Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ергей Ћукь€ненко

   /   

Sergey Lukianinko

   /
             
‘отографи€ —ергей Ћукь€ненко (photo Sergey Lukianinko)
   

ƒень рождени€: 11.04.1968 года
ћесто рождени€: ƒжамбул, ———–
¬озраст: 52 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ќевозвращение со звезд

–усский писатель-фантаст

в какой-то степени, фантастика - метафора реальности. ќ каком мире и времени мы бы ни писали, мы всегда пишем о мире своем, экстраполиру€ те или иные тенденции, представл€€ их в несколько ином, гротескном свете. » Ћем мастерски владел этим, и роботы у него были, в сущности, людьми. » в проекции насто€щего в будущее он был очень силен. ‘антастика как жанр - не более чем прием, который позвол€ет говорить о многих вещах... ‘антастика - та часть литературы, котора€ очень любит задавать вопросы и очень редко дает на них ответы.


VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

22.04.2006

ѕока великие люди живы, мы не помним о них, но стоит им умереть - и мы спохватываемс€: как же так, ведь умер человек, чьи книги, чьи мысли перевернули нашу жизнь когда-то, а потом мы поставили их на полку. ћир потер€л Ћема. ќ том, кем был —танислав Ћем дл€ людей и дл€ литературы, мы говорим с российским фантастом —ергеем Ћукь€ненко.

—ергей Ћукь€ненко фотографи€
—ергей Ћукь€ненко фотографи€

- Ћем был, наверное, одним из величайших писателей-фантастов и ’’ века, и вообще всей истории фантастики. я бы даже рискнул сказать, что он был одним из величайших писателей ’’ века - безо вс€кого делени€ на жанры. ≈го книги отличала глубочайша€ философичность. ќн вкладывал огромное количество мыслей в свои произведени€, не забыва€ ни о сюжете, ни о стиле, ни о живых характерах. ќн фактически заложил какое-то новое направление в фантастике, придав авторам смелость говорить на глобальные темы, на те темы, куда раньше вторгались только философы и редко пытались загл€нуть авторы мейнстрима.

- ” вас было какое-то личное отношение к нему?

- “рудно говорить о личном отношении, если ты не знал человека лично. ћен€ немного огорчало то, что к –оссии Ћем относилс€ не самым лучшим образом, скажем честно. Ёто, наверное, вообще характерно дл€ польских писателей, и особенно дл€ тех, кто пережил эпоху ярузельского и винил —оветский —оюз за вмешательство в дела ѕольши. ƒа, это огорчало мен€. ’от€, наверное, Ћем понимал, что нигде его не люб€т так, как в –оссии. ј в јмерике, например, Ћем сначала за литературные заслуги был прин€т в јмериканскую ассоциацию писателей-фантастов, а потом исключен, потому что был человеком, совершенно свободным в своих взгл€дах, и критиковал всех, в том числе и американских писателей, которые к такому не привыкли. Ќо это, видимо, было свойством его разума...

- ¬ы могли бы назвать его мизантропом?

- Ќет, € не сказал бы, что его можно назвать мизантропом. Ёто был очень умный человек, который очень болезненно воспринимал несовершенство человечества, несовершенство окружающей жизни. ќн был глубоким, убежденным атеистом. ¬ начале жизни, как он говорил, он разуверилс€ в религии, а к концу жизни он разуверилс€ и в науке, счита€, что и наука человечеству ничего не принесет. Ёто, скорее, не мизантропи€, сколько глубокое разочарование в возможности прогресса вообще.

- ћожет быть, мизантропи€, по сути, и есть разочарование?

- ћизантропи€ предполагает некую непри€знь, негативную эмоциональную реакцию на всех окружающих людей. “ут была не непри€знь... скорее, опустошение и разочарование. ¬ том числе - убежденность в том, что все страны совершают некие нехорошие дела...

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

- Ќазовем их ошибками?

- ќн считал, что это не ошибки, а система, в которой не существует и не может существовать какого-то правильного государства, правильных политиков, которые могли бы представл€ть человеческие интересы... ќн критиковал јмерику и свою родную ѕольшу, и –оссию, и ”краину - всех. Ёто, действительно, был человек, который очень четко подмечал вс€ческие несуразности и совершенно безжалостно по их поводу высказывалс€. Ёто было как в его произведени€х, так и в его "пр€мой речи".

- Ќо любили его не за это...

- ƒа, не за это... »ли, скажем, не только за это. „еловек, который умеет видеть в других недостатки, умеет их критиковать не потому, что доставл€ет ему личное удовольствие, а просто по свойству своего характера, - такие люди необходимы человечеству. ≈сли все будут всем довольны - развитие человечества остановитс€. “акой человек нужен как объективный взгл€д со стороны, нужен, чтобы высказывать точку зрени€ непри€тную, непопул€рную, но имеющую право на существование. Ќо, в первую очередь, все-таки он был писатель-философ, который пыталс€ представить себе все возможные пути развити€ цивилизации, описывал в множестве книг самые разные варианты будущего. ќн был настолько талантлив в этом, так сказать, генерировании идей, что он разработал совершенно особый жанр. ” него была сери€ рецензий на вымышленные книги, где он в п€ти-дес€ти страницах описывал несуществующую книгу, но описывал так подробно и четко, что все возможные проблемы, которые можно было бы подн€ть в такой книге, оказывались затронутыми.

- ћожно ли сказать, что он научил вас чему-то? Ѕыло ли у него что-то, что вы прин€ли как свое?

- ” него есть много вещей, которые мне нрав€тс€. ћне очень нрав€тс€ вещи его раннего периода, они написаны с юмором, у него было очень много ранних иронических вещей - ну, порой, это был черный юмор, но юмор - ироническа€ фантастика. ” него был достаточно долгий период, когда он глубоко верил в силу человеческого разума, в то, что путь человечества лежит в космос, что это принесет ответы на какие-то вопросы и поможет в каком-то смысле человечеству. » вот этот, можно сказать, средний период его творчества мне наиболее симпатичен. ¬о вс€ком случае, чем позднейший, который, может быть, более глубокий, более серьезный, но и более пессимистичный. Ќо это, наверное, было неизбежно: с возрастом пессимизм - особенно у умных людей - усугубл€етс€. ’от€, если отринуть самые первые книги, "јстронавты" и "ћагелланово облако", у Ћема, пожалуй, не было слабых книг... ¬ каждой книге он представал совершенно новой гранью. Ќадеюсь, что он чему-то мен€ научил. ѕо крайней мере, надеюсь, тому, что фантастика вправе касатьс€ самых сложных проблем и имеет право на любой эксперимент с социальными и политическими вопросами в будущем человечества.

- ƒл€ вас фантастика €вл€етс€ частью реальности?

- Ќу, в какой-то степени, фантастика - метафора реальности. ќ каком мире и времени мы бы ни писали, мы всегда пишем о мире своем, экстраполиру€ те или иные тенденции, представл€€ их в несколько ином, гротескном свете. » Ћем мастерски владел этим, и роботы у него были, в сущности, людьми. » в проекции насто€щего в будущее он был очень силен. ‘антастика как жанр - не более чем прием, который позвол€ет говорить о многих вещах... ‘антастика - та часть литературы, котора€ очень любит задавать вопросы и очень редко дает на них ответы.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru