Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ћихаил —алтыков-ўедрин

   /   

Mikhail Saltykov-Shedrin

   /
             
‘отографи€ ћихаил —алтыков-ўедрин (photo Mikhail Saltykov-Shedrin)
   

ƒень рождени€: 27.01.1826 года
ћесто рождени€: село —пас-”гол, –осси€
ƒата смерти: 10.05.1889 года
ћесто смерти: ѕетербург, –осси€
¬озраст: 63 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ћихаил —алтыков-ўедрин. Ѕиографи€

–усский писатель, журналист, редактор журнала Ђќтечественные запискиї

«наменитый русский писатель. –одилс€ 15 €нвар€ 1826 года в старой двор€нской семье, в имении родителей, селе —пас-”гол,  ал€зинского уезда “верской губернии. ’от€ в примечании к "ѕошехонской старине" —. и просил не смешивать его с личностью Ќиканора «атрапезного, от имени которого ведетс€ рассказ, но полнейшее сходство многого, сообщаемого о «атрапезном, с несомненными фактами жизни —. позвол€ет предполагать, что "ѕошехонска€ старина" имеет отчасти автобиографический характер

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

27.01.2021

ѕервым учителем —. был крепостной человек его родителей, живописец ѕавел; потом с ним занимались старша€ его сестра, св€щенник соседнего села, гувернантка и студент ћосковской духовной академии. ƒес€ти лет от роду он поступил в московский двор€нский институт (нечто вроде гимназии, с пансионом), а два года спуст€ был переведен, как один из отличнейших учеников, казеннокоштным воспитанником в ÷арскосельский (позже - јлександровский) лицей. ¬ 1844 году окончил курс по второму разр€ду (т. е. с чином X класса), семнадцатым из двадцати двух учеников, потому что поведение его аттестовалось не более как "довольно хорошим": к обычным школьным проступкам ("грубость", курение, небрежность в одежде) у него присоедин€лось писание стихов "неодобрительного" содержани€. ¬ лицее, под вли€нием свежих еще тогда пушкинских преданий, каждый курс имел своего поэта; в XIII курсе эту роль играл —. Ќесколько его стихотворений было помещено в "Ѕиблиотеке дл€ „тени€" 1841 и 1842 годов, когда он был еще лицеистом; другие, напечатанные в "—овременнике" (ред. ѕлетнева ) 1844 и 1845 годов, написаны им также еще в лицее. (¬се эти стихотворени€ перепечатаны в "ћатериалах дл€ биографии ћ.≈. —алтыкова", приложенных к полному собранию его сочинений.) Ќи одно из стихотворений —. (отчасти переводных, отчасти оригинальных) не носит на себе следов таланта; позднейшие по времени даже уступают более ранним. —. скоро пон€л, что у него нет призвани€ к поэзии, перестал писать стихи и не любил, когда ему о них напоминали. » в этих ученических упражнени€х, однако, чувствуетс€ искреннее настроение, большей частью грустное, меланхолическое (у тогдашних знакомых —. слыл под именем "мрачного лицеиста"). ¬ августе 1844 года —. был зачислен на службу в канцел€рию военного министра и только через два года получил там первое штатное место - помощника секретар€. Ћитература уже тогда занимала его гораздо больше, чем служба: он не только много читал, увлека€сь в особенности ∆. «андом и французскими социалистами (блест€ща€ картина этого увлечени€ нарисована им, тридцать лет спуст€, в четвертой главе сборника: "«а рубежом"), но и писал - сначала небольшие библиографические заметки (в "ќтечественных «аписках" 1847 года), а потом повести: "ѕротиворечи€" (там же, но€брь 1847) и "«апутанное дело" (март 1848). ”же в библиографических заметках, несмотр€ на маловажность книг, по поводу которых они написаны, прогл€дывает образ мыслей автора - его отвращение к рутине, к прописной морали, к крепостному праву; местами попадаютс€ и блестки насмешливого юмора. ¬ первой повести —., которую он никогда впоследствии не перепечатывал, звучит, сдавленно и глухо, та сама€ тема, на которую были написаны ранние романы ∆. «анда: признание прав жизни и страсти. √ерой повести, Ќагибин - человек обессиленный тепличным воспитанием и беззащитный против вли€ний среды, против "мелочей жизни". —трах перед этими мелочами и тогда, и позже (см., например, "ƒорога", в "√убернских очерках") был знаком, по-видимому, и самому —. - но у него это был тот страх, который служит источником борьбы, а не уныни€. ¬ Ќагибине отразилс€, таким образом, только один небольшой уголок внутренней жизни автора. ƒругое действующее лицо романа - "женщина-кулак",  рошина - напоминает јнну ѕавловну «атрапезную из "ѕошехонской старины", т. е. наве€но, веро€тно, семейными воспоминани€ми —. √ораздо крупнее "«апутанное дело" (перепечатано в "Ќевинных рассказах"), написанное под сильным вли€нием "Ўинели", может быть, и "Ѕедных людей", но заключающее в себе несколько замечательных страниц (например, изображение пирамиды из человеческих тел, котора€ снитс€ ћичулину). "–осси€, - так размышл€ет герой повести, - государство обширное, обильное и богатое; да человек - то глуп, мрет себе с голоду в обильном государстве". "∆изнь - лотере€", - подсказывает ему привычный взгл€д, завещанный ему отцом; "оно так, - отвечает какой-то недоброжелательный голос, - но почему же она лотере€, почему ж бы не быть ей просто жизнью?" Ќесколькими мес€цами раньше такие рассуждени€ остались бы, может быть, незамеченными - но "«апутанное дело" по€вилось в свет как раз

ћихаил —алтыков-ўедрин фотографи€
ћихаил —алтыков-ўедрин фотографи€

тогда, когда февральска€ революци€ во ‘ранции отразилась в –оссии учреждением негласного комитета, облеченного особыми полномочи€ми дл€ обуздани€ печати. 28 апрел€ 1848 года —. был выслан в ¬€тку и 3 июл€ определен канцел€рским чиновником при в€тском губернском правлении. ¬ но€бре того же года он был назначен старшим чиновником особых поручений при в€тском губернаторе, затем два раза исправл€л должность правител€ губернаторской канцел€рии, а с августа 1850 года был советником губернского правлени€. ќ службе его в ¬€тке сохранилось мало сведений, но, суд€ по записке о земельных беспор€дках в —лободском уезде, найденной, после смерти —., в его бумагах и подробно изложенной в "ћатериалах" дл€ его биографии, он гор€чо принимал к сердце свои об€занности, когда они приводили его в непосредственное соприкосновение с народной массой и давали ему возможность быть ей полезным. ѕровинциальную жизнь, в самых темных ее сторонах, в то врем€ легко ускользавших от взора, —. узнал как нельз€ лучше, благодар€ командировкам и следстви€м, которые на него возлагались - и богатый запас сделанных им наблюдений нашел себе место в "√убернских очерках". “€желую скуку умственного одиночества он разгон€л внеслужебными зан€ти€ми: сохранились отрывки его переводов из “оквил€, ¬ивьена, Ўерюел€ и заметки, написанные им по поводу известной книги Ѕеккарии. ƒл€ сестер Ѕолтиных, из которых одна в 1856 году стала его женой, он составил " раткую историю –оссии". ¬ но€бре 1855 года ему разрешено было, наконец, совершенно оставить ¬€тку (откуда он до тех пор только один раз выезжал к себе в тверскую деревню); в феврале 1856 года он был причислен к ћинистерству внутренних дел, в июне того же года назначен чиновником особых поручений при министре и в августе командирован в губернии “верскую и ¬ладимирскую дл€ обозрени€ делопроизводства губернских комитетов ополчени€ (созванного, по случаю восточной войны, в 1855 году). ¬ его бумагах нашлась чернова€ записка, составленна€ им при исполнении этого поручени€. ќна удостовер€ет, что так называемые двор€нские губернии предстали перед —. не в лучшем виде, чем недвор€нска€, ¬€тска€; злоупотреблений при снар€жении ополчени€ им было обнаружено множество. Ќесколько позже им была составлена записка об устройстве градских и земских полиций, проникнута€ мало еще распространенной тогда идеей децентрализации и весьма смело подчеркивавша€ недостатки действовавших пор€дков. ¬след за возвращением —. из ссылки возобновилась, с большим блеском, его литературна€ де€тельность. »м€ надворного советника ўедрина, которым были подписаны по€вл€вшиес€ в "–усском ¬естнике", с 1856 года, "√убернские очерки", сразу сделалось одним из самых любимых и попул€рных. —обранные в одно целое, "√убернские очерки" в 1857 году выдержали два издани€ (впоследствии - еще два, в 1864 и 1882 годах). ќни положили начало целой литературе, получившей название "обличительной", но сами принадлежали к ней только отчасти. ¬нешн€€ сторона мира кл€уз, вз€ток, вс€ческих злоупотреблений наполн€ет всецело лишь некоторые из очерков; на первый план выдвигаетс€ психологи€ чиновничьего быта, выступают такие крупные фигуры, как ѕорфирий ѕетрович, как "озорник", первообраз "помпадуров", или "надорванный", первообраз "“ашкентцев", как ѕерегоренский, с неукротимым €бедничеством которого должно считатьс€ даже административное полновластие. ёмор, как и у √огол€ , чередуетс€ в "√убернских очерках" с лиризмом; такие страницы, как обращение к провинции (в "—куке"), производ€т до сих пор глубокое впечатление. „ем были "√убернские очерки" дл€ русского общества, только что пробудившегос€ к новой жизни и с радостным удивлением следившего за первыми проблесками свободного слова, - это легко себе представить. ќбсто€тельствами тогдашнего времени объ€сн€етс€ и то, что автор "√убернских очерков" мог не только оставатьс€ на службе, но и получать более ответственные должности. ¬ марте 1858 года —. был назначен р€занским вице-губернатором, в апреле 1860 года переведен на ту же должность в “верь. ѕишет он в это врем€ очень много, сначала в разных журналах (кроме "–усского ¬естника" - в "јтенее",



"—овременнике", "Ѕиблиотеке дл€ „тени€", "ћосковском ¬естнике"), но с 1860 года - почти исключительно в "—овременнике" (в 1861 г. —. поместил несколько небольших статей в "ћосковских ¬едомост€х" (ред. ¬.‘.  орша ), в 1862 г. - несколько сцен и рассказов в журнале "¬рем€"). »з написанного им между 1858 и 1862 годами составились два сборника - "Ќевинные рассказы" и "—атиры в прозе"; и тот и другой изданы отдельно три раза (1863, 1881, 1885). ¬ картинах провинциальной жизни, которые —. теперь рисует,  рутогорск (т. е. ¬€тка) скоро уступает √лупову, представл€ющему собой не какой-нибудь определенный, а типичный русский город - тот город, "историю" которого, понимаемого в еще более широком смысле, несколькими годами позже написал —. ћы видим здесь как последние вспышки отживающего крепостного стро€ ("√оспожа Ќадейкова", "Ќаш дружеский хлам", "Ќаш губернский день"), так и очерки так называемого "возрождени€", в √лупове не идущего дальше попыток сохранить, в новых формах, старое содержание. —тароглуповец "представл€лс€ милым уже потому, что был не ужасно, а смешно отвратителен; новоглуповец продолжает быть отвратительным - и в то же врем€ утратил способность быть милым" ("Ќаши глуповские дела"). ¬ насто€щем и будущем √лупова усматриваетс€ один "конфуз": "идти вперед - трудно, идти назад - невозможно". “олько в самом конце этюдов о √лупове прогл€дывает нечто похожее на луч надежды: —. выражает уверенность, что "новоглуповец будет последним из глуповцев". ¬ феврале 1862 года —. в первый раз вышел в отставку. ќн хотел поселитьс€ в ћоскве и основать там двухнедельный журнал; когда ему это не удалось, он переехал в ѕетербург и с начала 1863 года стал, фактически, одним из редакторов "—овременника". ¬ продолжение двух лет он помещает в нем беллетристические произведени€, общественные и театральные хроники, московские письма, рецензии на книги, полемические заметки, публицистические статьи. ¬се это, за исключением немногих сцен и рассказов, вошедших в состав отдельных изданий ("Ќевинные рассказы", "ѕризнаки времени", "ѕомпадуры и ѕомпадурши"), остаетс€ до сих пор не перепечатанным, хот€ заключает в себе много интересного и важного (обзор содержани€ статей, помещенных —. в "—овременнике" 1863 и 1864 годов, см. в книге ј.Ќ. ѕыпина: "ћ.≈. —алтыков" (—анкт-ѕетербург, 1899). ≈сть основание наде€тьс€, что эти статьи - или больша€ их часть - войдут в состав следующего издани€ сочинений —.).   этому же, приблизительно, времени относ€тс€ замечани€ —. на проект устава о книгопечатании, составленный комиссией под председательством кн. ƒ.ј. ќболенского (см. "ћатериалы дл€ биографии ћ.≈. —алтыкова"). √лавный недостаток проекта —. видит в том, что он ограничиваетс€ заменой одной формы произвола, беспор€дочной и хаотической, другой, систематизированной и формально узаконенной. ¬есьма веро€тно, что стеснени€, которые "—овременник" на каждом шагу встречал со стороны цензуры, в св€зи с отсутствием надежды на скорую перемену к лучшему, побудили —. оп€ть вступить на службу, но по другому ведомству, менее прикосновенному к злобе дн€. ¬ но€бре 1864 года он был назначен управл€ющим пензенской казенной палатой, два года спуст€ переведен на ту же должность в “улу, а в окт€бре 1867 года - в –€зань. Ёти годы были временем его наименьшей литературной де€тельности: в продолжение трех лет (1865, 1866, 1867) в печати по€вилась только одна его стать€: "«авещание моим дет€м" ("—овременник", 1866, є 1; перепечатано в "ѕризнаках времени"). “€га его к литературе оставалась, однако, прежн€€: как только "ќтечественные «аписки" перешли (с 1 €нвар€ 1868 года) под редакцию Ќекрасова , —. сделалс€ одним из самых усердных их сотрудников, а в июне 1868 года окончательно покинул службу и сделалс€ одним из главных сотрудников и руководителей журнала, официальным редактором которого стал дес€ть лет спуст€, после смерти Ќекрасова. ѕока существовали "ќтечественные «аписки", т. е. до 1884 года, —. работал исключительно дл€ них. Ѕольша€ часть написанного им в это врем€ вошла в состав следующих сборников: "ѕризнаки времени" и "ѕисьма из провинции" (1870, 72, 85), "»стори€ одного город

ћихаил —алтыков-ўедрин фотографи€
ћихаил —алтыков-ўедрин фотографи€

а" (1 и 2 изд. 1870; 3 изд. 1883), "ѕомпадуры и ѕомпадурши" (1873, 77, 82, 86), "√оспода ташкентцы" (1873, 81, 85), "ƒневник провинциала в ѕетербурге" (1873, 81, 85), "Ѕлагонамеренные речи" (1876, 83), "¬ среде умеренности и аккуратности" (1878, 81, 85), "√оспода √оловлевы" (1880, 83), "—борник" (1881, 83), "”бежище ћонрепо" (1882, 83), " руглый год" (1880, 83), "«а рубежом" (1881), "ѕисьма к тетеньке" (1882), "—овременна€ идилли€" (1885), "Ќедоконченные беседы" (1885), "ѕошехонские рассказы" (1886). —верх того в "ќтечественных «аписках" были напечатаны в 1876 году " ультурные люди" и "»тоги", при жизни —. не перепечатанные ни в одном из его сборников, но включенные в посмертное издание его сочинений. "—казки", изданные особо в 1887 году, по€вл€лись первоначально в "ќтечественных «аписках", "Ќеделе", "–усских ¬едомост€х" и "—борнике литературного фонда". ѕосле запрещени€ "ќтечественных «аписок" —. помещал свои произведени€ преимущественно в "¬естнике ≈вропы"; отдельно "ѕестрые письма" и "ћелочи жизни" были изданы при жизни автора (1886 и 1887), "ѕошехонска€ старина" - уже после его смерти, в 1890 году. «доровье —., расшатанное еще с половины 70-х годов, было глубоко потр€сено запрещением "ќтечественных «аписок". ¬печатление, произведенное на него этим событием, изображено им самим с большой силой в одной из сказок ("ѕриключение с  рамольниковым", который "однажды утром, проснувшись, совершенно €вственно ощутил, что его нет") и в первом "ѕестром письме", начинающемс€ словами: "несколько мес€цев тому назад € совершенно неожиданно лишилс€ употреблени€ €зыка"... –едакционной работой —. занималс€ неутомимо и страстно, живо принима€ к сердцу все касающеес€ журнала. ќкруженный людьми ему симпатичными и с ним солидарными, —. чувствовал себ€, благодар€ "ќтечественным «апискам", в посто€нном общении с читател€ми, на посто€нной, если можно так выразитьс€, службе у литературы, которую он так гор€чо любил и которой посв€тил в " руглом годе" такой чудный хвалебный гимн (письмо —. к сыну, написанное незадолго до смерти, оканчиваетс€ словами: "паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай вс€кому другому"). Ќезаменимой утратой был дл€ него, поэтому, разрыв непосредственной св€зи между ним и публикой. —. знал, что "читатель - друг" по-прежнему существует - но этот читатель "заробел, затер€лс€ в толпе и дознатьс€, где именно он находитс€, довольно трудно". ћысль об одиночестве, "о брошенности" удручает его все больше и больше, обостр€ема€ физическими страдани€ми и, в свою очередь, обостр€юща€ их. "Ѕолен €, - восклицает он в первой главе "ћелочей жизни", - невыносимо. Ќедуг впилс€ в мен€ всеми когт€ми и не выпускает из них. »зможденное тело ничего не может ему противопоставить". ѕоследние его годы были медленной агонией, но он не переставал писать, пока мог держать перо, и его творчество оставалось до конца сильным и свободным: "ѕошехонска€ старина" ни в чем не уступает его лучшим произведени€м. Ќезадолго до смерти он начал новый труд, об основной мысли которого можно составить себе пон€тие уже по его заглавию: "«абытые слова" ("Ѕыли, знаете, слова, - сказал —алтыков Ќ. . ћихайловскому незадолго до смерти, - ну, совесть, ќтечество, человечество, другие там еще... ј теперь потрудитесь-ка их поискать!.. Ќадо же напомнить!"). ќн умер 28 апрел€ 1889 года и погребен 2 ма€, согласно его желанию, на ¬олковом кладбище, р€дом с “ургеневым . ƒвадцать лет ср€ду все крупные €влени€ русской общественной жизни встречали отголосок в сатире —., иногда предугадывавшей их еще в зародыше. Ёто - своего рода исторический документ, доход€щий местами до полного сочетани€ реальной и художественной правды. «анимает свой пост —. в то врем€, когда завершилс€ главный цикл "великих реформ" и, говор€ словами Ќекрасова, "рановременные меры" (рановременные, конечно, только с точки зрени€ их противников) "тер€ли должные размеры и с треском п€тились назад". ќсуществление реформ, за одним лишь исключением, попало в руки людей, им враждебных. ¬ обществе все резче за€вл€ли себ€ обычные результаты реакции и засто€: мельчали учреждени€, мельчали люди, усили

валс€ дух хищени€ и наживы, всплывало на верх все легковесное и пустое. ѕри таких услови€х дл€ писател€ с дарованием —. трудно было воздержатьс€ от сатиры. ќрудием борьбы становитс€ в его руках даже экскурси€ в прошедшее: составл€€ "»сторию одного города", он имеет в виду - как видно из письма его к ј.Ќ. ѕыпину , опубликованного в 1889 году, - исключительно насто€щее. "»сторическа€ форма рассказа, - говорит он, - была дл€ мен€ удобна потому, что позвол€ла мне свободнее обращатьс€ к известным €влени€м жизни...  ритик должен сам угадать и другим внушить, что ѕарамоша - совсем не ћагницкий только, но вместе с тем и NN. » даже не NN., а все вообще люди известной партии, и ныне не утратившей своей силы". » действительно, Ѕородавкин ("»стори€ одного города"), пишущий втихомолку "устав о нестеснении градоначальников законами", и помещик ѕоскудников ("ƒневник провинциала в ѕетербурге"), "признающий не бесполезным подвергнуть расстрел€нию всех несогласно мысл€щих" - это одного пол€ €годы; бичующа€ их сатира преследует одну и ту же цель, все равно, идет ли речь о прошедшем или о насто€щем. ¬се написанное —. в первой половине семидес€тых годов дает отпор, главным образом, отча€нным усили€м побежденных - побежденных реформами предыдущего дес€тилети€ - оп€ть завоевать потер€нные позиции или вознаградить себ€, так или иначе, за понесенные утраты. ¬ "ѕисьмах о провинции" историографы - т. е. те, которые издавна делали русскую историю, - ведут борьбу с новыми сочинител€ми; в "ƒневнике провинциала" сыплютс€, как из рога изобили€, прожекты, выдвигающие на первый план "благонадежных и знающих обсто€тельства местных землевладельцев"; в "ѕомпадурах и ѕомпадуршах" крепкоголовые "экзаменуют" мировых посредников, признаваемых отщепенцами двор€нского лагер€. ¬ "√осподах ташкентцах" мы знакомимс€ с "просветител€ми, свободными от наук" и узнаем, что "“ашкент есть страна, лежаща€ всюду, где бьют по зубам и где имеет право гражданственности предание о ћакаре, тел€т не гон€ющем". "ѕомпадуры" - это руководители, прошедшие курс административных наук у Ѕорел€ или у ƒонона; "“ашкентцы" - это исполнители помпадурских приказаний. Ќе щадит —. и новые учреждени€ - земство, суд, адвокатуру, - не щадит их именно потому, что требует от них многого и возмущаетс€ каждой уступкой, сделанной ими "мелочам жизни". ќтсюда и строгость его к некоторым органам печати, занимавшимс€, по его выражению, "пенкоснимательством". ¬ пылу борьбы —. мог быть несправедливым к отдельным лицам, корпораци€м и учреждени€м, но только потому, что перед ним всегда носилось высокое представление о задачах эпохи. Ћитература, например, может быть названа солью русской жизни: что будет, думал —., - если соль перестанет быть соленой, если к ограничени€м, независ€щим от литературы, она прибавит еще добровольное самоограничение?.. — усложнением русской жизни, с по€влением новых общественных сил и видоизменением старых, с умножением опасностей, гроз€щих мирному развитию народа, расшир€ютс€ и рамки творчества —алтыкова.  о второй половине семидес€тых годов относитс€ создание им таких типов, как ƒерунов и —трелов, –азуваев и  олупаев. ¬ их лице хищничество, с небывалой до тех пор смелостью, предъ€вл€ет свои права на роль "столпа", т. е. опоры общества - и эти права признаютс€ за ним с разных сторон, как нечто должное (припомним станового пристава √рацианова и собирател€ "материалов" в "”бежище ћонрепо"). ћы видим победоносный поход "чумазого" на "двор€нские усыпальницы", слышим допеваемые "двор€нские мелодии", присутствуем при гонении против јнпетовых и ѕарначевых, заподозренных в "пущании революции промежду себ€". ≈ще печальнее картины, представл€емые разлагающейс€ семьей, непримиримым разладом между "отцами" и "детьми" - между кузиной ћашенькой и "непочтительным  оронатом", между ћолчалиным и его ѕавлом јлексеевичем, между –азумовым и его —тепой. "Ѕольное место" (напечатано в "ќтечественных «аписках" 1879 года, перепечатано в "—борнике"), в котором этот разлад изображен с потр€сающим драматизмом - один из кульминационных пунктов даровани€ —. "’андр€щим люд€м", уставшим наде€тьс€ и изнывающим в св

ћихаил —алтыков-ўедрин фотографи€
ћихаил —алтыков-ўедрин фотографи€

оих углах, противопоставл€ютс€ "люди торжествующей современности", консерваторы в образе либерала (“ебеньков) и консерваторы с национальным оттенком (ѕлешивцев), узкие государственники, стрем€щиес€, в сущности, к совершенно аналогичным результатам, хот€ и отправл€ющиес€ один - "с ќфицерской в столичном городе ѕетербурге, другой - с ѕлющихи в столичном городе ћоскве". — особенным негодованием обрушиваетс€ сатирик на "литературные клоповники", избравшие девизом: "мыслить не полагаетс€", целью - порабощение народа, средством дл€ достижени€ цели - оклеветание противников. "“оржествующа€ свинь€", выведенна€ на сцену в одной из последних глав "«а рубежом", не только допрашивает "правду", но и издеваетс€ над ней, "сыскивает ее своими средствами" гложет ее с громким чавканьем, публично, нимало не стесн€€сь. ¬ литературу, с другой стороны, вторгаетс€ улица, "с ее бессв€зным галдением, низменной несложностью требований, дикостью идеалов" - улица, служаща€ главным очагом "шкурных инстинктов". Ќесколько позже наступает пора "лгань€" и тесно св€занных с ним "извещений". "¬ластителем дум" €вл€етс€ "негод€й, порожденный нравственной и умственной мутью, воспитанный и окрыленный шкурным малодушием". »ногда (например, в одном из "ѕисем к тетеньке") —. надеетс€ на будущее, выража€ уверенность, что русское общество "не поддастс€ наплыву низкопробного озлоблени€ на все выход€щее за пределы хлевной атмосферы"; иногда им овладевает уныние при мысли о тех "изолированных призывах стыда, которые прорывались среди масс бесстыжества - и канули в вечность" (конец "—овременной идиллии"). ќн вооружаетс€ против новой программы: "прочь фразы, пора за дело вз€тьс€", справедливо наход€, что и она - только фраза, и, вдобавок, "истлевша€ под наслоени€ми пыли и плесени" ("ѕошехонские рассказы"). ”дручаемый "мелочами жизни", он видит в увеличивающемс€ их господстве опасность тем более грозную, чем больше растут крупные вопросы: "забываемые, пренебрегаемые, заглушаемые шумом и треском будничной суеты, они напрасно стучатс€ в дверь, котора€ не может, однако, вечно оставатьс€ дл€ них закрытой". - Ќаблюда€ со своей сторожевой башни изменчивые картины насто€щего, —. никогда не переставал вместе с тем гл€деть в не€сную даль будущего. —казочный элемент, своеобразный, мало похожий на то, что обыкновенно понимаетс€ под этим именем, никогда не был совершенно чужд произведени€м —.: в изображени€ реальной жизни у него часто врывалось то, что он сам называл волшебством. Ёто - одна из тех форм, которые принимала сильно звучавша€ в нем поэтическа€ жилка. ¬ его сказках, наоборот, большую роль играет действительность, не меша€ лучшим из них быть насто€щими "стихотворени€ми в прозе". “аковы "ѕремудрый пескарь", "Ѕедный волк", " арась-идеалист", "Ѕаран-непомн€щий" и в особенности " он€га". »де€ и образ сливаютс€ здесь в одно нераздельное целое: сильнейший эффект достигаетс€ самыми простыми средствами. Ќемного найдетс€ в нашей литературе таких картин русской природы и русской жизни, какие раскинуты в " он€ге". ѕосле Ќекрасова ни у кого не слышалось таких стонов душевной муки, вырываемых зрелищем нескончаемого труда над нескончаемой задачей. ¬еликим художником €вл€етс€ —. и в "√осподах √оловлевых". „лены головлевской семьи, этого уродливого продукта крепостной эпохи - не сумасшедшие в полном смысле слова, но поврежденные совокупным действием физиологических и общественных условий. ¬нутренн€€ жизнь этих несчастных, исковерканных людей изображена с такой рельефностью, какой редко достигает и наша, и западноевропейска€ литература. Ёто особенно заметно при сравнении картин аналогичных по сюжету - например картин пь€нства у —. (—тепан √оловлев) и у «ола ( упо, в "Assommoir"). ѕоследн€€ написана наблюдателем-протоколистом, перва€ - психологом-художником. ” —. нет ни клинических терминов, ни стенографически записанного бреда, ни подробно воспроизведенных галлюцинаций; но с помощью нескольких лучей света, брошенных в глубокую тьму, перед нами восстает последн€€, отча€нна€ вспышка бесплодно погибшей жизни. ¬ пь€нице, почти дошедшем до животного отупени€, мы узнаем человека. ≈ще €рче обри

сована јрина ѕетровна √оловлева - и в этой черствой, скаредной старухе —. также нашел человеческие черты, внушающие сострадание. ќн открывает их даже в самом "»удушке" (ѕорфирии √оловлеве) - этом "лицемере чисто русского пошиба, лишенном вс€кого нравственного мерила и не знающем иной истины, кроме той, котора€ значитс€ в азбучных пропис€х". Ќикого не люб€, ничего не уважа€, замен€€ отсутствующее содержание жизни массой мелочей, »удушка мог быть спокоен и по-своему счастлив, пока вокруг него, не прерыва€сь ни на минуту, шла придуманна€ им самим суматоха. ¬незапна€ ее остановка должна была разбудить его от сна на€ву, подобно тому, как просыпаетс€ мельник, когда перестают двигатьс€ мельничные колеса. ќднажды очнувшись, ѕорфирий √оловлев должен был почувствовать страшную пустоту, должен был услышать голоса, заглушавшиес€ до тех пор шумом искусственного водоворота. —овесть есть и у »удушек; по выражению —., она может быть только "загнана и позабыта", может только устранить, до поры до времени, "ту де€тельную чуткость, котора€ об€зательно напоминает человеку о ее существовании". ¬ изображении кризиса, переживаемого »удушкой и ведущего его к смерти, нет поэтому ни одной фальшивой ноты, и вс€ фигура »удушки принадлежит к числу самых крупных созданий —. –€дом с "√осподами √оловлевыми" должна быть поставлена "ѕошехонска€ старина" - удивительно €рка€ картина тех основ, на которых держалс€ общественный строй крепостной –оссии. —. не примирен с прошедшим, но и не озлоблен против него; он одинаково избегает и розовой, и безусловно - черной краски. Ќичего не скрашива€ и не скрыва€, он ничего не извращает - и впечатление получаетс€ тем более сильное, чем живее чувствуетс€ близость к истине. ≈сли на всем и на всех лежит печать чего-то удручающего, принижающего и властителей, и подвластных, то ведь именно такова и была деревенска€ дореформенна€ –осси€. ћожет быть, где-нибудь и разыгрывались идиллии вроде той, которую мы видим в "—не" ќбломова; но на одну ќбломовку сколько приходилось ћалиновцев и ќвсецовых, изображенных —алтыковым? ѕодрыва€ раз навсегда возможность идеализации крепостного быта, "ѕошехонска€ старина" дает вместе с тем целую галерею портретов, нарисованных рукой истинного художника. ќсобенно разнообразны типы, вз€тые —. из крепостной массы. —мирение, например, по необходимости было тогда качеством весьма распространенным; но пассивное, тупое смирение  онона не походит ни на мечтательное смирение —атира-скитальца, сто€щего на рубеже между юродивым и раскольником-протестантом, ни на воинственное смирение јннушки, мир€щейс€ с рабством, но отнюдь не с рабовладельцами. »збавление и —атир, и јннушка вид€т только в смерти - и это значение она имела тогда дл€ миллионов людей. "ѕускай вериги рабства, - восклицает —., изобража€ простую, теплую веру простого человека, - с каждым часом все глубже и глубже впиваютс€ в его изможденное тело - он верит, что злосчастие его не бессрочно и что наступит минута, когда правда оси€ет его, наравне с другими алчущими и жаждущими. ƒа! колдовство рушитс€, цепи рабства падут, €витс€ свет, которого не победит тьма". —мерть, освободивша€ его предков, "придет и к нему, верующему сыну веровавших отцов, и, свободному, даст крыль€, чтобы лететь в царство свободы, навстречу свободным отцам!" Ќе менее поразительна та страница "ѕошехонской старины", где Ќиканор «атрапезный, устами которого на этот раз, несомненно, говорит сам —., описывает действие, произведенное на него чтением ≈вангели€. "”ниженные и оскорбленные встали передо мной оси€нные светом, и громко вопи€ли против прирожденной несправедливости, котора€ ничего не дала им, кроме оков". ¬ "поруганном образе раба" —. признал образ человека. ѕротест против "крепостных цепей", воспитанный впечатлени€ми детства, с течением времени обратилс€ у —., как и у Ќекрасова, в протест против вс€ких "иных" цепей, "придуманных взамен крепостных"; заступничество за раба перешло в заступничество за человека и гражданина. Ќегоду€ против "улицы" и "толпы", —. никогда не отожествл€л их с народной массой и всегда сто€л на стороне "человека питающегос€ лебедой" и "мальчика б

ћихаил —алтыков-ўедрин фотографи€
ћихаил —алтыков-ўедрин фотографи€

ез штанов". ќсновыва€сь на нескольких вкривь и вкось истолкованных отрывках из разных сочинений —., его враги старались приписать ему высокомерное, презрительное отношение к народу; "ѕошехонска€ старина" уничтожила возможность подобных обвинений. Ќемного, вообще, найдетс€ писателей, которых ненавидели бы так сильно и так упорно, как —алтыкова. Ёта ненависть пережила его самого; ею проникнуты даже некрологи, посв€щенные ему в некоторых органах печати. —оюзником злобы €вл€лось непонимание. —алтыкова называли "сказочником", его произведени€ фантази€ми, вырождающимис€ порой в "чудесный фарс" и не имеющими ничего общего с действительностью. ≈го низводили на степень фельетониста, забавника, карикатуриста, видела в его сатире "некоторого рода ноздревщину и хлестаковщину, с большой прибавкой —обакевича". —. как-то назвал свою манеру писать "рабьей"; это слово было подхвачено его противниками - и они увер€ли, что благодар€ "рабьему €зыку" сатирик мог болтать сколько угодно и о чем угодно, возбужда€ не негодование, а смех, потеша€ даже тех, против кого направлены его удары. »деалов, положительных стремлений у —., по мнению его противников, не было: он занималс€ только "оплеванием", "перетасовыва€ и пережевыва€" небольшое количество всем наскучивших тем. ¬ основании подобных взгл€дов лежит, в лучшем случае, р€д €вных недоразумений. Ёлемент фантастичности, часто встречающийс€ у —., нисколько не уничтожает реальности его сатиры. —квозь преувеличени€ €сно виднеетс€ правда - да и самые преувеличени€ оказываютс€ иногда не чем иным, как предугадыванием будущего. ћногое из того, о чем мечтают, например, прожекторы в "ƒневнике провинциала", несколько лет спуст€ перешло в действительность. ћежду тыс€чами страниц, написанных —., есть, конечно, и такие, к которым применимо название фельетона или карикатуры - но по небольшой и сравнительно неважной части нельз€ судить о громадном целом. ¬стречаютс€ у —алтыкова и резкие, грубые, даже бранные выражени€, иногда, быть может, бьющие через край; но вежливости и сдержанности нельз€ и требовать от сатиры. ¬. √юго не перестал быть поэтом, когда сравнил своего врага с поросенком, щегол€ющим в львиной шкуре; ёвенал читаетс€ в школах, хот€ у него есть неудобопереводимые стихи. ќбвинению в цинизме подвергались, в свое врем€, ¬ольтер, √ейне, Ѕарбье, ѕ.Ћ.  урье, Ѕальзак; пон€тно, что оно взводилось и на —. ¬есьма возможно, что при чтении —. сме€лись, порой, "помпадуры" или "ташкентцы"; но почему? ѕотому что многие из читателей этой категории отлично умеют "кивать на ѕетра", а другие вид€т только смешную оболочку рассказа, не вника€ в его внутренний смысл. —лова —. о "рабьем €зыке" не следует понимать буквально. Ѕесспорно, его манера носит на себе следы условий, при которых он писал: у него много вынужденных недомолвок, полуслов, иносказаний - но еще больше можно насчитать случаев, в которых его речь льетс€ громко и свободно или, даже сдержанна€, напоминает собой театральный шепот, пон€тный всем посто€нным посетител€м театра. –абий €зык, говор€ собственными словами —., "нимало не затемн€ет его намерений"; они совершенно €сны дл€ вс€кого, кто желает пон€ть их. ≈го темы бесконечно разнообразны, расшир€€сь и обновл€€сь сообразно с требовани€ми времени. ≈сть у него, конечно, и повторени€, завис€щие отчасти от того, что он писал дл€ журналов; но они оправдываютс€, большей частью, важностью вопросов, к которым он возвращалс€. —оединительным звеном всех его сочинений служит стремление к идеалу, который он сам (в "ћелочах жизни") резюмирует трем€ словами: "свобода, развитие, справедливость". ѕод конец жизни эта формула кажетс€ ему недостаточной. "„то такое свобода, - говорит он, - без участи€ в благах жизни? „то такое развитие, без €сно намеченной конечной цели? „то такое справедливость, лишенна€ огн€ самоотверженности и любви?" Ќа самом деле любовь никогда не была чужда —.: он всегда проповедовал ее "враждебным словом отрицани€". Ѕеспощадно преследу€ зло, он внушает снисходительность к люд€м, в которых оно находит выражение часто помимо их сознани€ и воли. ќн протестует, в "Ѕольном месте", против жестокого девиза:

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

"со всем порвать". –ечь о судьбе русской кресть€нской женщины, вложенна€ им в уста сельского учител€ ("—он в летнюю ночь", в "—борнике"), может быть поставлена, по глубине лиризма, нар€ду с лучшими страницами некрасовской поэмы: " ому на –уси жить хорошо". " то видит слезы кресть€нки?  то слышит, как они льютс€ капл€ по капле? »х видит и слышит только русский кресть€нский малютка, но в нем они оживл€ют нравственное чувство и полагают в его сердце первые семена добра". Ёта мысль, очевидно, давно овладела —. ¬ одной из самых ранних и самых лучших его сказок ("ѕропала совесть") совесть, которую все т€гот€тс€ и от которой все стараютс€ отделатьс€, говорит своему последнему владельцу: "отыщи ты мне маленькое русское дит€, раствори ты передо мной его сердце чистое и схорони мен€ в нем: авось он мен€, неповинный младенец, приютит и выхолит, авось он мен€ в меру возраста своего произведет да и в люди потом со мной выйдет - не погнушаетс€... ѕо этому ее слову так и сделалось. ќтыскал мещанинишка маленькое русское дит€, и вместе с ним растет в нем и совесть. » будет маленькое дит€ большим человеком, и будет в нем больша€ совесть. » исчезнут тогда все неправды, коварства и насили€, потому что совесть будет не робка€ и захочет распор€жатьс€ всем сама". Ёти слова, полные не только любви, но и надежды - завет, оставленный —. русскому народу. ¬ высокой степени своеобразны слог и €зык —.  аждое выводимое им лицо говорит именно так, как подобает его характеру и положению. —лова ƒерунова, например, дышат самоуверенность и важностью, сознанием силы, не привыкшей встречать ни противодействи€, ни даже возражений. ≈го речь - смесь елейных фраз, почерпнутых из церковного обихода, отголосков прежней почтительности перед господами и нестерпимо резких нот доморощенной политико-экономической доктрины. язык –азуваева относитс€ к €зыку ƒерунова, как первые каллиграфические упражнени€ школьника к пропис€м учител€. ¬ словах ‘еденьки Ќеугодова можно различить и канцел€рский формализм высшего полета, и что-то салонное, и что-то оффенбаховское.  огда —. говорит от собственного своего лица, оригинальность его манеры чувствуетс€ в расстановке и сочетании слов, в неожиданных сближени€х, в быстрых переходах из одного тона в другой. «амечательно умение —алтыкова приискать подход€щую кличку дл€ типа, дл€ общественной группы, дл€ образа действий ("—толп", " андидат в столпы", "внутренние ташкенты", "ташкентцы приготовительного класса", "”бежище ћонрепо", "ожидание поступков" и т. п.). ћало таких нот, мало таких красок, которых нельз€ было бы найти у —. —веркающий юмор, которым полна удивительна€ беседа мальчика в штанах с мальчиком без штанов, так же свеж и оригинален, как и задушевный лиризм, которым проникнуты последние страницы "√оспод √оловлевых" и "Ѕольного места". ќписаний у —. немного, но и между ними попадаютс€ такие перлы, как картина деревенской осени в "√осподах √оловлевых" или засыпающего уездного городка в "Ѕлагонамеренных речах". —обрание сочинений —. с приложением "ћатериалов дл€ его биографии" вышло в первый раз (в 9 томах) в год его смерти (1889) и выдержало с тех пор еще два издани€. Ћитература о —. –.: "Ћитературна€ де€тельность —." ("–усска€ ћысль", 1889, є 7 - перечень сочинений —.); " ритические статьи", изд. ћ.Ќ. „ернышевским (—анкт-ѕетербург, 1893); ќ. ћиллер "–усские писатели после √огол€" (ч. II, —анкт-ѕетербург, 1890); ѕисарев "÷веты невинного юмора" (соч. т. IX); ƒобролюбов , соч. т. II; Ќ. . ћихайловский " ритические опыты. II. ўедрин" (ћосква, 1890); его же "ћатериалы дл€ литературного портрета —." ("–усска€ ћысль", 1890, є 4);  . јрсеньев " ритические этюды по русской литературе" (т. I, —анкт-ѕетербург, 1888); его же "ћ. ≈. —. Ћитературный очерк" ("¬естник ≈вропы", 1889, є 6); стать€ ¬.». —емевского в "—борнике ѕравоведени€", т. I; биографи€ —алтыкова, —.Ќ.  ривенко , в "Ѕиографической библиотеке" ѕавленкова ; ј.Ќ. ѕыпин "ћ.≈. —алтыков" (—анкт-ѕетербург, 1899); ћихайлов "ўедрин, как чиновник" (в "ќдесском Ћистке"; выдержки в є 213 "Ќовостей" за 1889 год). јвтограф письма —. к —.ј. ¬енгерову , с биографическими сведени€ми, воспрои

ћихаил —алтыков-ўедрин фотографи€
ћихаил —алтыков-ўедрин фотографи€

зведен в сборнике "ѕуть-дорога", изданном в пользу нуждающихс€ переселенцев (—анкт-ѕетербург, 1893). —очинени€ —. существуют и в переводах на иностранные €зыки, хот€ своеобразный стиль —. представл€ет дл€ переводчика чрезвычайные трудности. Ќа немецкий €зык переведены "ћелочи жизни" и "√оспода √оловлевы" (в универсальной библиотеке –еклама), а на французский - "√оспода √оловлевы" и "ѕошехонска€ старина" (в "Bibliotheque des auteurs etrangers", изд. "Nouvelle Parisienne").




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru