дороге дорогу искали». Впоследствии это произведение вошло в книгу «Зарница», рекомендованную Министерством просвещения РСФСР для дополнительного чтения в 3-м классе национальных школ РСФСР.

В 1981 году Аджиев (в соавторстве) в издательстве «Педагогика» опубликовал «Энциклопедический словарь юного географа-краеведа» для среднего и старшего школьного возраста. Как сказано в аннотации к изданию, «словарь может быть использован для профориентации учеников средней школы».

В 1996 году Аджиев публикует статью «Религия Степи: (Материал публикуется на правах проблемного)» в «Энциклопедии для детей», в которой излагает свои альтернативные взгляды на тенгрианство как древнюю религию тюрок-кипчаков, на их обряды и обычаи.

В 1999 году у Аджиева выходит книга для школьников «Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи». В 2006 году эта книга переиздана в Казахстане. А в 2001 году он пишет её продолжение «Кипчаки. Огузы. Средневековая история тюрков и Великой Степи». В книгах изложена авторская гипотеза о становлении тюрков как народа на Алтае и о их расселении по Евразии, о жизни и быте народа, о его духовной культуре, о предполагаемых автором следах Великого переселения в Индии и Персии, на Кавказе и Урале, в Византии и Риме, в Европе.

В 2007 году по приглашению Верхневилюйской гимназии Аджиев участвовал в Международной научно-практической конференции для учащихся и педагогов «Тюркология как фактор интеграции культур в формировании гражданского общества».

Публицистическая деятельность и литература о тюрках

Первые результаты своих исследований в области истории тюркских народов Аджиев изложил в 1991 году на Международном симпозиуме «Право и этнос». В его докладе на примере кумыков рассматривались вопросы этногенеза древних тюрков, предполагаемая страна их обитания — Дешт-и-Кипчак, географические границы этой страны, государственное устройство и культура. Идеи доклада легли в основу книги «Мы — из рода половецкого!», за которую, по словам Аджиева, автора уволили из редакции журнала «Вокруг света».

После увольнения продолжил изучение страны Дешт-и-Кипчак (Великой Степи, Половецкого поля), которая, по мнению Аджиева, была предшественницей Руси. Высказав гипотезу о Великом переселении народов, зародившемся на Алтае более 2000 лет назад, он проследил предполагаемые этапы переселения во времени и очертил их на географической карте. Автор пытался показать, как в итоге переселения и освоения новых территорий формировалась страна Дешт-и-Кипчак, территория которой в 1-м тысячелетии предположительно простиралась от Байкала до Атлантики и включала в себя значительную часть территории современной России.

Результаты своих изысканий Аджиев изложил в 1994 году в книге «Полынь Половецкого поля: Из родословной кумыков, карачаевцев, балкарцев, казаков, казахов, татар, чувашей, якутов, гагаузов, крымских татар, части русских, украинцев и других народов, ведущих своё начало от тюркского (кипчакского) корня и забывших его». По мнению Аджиева, эти народы являются потомками тех, кто начал Великое переселение с Алтая более 2000 лет назад и на протяжении нескольких веков постепенно осваивал и заселял степную зону Евразийского континента. Как сказано в аннотации к 3-му изданию книги, автор считает, что российская история, «вопреки принятому мнению, началась вовсе не в IX веке, а много раньше».

В Бакинском славянском университете в рамках направления «Тюркология» научно-исследовательская лаборатория «Проблемы перевода» перевела и издала книгу «Полынь Половецкого поля» как лучшее произведение по тюркским языкам, литературам, истории. Сама книга изучается на педагогическом факультете Бакинского славянского университета.

После выхода «Полыни Половецкого поля» Аджиев организует экспедицию, цель которой — поиски могилы святого Георгия в Дагестане. По результатам экспедиции он пишет книгу «Тайна святого Георгия, или подаренное Тенгри: Из духовного наследия тюрков». В этой книге рассказывается о становлении христианства на Кавказе и прослеживаются его взаимосвязи с предполагаемой древней религией тюрков — тенгрианством. По результатам своих изысканий, изложенных в книгах «Полынь Половецкого поля» и «Тайна святого Георгия, или подаренное Тенгри», Аджиев в 1998 году делает доклад о тенгрианстве на Международном семинаре, посвящённом 100-летию М. О. Ауэзова. В докладе Аджиев пытался опровергнуть устоявшийся тезис о том, что кипчаки — язычники, не знавшие монотеизма. По его концепции, жители страны Дешт-и-Кипчак исповедовали монотеистическое тенгрианство (веру в Бога Небесного — Тенгри), которое позднее дало начало другой монотеистической религии — христианству.

В 1998 году в издательстве «Мысль» выходит книга Аджиева «Европа. Тюрки. Великая Степь», продолжающая тему Великого переселения народов. Автор рассказывает свою версию социально-этнической истории Евразии, более детально описывает, как предположительно происходило освоение и заселение Степи. Особое внимание уделено вкладу Великой Степи в европейскую культуру.

В 2004 году в издательстве «АСТ» в серии «Историческая библиотека» выходит книга Аджиева «Тюрки и мир: сокровенная история». В ней автор наиболее полно формулирует основные положения своей концепции Великого переселения народов, зародившегося на Алтае. После ряда экспедиций на Кавказ Аджиев в 2006 году выпускает в издательстве «АСТ» книгу «Дыхание Армагеддона». Особое внимание в ней уделено истории Кавказской Албании — государству, практически неизвестному современному читателю. Интерес к этой теме Аджиев проявил ещё в 2001 году, когда как писатель-публицист принял участие в Международной научной конференции «Этнокультурное наследие Кавказской Албании». В этой книге Аджиев рассказывает об истории Кавказских войн, которые начались в XVI веке и не окончились поныне.

В 2010 году в издательстве АСТ в серии «Историческая библиотека» вышла книга Аджиева «Без Вечного Синего Неба: Очерки нашей истории». В книге автор подвёл итог своим многолетним литературным трудам и рассказал «о предшественнице Руси — степной державе Дешт-и-Кипчак (Великой Степи, Половецком поле), раздвинув тем самым диапазон отечественной истории на тысячу лет». Вывод, к которому автор пытается подвести читателя, «обескураживает своею неслыханною простотой: мы были единым народом единой страны».

Сочинения Аджиева упоминаются в работах учёных разных специальностей, а также входят в список рекомендуемой литературы ряда вузов России. Аджиев, по его словам, — автор более четырёхсот публицистических материалов, а также трёх десятков популярных книг, в том числе для юношества. Социологические опросы на Алтае показали, что, по мнению молодёжи, Аджиев входит в число фигур, повлиявших на историю народов Алтая. Однако вариант этногенеза тюрков, предложенный Аджиевым, не нашёл широкой поддержки, например, в хакасском обществе. По оценке специалистов, его гипотеза о роли тюрков в мировой истории непрофессиональна, имеет не научные, а мифологические корни и является прямым искажением истории.

Гипотеза Аджиева

Основные источники:

Современная историческая наука объясняет Великое переселение народов как результат нашествия множества племен на Римскую империю, в результате чего западная часть империи прекратила существование.

Согласно альтернативной гипотезе Аджиева, история России начиналась не с IX века, а по крайней мере 2,5 тысячи лет назад, на Алтае. По его мнению, именно там свершились гигантские прорывы в истории человеческой цивилизации. Тюрки (по терминологии Аджиева «степняки») представляли собой не этническую, а религиозную общность, объединённую верой в Тенгри. Цивилизация тюрок-степняков была одной из древнейших и высокоразвитых. Они изобрели новый метод плавки железной руды, что привело к появлению новых орудий труда и технических изобретений, в том числе плуга. Также тюрки изобрели новый вид колесного транспорта — бричку (кибитку), кирпичи, печи и др. Новые технологии и изобретения привели к улучшению жизни, что вызвало мощный демографический взрыв, который, свою очередь, привёл к Великому переселению народов. Часть переселенцев из Алтая освоила территорию нынешней Индии, другая часть основала цивилизации Ближнего и Среднего Востока, вышла в Северную Африку, и только потом была заселена Европа, где до их прихода «был бронзовый век». После завоевания «степняками» вплоть до начала XVI века Центральная Европа говорила и писала по-тюркски.

На месте нынешней России существовало самое мощное в мире государство степняков Дешт-и-Кипчак. Степняки освободили народы Европы от подчинения Риму, познакомили их с технологиями обработки железа, столовыми приборами, новогодней ёлкой, научили строить храмы и монастыри, построили в Европе сотни городов и дорог. Гунны, саксы, бургунды, алеманы и другие народы, по Аджиеву, были тюрками, которые в разных источниках назывались по-разному. Китайская и греко-римская цивилизации попали в зависимость от тюркских ханов, степнякам платили дань Римская империя, Византия, Персия, Китай. Кроме того, степняки дали европейцам монотеистическую религию. Согласно Аджиеву, это было тенгрианство, в Европе позднее превратившееся в христианство, а в Индии в разновидность буддизма, махаяну. Тюркский язык стал европейским языком делового общения и сохранял эту функцию до XV—XVI веков. Народ степняков населял территории от Якутии до Альп, а возможно и до Атлантики. Многие из европейских и азиатских народов, таких как болгары, венгры, корейцы, сербы, русские, казаки, украинцы, англичане, французы и другие, по Аджиеву, являются потомками тюрок-степняков, растворившихся среди других народов и забывших свои корни. Государство степняков Дешт-и-Кипчак просуществовало до XVIII века и погибло после походов Петра I, покорившего свободные казацкие земли.

Противоречия с известными историческими фактами в рамках гипотезы Аджиева объясняются глобальной фальсификацией исторических документов со стороны греков (которых Аджиев демонизирует), римлян и русских, вступивших в заговор против тюркской цивилизации.

Свои идеи Аджиев развил в книгах «Полынь Половецкого поля», «Тайна святого Георгия, или Подаренное Тенгри», «Европа, тюрки, Великая Степь», «Кипчаки», «Тюрки и мир: сокровенная история» и в других произведениях.

Generic placeholder image
Денис Кацевич
Люблю исследовать биографии интересных людей
Ерлан Рамазанович Мухамедиев
Ерлан 27.03.2020 05:33:58
Умница!
Уникальный человек!
Человек с большой буквы!
И, Денису - спасибо!




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Подлинная легенда мировой поп-сцены
Посетило:446
Мэрайя Кэри
Самый известный силач прошлого века
Посетило:991
Джозеф Гринштейн
Величайший атлет XX века
Посетило:454
Джим Торп

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history