Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√еоргий (√айто) √азданов

   /   

Georgiy Gazdanov

   /
             
‘отографи€ √еоргий (√айто) √азданов (photo Georgiy Gazdanov)
   

ƒень рождени€: 25.11.1903 года
–осси€
ƒата смерти: 05.12.1971 года
–осси€
¬озраст: 68 лет

√ражданство: –осси€

Ѕиографи€

писатель

√азданов √еоргий »ванович, русский писатель. –одилс€ в —.-ѕетербурге в семье лесовода. ”чилс€ в полтавском кадетском корпусе, в харьковской гимназии.

05.07.2006

¬ неполных шестнадцать лет √азданов стал стрелком на бронепоезде в ƒобровольческой армии, в 1920 с остатками армии эвакуировалс€ в  онстантинополь. ¬ Ѕолгарии получил среднее образование, в 1923 приехал в ѕариж. ѕериодически слушал курсы в —орбонне, с 1928 по 1952 зарабатывал на жизнь ночным таксистом. ¬ 1953Ц1971 сотрудничал на радио Ђ—вободаї, где с 1967 руководил русской службой новостей, часто выступа€ в эфире с обзорами событий общественной и культурной жизни (под псевдонимом √еоргий „еркасов).

√еоргий (√айто) √азданов фотографи€
√еоргий (√айто) √азданов фотографи€

 ак прозаик обратил на себ€ внимание романом ¬ечер у  лэр (1930), передавшим вынесенное √аздановым с √ражданской войны чувство, что Ђдуша выжженаї и что его поколение входит в мир без иллюзий, утратив способность видеть в жизни что-нибудь, кроме посто€нно повтор€ющихс€ трагических ситуаций, однако еще сохран€€ пам€ть о романтических переживани€х и мечтах ранней юности. ¬ли€ние ».ј.Ѕунина и особенно ћ.ѕруста на становление писательской индивидуальности √азданова проступило во многих его рассказах, публиковавшихс€ журналами Ђ¬ол€ –оссииї и Ђ—овременные запискиї. ќднако по характеру коллизий и сюжетов, привлекавших √азданова, его проза скорее сопоставима с творчеством ».Ѕабел€.

–оманы √азданова (»стори€ одного путешестви€, 1935, ѕолет, 1939, ѕризрак јлександра ¬ольфа, 1948, Ёвелина и ее друзь€, 1971) сочетают остроту развити€ фабулы, как правило св€занной с роковым стечением обсто€тельств или с преступлением, и философскую проблематику. ѕисател€ интересует не столько событие, сколько специфика его преломлени€ в сознании разных персонажей и возможность множественного толковани€ одних и тех же жизненных €влений.  ак мастер интриги, нередко привод€щей к парадоксальной разв€зке, √азданов занимает особое положение в русской прозе 20 в., в чем-то общее с писател€ми, входившими в группу Ђ—ерапионовы брать€ї. » дл€ них, и дл€ него достоинством повествовани€ оказываетс€ сложно построенный сюжет с элементами фантастики, особенно ценимой √аздановым у Ё.ѕо и Ќ.¬.√огол€, которого он воспринимал прежде всего как художника, способного передать ощущение реальности неверо€тного.

’арактеризу€ собственные художественные установки, √азданов говорил о стремлении Ђпередать р€д эмоциональных колебаний, которые составл€ют историю человеческой жизни и по богатству которых определ€етс€ в каждом отдельном случае больша€ или меньша€ индивидуальностьї. Ёто стремление сполна осуществлено им в поздних романах ¬озвращение Ѕудды (1954) и ѕробуждение (1966), хот€ они не принадлежат к числу бесспорных творческих удач.

» по жизненному опыту, и по характеру даровани€ √азданов не ощущал близости к литературе русского «арубежь€, особенно к ее старшему поколению, которое, на его взгл€д, продолжало жить представлени€ми и художественными веровани€ми, вывезенными из –оссии. ¬ начале 1930-х годов, переписыва€сь с ћ.√орьким, который намеревалс€ опубликовать его первый роман на родине, √азданов обсуждал планы своего возвращени€ в ———–, оставшиес€ неосуществленными. ¬ 1936 напечатал статью ќ молодой эмигрантской литературе, за€вив,что сознание нового поколени€, на собственном опыте познавшего революцию и √ражданскую войну, органически чуждо ценност€м и пон€ти€м, восход€щим к —еребр€ному веку, и что после этого опыта стало невозможно писать так, как писали корифеи русской литературы в изгнании. —уществование молодого поколени€ √азданов объ€вил мифом, поскольку оно представлено только ¬.¬.Ќабоковым, тогда как другие писатели по-прежнему не осознали, что давно порвалась св€зь с Ђкультурным слоемї русской классики, ставшей мертвой дл€ тех, кого эмиграци€ превратила из интеллектуальной элиты в социальные низы. —тать€ вызвала острую полемику и обвинени€ ее автора в Ђписаревщинеї, однако они не поколебали веры √азданова в необходимость поиска существенно нового художественного €зыка, чтобы передать существование Ђв безвоздушном пространстве... с непрекращающимс€ чувством того, что завтра все оп€ть Ђпойдет к чертуї, как это случилось в 14-м или в 17-м годуї.

Ёто чувство преобладает в новеллах и романах √азданова 1930-х годов, которые чаще всего представл€ют собой вариации мотивов самопознани€ геро€, приход€щего к постижению духовной пустоты и повседневной жестокости жизни. ¬ынужденный посто€нно соприкасатьс€ с насилием и смертью, он тщетно ищет некий смысл в той цепочке случайностей, которые неизменно подвод€т к трагическому финалу.

ќсобенно полно и нешаблонно эти мотивы воплотились в повести Ќочные дороги (закончена в 1941, полный вариант опубликован в 1952), основанной на наблюдени€х √азданова над парижским Ђдномї, которое он досконально изучил за годы своей работы шофером такси. ƒокументальна€ по материалу, повесть представл€ет собой русский аналог таких произведений, как ѕутешествие на край ночи (1932) Ћ.-‘.—елина и “ропик –ака (1934) √.ћиллера. √азданов описывает нравы трущобных кварталов и опустившейс€ богемы, воссоздает истории крушени€ надежд и деградации личности. «аставл€€ своего автобиографического геро€ вновь и вновь погружатьс€ в те сферы, где его ждет встреча с Ђживой человеческой падальюї, писатель подвергает строгой проверке еще не преодоленные персонажем либеральные иллюзии и угасающее чувство сострадани€ социальным жертвам.

¬ повести последовательно осуществлен взгл€д на литературу как на свидетельство, не терп€щее умолчаний или фальши, когда необходимо воссоздавать прежде игнорируемые сферы человеческого существовани€. Ќочные дороги передают восход€щее к Ў.Ѕодлеру представление √азданова о том, что истинна€ поэзи€ возникает, когда автор пережил экстремальные состо€ни€, одарившие его достоверным, хот€ и травмирующим знанием о реальности.

Ћучшие дн€

»кер  асиль€с. Ѕиографи€
ѕосетило:17386
»кер  асиль€с
ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:12234
Ќатали€ ќрейро
Ѕизнес и музыка совместимы
ѕосетило:7890
ƒжо  окер

”мер √азданов в ћюнхене 5 декабр€ 1971.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћа€к славы дл€ миллионов
ѕосетило:12234
Ќатали€ ќрейро
“ать€на ќкуневска€: –оманы, трагедии, легенды
ѕосетило:12137
“ать€на ќкуневска€
ќльга Ѕерггольц. Ѕиографи€
ѕосетило:16099
ќльга Ѕерггольц

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru