Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ёрий ¬ерховский

   /   

Yury Verkhovsky

   /
             
‘отографи€ ёрий ¬ерховский (photo Yury Verkhovsky)
   

ƒень рождени€: 01.01.1878 года
ћесто рождени€: село √ришнево —моленской губернии, –осси€
ƒата смерти: 28.12.1956 года
ћесто смерти: ћосква, ———–
¬озраст: 79 лет

√ражданство: ———–

—таринный старик (из антологии ≈втушенко)

поэт

Ђ акой старик старинный!ї Ц так, по свидетельству Ћьва ќзерова, простодушно воскликнул один мальчишка, увидев в метро ёри€ ¬ерховского.

13.12.2010

—таринность была, конечно, в седой бородище и в беспор€дочных космах, выбивавшихс€ из-под шапки Ђворонье гнездої. Ќо и в редком выражении думающих глубоких глаз, любознательно детских, заранее доброжелательных, а не настороженных, как у многих в то голодное послевоенное врем€ еще не отмененных карточек, когда вокруг кишели карманники. ќн и в метро вел себ€ как-то не по-советски: просил прощени€ даже тогда, когда ему наступали на ноги. ѕускать в ход локти, проталкива€сь в вагон или из вагона, по старомодной вежливости и не догадывалс€.

ёрий ¬ерховский фотографи€
ёрий ¬ерховский фотографи€

—ын прис€жного поверенного, ёрий проводил лето в деревне. Ќо примкнул по своим интересам не к брать€м, выбравшим агрономию и химию, а скорее к сестрам, которые стали художницами. — детства его мир был наполнен и запахами красок, и звуками музыки, и спорами о новых романах, и стихами, стихами, стихами. ‘ранцуженки и немки выписывались на дом, к дет€м приходили свои учител€ музыки и рисовани€, а мать без вс€ких учебников преподавала сыновь€м и дочер€м не только совесть, но и культуру поведени€, чему неплохо было бы учить и в нынешних российских школах. ¬едь так вырастали насто€щие интеллигенты.

¬ —моленской классической гимназии ёрий, по его словам, училс€ очень плохо и дополз только до п€того класса, но и там кое-чему выучилс€. » когда его перевели в ѕетербург, он вовсе не выгл€дел в столице провинциалом Ц не подвело ни либеральное домашнее образование, ни архаична€ провинциальна€ гимнази€.

¬ ѕетербургском университете ёрий успел поучитьс€ у академика ј.Ќ. ¬еселовского, в частности прослушал его курс о ѕетрарке. ¬еселовский работал тогда над книгой о ѕетрарке, где рассматривал его поэзию как Ђавтобиографию сердцаї, желающего сохранить в потомстве черты личности в ее идеальной цельности. » в эту классическую работу великий ученый включил один из переведенных ¬ерховским сонетов ѕетрарки. ј после смерти ¬еселовского ¬ерховскому вместе с еще одним учеником покойного, ƒ. . ѕетровым, поручили разобрать и систематизировать рукописи учител€.

¬скоре ¬ерховского прин€ли как своего соперничавшие друг с другом поэты. ќн обезоруживал бескорыстной преданностью поэзии даже не слишком ценивших его талант коллег. ѕрит€гивал его трогательно м€гкий характер, редкостный в озверело жесточающем веке.

¬ письме от 25 феврал€ 1913 г. јлександр Ѕлок с такой бережностью высказалс€ о стихах ¬ерховского, что позавидовать можно: Ђ—транные происход€т вещи: сначала они мне не понравились, потом бессознательно запомнились наизусть, о чем € догадалс€ только тогда, когда стал их припоминать, не держа в руках текста. ”дивительно верный чертеж Ц и слабый нажим пера. ¬ы не сердитесь, € ведь не критикую (всЄ меньше выношу Ђкритикуї), а только дружественно и сочувственно думаю вслухї.

 ак точно подмечен этот слабый нажим пера, из-за чего во многих стихотворени€х не достает ¬ерховскому резкости в очертани€х смысла. ¬от ЂЅогин€ї Ц одно из недожатых, хот€ прекрасно задуманных стихотворений. ќно написано, по-видимому, в 1910 году как будто в предчувствии бунта Ђбессмысленного и беспощадногої:

Ђя смутно помню деревенский дом (ƒолжно быть, каменный и верно Ц белый). — просторными хоромами, старинный. — домовой церковью. »з коридора ¬ысока€ и вечно заперта€ ¬ нее ведет таинственна€ дверь. Ћишь раз она, € помню, отомкнулась, » € увидел царские врата » тусклый небольшой иконостас. ∆ивал здесь в доме Ц помню, говорили Ц ѕотемкин. » вокруг еще как будто ¬итали тени близкого былого, » старый парк мечтань€ навевал. ќбширной он пол€ной расступалс€ ѕеред подъездом пышным и широким, √де львы чугунные по сторонам —то€ли, одинакие. ј ближе » в стороны чуть-чуть Ц на пьедесталах ƒве белых женских статуи.  ак мрамор  азалс€ словно светлым откровеньем »ного мира Ц меж простых деревьев » даже р€дом с парой темных львов! «десь, помню, часто мы, мальчишки, шумно »грали, бегали, дрались, скакали ¬ерхом на палочках. ј иногда ¬лезали, дерзкие, на львов чугунных. Ќо и тогда же стройный мрамор статуй Ќевн€тное внушал благоговенье. ”вы Ц не всем. Ѕезвестный вольнодумец —вою телегу тут остановил,   божественным изва€нным ногам ¬ожжами крепко лошадь прив€зал, ј сам ушел. я помню Ц сердце сжалось,  огда в траву поверженной богиню ”видел €. ћладенческой душе ѕочудилась обида рокова€ Ц ѕроста, как просто стало всЄ кругом, » непон€тна в этой простотеї.

Ћучшие дн€

ёрий ¬ласов. Ѕиографи€
ѕосетило:276033
ёрий ¬ласов
Ќина –усланова: ѕолага€сь только на себ€
ѕосетило:5359
Ќина –усланова
јлександр ƒюма: ќтец ƒ'јртань€на
ѕосетило:4990
јлександр ƒюма

«наменательное иносказание! Ќо уж слишком чистенько и кругленько написано, как будто и не очень страшно то, чем может кончитьс€ утилизаци€ искусства при помощи любых вожжей, какие ни подвернутс€ в истории.

«ато через два дес€тилети€ по€витс€ резкое в своей афористичности стихотворение Ђ¬оздвиг купец  анатчиковЕї, которое выдерживает сравнение с позднейшими фехтовальными выпадами неукротимого Ќикола€ √лазкова. ¬идно, с каким мстительным удовольствием это писалось. ¬от и заставили показать хоть разок зубы нашего м€гчайшего ёри€ Ќикандровича.

Ќа получение сборника ¬ерховского Ђ»диллии и элегииї (1910) Ѕлок откликнулс€ чудесным стихотворением, с гениальной первой строфой, которую € всегда помнил, да вот только подзабыл, кому она посв€щена:

Ђƒождь мелкий, разговор неспешный, »з-под цилиндра пр€дь волос, —мех легкий и немножко грешный Ц ¬едь так при встречах повелось? / Ќо вот Ц какой-то светлый гений — туманным факелом в руке «анес ваш дар в мой дом осенний, √де € Ц в тревоге и в тоске. / » в шуме осени суровом я вспомнил вас, люблю уже «а каждый ваш намек о новом ¬ старинном, грустном чертеже. / ћы посме€лись, пошутили, » всем придетс€, может быть, —квозь резвость томную идиллий ¬ ночь скорбную элегий плытьї.

 ак стихотворец и стиховед, преподаватель, переводчик италь€нских и французских поэтов ¬озрождени€, јдама ћицкевича и грузинских лириков ¬ерховский был работ€щ, словно ломова€ лошадь, и настолько нагружен любовью к своим предшественникам и современникам, что, даже будь он завистлив, у него не было бы ни времени, ни сил на зависть. Ќо его зан€тость была слишком хаотичной. Ђ≈го кротость известна всем, кто его встречал. ≈го бескорыстие, его ленива€ мечтательность, его неумение устраивать свои житейские дела стали легендарнымиї, Ц писал √еоргий „улков. ѕутешеству€ между ћосквой и ѕитером, ¬ерховский всЄ врем€ забывал то здесь, то там что-нибудь свое, а иногда по рассе€нности прихватывал и чужое, ка€лс€ и просил прощени€, даже если дело касалось носового платка. Ђ≈му ничего не стоило прийти в гости в час ночи, а то и в два и остатьс€ до утра, не замеча€, что слушатели его стихов, наслаждающиес€ его поэзией часа три, уже утомились, осовели и уже не способны восприн€ть даже пушкинской музы, Ц свидетельствует тот же „улков. Ц ќдно врем€ в ѕетербурге он так часто повадилс€ ко мне ходить по ночам, что квартирна€ хоз€йка усмотрела в его поведении все приметы страшного заговора, и € должен был переехать на другую квартиру ввиду ее ультиматума, дабы не утратить общества милейшего поэтаї.

¬ера  алмыкова, подготовивша€ сборник ¬ерховского Ђ—труныї (2008), поддержала догадку о том, что уроненное Ѕлоком словечко Ђёр€тинї дл€ обозначени€ ѕерми, где в годы √ражданской войны ёрий ¬ерховский преподавал в университете, подсказало Ѕорису ѕастернаку именно так закодировать в Ђƒокторе ∆ивагої город ѕермь.

ќднажды Ѕлок написал ¬ерховскому: ЂЌесмотр€ на всЄ, жить прекрасно, милый ёрий Ќикандровичї. Ёто мудрое Ђнесмотр€ на всЄЕї поддерживало ¬ерховского всегда.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9761
ёрий ¬ойнов
 то придумал анастезию?
ѕосетило:13759
”иль€м ћортон
јлександр ягубкин. Ѕиографи€
ѕосетило:16814
јлександр ягубкин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru