Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћао-÷зы

   /   

Laozi

   /
             
‘отографи€  Ћао-÷зы (photo  Laozi)
   

 итай

√ражданство:  итай
—оцсети:


Ѕиографи€

философ

(около 4 века до н.э.)


Ќаст. им€ Ћи Ёр. јвтор др.-кит. трактата "Ћао-÷зы" (древнее название "ƒао дэ цзин", 4-3 вв. до н.э.), канонич. соч. даосицизма. ќсн. пон€тие - дао, к-рое метафорически уподобл€етс€ воде (податливость и неодолимость). ¬ытекающий из дао образ действий - неде€ние ( у вей): уступчивость, покорность, отказ от желаний и борьбы. ѕравитель - мудрец должен, отвергнуть роскошь и войну, возвратить народ к примитивной простоте, чистоте и неведению, существовавшим до возникновени€ культуры и морали.

25.12.2004

»з многих тыс€ч книг, написанных в  итае, одна, веро€тно, переводитс€ и читаетс€ за пределами страны наиболее часто. Ёто тоненький томик, написанный более двух тыс€ч лет назад и известный как "Ћао-цзы" или "ƒао де цзин" (" лассический путь и его сила"), который €вл€етс€ главным текстом, на котором основана философи€ таоизма.

 Ћао-÷зы фотографи€
Ћао-÷зы фотографи€

ќн представл€ет собой тонкую книгу, написанную необычным загадочным стилем и имеющую много интерпретаций. ќсновна€ иде€ касаетс€ “ао, что обычно переводитс€ как "путь" или "дорога". Ќо обща€ концепци€ несколько туманна, поскольку "Ћао-цзы" начинаетс€ словами: "ƒао - слово, которое можно произнести, - не вечное ƒао; им€, которым можно назвать, - не вечное им€". “ем не менее мы можем сказать, что ƒао примерно означает "природа" или "естественный пор€док".

ƒаоизм придерживаетс€ точки зрени€, что отдельный человек не должен боротьс€ против “ао, а приспосабливатьс€ к нему и работать с ним. јктивное стремление получить или про€вить власть не столько аморально, сколько глупо и бессмысленно. ƒао нельз€ победить.  аждый вместо этого должен старатьс€ жить в согласии с ним. (ƒаоисты могут отметить, что вода, котора€ м€гка, не имеет формы, спокойно течет в низкие места, подчин€етс€ без сопротивлени€ даже слабой силе, тем не менее €вл€етс€ разрушительницей и с годами стачивает твердые скалы.)

ƒл€ отдельной личности обычно подход€т простота и естественность. Ќасили€ следует избегать, так же как жажды денег или славы. „еловеку следует не стремитьс€ изменить мир, но уважать его. ƒл€ правительств также обычно более мудрым курсом €вл€етс€ неактивна€ политика. ”же существует слишком много уставов. ѕроведение новых законов или грубое усиление старых, как правило, делает положение вещей только хуже. ¬ысокие цены, программы амбициозных правительств, военные действи€ - все это противоречит духу таоистской философии.

—огласно китайскому преданию, автором "Ћао-цзы" был человек по имени Ћао-÷зы, который, как говор€т, жил в одно врем€ с  онфуцием. Ќо  онфуций жил в шестом веке до нашей эры, а по стилю и содержанию, как считают некоторые современные ученые, "Ћао-цзы" был написан раньше. ќ дате создани€ книги идут серьезные споры. (¬ самом "Ћао-цзы" не содержитс€ ни одного упоминани€ о личности, месте, дате или историческом событии.) ќднако очень хорошо подходит 320 год до нашей эры - ошибка может быть плюс-минус четыре года, а может и меньше.

Ёта проблема приводит к большому числу споров о датах жизни - и даже о существовании самого Ћао-÷зы. Ќекоторые вер€т преданию, что Ћао-÷зы жил в шестом веке до нашей эры, и, следовательно, заключают, что он не писал "Ћао-цзы". ƒругие ученые считают его простым героем легенды. “очка зрени€, прин€та€ меньшинством, заключаетс€ в следующем: 1) Ћао-÷зы был реальной личностью, автором "Ћао-цзы"; 2) он жил в четвертом веке до нашей эры; 3) истори€, будто Ћао-÷зы был современником  онфуци€, выдумана и была сфабрикована последующими таоистскими философами с целью придать этому человеку и его книге престиж.

—тоит отметить, что из ранних китайских писателей ни  онфуций (551-479 год до нашей эры), ни ћо-÷зы (V век до н.э.), ни ћэн-цзы (371-289 год до н.э.) ни разу не упом€нули ни о Ћао ÷зы, ни о “ао “е „инг, но „жуан ÷зы, важный таоистский философ, который творил около 300 года до н.э., посто€нно вспоминал о нем.

ѕоскольку даже само существование Ћао ÷зы спорно, нам следует осторожно относитс€ к биографическим подробност€м. Ќо есть достоверные источники дл€ следующих утверждений: Ћао-÷зы родилс€ и жил в северном  итае. „асть своей жизни он был историком или управл€ющим официальных архивов, веро€тно, в Ћо€не, столице династии „жоу.

Ћучшие дн€

Ёрнесто „е √евара: ' оманданте  убинской революции'
ѕосетило:123681
Ёрнесто „е √евара
јлександр —окуров: »сконна€ натура кинематографа
ѕосетило:10535
јлександр —окуров
–азработчик пистолета ““ и винтовки —¬“
ѕосетило:9305
‘едор “окарев

Ћао-÷зы - не насто€щее им€ этого человека, а скорее всего титул, в переводе означающий примерно "старый мастер". ќн был женат и имел сына по имени ÷анг. ¬последствии ÷анг стал полководцем в округе ¬эй.

’от€ таоизм начиналс€ как в основном мирска€ философи€, из него в конце концов развилось религиозное течение. Ќо в то врем€ как таоизм как философи€ продолжал базироватьс€ прежде всего на иде€х, выраженные в "Ћао-цзы", таоистска€ религи€ вскоре стала обрастать большим количеством сверхъестественных преданий и обыча€ми, которые имели мало общего с учением Ћао-÷зы.

≈сли допустить, что Ћао-÷зы €вл€лс€ автором "Ћао-цзы", его вли€ние на историю огромно. ≈го книга очень небольша€ по объему (меньше шести тыс€ч знаков на китайском €зыке, то есть размерами почти с один газетный лист!), но содержит много пищи дл€ размышлений. ÷елый р€д таоистских философов использовали ее как отправную точку дл€ собственных идей.

Ќа «ападе "Ћао-цзы" - гораздо более попул€рное произведение, чем труды  онфуци€ или любого из его последователей. ќпубликовано сорок английских переводов этой книги - больше, чем любой другой, кроме Ѕиблии.

¬ самом  итае в целом доминирующей философией €вл€етс€ конфуцианство, и там, где возникает четкий конфликт между иде€ми Ћао-÷зы и  онфуци€, китайцы придерживаютс€ мнени€ последнего. “ем не менее Ћао-÷зы уважаем приверженцами  онфуци€. Ѕолее того, во многих случа€х таоистские идеи просто врастают в философию  онфуци€ и таким образом вли€ют на миллионы людей, которые не считают себ€ таоистами. ѕохоже, таоизм оказывает значительное вли€ние на китайское развитие буддистской философии, особенно на дзен-буддизм. ’от€ лишь немного людей называют себ€ таоистами, нет ни одного китайского философа, кроме  онфуци€, который оказал бы такое широкое и глубокое воздействие на человеческую мысль, как Ћао-÷зы.

water
Ќиф-ниф 26.10.2007 03:17:35
(ƒаоисты могут отметить, что вода, котора€ м€гка, не имеет формы, спокойно течет в низкие места, подчин€етс€ без сопротивлени€ даже слабой силе, тем не менее €вл€етс€ разрушительницей и с годами стачивает твердые скалы.)
¬ода течЄт туда,где давление больше,а вовсе не в низкие места.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлексей Ѕаталов: Ќе торгу€сь с судьбой
ѕосетило:9481
јлексей Ѕаталов
„етырехкратный победитель т€желейшего в мире марафона
ѕосетило:10257
ћохамад јхансал
Ёрнесто „е √евара: ' оманданте  убинской революции'
ѕосетило:123681
Ёрнесто „е √евара

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru