Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јркадий јрканов

   /   

Arkadiy Arkanov

   /
             
‘отографи€ јркадий јрканов (photo Arkadiy Arkanov)
   

ƒень рождени€: 07.06.1933 года
ћесто рождени€:  иев, ———–
ƒата смерти: 22.03.2015 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 81 год

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ёмор Ц не професси€, а состо€ние души

–оссийский писатель-сатирик, врач, драматург, эссеист

¬рач, писатель, драматург, эссеист, шахматист, футбольный фанат, поклонник джаза, поэт. » это далеко не полный перечень того, чем знаменит јркадий ј– јЌќ¬. Ќе так давно он отметил свой 77-й день рождени€ и буквально на дн€х сдал в печать свою рукопись. ѕисатель рассказал ЂЌовым »звести€мї о книге и планах на будущее. –азговор получилс€ философско-ироничным.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

27.06.2010

Ц јркадий ћихайлович, несколько лет назад вы представили новую книгу, и с тех пор мы не видели новых произведений.  огда порадуете своих поклонников?

јркадий јрканов фотографи€
јркадий јрканов фотографи€

Ц “олько что € закончил свою новую книгу, особую. Ёто анализ моей жизни, анализ, подобный тому, который провод€т два опытных шахматиста, закончив партию: от первого хода до последнего.  нига составлена по такому принципу: человек сидит и разбирает сыгранную партию Ц прожитую жизнь. Ђ¬от здесь € на 8-м ходу ошибс€. ћне нужно было играть не конь D6 на F5, условно говор€, а как-то иначе. » тогда вс€ игра могла пойти совсем по-другому. ј € этого не увидел, не почувствовал, решил не рисковать и совершил ошибку. ј здесь, через 10 ходов, € правильно сделал, что пошел так. Ѕыли и другие варианты, но € пошел так и не раскаиваюсьї. » вот так € анализирую все основные этапы своей жизни с самого детства. ¬ этой книге каждое событие, сыгравшее существенную роль в моей жизни, сопровождаетс€ произведением, которое было в тот момент написано.  нига называетс€ ЂЎагренева€ книгаї.



Ц Ќаписать продолжение вашей повести ЂJockpot подкралс€ незаметної не планируете?

јркадий јрканов фотографи€
јркадий јрканов фотографи€

Ц ѕока не знаю. ƒве части этой повести ЂJockpot подкралс€ незаметної были написаны с промежутком в 20 лет. —начала в 1986 году € написал Ђ–укописи не возвращаютс€ї, а в 2005-м Ц продолжение Ђягненок в пасти осетраї. ѕотом € предложил читател€м вернутьс€ в тот же вымышленный город ћухославск и посмотреть, что там произошло.

Ц ј почему вы назвали своим именем довольно непри€тный персонаж этой повести Ц јркана √айского?

Ц Ётот персонаж € списал с одного сотрудника журнала Ђёностьї и назвал его так, чтобы легко угадывались его им€ и фамили€. Ѕыл там такой неумный человек, которого € не хочу называть.  огда прототип √айского прочитал рукопись, он пришел в страшную €рость и написал письмо в ÷   ѕ——, насто€щий донос, что € оскорбил его. я ему сказал: Ђ≈сли ты боишьс€, что теб€ будут узнавать, € назову этот персонаж своим именем. » посмотрим, куда ты тогда напишешь доносї.

Ц ¬ы по образованию медик, а как судьба свела с журналом Ђёностьї?

Ц я окончил 1-й ћедицинский институт и уже работал районным врачом в “имир€зевском районе ћосквы. я всегда хотел писать. ¬ Ђёностиї еще при  атаеве работал редактором ћарк –озовский, который грезил театром. » вот ћарк собралс€ уходить и рекомендовал мен€ на свое место. я уже понимал, что € врачом не буду. —овмещать медицину нельз€ ни с чем. я не мог себе представить, что буду заниматьс€ больным и мечтать, как бы поскорее убежать и зан€тьс€ творчеством. Ёто неприлично по отношению к тем люд€м, за здоровье которых отвечаешь. я три года отработал участковым врачом, честно, как положено по распределению, и ушел из медицины. Ќа смену  атаеву главным редактором Ђёностиї пришел Ѕорис ѕолевой, и он вз€л мен€ на должность внештатного редактора. Ђёностьї Ц это мо€ альма-матер. ƒенег мне там не платили, но € все врем€ находилс€ в редакции, хот€ и не об€зан был ходить каждый день. „ерез несколько лет ѕолевой сказал мне: Ђ¬от, доктор, пробил через —оюз писателей дл€ вас очень хорошую штатную зарплатуї. я ответил: Ђѕоздно, € решил уходить, у мен€ другие планыї. » свою должность передал как эстафету ¬иктору —лавкину.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

Ц ј где вы познакомились с √ригорием √ориным?

Ц ¬се в том же медицинском институте. я оканчивал его, а √риша туда поступал. ћы вместе написали несколько пьес, поставлены были три. ѕерва€ Ц Ђ—вадьба на всю ≈вропуї Ц прошла с гигантским успехом в Ћенинградском театре комедии у Ќикола€ јкимова в 1966 году. ѕосле премьеры эту пьесу играли еще 82 театра —оветского —оюза. ј до премьеры ее хотели закрывать, но мы пробились. ¬торую пьесу ЂЅанкетї поставил в “еатре сатиры ћарк «ахаров в 1969 году. ќна была показана 13 раз, потом на спектакль пришел заместитель ‘урцевой, он затребовал экземпл€р и вернул его через две недели. ¬есь текст был подчеркнут красным карандашом. ѕосле чего пьеса была сн€та с репертуара и запрещена дл€ дальнейшей постановки. ј в Ђћосковской правдеї по€вилась стать€ литературного критика Ќадежды ¬елиховой. ‘инал этой большой разгромной статьи был таков: Ђ≈сли авторы запутались в трех соснах, советский народ может показать им правильный выходї. “ретьей нашей общей пьесой были Ђћаленькие комедии большого домаї, котора€ шла на сцене “еатра сатиры долго и с большим успехом.

Ц  ак вы определ€ете жанр своих повестей?

Ц я называю его фантомистикой. я очень люблю фантастику, но не техническую, а философскую, психологическую. ѕочему нужно отрицать существование других миров, которые на сотни пор€дков совершеннее, чем наш?! я не отрицаю ни одну теорию о зарождении жизни на «емле. Ќо из ничего не может ничего получитьс€, значит, что-то в начале было. » если все вокруг создал ¬севышний, то вопрос в том, кто ќЌ, этот ¬севышний? ѕочему бы не предположить, что жизнь на «емле была создана великим ученым как научный эксперимент. ј вдруг кто-то подумал: Ђ≈сть така€ маленька€ планета «емл€, давайте посмотрим, кака€ там будет жизнь, куда пойдет общество?ї ” мен€ есть драматургическа€ иде€, сделать мюзикл о происхождении «емли.

Ц ¬ повести Ђ–укописи не гор€тї вы показываете, как по эпохам путешествует одна странна€ рукописьЕ

Ц ƒа, сюжет повести разворачиваетс€ в двух эпохах, и с по€влением этой рукописи в каждой эпохе начинают разворачиватьс€ событи€, вроде бы на первый взгл€д разные, но вполне соизмеримые. Ќа острове, где правит ћадрант, происходит извержение вулкана, а в ћухославске случаетс€ взрыв газа. ¬ одном случае гибнет остров, в другом Ц редакци€. » там, и там гибнет внутренний мир.  огда € принес эту повесть в Ђёностьї, мне ответственный секретарь журнала Ћеопольд ∆елезнов сказал: Ђјркадий, получаетс€, что кака€-никака€, а на острове произошла революци€. » к чему она привела? ћожет возникнуть т€жела€ ассоциаци€!ї я говорю: Ђѕросто хоз€ин острова разрываетс€ между двум€ главными противоречи€ми: с одной стороны, он жестокий, авторитарный хоз€ин острова, но в душе он Ц демократ. » он сам подкидывает рабам революционные стихи. » на самом деле взрыв происходит внутри его сознани€ї. Ќа что ∆елезнов мне сказал: Ђ¬от когда это будет опубликовано, будете объ€сн€ть в ÷  партииї. Ѕыла сделана небольша€ корректура, и благодар€ јндрею ƒементьеву, пришедшему на смену ѕолевому, мо€ перва€ повесть была опубликована.

Ц  ак вы относитесь к современной литературе? „то-то из прочитанного в последнее врем€ стало дл€ вас художественным потр€сением?

Ц Ћитературных потр€сений, которые € испытал, когда знакомилс€ с произведени€ми –е€ Ѕредбери, € не испытывал давно. я был потр€сен, когда прочитал впервые ’емингуэ€, ¬оннегута, Ѕулгакова, «ощенко Ц великого писател€, недооцененного до сих пор. ¬от это были насто€щие потр€сени€. »з современных писателей в этот р€д € могу поставить только Ћюдмилу ”лицкую.  аждому человеку отведен возраст, когда он должен читать произведени€ великих, потому что его душа абсолютно разморожена и открыта. ¬от в такое врем€ € впервые прочитал Ѕунина, его прозу Ц вот это было открытие!

Ц ¬ы считаете, что литература может серьезно повли€ть на формирование человека?

Ц Ћитературное произведение, книгу € сравниваю с камнем, который брошен в воду.  амень утонул, а произведение ты прочитал, но от него, как и от камн€, идут долгое врем€ круги. ¬от это и есть ассоциации, которые возникают после прочтени€ хорошей книги. ќни увод€т твою фантазию в другой мир, там рождаютс€ твои самосто€тельные образы. Ёто происходит с каждым, кто любит литературу и хочет заниматьс€ творчеством.

Ц ј когда вам впервые пришла в голову мысль о существовании параллельных миров?

Ц ” каждого есть свои приметы, часто в жизни происход€т необъ€снимые вещи. » это первые свидетельства о том, что не все так просто в этом мире. ќднажды мы были в гост€х, € тогда еще был студентом. ∆енщина, приехавша€ из »ндии, вз€ла мою руку и сообщила мне интересные детали из моей будущей и прошлой жизни. ќткуда она знала все это? Ќекоторые категорически отрицают реинкарнацию, но никто не может доказать, что ее нет, никто же оттуда не возвращалс€. ≈сли этого €влени€ нет, то вс€ наша жизнь становитс€ бессмысленной. «ачем тогда человек прожил свои 70 или 120 лет?

Ц „тобы родить детей, написать книгу, посадить деревь€Е

Ц » дл€ чего это? „тобы потом превратитьс€ в труху?  уда деваетс€ вс€ наша энерги€? ƒл€ чего мы живем и работаем? я спокойно к смерти отношусь, у мен€ есть утешение, € знаю, что с теми, кто мне был дорог на этой планете, мы встретимс€. Ќе об€зательно, что мы узнаем и вспомним друг друга. Ќо нас друг к другу прит€нет. √ригорий √орин, јндрей ¬ознесенский, ¬асилий јксенов, ¬ладимир ¬ысоцкий Ц вот с этими людьми € бы хотел встретитьс€. ¬ысоцкий никогда не был моим другом в том размазанном смысле слова, который используют все примазывающиес€ к великим после их смерти. ћы знали друг друга еще с институтских времен, и когда виделись, испытывали огромную радость от общени€. я всегда считал его выдающейс€ творческой личностью, не столько актером, сколько поэтом. „ем дальше он уходит от нас, тем больше он дл€ мен€ вырастает. — јндреем ¬ознесенским, ¬асилием јксеновым мы были единомышленниками. — кем-то мы общались больше, с кем-то Ц меньше. јнатолий √ладилин, Ѕелла јхмадулина, ¬ладимир ћаксимов Ц это все была мо€ компани€. “акое общение составл€ло значительную часть нашей жизни, сейчас все иначе, и это не брюзжание, не пессимизм, это факт, к моему большому сожалению.

Ц „то, на ваш взгл€д, изменилось сейчас?

Ц —ейчас коренным образом изменилась система взаимоотношений между людьми. ѕоследние 20 лет поколение родителей делает все, чтобы их дети с самого начала жизни не испытывали вообще никаких сложностей. » у молодого человека отношение к родител€м вырабатываетс€ чисто потребительское. я иногда смотрю и ужасаюсь, когда молода€ пара, наконец, рождает сына или дочь, то практически сразу перестает видеть ребенка. —разу передают его бабушке и дедушке. ќбщение ребенка с родител€ми замен€ет техника, которую ему подсовывают. ќн с двух лет уже знает, как нажимать на кнопки компьютера, и постепенно перестает учитьс€. «ачем знать таблицу умножени€, если есть калькул€тор? Ќо как врач могу сказать: все, что не востребовано в организме Ц мыслительные процессы, пам€ть, Ц все это становитс€ атавизмом. » € не исключаю, что лет через 500, если будет существовать «емл€, ее будут насел€ть биороботы, техника будет на высочайшем уровне, но человеку на «емле будет холодно.

Ц ƒа, грустный финалЕ

Ц  ак в том анекдоте. „еловек высаживаетс€ на берег, встречает там –обинзона и спрашивает его: Ђ—кажите, пожалуйста, эта тропинка ведет к морю?ї ј –обинзон отвечает: Ђ«десь все тропинки ведут к морю. „ертов остров, чтоб он сгорел!ї “ак и человечество: как бы ни развивалась истори€ Ц исход, похоже, один.

Ц ј где же ваш юмор и оптимизм?

Ц ёмор Ц не професси€, а состо€ние души. Ћюди, которые называют себ€ писател€ми-сатириками, не понимают, что писатель Ц это не професси€, и актер Ц не професси€, и музыкант. » уж тем более Ц юморист!

Ц «начит, у вас нет профессии?

Ц ¬ этом смысле у мен€ нет профессии. Ѕыла професси€ Ц врач, а теперь нет. ћне однажды привели в пример „ехова, который и врачом осталс€, и писателем стал. я ответил, что ушел из медицины, когда пон€л, что „ехов из мен€ не получитс€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru