Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќиколай –ыкунин

   /   

Nikolay Rikunin

   /
             
‘отографи€ Ќиколай –ыкунин (photo Nikolay Rikunin)
   

ƒень рождени€: 23.09.1915 года
ћесто рождени€: –остов, , ярославска€ область ,–осси€
ƒата смерти: 19.10.2009 года
–осси€
¬озраст: 94 года

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

народный артист –оссии

¬ 1979 году ј. Ўурову и Ќ. –ыкунину присвоили звание Ќародных артистов –—‘—–, что в те времена было серьезным признанием дл€ сатириков. јлександр Ўуров был старше Ќикола€ –ыкунина на 10 лет, и со временем разница в возрасте дала о себе знать. »х последний "Ѕенефис" состо€лс€ в “еатре эстрады в феврале 1991 года. ƒуэт прощалс€ со своими зрител€ми, Ўурову в то врем€ было 85 лет. ќн все реже и реже выходил на сцену и в 1995 году скончалс€.

08.10.2006

–одилс€ 23 сент€бр€ 1915 года в городе –остове ярославской области. —упруга - –ыкунина ћаргарита ¬асильевна. ƒочери - Ќаташа (1985 г. рожд.) и Ќика (1991 г. рожд.).

Ќиколай –ыкунин фотографи€
Ќиколай –ыкунин фотографи€

ќтец Ќикола€ был фабрикантом, он умер от воспалени€ легких за несколько мес€цев до рождени€ сына. ћальчика назвали в честь отца. ѕервые два года Ќиколай-младший жил с матерью ћарией јнтоновной в собственном особн€ке. ƒед Ќикола€ был купцом и не жалел средств на воспитание внука. ѕо рассказам матери мальчик знал, что его отец много сделал дл€ города. ќн участвовал во многих благотворительных акци€х. ≈го капиталы были вложены в строительство ростовской гимназии, городского театра. ѕосле революции дом конфисковали, и Ќиколай с матерью оказались на улице. »х приютила бабушка. ћать устроилась работать в столовую, чтобы спасти семью от голода.

¬ школе, в которой училс€ Ќиколай, был драматический кружок под руководством учител€ русского €зыка ј.». ”русова. “ам мальчик занималс€ и сыграл несколько главных ролей. ќднажды учитель сказал, что при городском театре открываетс€ детский театр и состоитс€ просмотр детей. Ќикола€ туда прин€ли. ≈го первой ролью стал ¬орон в спектакле "—нежна€ королева".

ќднажды вечером 1929 года Ќиколай пошел на вокзал. ќн любил смотреть на проход€щие поезда.   платформе подошел 509-й поезд, идущий в столицу. ћосква казалась местом исполнени€ мечты. Ќачалась посадка. Ќикола€, влекомого мечтой стать артистом, пот€нуло к открытой двери вагона. „ерез несколько часов он вышел на платформу ярославского вокзала. √ул€€ по ћоскве, он попал на “еатральную площадь и оказалс€ возле ћалого театра, на двер€х которого было написано, что желающие молодые люди принимаютс€ во вспомогательный состав труппы. ќн зашел и увидел мальчика, который тоже мечтал стать артистом, - ¬олодю √лухова (впоследствии ставшего Ќародным артистом Ћатвии). ¬ ћалом театре их прослушали и прин€ли на второй тур. Ќа другой день, гул€€ по городу, они забрели на “риумфальную площадь, к театру ћейерхольда. Ёкспериментальна€ театральна€ мастерска€ ¬.Ё. ћейерхольда - √Ё “≈ћј— - проводила набор на актерское отделение. ќни записались и были допущены к конкурсу первого тура.  огда на экзамене Ќиколай читал подготовленный отрывок, то в один момент так закричал и грохнулс€ на пол, что председатель комиссии, им оказалс€ сам ¬севолод Ёмильевич ћейерхольд, спросил, не расшибс€ ли тот и попросил прочитать другое стихотворение. Ќиколай начал, но ћейерхольд прервал его и попросил подыскать что-нибудь классическое. Ќиколаю вручили толстую книгу, показав отрывок, который нужно прочитать. ¬олнение юноши было так велико, что он смотрел на длинные строки и ничего не понимал.  огда Ќикола€ вызвали снова, он подошел к столу и, чуть не плача, положил книгу и молча направилс€ к двери, объ€снив свой поступок тем, что не понимал ничего из написанного. » вдруг Ќиколай услышал, как ћейерхольд сказал кому-то: "«ачислите этого мальчика на третий тур".

—коро Ќиколай и его новый друг узнали, что их зачислили в √Ё “≈ћј—, и тут же привлекли как вспомогательную силу в спектакл€х. ¬ поисках заработков они с ¬олодей попали в “еатр –еволюции, в пору экзаменов, и решили попробовать себ€ и там. ƒальше стали бегать по всем подобным экзаменам, пыта€сь еще и вы€снить, плат€т ли студентам стипендию и есть ли общежитие. »х прин€ли в ƒетский музыкальный театр Ќатальи —ац, пообещав небольшие деньги. ¬олка ноги корм€т. ¬олод€ узнал, что в ÷ентральном техникуме театрального искусства (÷““») плат€т стипендию и есть общежитие. Ёто означало, что есть место, где можно учитьс€, питатьс€ и жить.

ќба при€тел€ были прин€ты, и это оказалось весьма серьезно.  урсом руководил Ѕорис ћихайлович —ушкевич, ему помогали »ван Ћюбезнов и ¬ладимир ƒудин. ћимику и грим преподавал руководитель ћосковского театра сатиры јндрей ѕавлович ѕетровский. ¬ конце 1-го курса всех отправили на производственную практику в бывший театр  орша.

 ак-то раз Ќиколай оказалс€ в —аду имени Ѕаумана. ¬ то врем€ там была актерска€ биржа.   нему подошел человек и спросил, кто он, где учитс€. „ерез полчаса новый знакомый Ћев ћаркович ћейерсон, подписал с Ќиколаем первый актерский контракт, вручил подъемные и назначил день приезда в —вердловск. »з драматического театра, куда прибыл Ќиколай, его отправили в «латоуст, где создавалс€ “еатр малых форм сатиры. ≈го вз€ли в труппу, и начались репетиции. Ќа сдачу спектакл€ приехала комисси€ из —вердловска, но, просмотрев постановку, решила закрыть театр. Ќикола€ перевели в местный драматический театр. “ак прошел первый театральный сезон, который он доигрывал уже в “еатре русской драмы. Ќиколай –ыкунин вкусил жизнь провинциального артиста в полной мере. ќн играл в ярославле,  алуге, —моленске. ѕосле множества ролей ему захотелось вернутьс€ в театральное училище.

ќднажды в разгар сезона в —моленск приехали мастера искусств из ћосквы.  омисси€ посмотрела спектакль и пригласила Ќикола€ сыграть ѕавку  орчагина с труппой минского театра. »з окна минской гостиницы он увидел огромный плакат, гласивший, что в спектакле " ак закал€лась сталь", приуроченном ко ƒню  расной јрмии, в роли ѕавки  орчагина выступит артист –ыкунин. –епетици€ в театре прошла успешно. ѕосле нее коллеги пригласили Ќикола€ в буфет, где он, разгор€ченный, выпил холодного пива. Ќа следующий день –ыкунин настолько охрип, что не мог участвовать в спектакле. Ќиколаю пришлось вернутьс€ в —моленск, где его ждало письмо из ћосквы от директора “еатра сатиры ».Ќ. ¬ерова, который приглашал Ќикола€ по окончании сезона в труппу театра.

Ћучшие дн€

ёрий ¬ласов. Ѕиографи€
ѕосетило:276033
ёрий ¬ласов
Ќина –усланова: ѕолага€сь только на себ€
ѕосетило:5359
Ќина –усланова
јлександр ƒюма: ќтец ƒ'јртань€на
ѕосетило:4990
јлександр ƒюма

¬ ћоскве его зачислили в состав труппы, назначив небольшой оклад. Ќиколай был счастлив играть с такими актерами, как ѕ.Ќ. ѕоль, ».ј. Ћюбезнов, ¬.я. ’енкин, Ќ.». —лонова, ≈.я. ћилютина, –.√. ’олодов, Ќ.ƒ. Ќурм, ¬.ј. Ћепко, я.ћ. –удин, ƒ.Ћ.  ара-ƒмитриев, –.√.  орф и др. ћолодой артист ездил с мастерами на концерты, был посто€нно зан€т, а также выручал коллег, если они хотели отделатьс€ от каких-то маленьких ролей.

Ќачавша€с€ война застала театр на гастрол€х в  иеве. Ѕросив все, труппа вернулась в ћоскву. ѕосле приезда ћосковский театр сатиры отправил на фронт бригаду своих самых лучших артистов. ћужска€ часть молодежи театра решила €витьс€ в военкомат с просьбой отправить на фронт в одну воинскую часть. ¬ военкомате они встретили своего директора ».Ќ. ¬ерова. ќказалось, что их театр нар€ду с другими ведущими театрами занесен в "золотой фонд" страны и артисты освобождались от призыва в действующую армию. јктерам не нужно было ходить в атаку, но защищать –одину можно было по-разному...

¬о врем€ первых бомбежек ћосквы Ќикола€ –ыкунина и ¬иктора ƒрагунского зачислили пожарными театра. Ќочами они дежурили на крыше и сбрасывали зажигалки. ¬скоре дирекци€ театра подготовила еще две бригады дл€ отправки на фронт. ¬ одной из них были –.√.  орф, я.ћ. –удин, ¬.ј. “окарска€, –.√. ’олодов, а в другой - ‘.ƒиамант,  . ‘ролова, ѕ.Ќ.ѕоль. ѕоль был назначен руководителем, а Ќиколай - бригадиром. —начала выступали под —моленском, потом в ¬€зьме. ¬ то врем€ здесь шли кровопролитные бои.  огда, спаса€сь от немцев, бригада Ќикола€ вернулась в ћоскву, им сообщили страшную весть: друга€ бригада театра попала в окружение. –.√.  орфа и я.ћ. –удина расстрел€ли на месте, остальные попали в плен. Ётот факт дошел до ¬ерховного √лавнокомандующего. Ќа следующий день приказом ».¬. —талина театр был отправлен в эвакуацию в »ркутск. —езон в »ркутске прошел удачно, и театр отправилс€ в ћагнитогорск. “ам Ќиколай женилс€ на актрисе своего театра ≈лене  ара-ƒмитриевой (они прожили с ней более 50 лет). ќт первого брака у нее была дочь, которую Ќиколай прин€л как свою.

¬скоре театр переехал во ¬ладивосток, затем - в  омсомольск-на-јмуре, ’абаровск, „иту, —вердловск, „ел€бинск и оп€ть в ћагнитогорск. ѕосле эвакуации театр вернулс€ в ћоскву. Ќиколай с женой получили разрешение поехать с концертами в действующую армию. ѕутешествие оставило в пам€ти немало приключений и отнюдь не юмористических, бригада театра исколесила много фронтовых дорог. ¬ ту пору Ќиколай –ыкунин получил награды, которые считает самыми дорогими, - орден  расной «везды, медали "«а оборону ћосквы" и "ѕобеду над √ерманией".

ќкончилась война, театр вернулс€ в ћоскву и открыл новый сезон. ¬ пьесе "‘акир на час" Ќиколай исполн€л роль  оли-фоторепортера, с танцами и куплетами. ≈го партнером был ¬италий ƒоронин. ¬ладимир ’енкин играл роль швейцара в провинциальной гостинице.

ќднажды на спектакль пришел уже известный в то врем€ артист эстрады јлександр Ўуров и предложил создать с ним сатирический дуэт. ƒо этого ј.». Ўуров работал в дуэте с ј.». “рудлером: Ўуров играл на ро€ле, “рудлер пел арии из оперетт. ќни исполн€ли злободневные куплеты, диалоги, интермедии. ¬о врем€ войны “рудлер погиб. ѕредложение Ўурова было дл€ Ќикола€ неожиданным, но при€тным. ќни начали репетировать. јлександр играл на ро€ле. ¬месте они пели куплеты, песенки, музыкальные пародии. Ќиколай обычно находилс€ у ро€л€, но если надо, использовал всю сцену дл€ танца. ƒл€ первого концерта было подготовлено всего два номера: куплеты ¬. Ѕобошко и ћ. ¬икерса "Ћет€т перелетные птицы" и пародии "—трекоза и муравей". ¬ыступление состо€лось 2 ма€ 1946 года в ÷ентральном ƒоме —оветской јрмии. ƒуэт был прин€т хорошо.

ѕервый успех решил судьбу Ќикола€. Ќачалась концертна€ жизнь, хот€ он не сразу рассталс€ с театром. ¬ то врем€ основным видом транспорта дл€ ј. Ўурова и Ќ. –ыкунина был трамвай. ѕозже ¬. ƒыховичный и ћ. —лободской написали дл€ дуэта песенку "јннушка", посв€щенную знаменитому трамвайному маршруту "ј". ƒавид јшкенази написал к ней музыку. ¬ репертуаре дуэта по€вилась сатирическа€ песенка "ћанечка" и "—еренада" поэта я. √ре€ на музыку Ќ. Ѕогословского, затем "√лавсметана", "«аело", "ѕоезд идет в „икаго" и др. ƒл€ дуэта писали авторы: Ѕ. Ћаскин, Ё.  роткий, ј. ћерлин, √рей, ќ. Ћевицкий, √. “ериков, ј. Ћевин и др.

— ростом числа концертов росла и попул€рность. ѕредставители дуэта стали подумывать о создании эстрадного спектакл€. ќдним из таких представлений стала "„ерна€ кошка". —пектакль играли в гостинице "—оветской". ¬се прошло нормально, но на следующий день стало известно, что первый секретарь московского горкома партии ≈горычев разгромил программу дуэта на партийном пленуме. ¬ ћинистерстве культуры состо€лось специальное заседание по вопросу ј. Ўурова и Ќ. –ыкунина. »м запретили работать на эстраде в течение года.  огда их восстановили на работе, дуэт продолжил свою концертную де€тельность.

¬ середине 1950-х годов дуэт превратилс€ в ћаленький эстрадный театр.   сотрудничеству привлекались музыканты, исполнители, но за собой дуэт оставл€л центральное место. ¬ то врем€ Ќ. –ыкунину и ј. Ўурову были присвоены высокие почетные звани€ «аслуженных артистов –—‘—–. ¬ театре по€вились спектакли: "¬место концерта" ¬. ƒыховичного и ћ. —лободского (режиссеры ѕ. ¬асильев и Ќ. ѕетров, 1953), "Ќа маскараде" ¬. Ѕахнова и я.  остюковского (режиссеры  . ¬оинов и Ќ. –ыкунин, 1955), "ћаленькие обиды большого города" ¬.  унина и ј. ћерлина (режиссер ѕ. ¬асильев, 1957), "Ќе в названии дело" ј. ’азина (режиссер Ќ. –ыкунин, 1958), "ћужской разговор" ¬.Ѕродова и ј.ћерлина (режиссер Ќ. –ыкунин, 1961), "— шуткой под парусами" ј. ћерлина, я. «искинда и Ќ. –ыкунина (режиссер Ќ. –ыкунин, 1975), "Ѕенефис... Ѕенефис..." (режиссер Ќ. –ыкунина, 1988) и др.

ƒуэт гастролировал по всему —оветскому —оюзу, был буквально нарасхват. ѕри этом Ќиколай –ыкунин окончил ¬ысшие режиссерские курсы при √»“»—е, стажировалс€ у √.“овстоногова в Ћенинграде. ¬о врем€ учебы, чтобы не оставить Ўурова без работы, ездил из ћосквы в Ћенинград и обратно. Ќиколай Ќиколаевич т€готел к режиссуре и старалс€ ставить все свои спектакли сам. ќн ставил представлени€ на стадионах, во ƒворцах спорта, несколько сезонов подр€д его программы шли в —аду "Ёрмитаж".

¬ 1979 году ј. Ўурову и Ќ. –ыкунину присвоили звание Ќародных артистов –—‘—–, что в те времена было серьезным признанием дл€ сатириков. јлександр Ўуров был старше Ќикола€ –ыкунина на 10 лет, и со временем разница в возрасте дала о себе знать. »х последний "Ѕенефис" состо€лс€ в “еатре эстрады в феврале 1991 года. ƒуэт прощалс€ со своими зрител€ми, Ўурову в то врем€ было 85 лет. ќн все реже и реже выходил на сцену и в 1995 году скончалс€.

ѕотер€ партнера и друга стала большим потр€сением. Ќиколай Ќиколаевич долго не мог решитьс€ вернутьс€ на эстраду. Ќадо было сочин€ть новый репертуар, искать концертмейстера...   тому же он не знал, как будет прин€т публикой, привыкшей к дуэту. ќднажды Ќ. –ыкунин позвонил автору и исполнителю, композитору Ћюдмиле Ћ€довой и предложил ей стать своим музыкальным партнером. ќна согласилась, и начались выступлени€. ј в 1997 году по предложению главного режиссера “еатра эстрады Ѕориса Ѕрунова Ќиколай –ыкунин сыграл свой "Ѕенефис" в этом театре.

—егодн€ Ќародный артист –—‘—– Ќиколай –ыкунин почти не выходит на сцену. Ќет концертов, нет предложений. ќн зан€т литературным творчеством, выпустил книгу "Ѕенефис на бис", заканчивает работу над мюзиклом, пишет остросюжетные повести. ¬ то же врем€ стараетс€ не забывать куплеты и иногда устраивает репетиции с пианистом, чтобы быть в форме. Ќиколай Ќиколаевич женат на актрисе ћосковского театра кукол, с которой его познакомила на гастрол€х  лавди€ »вановна Ўульженко, воспитывает двух дочерей.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9761
ёрий ¬ойнов
 то придумал анастезию?
ѕосетило:13759
”иль€м ћортон
јлександр ягубкин. Ѕиографи€
ѕосетило:16814
јлександр ягубкин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru