Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ќик ѕерумов

   /   

Nikolay Perumov

   /
             
‘отографи€ Ќик ѕерумов (photo Nikolay Perumov)
   

ƒень рождени€: 21.11.1963 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, ———–
¬озраст: 59 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ћитературный мир тоже жесток

—овременный российский писатель-фантаст

ќлицетворением российского жанра фэнтези Ќик ѕерумов стал давно, когда написал книгу  ольцо тьмы по мотивам ¬ластелина колец “олкиена. ѕотом ѕерумов сотрудничал со —в€тославом Ћогиновым и —ергеем Ћукь€ненко, написал знаменитую серию ’ранитель мечей, был признан лучшим фантастом ≈вропы в 2003 году. ќднако вот уже несколько лет писатель живет и работает биофизиком в —Ўј и на родине по€вл€етс€ редкими наездами.

19.08.2005

- ƒолго вы планируете жить в јмерике?

Ќик ѕерумов фотографи€
Ќик ѕерумов фотографи€

- ¬ јмерике € работаю по контракту, а контракты имеют свойство кончатьс€. Ќаучного сотрудника в возрасте уже не возьмут на работу - ему нужно платить много денег согласно американским пон€ти€м. ¬р€д ли получитс€ остатьс€, через год-два спокойно вернусь.

- «десь вас многие называют основателем российского фэнтези. Ќасколько справедливо?

- Ёто накладывает высокую ответственность. Ќа самом деле мы начинали вместе с ћашей —еменовой, только она начала слав€нское ответвление в фэнтези, а € начал фэнтези вообще. ј если быть точным, то самый первой опубликовалась Ћена ’аецка€ под псевдонимом ћэделайн —имонс. Ќо это был псевдоним, и она издавалась в сери€х зарубежной фэнтези. —лава Ћогинов писал —траж перевала еще в 70-х, но тогда это считалось отклонением от главного курса русской фантастики, котора€ должна была быть научной. Ёту позицию отстаивал Ѕорис —тругацкий. я оказалс€ первым опубликованным русским автором, который писал фэнтези так, как это понимаетс€ на «ападе.

- »меет ли смысл говорить об истоках фэнтези в русской литературе?

- ≈стественно, это не то, что кто-то вз€л и перенес чужеродное растение на нашу почву, как картошку. ћало кто помнит, что в свое врем€ этот любимый овощ внедр€ли силой. “ак и с фэнтези. ћы делали вид, что ни ѕушкин, ни Ќекрасов подобного не писали. –услан и Ћюдмила - это велика€ поэма великого поэта. Ѕаба-яга Ќекрасова тоже чистой воды ироническа€ сказка. Ёта литературна€ традици€, котора€ принимала поэтические и прозаические формы, но использовала фантастический прием дл€ решени€ конкретных авторских задач. Ќам все сильно изгадил неистовый ¬иссарион, который выдвинул идею об общественном служении литературы, подразумева€ борьбу с правительством и низвержение существующего стро€. ќчень долго фантастика была политикой, остальное отходило на второй план. √лавное - побольнее стегнуть мундиры голубые или прокл€тых коммун€к. Ќадо ли говорить, что оба подхода одинаково ущербны?

-  ак у вас подн€лась рука на “олкиена?

-„ем больше € думаю об этом, тем больше понимаю, что книга тогда становитс€ великой, когда не боитс€ спора с собой. ≈е не убудет от того, что кто-то с ней не согласилс€. „итатель, который пытаетс€ спорить, приходит к выводам, которые намного ценнее, чем внушенные извне. я не видел в этом ни кощунства, ни попытки самопиара. Ёто был искренний спор с любимой книгой. » врем€ нас рассудило, поскольку  ольцо тьмы и ¬ластелин колец прекрасно сосуществуют.

Ћучшие дн€

Ѕарбра —трейзанд Ц Ќавстречу мечте
ѕосетило:8221
Ѕарбра —трейзанд
Ёсте Ћаудер и ее импери€ красоты
ѕосетило:7998
Ёсте Ћаудер
¬ладимир  омаров. Ѕиографи€
ѕосетило:4743
¬ладимир  омаров

- Ќаверн€ка у писателей в жанре фэнтези есть сво€ профессиональна€ этика. Ќасколько этично писателю брать мир, созданный другим писателем, и переделывать его?

- Ётика нашего цеха скорее более корпоративна€. Ќапример, не прин€то публично критиковать книгу собрата по перу. „то касаетс€ вашего вопроса, то здесь большинство раздел€ет мою позицию: творчество свободно, и мир не может быть чьей-то собственностью. ћожно сочинить кучу копирайтов, ограничить законом каждое им€ и географическое название, но это юриспруденци€, не этика. —ейчас, если кто-то возьмет мир, созданный другим, € думаю, это будет делом договоренности между двум€ людьми.  то-то, наверное, не разрешит. ѕро себ€ могу сказать, что € разрешаю. Ћюбой человек может вз€ть книгу и написать продолжение. ј если он это издал и это оказалось интересным, то честь ему и хвала: он смог собрать на чужом поле, как и на своем.

- ¬ы ведь писали продолжение “рудно быть богом?

- я писал его дл€ проекта ¬рем€ учеников, но повесть не была опубликована. ¬от тут € считаю неэтичным публиковать эту повесть без согласи€ Ѕориса —тругацкого. ¬ то же врем€ получать это согласие дл€ себ€ не считаю приоритетом. я написал, потому что мен€ попросили, но проект обошелс€ без мен€. —ейчас она преспокойно лежит в €щике, и пусть лежит дальше.

- Ќа ваш взгл€д, какова тенденци€ развити€ фэнтези в –оссии?

- –азвиваетс€ очень хорошо по всем направлени€м. «а исключением классического фэнтези - с эльфами, гномами, гоблинами, тем, что составл€ет основной корпус текстов на «ападе. ” нас это маргинальный слой, но не по качеству, а по количеству. Ћюди экспериментируют, ищут сочетание несочетаемого. ≈сть книги той же Ћены ’аецкой, есть историческое фэнтези ¬еры  амши. ∆анровое разнообразие у нас куда больше, чем на «ападе. ћы ищем то, что станет литературным хребтом жанра, ищем форму разговора с читателем.

- ‘энтези видитс€ многим либо литературой специфичной, дл€ понимающих, либо ширпотребной. ¬ 70-80-е годы. фантастика находила более широкий отклик...

- Ћитература не может рассматриватьс€ вне контекста времени. —тругацкие были не только фантастами, но и глашата€ми русского сопротивлени€. ¬ каждой их книге видели тройное дно, как сказал мне сам Ѕорис Ќатанович. “рудно быть богом - это книга о диссидентах, люд€х, которые сидели на ленинградских кухн€х. Ќе будем забывать, что в 70-80-е годы в массовую фантастику пробивались единицы, которых мы можем пересчитать по пальцам. Ѕулычев, —тругацкие, кто еще? —ергей ѕавлов, начинал √оловачев.  аждое произведение становилось событием, именно потому, что их было мало. —ейчас массовый рынок, издаетс€ все, но идет естественный отбор. »з-за этого многие огульно вешают на фэнтези €рлык попсы. Ќо обратимс€ к “рудно быть богом. ƒинамичный сюжет, легкий €зык, в центре повествовани€ - €рка€ романтическа€ фигура главного геро€, рыцар€ без страха и упрека.

ћы имеем легкий намек на любовный треугольник. —облюдены все каноны жанра массовой литературы. ¬се что отличает - это талант авторов, умение —тругацких говорить пон€тно о сложном. —ам жанр не может быть ни плох, ни хорош - все решает отпущенна€ авторам мера таланта. ѕоэтому, когда говор€т, что это литература дл€ подростков, стоит вспомнить, что ¬ладимир Ћакшин и другие новомирские критики то же самое говорили о книгах —тругацких, а потом в конце 80-х в Ќовом мире по€вились три-четыре резкие обличительные статьи, где те же —тругацкие развенчивались. ¬рем€ все расставит на свои места. Ќедооцененные авторы будут ждать, когда их признают. Ћибо не признают - литературный мир тоже жесток.

- ¬ы говорили, что при написании книги используете некие сверхидеи. „то это такое?

- я не считаю, что это может быть выражено двум€-трем€ хлесткими афористичными фразами. ≈сли вы можете так выразить идею вашего романа, то зачем вы его пишете? ќбъем нагон€ете?

- Ќет, художественную форму.

- ≈сли свести содержание √амлета или любой шекспировской пьесы к высказыванию типа чума на оба ваших дома или пусть √амлета несут четыре капитана, вы неизбежно придете к вопросу: а зачем эта удлиненна€ форма? √овор€ о сверхиде€х, € имею в виду совокупность чувств, мыслей, котора€ возникает у читател€. ” всех она разна€.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

¬ениамин јлександров. Ѕиографи€
ѕосетило:11180
¬ениамин јлександров
ƒруга€ теори€ Ёйнштейна
ѕосетило:102730
јльберт Ёйнштейн
ћастер эксцентрики и гротеска
ѕосетило:31046
√еоргий ¬ицин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru