Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ѕетр ќрешин

   /   

Petr Oreshin

   /
             
‘отографи€ ѕетр ќрешин (photo Petr Oreshin)
   

ƒень рождени€: 16.07.1887 года
–осси€
ƒата смерти: 18.03.1938 года
–осси€
¬озраст: 50 лет

√ражданство: –осси€

»спугавшийс€ своего пророчества (из антологии ≈втушенко)

поэт, прозаик.

Ѕедностью до сих пор неизлечимо больно человечество Ц и не только в так называемых развивающихс€ странах, но и в приписывающих себе роль их опекуна —оединенных Ўтатах, где в п€тнадцати минутах езды от роскошных лос-анджелесских вилл можно увидеть нищие развалюхи, как, впрочем, и по сторонам от нашей выпендрежной –ублевки.

01.03.2009

—тоит ли утешатьс€ тем, что неравенство существует столько же, сколько и человечество? ¬едь бедность, распаленна€ неправедной чужой роскошью, угрожает революци€ми. ј они почти всегда вместо обещанной свободы и благоденстви€ приносили новое разобщение, которое плодило взаимоненависть, оставл€€ кровавые следы в истории.

ѕетр ќрешин фотографи€
ѕетр ќрешин фотографи€

¬ 26 лет сын саратовского приказчика мануфактурной лавки, мечтательный начинающий поэт ѕетр ќрешин, попал в ѕетербург, где был потр€сен увиденными воочию имперскими дворцами, экипажами с лаке€ми на зап€тках, дамами в собольих шубах, €рмарочными фейерверками. Ёто была совсем друга€, чужда€ ему –осси€ Ц начальничь€, расфуфыренна€, надменно брезглива€ к бедной –оссии, словно к «олушке-замарашке. ќн и в —аратове чувствовал себ€ не совсем своим Ц ему гораздо лучше было у дедушки в селе √алахове јткарского уезда, где в нем пробуждалось чувство кресть€нских корней, где он вместе с деревенскими бабами песни пел и хаживал по грибы да €годы. ѕервые его стихи будто у завалиночных поющих голосов были подслушаны.

¬ городской четырехклассной школе он не доучилс€ из-за нехватки денег Ц пришлось за прилавок встать, а затем по насто€нию отца учитьс€ бухгалтерии: это надежней, чем какие-то стишки.

Ќо стишки глубоко в душу сына забрались, как кут€та, на улице подобранные и за пазуху сунутые, а уж царапучими оказались Ц так и кор€бали душу коготочками. » всЄ на бедность, на т€жкую долю кресть€нскую жаловались Ц немногоцветно суриковские и не наигранные, а душевные. ћечтал же автор совсем о другом: ЂЅудем все богатыми, Ѕудем все счастливыми. — теремами-хатами, — женами красивыми!ї

ѕотихоньку ќрешина начали печатать Ц сначала в саратовских газетах, потом и в столичных журналах, даже в Ђ¬естнике ≈вропыї.

ќн вынужден был служить в петербургской железнодорожной конторе, заниматьс€ цифирью, а хотелось ему по-насто€щему послужить дедовской земле, да тем, во что больше всего верил, Ц словом, людей защищающим, веру в себ€ дающим.

“ам же, в столице, до него доносились голоса других кресть€нских поэтов, с которыми ему еще предсто€ло встретитьс€, Ц Ќикола€  люева и —ерге€ ≈сенина. ќни уже стали модными в литературных салонах, но ѕетр ќрешин поразилс€ бы, узнай он, как Ќиколай  люев горько и разочарованно писал об этом —ергею ≈сенину в 1915 году, вид€ оскорбительно снисходительное умиление на свой счет: Ђя не верю в ласки поэтов-книжников и не л€гать их тебе не советуюЕ Ћаски поэтов Ц это не хлеб животный, а Ђзасахаренна€ крысаїЕ Ѕыть в траве зеленым и на камне серым Ц вот наша с тобой программа, чтобы не погибнутьЕ я помню, как жена √ородецкого в одном собрании, где на все лады хвалили мен€, выждав затишь€ в разговоре, вздохнула, закатила глаза и потом изрекла: Ђƒа, хорошо быть кресть€ниномї. ѕодумай, товарищ, не заключаетс€ ли в этой фразе всЄ, что мы с тобой должны возненавидеть и чем обижатьс€ кровно. ¬идите ли Ц не важен дух твой, бессмертное в тебе, и интересно лишь то, что ты, холуй и хам-смерд€ков, заговорил членораздельної.

ќрешина тем временем мобилизовали и отправили на фронт. ’от€ им было написано несколько антивоенных стихотворений, он храбро сражалс€ и с побр€кивающими на груди двум€ √еорги€ми вернулс€ в 1917 году в ѕетроград, где, наконец, встретилс€, подружилс€ и начал выступать на поэтических вечерах с  люевым и ≈сениным.

Ћучшие дн€

”ниверсальный игрок
ѕосетило:9051
Ќовак ƒжокович
–ихард ¬агнер: »зменивший принципы оперы
ѕосетило:7672
–ихард ¬агнер
‘ранцузский шансонье
ѕосетило:7494
Ўарль јзнавур

–.¬. »ванов-–азумник так писал тогда: Ђ люев Ц ѕоморье, ќрешин Ц ѕоволжье, с его бурным революционным вихрем, не проникающим, однако, в глубь €влени€Е Ќо в этом круге вихр€ Ц переживани€ его искренни, переживани€ его подлинны, и настолько же искренне и подлинно его творчествої.

ѕоэт ¬асилий  н€зев отозвалс€ о стихотворении ѕетра ќрешина Ђ—вой крестный путь превозмога€Еї (1917) еще более высокими словами: Ђ огда читаешь Ђ рестный путьї ќрешинаЕ поражаешьс€, руками разводишь: что написано раньше Ц Ђ рестный путьї или Ђƒвенадцатьї? Ѕлок ли нарисовал свою дюжину, глубоко загл€нув в душу ѕугачева-ќрешина, или ѕугачев-ќрешин нашел себ€, изучив Ђƒвенадцатьї?ї

”же в 1917 году ѕетр ќрешин написал стихотворение Ђ ровавые следыї, которое по прозорливости € могу поставить р€дом лишь со стихами ћаксимилиана ¬олошина о √ражданской войне, хот€ они все-таки разного поэтического уровн€.

—тихотворение ѕетра ќрешина о пытках и плахах крепостного прошлого, которое мы сейчас почему-то сусально идеализируем, и таких же ожидаемых после революции пытках и плахах, кои мало кто мог предугадать даже в кругу запланированных революцией к закланию аристократов, первоначально впавших в эйфорию красных бантов в петлицах.

ћаксимилиану ¬олошину помогли в предвидении многочисленные сопоставлени€ с прежними историческими катаклизмами, во что он был достаточно посв€щен. ѕетру ќрешину помог только кресть€нский инстинкт недовери€, предчувствие обмана с землей, обещанной революцией землепашцам, вскоре угодившим в безземельное крепостничество почище прежнего Ц там хоть иногда на волю отпускали.

Ќо, написав Ђ ровавые следыї, ѕетр ќрешин, может быть, сам ужаснулс€ своему предсказанию, перепугалс€ и бросилс€ избавл€тьс€ от неотв€зных видений, изгон€€ их как бесовщину, а ведь они были горькой, но ангелохранительной прививкой от иллюзий, за которые многим придетс€ расплачиватьс€ жизнью.

¬от с какой опасной дл€ него наивностью ѕетр ќрешин отвечал на анкету Ђ акой нам нужен писательї, примитивно раздел€€ писателей на новых и старых и уговарива€ себ€ поверить в истинность этого разделени€: Ђ—тарый писатель Ц это, прежде всего, представитель двор€нской, помещичьей, буржуазной, духовной или мещанской среды. Ќовый писатель Ц представитель производственного пролетариата и трудового кресть€нстваЕ их позиции вполне можно назвать враждебными друг другу, и борьба между ними, старыми и новыми писател€ми, ставленниками капитализма и ставленниками пролетариата и трудового кресть€нства, вполне естественна и неизбежнаї.

Ѕольно читать эту примитивщину. Ќо, возможно, подобные высказывани€ были просто-напросто самозащитой, ведь не случайно одно из главных преп€тствий в своей работе ќрешин определ€ет так: ЂЕтравл€, котора€ ведетс€ против мен€ со стороны некоторых литературных групп, по недомыслию своему квалифициру€ мен€ Ђкулацкимї и Ђподкулацкимї поэтомї.

 стати, в ответах ќрешина есть и такое за€вление, которое, очевидно, должно было успокоить идеологических ревнителей новой Ђправоверностиї:

Ђ»дейно-теоретическа€ жизнь страны мен€, конечно, захватывает (! Ц ≈.≈.), как вс€кого гражданина ———–. я с большим вниманием слежу за колхозным движением, за социалистическим строительством и за судебными процессами (!! Ц ≈.≈.)ї.

Ќо, возможно, ќрешин не только компромиссно самоспасалс€ среди развертывающегос€ террора, но и пыталс€ внушить себе почти искренние иллюзии. ¬сЄ настолько перепуталось в оглоушенном и замороченном кресть€нском поэте ќрешине, что он, нутром чувству€ свою обреченность, обложенный красными флажками, не отваживалс€ защищать кресть€н от нового крепостного права, от чего не уклон€лись ни Ќиколай  люев, ни —ергей  лычков.

ѕосмотрите, кака€ разница между почти безропотно подчинившимс€ новому закабалению ѕетром ќрешиным и бунтующим —ергеем  лычковым. ¬от как  лычков отвечает на ту же анкету, не прибега€ к нат€нутому разделению писателей по классовому происхождению и классовой сущности:

Ђ—амое основное и роковое дл€ современного писател€ различие с прежним писателем заключаетс€, по моему мнению, в том, что нашими писател€ми утер€на внутренн€€, подчас, может быть, даже неосновательна€ и, может быть, даже беспочвенна€, необходимость не соглашатьс€Е

“акого сопротивлени€ современности у наших писателей теперь нет или почти не осталось.

— моей точки зрени€, это обедн€ет писател€ї.

ј вот ироническое послание —ерге€  лычкова ѕетру ќрешину было отнюдь не издевательским, а грустно нежным, увещевающим его открыть глаза, затуманенные дымом индустриализации, от которой начала задыхатьс€ и гибнуть деревн€: Ђ—бираетс€ ќрешин ¬оспеть нам не крапиву, ј трактор в двести силЕ —кажу €, многогрешен: “ы лучше б выпил пива » воблой закусил!..ї

ќрешин отругивалс€ некрасиво, со злобнинкой, чувству€, что  лычков-то прав: Ђ“ы позабыл, в чертей влюбленный, ѕрибитый к двери очага, „то блеском сабельным Ѕуденный ƒавно срубил твои рогаї.

ƒа и Ќиколаю  люеву от ќрешина перепало: Ђ—очувствую, кто об эпоху ¬ беспутьи голову расшиб,  то старостью и нудным вздохом —очитс€, как в носу полипї.

ƒо чего могут доходить перессоренные политикой и самолюбием поэты! “ут-то и подкрадываетс€ к ним беда, уничтожающа€ их порознь.

¬се они были арестованы. ѕетру ќрешину не помогла самовнушенна€ правоверность. ¬ 1937 году, когда у него только что вышла безоблачна€ книжка Ђѕод счастливым небомї, ему приписали Ђкулацкую идеологиюї. ≈го заставили методами, унаследованными от ћалюты —куратова, пойти и на самооговор, и на оговор своих друзей из Ђтеррористической группыї —ерге€  лычкова, и на признание св€зи с уже расстрел€нными Ђпоэтами-террористамиї ѕавлом ¬асильевым, ћихаилом √ерасимовым, »ваном ѕриблудным и даже Ђпролетарским поэтомї ¬ладимиром  ирилловым, автором знаменитой в свое врем€ романтической оды революционным матросам: ЂЕќрлиное плем€, матросы, матросы,   вам песнь огнева€ рубиновых слов!ї Ќо допросы несчастного ќрешина продолжались, и из него под конец выт€нули признание в Ђконтрреволюционных шовинистических взгл€дахї, которые он раздел€л даже с повесившимс€ за тринадцать лет до этого —ергеем ≈сениным, которому в итоге суждено было стать нашим классиком.

Ќо подл будет тот, кто бросит камень в ѕетра ќрешина и в других допрашиваемых в те страшные годы, когда под пытками отключалась вол€ к сопротивлению.

ќрешин не был крупным поэтом, но он оставил еще один неоспоримый пример предсказательной силы поэзии.

”вы, он оказалс€ не готов к тому, что сам же предсказал, пыта€сь загородитьс€ от собственного провидчества иллюзи€ми.

* * *

≈сенин спасс€ тем, что сам повесилс€,

а в заговоры вписан всЄ равно,

но это правда, что всегда поэзи€

есть заговор с надеждой заодно.

ƒуша самоказненна€ ќрешина

за всех, кто был под пыткой назван им,

сама была в Ѕутырках им повешена,

но мы ее простим и воскресим.

Ќе стоит слишком верить в революции

да и впадать в романтику невежд,

надеждами сочт€ рабов иллюзии.

»ллюзии всегда враги надежд.

≈вгений ≈¬“”Ў≈Ќ ќ




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

»кер  асиль€с. Ѕиографи€
ѕосетило:18160
»кер  асиль€с
ѕоследний русский император
ѕосетило:10929
 Ќиколай II
ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:13007
Ќатали€ ќрейро

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru