Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

≈вгений ѕосел€нин

   /   

Evgeniy Poselyanin

   /
             
‘отографи€ ≈вгений ѕосел€нин (photo Evgeniy Poselyanin)
   

ƒень рождени€: 21.04.1870 года
–осси€
ƒата смерти: 13.02.1931 года
–осси€
¬озраст: 60 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

русский публицист и духовный писатель.

–усский публицист и духовный писатель. ≈го перу принадлежат многочисленные статьи и очерки православного характера, книги У—тарец »ларион “роекуровскийФ (1895), Уѕоэзи€ веры и ј. Ќ. ћайков как поэт ѕравослави€ и –оссииФ (1898), У—в€тыни «емли –усскойФ (1899), У онстантин Ќиколаевич ЋеонтьевФ (1900), У—казание о св€тых вожд€х «емли –усскойФ (1900), У¬оины ’ристовы. –ассказы из жизни св€тыхФ (1902), Уѕетербургские св€тыниФ (1903), Уѕисьма о монашествеФ (1911), У√ерои и подвижники лихолеть€ XVII в.Ф, У раса русской армии брать€ ѕанаевыФ (1917) и др. ≈. Ќ. ѕосел€нин был репрессирован и трагически погиб в 1931.

09.01.2009

–одилс€ в ћоскве в семье талантливого терапевта Ќ. ј. ѕосел€нина, Ђродом из духовного знани€ї, который несколько лет преподавал в ћосковском университете. ѕрадедом матери Ћидии Ќиколаевны (урожденна€  андалинцева, во втором браке за јбациевым, умерла в эмиграции в Ѕерлине) был сенатор генерал-майор ћихайловский-ƒанилевский, видный военный историк. ѕосел€нин получил Ђстрогое и размеренноеї домашнее воспитание в традици€х московского благочести€, лето проводил на ќке, под –€занью. ¬ 1887 он окончил с золотой медалью 1-ю московскую гимназию. Ћетом 1888 перед поступлением на юридический факультет ћосковского университета юноша побывал в ќптиной пустыни и стал духовным сыном великого старца јмвроси€, который благословил его писать в защиту ¬еры, ÷еркви и Ќародности. ”же в следующем году по€вилась перва€ публикаци€ Ђѕеред годовщиной 17 окт. в ћосквеї по поводу спасени€ ÷арской —емьи при крушении поезда в Ѕорках, выдержанна€ в искренне монархическом духе. ”чась в университете, юноша избежал вли€ни€ нигилистов и атеистов; Ђдл€ мен€ воспоминани€ —трастной тесно св€заны с университетской церковьюї. ¬ 1892, когда ѕосел€нин завершил обучение в университете, вышли еще две его книги Ђясные дниї и Ђѕовесть о том, как чудом Ѕожиим строилась –усска€ земл€ї. јвтор поднес их √осударю јлександру III, перед чьей пам€тью позже благоговел. Ёти первые беллетристические опыты поддержал вел. кн.  онстантин  онстантинович, ст€жавший известность в литературе под псевд. Ђ . –.ї. ѕокровительство  . –. продолжалось и после переезда в 1893 начинающего автора в ÷арское —ело, а затем в столицу, где он с 1894 стал служить чиновником канцел€рии —ената. ¬ составе этой канцел€рии ѕосел€нин в 1896 участвовал в коронации Ќикола€ II, за что был награжден серебр€ной медалью. ¬ 1899Ч03 он служил в ћинистерстве юстиции, в 1903Ч12  в канцел€рии јкадемии наук, получив за свою службу ордена свв. —танислава и јнны 3-й степени и чин статского советника. 1 авг. 1913 ѕосел€нин и его близкие »мператорским указом были возведены в потомственное двор€нство. ¬ 1905 писатель находилс€ на военной службе как прапорщик запаса, но в боевых действи€х не участвовал. ¬ 1913 он поступил чиновником особых поручений √лавного управлени€ (позже ћинистерства) землеустройства и земледели€, и в том же году ему было поручено сделать Ђподробное художественное описание с иллюстраци€ми бывшего в мае 1913 ¬ысочайшего путешестви€ по местност€м, св€занным с историей воцарени€ ћихаила ‘еодоровича –омановаї, в котором он сопровождал ÷арскую —емью. Ћична€ жизнь ѕосел€нина не была счастливой. ¬ 1904 он женилс€ на Ќ. я. √рот, дочери известного филолога, котора€ была гораздо старше его. »з-за различи€ во взгл€дах и характерах этот брак через полгода распалс€, церковный суд запретил писателю женитьс€ вторично, и только в 1914 —инод отменил этот запрет.

≈вгений ѕосел€нин фотографи€
≈вгений ѕосел€нин фотографи€

ѕосле переезда в столицу ѕосел€нин стал активно заниматьс€ литературным творчеством и сотрудничать в наиболее известных русских духовных журналах. ќн много ездил по св€тым местам –оссии, собира€ материалы о забытых праведниках и предани€х. »з этих поездок и бесед он вынес твердое мнение: Ђ–усска€ душа, несомненно, носит на себе, предпочтительно пред людьми других народов, печать какой-то особенной помазанности, какого-то избрани€, какой-то €рко выраженной небесностиЕї. ¬ этом отношении особенно много дала ѕосел€нину ќптина пустынь, где с 1888 он регул€рно бывал у старца јмвроси€ (Ђон учил всегда и всюду бытъ русскимї), которому посв€тил много самых задушевных страниц (Ђ–усска€ ÷ерковь и русские подвижники ’I’ в.ї; Ђѕраведник нашего времени ќптинский старец јмвросийї). —ам он так и не решилс€ прин€ть постриг, хот€ и писал, что Ђмонашество есть та отдушина, через которую смотритс€ в небо жаждущее этого неба человечествої. —тарец ¬арсонофий поддерживал труды ѕосел€нина во славу ѕравославной ÷еркви и говорил, что он Ђхудожник в душе, и это отражаетс€ в его литературных произведени€хї. ¬ывод об особом духовном складе –усского Ќарода писатель сделал, опира€сь также на свои впечатлени€ от многочисленных путешествий по ≈вропе, о которой с грустью замечал: Ђ≈вропа перестала быть христианскою. ѕроповедь УуспехаФ, господство грубой силы, провозглашаемое то робко, между строками, то нагло и пр€мо (как делал Ќицше) сменило Еблаговещение нищим, утешение сокрушенных сердцемї. “ем не менее, ѕосел€нин любил западную культуру и в своем мировоззрении не избежал вли€ни€ христианского социализма, пропагандируемого современными ему европейскими мыслител€ми, и морализаторства, свойственного протестантскому богословию. ќднако гораздо большее и плодотворное вли€ние оказали на него идеи русских почвенников и выдающихс€ современников из консервативного лагер€. ѕосел€нин дружил и переписывалс€ с философами ѕ. ≈. јстафьевым,  . Ќ. Ћеонтьевым и ¬. ¬. –озановым, который отзывалс€ о нем, как о Ђзамечательной личностиї. «нал и ценил писател€ и критика ё. Ќ. √оворуху-ќтрока, педагога —. ј. –ачинского, Ђвс€ жизнь которого проникнута русским духомї. ¬месте с проф. ј. ». ¬веденским, епископом ¬ологодским Ќиконом (–ождественским), ¬. ј. √рингмутом (на его смерть ѕосел€нин написал некролог), ћ. ј. Ќовоселовым он участвовал в ћоскве в собрани€х у известного теоретика монархизма Ћ. ј. “ихомирова. ѕравда, он не чуралс€ и умеренно-либерального направлени€ своего времени, в 1909Ч10 посещал в ѕетербурге –елигиозно-философское общество, где витийствовали недруги исторической –оссии.  ак православный христианин, с детства знавший великую силу веры, молитвы и ÷еркви (ЂЌе было ни одного отъезда из ћосквы, ни приезда после долгого отсутстви€, когда бы € не сто€л пред »верской иконойї), писатель с горечью говорил о состо€нии преобладающего большинства тогдашней русской интеллигенции: Ђ–елигиозные интересы вовсе изгнаны из быта интеллигенцииЕ » если б отношение общества к религии было только индифферентизмом! Ќет! в нем пр€ма€ враждебностьї. “ер€€ веру, общество тер€ло и свои русские свойства, вернуть которые, согласно ѕосел€нину, могли ему только Ђжизнь в ÷еркви, воздействие выдающихс€ произведений русской литературы и соприкосновение с миром простых русских людейї.

ѕосел€нин был, несомненно, одареннейшим попул€ризатором-апологетом, который старалс€ познакомить современников с жити€ми знаменитых подвижников (он обработал и переложил Ђ„етьи-ћинеиї св. ƒимитри€ –остовского), св€тых отроков (Ђ—в€та€ юностьї) и св€тых воинов (Ђ—казани€ о св€тых вожд€х «емли –усскойї), изобража€ их прежде всего Ђне со стороны историко-общественного значени€, а со стороны их нравственной крепостиї. √лубоко зна€ православную духовную литературу и ее жанры, а также хорошо владе€ Ђцерковным стилемї, пиcaтeль умел доступно излагать сложные богословские пон€ти€, психологически красочно живописать стародавние событи€ и создавать в импрессионистской манере запоминающиес€ портреты своих героев.   сожалению, он в спешке не всегда отделывал свои произведени€, отчего в них заметны повторы, риторические штампы и сентиментальные условности. Ќемало страниц ѕосел€нин посв€тил чтимым на –уси иконам, отечественной церковной истории, ѕравославным св€тын€м (Ђ—в€тыни «емли –усскойї; Ђ√ерои и подвижники лихолеть€ XVII векаї), укрепл€€ в русских люд€х любовь к своей вере и ее традици€м. ќн преклон€лс€ перед современными подвижниками, посв€тив, кроме оптинских старцев, вдохновенные строки св. прав. о. »оанну  ронштадтскому, которого знал весьма хорошо, ћатренушке-босоножке из ѕетербурга, о. »оне јтаманскому из ќдессы, старцу ¬арнаве из ¬ыксунского монастыр€, кн. ћ. ћ. ƒондуковой- орсаковой. ЂЌарод льнет к этим славным люд€м, в которых видит сильный дух, презрение к плоти, свободу от земных условийї. ѕисатель стал выразительным свидетелем жизни —в€той –уси перед ее крушением. Ќа личные наблюдени€ опиралс€ его конечный вывод: Ђ огда соприкоснешьс€ со стихией народной веры, тогда разом надежно и спокойно станет на душе, и с радостью себе говоришь: УЌарод верует!Фї ¬ своих книгах ѕосел€нин умел найти путь к сердцу этого народа, ибо знал его задушевные мечтани€ и идеалы  Ђвольное страдание  во им€ пострадавшего на грешной земле ’ристаї и страстное к этим идеалам устремление  Ђрусска€ душа трудно примир€етс€ с земными изъ€нами, ей надо на земле или полного блаженства, или ничегої.

Ћучшие произведени€ ѕосел€нина содержат размышлени€ об истинах веры и опыте жизни в ÷еркви и нравственно-психологическое обоснование ѕравослави€, ибо он старалс€ Ђв картинах своих из мирской жизни отражать настроение своей верующей христианской душиї. » эта благочестива€ и искренн€€ душа самого автора наполн€ет его книги, в которых прекрасно видно, как любит русский человек своих св€тых и родное ѕравославие, как велика в нем жажда вечного спасени€ и св€тости жизни  Ђдуховна€ жажда, жажда чего-то высшего н лучшего, более широкого н более захватывающего, чем земл€ с ее радост€ми, жжет народную душу, не только души великих избранников, но и также души р€довых людей  толпыї. ѕосел€нин был не только благочестивым верующим, но и эстетически чутким человеком традиционной русской культуры, который высоко ценил, например, творчество поэтов ј.  . “олстого и ј. Ќ. ћайкова, художников ¬. ћ. ¬аснецова и ћ. ¬. Ќестерова. ѕо мнению писател€, Ђвысший род искусства  это тот, в котором люди отразили свои высочайшие мечтыї. ќн советовал своему знакомому ј. ≈. ћолчанову, известному театральному де€телю, познакомитьс€ в ƒивеево Ђсо старшею по УживописнойФ м. —ерафимойї. ≈й дан дар придавать лику прп. —ерафима особое сладостное выражение. ѕоднесенное Ќаследнику ÷есаревичу в 1912 роскошное издание Ђ—обор московских чудотворцевї ѕосел€нина было снабжено иллюстраци€ми ¬. ». ¬ашкова, мастера Ђрусского стил€ї. —ам писатель признавал, что политикой никогда не интересовалс€, отчего его им€ не встречаетс€ среди участников политических событий и споров н. XX в. ѕо своим воззрени€м он был монархистом и патриотом, а о социальных вопросах рассуждал с позиции евангельских заповедей. Ђ¬опиюща€ несправедливость, когда человеку не доплачивают достойной цены за его труд, и страшна€ кара постигнет на —трашном суде тех притеснителей, которые выматывают у людей силы, пользу€сь их безвыходным положением и не плат€ должногої.

¬ 1913, в ¬еликий пост, писатель впервые поехал в паломничество на —в€тую «емлю и молилс€ у ее св€тынь. Ѕольше там побывать ему не удалось, ибо разразилась перва€ мирова€ война, во врем€ которой он писал репортажи о подвигах –усских солдат и издавал сборники своих катехизаторских статей (например, ЂЌа молитве в тишине и в буреї). ѕо его словам, Ђ–усский Ќарод поднималс€ на войну, как на подвиг во им€ ’ристаї. Ѕольшевистский переворот обрек церковного писател€ на полное молчание до конца жизни, если не считать двух статей: о ѕушкине и о св. прав. »оанне  ронштадтском, вышедшие в малотиражной периодике. Ќa жизнь, начина€ с 1922, он зарабатывал частными уроками. ќчевидно, с негодованием и скорбью взирал ѕосел€нин на атеистические глумлени€ новой власти над —в€той –усью. ¬ ночь на 12 апр. 1924 его с группой Ђбывшихї арестовали и на два года выслали в јнгарский край, обвинив в организации Ђмонархической группировкиї в Ћенинграде. »з  анска писател€ вскоре отправили в д. ”сть-ямское Ђкак элемент разлагающий Е антисоветской агитацией и умелым подходом к невежественной массеї. ¬ернувшись из ссылки, ѕосел€нин, уже глубоко больной человек, оставалс€ на свободе 5 лет и в дек. 1930 был снова схвачен чекистами по Ђделу ѕреображенского собораї, которое заключалось в обращении прихожан к эмигрантам из ѕреображенского полка с просьбой о помощи в ремонте храма. ѕосел€нин на допросах держалс€ очень мужественно и за€вил: Ђ√онени€ советской власти на религию не могли мен€, как верующего, радоватьї. “ройка ќ√ѕ” приговорила его к расстрелу, который произошел за два дн€ до праздника —ретени€. √де погребен расстрел€нный в тюрьме на Ўпалерной ул., неизвестно.

—огласно устным воспоминани€м, Ћиди€, неверующа€ сестра писател€, не стала его заочно отпевать. „ерез какое-то врем€ о. Ѕорис, духовник ѕосел€нина, служа в храме, вышел кадить и вдруг видит  убиенный стоит на клиросе.  огда св€щенник подошел поближе, ≈вгений Ќиколаевич раскрыл свой пиджак, и батюшка заметил на его груди рану от пули. ќн спросил: Ђ огда это случилось?ї ¬ ответ ѕосел€нин кивнул на икону “рех —в€тителей. ƒолгое врем€ им€ замечательного духовного писател€-новомученика находилось в полном забвении  его не было ни в одной литературной энциклопедии, ни в учебниках по истории литературы. “олько начина€ с 1990 произведени€ ѕосел€нина начали регул€рно переиздаватьс€.

јнтонов ¬.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

Ќепокорна€ дочь
ѕосетило:33328
јлександра «ахарова
—оздатель первого компьютера
ѕосетило:35050
 онрад ÷узе
«везда и смерть »зольды »звицкой
ѕосетило:65730
»зольда »звицка€

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru