Людибиографии, истории, факты, фотографии

Нил Гейман

   /   

Neil Gaiman

   /
             
Фотография Нил Гейман (photo Neil Gaiman)
   

День рождения: 10.11.1960 года
Место рождения: Портсмут, Великобритания
Возраст: 60 лет

Гражданство: Великобритания
Соцсети:


Гейман под Москвой

Английский писатель-фантаст.

Знаменитый фантаст проехался в столичном метро

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

28.03.2010

24 и 25 марта в Москве провел один из самых знаменитых прозаиков современности Нил Гейман. С автором "Американских богов", "Звездной пыли", "Коралины в стране кошмаров" и "Задверья", название которого в новом переводе на русский язык звучит как "Никогде", по столице прошлась обозреватель "Известий" Наталья Кочеткова.

Нил Гейман фотография
Нил Гейман фотография

Мы договорились встретиться с Гейманом у метро "Охотный Ряд", рядом с Большим театром - неплохой выбор для начала прогулок с гостями столицы. Разумеется, запланирована была Красная площадь, потом - Большая Дмитровка, и где-нибудь там обед с расспросами про творчество и впечатления. Однако план прогулки с автором книжек про кладбища, кошмары и прочие "никогде" сразу начал трещать по швам. Во-первых, погода явно не располагала к длительной прогулке - с неба падали хлопья мокрого снега. Во-вторых, выяснилось, что Гейман во время перелета с Филиппин в Москву подхватил грипп и чувствовал себя неважно. В-третьих, он вообще опоздал - ехал на машине с Таганки, но застрял на сорок минут в пробке, в результате переводчик решил везти его на метро.

Реклама:

Пока я мерзла на ветру, в голове моей пытались складываться планы дальнейших действий. Самой оптимальной на двадцатой минуте мне показалась необходимость выпить с писателем водки. Когда несколько лет назад на презентацию романа "Идеаль" приезжал уже изрядно пьющий и подсевший на кокаин Фредерик Бегбедер, он плевать хотел на то, что прямо на улицах его узнавали столичные девицы. В кармане у него лежала заранее припасенная поллитровка, и мы довольно весело и тупо употребляли ее из крышечки.

Не знаю, до чего бы я додумалась еще минут через тридцать, но, к счастью, вскоре из метро вышел совершенно трезвый и бодрый Гейман - одетый в черное пальто довольно красивый мужчина, слегка за 40. Во вьющихся его волосах видна была проседь, которая, даже в сочетании с очками в овальной оправе, вовсе его не портила. К тому же фантаст был переполнен впечатлениями о пережитом путешествии под землей.

- Черт! Это ужасно весело, - говорил он. - Когда я писал "Никогде", я был вдохновлен лондонским метро. Но в Москве - это не метро! Это очень похоже на старинные дворцы, и это поразительно! Если б я сел за роман о московском метро, то, поскольку это и правда настоящий, а не выдуманный подземный город, мне пришлось бы изрядно потрудиться.

Переводчик писателя поведал мне, что в метро Геймана особенно привлекла нелегальная реклама. Он просил переводить каждую бумажку и объяснять, что там написано. А написано было, разумеется, "Справка 2НДФЛ", "Регистрация", "Мед. книжки", "Больничные". Чтобы улучшить процесс усвоения впечатлений, я сразу рассказала Гейману, что накануне его приезда обсуждала с коллегами готическую эстетику, в результате чего мы пришли к выводу, что, несмотря на некоторые литературные попытки вписать в московский ландшафт, например, вампиров (см. "Дозоры" Сергея Лукьяненко или "Ампир В" Виктора Пелевина), эти инфернальные аристократы здесь как-то не приживаются. "Это город орков и гоблинов", - настаивал один мой коллега.

Гейман усмехнулся и проявил себя эрудитом.

- Знаете, если обратиться к мифологии этой части света, можно найти здесь и более аутентичных существ. Например, если бы я думал о том, кого поселить в подземной Москве, то скорее всего это были бы персонажи вроде Кащея Бессмертного и Бабы-Яги. И не надо забывать про Перуна, Даждьбога, Сварога и Велеса...

Лучшие дня

Елена Вяльбе. Биография
Посетило:27918
Елена Вяльбе
Чарли Мингус. Биография
Посетило:6616
Чарли Мингус
Полтора миллиона патронов
Посетило:3943
Джерри Микулек

"Однако!" - подумала я. Вот ведь прелести биографии. У Геймана она очень странная. Начинал он как журналист, то есть человек, который предельно сосредоточен на описании реальности. И я, конечно, сразу спросила его об этой части его жизни.

- Знаете, когда я был журналистом, я не был уверен, что то, что я делаю, можно назвать описанием реальности, - пожал плечами писатель. - Мне казалось, что это редактор преобразовывал реальность, заставляя автора увлекательно рассказывать историю. Я помню, как однажды мне позвонил редактор газеты, для которой я тогда писал, и сказал: "Нил, слушай, ты знаешь что-нибудь об игре "Подземелье и драконы" (настольная ролевая игра. - "Известия")?". "Ну, я знаю людей, которые в нее играют", - ответил я. Он тогда говорит: "Отлично! Мы собираемся делать серьезный шапочный материал о том, как игра "Подземелье и драконы" заставляет людей сходить с ума и кончать жизнь самоубийством!" Я говорю: "Да это не так! Это глупости". Редактор рассмеялся и попросил найти факты. Так что во всех отношениях художественный вымысел оказывается более честным занятием. Поэтому когда я был журналистом, я просто притворялся, что писал правду.

Впрочем, тут же он признался, что ему страшно нравилось быть журналистом.

- Ну я ведь мог встречаться с людьми - разными: богатыми, бедными, знаменитыми, неизвестными. Я делал интервью - не на такой диктофон (он показал на мой), а на кассетный магнитофон. Я их расшифровывал по 6000 слов каждое и учился, как нужно давить на людей во время разговора, как создавать у них иллюзии, что они разговаривают не с тобой. И это оказалось невероятно полезно, когда я стал писать книги.

За этими разговорами мы дошли до кафе "Артефакт" и сели пить чай. Гейман заказал себе апельсиновый с медом. Пока его несут, мы продолжаем беседу. В России несколько месяцев назад вышла его самая свежая книга для детей "История с кладбищем". Дословный перевод - "Книга кладбища" - аллюзия на "Книгу джунглей" Киплинга. Только вместо леса маленький мальчик, спасаясь от наемного убийцы, который прикончил его родителей и старшую сестру, прячется на кладбище. И остается там на попечении всякой кладбищенской нежити.

- Слушайте, а что такое у вас связано с этим кладбищенским сюжетом? - спрашиваю я.

- Да совершенно простая история, - отвечает. - Когда моему сыну Майклу было два года, он больше всего на свете любил кататься на трехколесном велосипеде. А мы тогда жили в доме, в котором все комнаты были на разных этажах, и он не мог кататься на нем по дому. А поскольку у нас не было сада, то мы ходили через дорогу гулять на кладбище, и он катался там. Он выглядел среди могил таким естественным и счастливым - этот маленький мальчик. И мне пришла в голову идея, что если есть книга про маленького мальчика, который вырастает в джунглях и говорит на языке животных, то я же могу написать книгу о мальчике, который растет на кладбище и говорит на языке мертвых.

- Но согласитесь, что кладбище в детской литературе считается местом, мягко говоря, не самым безопасным.

- Знаете, я специально смотрел документы. Документы 15-летней давности. Так вот в них говорилось про женщину-аргентинку. Когда она была девочкой и ее семья подверглась налету "отряда смерти", ее родителей убили, а она успела убежать и скрыться на кладбище неподалеку. На этом кладбище были такие маленькие домики. Получается, что эти мертвые ее спасли. И я хотел рассказать детям правду. Ведь дети боятся ходить на кладбище, и я тоже боялся в детстве, но мне бы хотелось, чтобы они перестали. Знаете, совсем недавно я написал поэму, основанную на легенде о святом Коламбе, это один из величайших святых древней Церкви Британии, и о святом Оране, это мученик католической церкви, который был живым зарыт в основание монастыря на острове Ионы. Так вот, когда святой Колабма стал строить на острове собор, то он все время рушился, этот собор. Через три дня, когда святой Коламба пришел на место руин, он увидел там святого Орана. Тот открыл глаза и сказал: "Я мертв, но я буду жить. Нет небес, которые ты себе представляешь. Нет ада, который ты себе представляешь как место, где наказывают злых людей. Бог - это не то, что ты себе представляешь". И мне невероятно нравится эта идея!

- Слушайте, а вы знаете, что о вас, особенно после книги и мультфильма "Коралина в стране кошмаров", говорят как о писателе наркотрипов.

- Ха! Меня забавляют люди, которые говорят: "О! Раз вы писатель, то, наверное, все время пьете". Я тогда отвечаю: "Э-ээ... Послушайте! Писательство - тяжелая работа. Ее сложно делать, будучи пьяным". Что же касается "Коралины", то я знаю многих людей, которые смотрели фильм в 3D и говорили: "Да тут, похоже, не обошлось без наркотиков". И я объясняю, что людям, которые делают такое кино, сложно быть наркоманами. Над этим фильмом трудились несколько десятков аниматоров на протяжении двух лет. Они просто с ним не справились бы.

- Ну, мне кажется, разговор о наркотиках возник не просто так. Есть идея, что если весь ХХ век прошел в поисках, скажем так, идеального вещества, то, похоже, что XXI век - время поиска идеального существа. В ваших книжках мы видим: герои ищут не чего-то, а кого-то - Другого, который дал бы им ощущение счастья и полноты жизни вне зависимости от того, мужчина ли это или женщина, ребенок или инфернал.

- Хм, интересная мысль. Я вот тут с интересом наблюдаю, как сейчас общаются между собой молодые люди. Я смотрю на свою дочь и ее друзей. Например, мы едем в машине, а она все время пишет sms. Это выглядит как телепатия: между ними циркулируют потоки текстовых сообщений. Когда мне было 15 лет, я все время висел на телефоне, а мои родители стояли за спиной и шипели: "Сколько можно! О чем ты разговариваешь - ты же только что видел своих друзей в школе?" Теперь я смотрю на дочь, которая делает уроки - окруженная телевизором, который она смотрит, ноутбуком, в котором она все время что-то пишет в "Фейсбуке", и мобильным телефоном, при помощи которого отправляет sms. И это не потому, что она от меня что-то скрывает и не может произнести вслух, - это способ общения!

Самый неудобный вопрос я оставила напоследок - о Терри Пратчетте. Они было дружны полжизни, они вместе написали первую в жизни Геймана художественную книгу "Добрые предзнаменования" (1990). А теперь Пратчетт умирает от болезни Альцгеймера и недавно заявил о намерении добровольно уйти из жизни, как только поймет, что она перестала приносить ему радость.

- Да, мы остались друзьями, и я очень о нем беспокоюсь и горжусь его решением. Два месяца назад у одного из моих котов обнаружили скоротечный рак. Операция бы ничего не дала. Это был рак пищевода, и он не мог есть. Я понял, что если ничего не сделаю, то он будет умирать в агонии. И я принял решение отвезти его в клинику и усыпить. Если говорить о Терри, то он сказал так: "Сейчас я разумен, через пару лет все будет иначе. Это происходит, и происходит быстро: я стану просто телом". И я думаю, что ему позволено однажды сказать: "Так, хватит, у меня была отличная жизнь, а теперь я сяду в саду, в окружении своей семьи, будет играть приятная музыка, и я усну". Это смелое решение.

Наша встреча закончилась совсем уж замогильно. Я ни у кого не прошу автографов, если только человек сам не решает надписать мне книгу. Тут я изменила себе и протянула Гейману "Историю с кладбищем". На титульном листе писатель изобразил могильный камень, на котором написано NATALIA. "Сдается, вы меня похоронили", - заметила я. "Ну вы же не против?" - отозвался Гейман.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели

Последний ниндзя на земле
Посетило:18978
Дзиньити Каваками
Первый прыжок из космоса
Посетило:12577
Джозеф Киттингер
Самая старая леди на Эвересте
Посетило:7880
Тамаи Ватанабе

Добавьте свою информацию

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history