Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ергей Ћукь€ненко

   /   

Sergey Lukianinko

   /
             
‘отографи€ —ергей Ћукь€ненко (photo Sergey Lukianinko)
   

ƒень рождени€: 11.04.1968 года
ћесто рождени€: ƒжамбул, ———–
¬озраст: 52 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


” мен€ было желание прыгнуть выше головы

–усский писатель-фантаст

—овершенно неожиданно дл€ всех, меньше чем через два мес€ца после нового романа Ђ„ерновикї —ергей Ћукь€ненко выпустил четвертую часть своей самой знаменитой серии Ц Ђѕоследний ƒозорї.  нигу можно назвать рекордной по нескольким показател€м. ¬о-первых, писалась она необычайно быстро, во-вторых, вышла небывалым дл€ отечественной фантастики тиражом - более полумиллиона экземпл€ров.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

31.12.2005

- ¬ы писатель-фантаст, но Ђƒозорыї, на мой взгл€д, книжки не вполне фантастические.

—ергей Ћукь€ненко фотографи€
—ергей Ћукь€ненко фотографи€

- ‘антастические, что вы.

- “огда что дл€ вас фантастика?

- ‘антастика - это люба€ литература, оперирующа€ сущност€ми, которых нет в нашем мире. “о есть при большом приближении к фантастике мы можем причислить очень много чего. » Ђћастер и ћаргаритаї - это фантастика, и даже сказки мы можем отчасти называть фантастической литературой. ¬ общем все книги, описывающие то, чего в мире нет, не бывает, не может быть - это фантастика. ƒругое дело, что фантастика бывает научной - это когда имеютс€ какие-то наукообразные объ€снени€. ƒопустим, вот полетели к звездам. ¬ реальном мире звездолетов не существует, но теоретически описано то, как он может быть создан. Ёто научна€ фантастика. ј когда объ€снени€, по сути, не даютс€, а какие-то €влени€ описываютс€ как данность - вот есть маги€, есть волшебство, а как они работают, непон€тно - это уже фэнтези, сказочна€ фантастика.

- Ќо в Ђћастере и ћаргаритеї фигурирует дь€вол, откуда нам знать, существует он или нет.

- ‘игурирует дь€вол, но в то же врем€ это нельз€ назвать христианской книгой ни в коей мере, конечно же. Ёто даже скорее антихристианска€ книга. ќна оперирует частью христианской мифологии, даже ветхозаветной мифологией - в том числе дь€волом, но это не делает Ђћастераї религиозной литературой. Ёто фантастика, где как прием использовано по€вление в ћоскве дь€вола. ¬от ЂЋев, колдунь€ и плат€ной шкафї - Ђ’роники Ќарнииї, фильм по которым вышел только что на экраны, - это глубоко христианска€ книга. Ќадеюсь, и фильм такой же. Ќесмотр€ на то что по сюжету это идет как обычное фэнтези, но по построению, по использованию атрибутики, по нравственной позиции - это действительно христианское произведение. “ака€ закамуфлированна€ притча. ј Ђћастер и ћаргаритаї - это фантастика, оперирующа€ библейскими терминами.

-  огда вы начинали Ђƒозорыї, у вас возникали какие-то параллели с тем же Ђћастеромї, с Ђјльтистом ƒаниловымї?

- —корее с Ђјльтистом ƒаниловымї. “ам и место действи€ немножко совпадает. Ётот московский район Ц ќстанкино Ц уже получил благодар€ Ђјльтисту ƒаниловуї славу мистического. » Ђјльтист ƒаниловї написан больше в таком жанре Ц фантастическом, магическом. — Ђћастером и ћаргаритойї, конечно, меньше. «десь совершенно другой подход. ≈сли приводить какие-то ближайшие аналогии, то это Ђјльтист ƒаниловї и Ђѕонедельник начинаетс€ в субботуї —тругацких. — Ђѕонедельникомї даже сделана иногда специальна€ шутлива€ перекличка.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

- ” вас довольно неожиданный взгл€д на противопоставление —вета и “ьмы. –азница между ними оказываетс€ не столь уж безусловной.

- ¬ы знаете, это скорее восточный подход Ц такой дуализм. ≈вропейска€ традици€, конечно, разграничивает —вет и “ьму какой-то жесткой стеной. Ёто —вет, это “ьма Ц шаг влево, шаг вправо, и ты оказываешьс€ уже на какой-то стороне. ¬осток в этом плане гораздо м€гче, спокойнее, может быть, немножко менее прагматичен. » даже толерантен. —лово Ђтолерантностьї касательно ¬остока обычно применимо с нат€жкой, но в отношении —вета и “ьмы оно действительно применимо. «десь такой подход: и в “ьме есть свет, и в —вете есть тьма, и все это пересекаетс€ друг с другом.

- ¬ы сразу начинали рассказывать историю с такой позицией или она сформировалась со временем?

- ќна сложилась сама собой. ¬идимо, из-за того, что € достаточно долго жил в  азахстане, а это все-таки ¬осток. » в менталитете людей, там выросших, живших, это чувствуетс€.

- ¬ Ђѕоследнем ƒозореї герои много путешествуют. „то это вдруг?

- ¬о-первых, это отчасти попытка разнообразить место действи€. ѕон€тно, что можно было в ћоскве устроить приключений еще на дес€ть книг. Ёто легко. Ќо, наверное, всегда элемент путешествий в книге добавл€ет интереса читателю Ц как тому, кто знает это место, так и тому, кто там не бывал. » € с большим удовольствием сделал экскурсию и на ¬осток, в —реднюю јзию, в ”збекистан, и в Ўотландию.

- Ўотланди€ - это пон€тно. Ќо ”збекистан - все же неожиданный выбор. ћогли бы его объ€снить?

- ƒело в том, что в ”збекистане наход€тс€ одни из самых древних городов мира. Ёто древний Ўелковый путь, св€зывающий цивилизации. «наете, € даже на дн€х начал читать книжку одного из современных западных фантастов - называетс€ Ђјмулет —амаркандаї. ¬от, казалось бы, английский автор, далекий от всего этого, и то важнейшую роль в книге играет магический амулет, созданный в древнем —амарканде. » в книге встречаютс€ упоминани€ и —амарканда, и “ашкентаЕ Ёто ¬осток, это јзи€, место с древнейшей культурой, историей. ≈сли мы будем смотреть на эти страны с такой позиции, что это дикий, отсталый край, то мы будем не правы. Ёто просто немножко друга€ модель цивилизации, и считать, что она уступает нашей, будет неверно.

- ќт вашего описани€ —амарканда возникает ощущение, что этот город чем-то близок лично вам.

- “ам € был всего один раз - в детстве. я вырос и жил поблизости - в  азахстане. Ќо ”збекистан - это хороший край, хорошие, дружелюбные люди, и, естественно, € отношусь к ним с теплом.

- “о есть незадолго перед написанием книги вы не навещали —амарканд?

- Ќет. «наете, есть замечательный такой фильм - Ђ¬еликолепныйї, там издатель спрашивает писател€: Ђ¬от вы описываете Ќиццу, вы, наверное, там побывали?ї - Ђƒа нет, € работал по открыткамї. “ак и € отчасти работал по открыткам. „то-то вспоминал из своего детства, а в каких-то случа€х забиралс€ в »нтернет, находил воспоминани€ людей, недавно посетивших —амарканд. “ам всегда наход€тс€ какие-то живые моменты, воспоминани€, которые позвол€ют создать четкую, живую картину. я очень горжусь сценой, где јнтон заходит в Ќочной ƒозор —амарканда, а там висит наружна€ вывеска с надписью ЂЌочной ƒозорї. » вот отношение местных: ну висит вывеска и висит - ничего, не будут люди возмущатьс€, потому что просто такое учреждение. ј с другой стороны, в том же здании, дверь в дверь - ƒневной ƒозор, потому что все равно друг за другом следим, так давайте поселимс€ так, чтобы было проще следить. Ёто действительно така€ азиатска€ картинка.

- ј долина демонов - это реальное место?

- ƒа, € не стал искать жесткую географическую прив€зку этой точки. ќна расположена не совсем так, как € описал. Ќо в принципе в ”збекистане есть такое плато демонов, на котором лежат старинные огромные камни, напоминающие фигуры демонов. — ними св€заны какие-то легенды, но € не стал разыскивать эти легенды, а придумал свою, и она очень органично в этот текст легла.

- ¬ начале книги возникает ощущение, что в ней будет серьезна€ роль уделена ≈гору, а вы как-то бросили егоЕ

- —кажу честно, что бросил его немножко ошибочно. я собиралс€ в конце сделать еще одну сцену, она была запланирована. “ам јнтон с Ќадей идут по заснувшему городу и вдруг обнаруживают сп€щего ≈гора, который лежит, держа за руку Ћеру - ту девушку, котора€ потер€ла своего парн€. » становитс€ пон€тно, что они встретились, подружились и, видимо, сейчас у них зав€жутс€ какие-то отношени€. Ёта сцена у мен€ была, но когда € написал финал, пон€л, что она просто не ложитс€ туда по ритмике. ѕолучилось бы отт€гивание конца - событи€ уже завершились, и это смотрелось бы вставным эпизодом, неуместно. “ак что € дл€ себ€, в уме, эту сцену оставил и, может быть, как-то ее реализую. ¬озможно, просто в каком-то коротком рассказе. ¬озможно, потом вернусь к тексту, посмотрю на него свежим взгл€дом, внесу правку и сделаю просто короткий рассказ про судьбу ≈гора.

- ќбычно каждое последующее продолжение нашумевшей книги все слабее и слабее.  ак вам удалось сделать такой хороший Ђѕоследний ƒозорї?

- «наете, во-первых, € почувствовал сам, что соскучилс€ по этим геро€м. я стараюсь не писать, пока этого не хочу. ƒл€ того чтобы написать хорошую книгу, главное - самому хотеть писать ее. ≈сли тебе интересны все эти событи€, то они будут интересны и читателю. ј второеЕ я глубоко в это погрузилс€. ѕисал книгу очень быстро. Ёто был один рывок, который длилс€ примерно сорок дней. Ќа прот€жении этого времени € просто каждое утро вставал и писал по 10-15-20 тыс€ч знаков. Ёто очень много.  ак правило, писатели в таком темпе не работают. » € тоже обычно таких подвигов не совершаю. Ќо здесь у мен€ было желание прыгнуть выше головы, доказать себе, что € могу, что € умею, способен сделать такой сверхбыстрый проект - и сделать его качественно. ѕо-моему, это удалось. “о есть € погрузилс€ в этот мир и в нем какое-то врем€ жил. ¬идимо, этот эффект проникновени€Е ” мен€ не было времени оторватьс€ от книги, расслабитьс€, подумать о чем-то другом. Ёто шел один забег.  ак марафон.

Ѕывают книги, которые пишутс€ как эстафета. Ќу вот, к примеру, ЂЌочной ƒозорї, Ђƒневнойї и даже Ђ—умеречныйї, они писались методом эстафеты. я писал одну часть, делал паузу, приступал ко второй повести, делал паузу, потом бралс€ за третью. »з-за этого получалась така€ структура - три св€занные между собой повести. ј здесь был марафон, и времени передохнуть не было. я поставил себе жесткие сроки, объ€вил издателю, что 5 декабр€ € сдам книгу. »здатель схватилс€ за голову, сказал Ђне может бытьї, € сказал Ђнет, сдамї. »здатели повесили трубку и стали судорожно закупать бумагу. ѕотому что пон€тно, интерес у издател€ к этому проекту - огромный. » вдруг ни с того ни с сего автор за€вл€ет, что через мес€ц выдаст новую книгу, и тем более к моменту выхода фильма. ѕо-моему, до конца мне не верили, что € напишу ее за такой срок. “ем более что темпы моей работы знают. » знают, что € работаю медленнее.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru