Людибиографии, истории, факты, фотографии

Иеремия Готгельф

   /   

Jeremias Gotthelf

   /
             
Фотография Иеремия Готгельф (photo Jeremias Gotthelf)
   

День рождения: 04.10.1797 года
Возраст: 57 лет
Место рождения: Муртен, Швейцария
Дата смерти: 22.10.1854 года
Место смерти: Лютцельфлю, Швейцария

Гражданство: Швейцария

Противник господствовавшего радикализма

Швейцарский народный писатель.

Самое значительное явление в литературе этой эпохи (прим. составителя — имеется в виду период 1798—1848 гг. в истории Швейцарии). Вместе с Г. Келлером и К. Ф. Мейером, выступившими несколько позднее, он вывел немецко-швейцарскую литературу XIX в. на мировую арену.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

23.09.2016

Свой первый роман «Der Bauern-Spiegel» (1837) 40-летний бернский пастор Альберт Бициус (таково его настоящее имя) написал, опираясь на свой многолетний опыт церковного проповедника и организатора воспитательных учреждений для детей бедняков. В романе рассказывается история мальчика-сироты, отданного на «воспитание» в дом богатого крестьянина и обреченного тем самым на тяжкий жребий дарового батрака. Но содержание этого своеобразного воспитательного романа шире. В предисловии к роману Готгельф раскрывает смысл названия: «Мое зеркало показывает вам теневые, а не солнечные стороны вашей жизни». Он заверяет читателя, что делает это во имя правды, и ссылается на пример английских и русских писателей, которые изображают простых людей такими, какие они есть на самом деле.

Иеремия Готгельф фотография
Иеремия Готгельф фотография

«Der Bauern-Spiegel» историки литературы рассматривают как первый крестьянский роман в литературе немецкого языка. Значение его было тем более важным, что Готгельф своим первенцем взрывал традицию идиллии, которая была столь живуча в самой Швейцарии и — со времен Галлера и Геснера — накладывала отпечаток на суждения многих европейских писателей, идеализировавших патриархальный быт швейцарских пастухов.

Реклама:

Наиболее полно мировоззрение писателя раскрылось в его дилогии: «Uli der Knecht» (1841) и «Uli der Pächter» (1849). Как и роман «Der Bauern-Spiegel», эта дилогия тяготеет к жанру воспитательного романа. Но история Ули существенно отлична от жизненного пути героя первого романа. Если путь Миазли был трагичен, то в дилогии писатель изображает непрерывное, хотя и связанное с трудностями и срывами, восхождение героя к материальному благополучию. Идиллические отношения между Ули-батраком и его хозяином Иоганнесом отражают идеальное представление автора. Подзаголовок первого издания романа гласил: «В дар слугам и хозяевам». Автор сознательно ставит перед собой дидактическую задачу: показать, каким внимательным, терпеливым и настойчивым должен быть крестьянин в своих отношениях с наемным работником и как трудолюбие и добропорядочный образ жизни дают возможность каждому честному работнику стать самостоятельным хозяином. В то же время Готгельф не совсем утрачивает чувство действительности, реальные противоречия швейцарской жизни врываются в тщательно разработанную морально-дидактическую схему. Кругом царит дух собственности, люди оцениваются в зависимости от материального достатка.

Иеремия Готхельф

Если обратиться к жанру немецкого воспитательного романа, к традиции которого примыкает дилогия Готгельфа, то именно у Готгельфа нагляднее всего выражена просветительская идея: человек формируется в труде, моральное его совершенствование становится возможным в процессе полезной деятельности. С изображением трудовых усилий человека и его нравственного подвига — преодоления ошибок, соблазнов, порочных наклонностей — связано эпическое величие первого романа дилогии. Т. Манн даже отмечал, что Готгельф здесь приближается к гомеровской манере.

Во втором романе «Uli der Pächter» эта эпическая цельность утрачивается. Здесь острее встает вопрос о материальном благосостоянии героя. В творчестве мастеров европейского критического реализма в те же годы была наглядно продемонстрирована несовместимость высших моральных принципов со стремлением выжить и тем более победить в обществе, где сталкиваются эгоистические интересы собственников. Готгельф же верит в особый швейцарский путь развития общества, он убежден, что благосостояния можно добиться упорным честным трудом. Но если в первом романе дилогии путь нравственного возвышения Ули был убедителен — можно было поверить, что Иоганнесу удалось воспитать из Ули честного труженика, — то во втором романе финал повествования ничем не подтверждает его воспитательную идею, ибо Ули становится самостоятельным хозяином лишь благодаря случайности (неожиданно объявился тесть и передал ему свое хозяйство).

Готгельф завоевал большое признание и своими новеллами. В них отражен тот же этический пафос писателя, то же настойчивое его желание внушить читателю высокие представления о долге человека. При этом в лучших его новеллах проявилось выдающееся мастерство в изображении человека из народа — не в идиллическом ракурсе (и не в прямолинейном осуждении слабостей и пороков), а во всей сложности его душевного склада и непростых отношений с окружающим миром. Такова героиня новеллы «Elsi, die seltsame Magd» (1843) — девушка трудной судьбы, болезненно переживающая то, что она считает для себя унизительным (разорение отца). Она гордо отказывает в своей руке любящему ее крестьянину, а затем самоотверженно вместе с ним погибает, потому что тоже любит его.

В 40-е годы, по мере нарастания социальных противоречий, Готгельф все более упорно утверждается на консервативных позициях. До поры до времени он поддерживал демократическое движение, но его пугали радикальные перемены, которые угрожали существованию патриархального уклада.

Лучшие дня


«Луч света»: Малыш с тяжелой инвалидностью
Посетило:2532
Грейсон Коул Смит

Посетило:682
Оксана Воеводина

Посетило:260
  Мухаммад V

В период с 1835 по 1845 гг. Готгельф работал школьным инспектором. Под его контролем 18 школ. В 1845 он оставляет работу инспектора из-за серьёзных политических разногласий с бернским правительством.

В 1853 он заболевает и пытается лечиться в Гурнигельбаде (курорте с минеральными водами). Годом позже, 22 октября 1854, в возрасте 57 лет Альберт Бициус, он же Иеремия Готгельф, умирает. Писатель был похоронен рядом со своей приходской церковью в Лютцельфлюхе (Lützelflüh). Надгробие до сих пор можно увидеть на кладбище.

Фантастика в творчестве автора:

Иеремия Готхельф

Особое место занимают в наследии Готгельфа новеллы на исторические и легендарные темы. Мировую известность завоевала новелла Готгельфа «Черный паук» (Die schwarze Spinne, 1842). Точнее сказать, это большая повесть, действие которой развивается в двух планах: почти идиллическая, неторопливо рассказанная история семейного праздника в современной писателю деревне и повествование о далеком прошлом, средневековой Швейцарии, когда издевательства феодала толкнули крестьян на союз с дьяволом, последствием чего явилась «черная смерть» (т. е. чума). Только благородные и мужественные люди смогли замуровать «черного паука» — материализованный образ дьявольской силы. Подтекст этой истории очевиден: писатель призывает строго следовать религиозно-нравственным установлениям предков, охранять исконные порядки. Так Готгельф, зачинатель критического реализма в Швейцарии, вводит в некоторые свои новеллы романтические образы и романтическую мотивировку. И обе тенденции сочетаются у него с просветительской убежденностью в победе моральной проповеди.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


«Луч света»: Малыш с тяжелой инвалидностью
Посетило:2533
Грейсон Коул Смит
Мой малыш — детектор рака
Посетило:854
Джоанн Карр
Дхармендра
Посетило:1726
  Дхармендра

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history