Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ергей Ћукь€ненко

   /   

Sergey Lukianinko

   /
             
‘отографи€ —ергей Ћукь€ненко (photo Sergey Lukianinko)
   

ƒень рождени€: 11.04.1968 года
ћесто рождени€: ƒжамбул, ———–
¬озраст: 52 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


"„итать свои книги Ц все равно что есть свое м€со'

–усский писатель-фантаст

ѕисатель рассказал, как из психиатра стал фантастом, почему читатели - на стороне зла, а менеджеров т€нет в магию, что будет с человечеством через 50 лет и случитс€ ли конец света.

13.10.2012

- —ергей, вы в  рыму редкий гость, а ведь многие фантасты и эзотерики считают его местом силы, уверены, например, что под горой јю-ƒаг Ц космическа€ база, куда прилетают ЌЋќ.

‘ото: format-a3.ru
‘ото: format-a3.ru

- ќчень может быть. ћесто это прекрасное, необычное. ћожет, даже инопланет€не приезжают отдохнутьЕ я бывал в раннем детстве в —имеизе, правда, совсем этого не помню. ј будучи уже взрослым ездил на всесоюзные конференции писателей-фантастов в ялте. Ѕыл там дважды зимой. ялта была такой - не совсем дл€ отдыха.

- ѕостапокалиптический пейзаж?

- Ќет, скорее, она была такой, как в фильме Ђјссаї - пальмы в снегу, зима - очень забавно. Ќо остались при€тные впечатлени€.

- ¬ам никогда не приходил в голову какой-нибудь крымский или украинский фантастический сюжет, как, например, јксенову, который Ђперекопалї перешеек, отделил полуостров от материка и, тем самым, изменил его судьбу?

- ¬торой Ђƒозорї мы писали в соавторстве с украинско-русским писателем ¬олодей ¬асильевым, который живет в Ќиколаеве. —обственно, после этого ¬олод€ написал еще книгу ЂЋик „ерной ѕальмирыї, где действуют как раз люди из украинского дозора, правда, часть действий происходит в —анкт-ѕетербурге. ј сейчас, насколько € знаю, он хочет написать книгу, где часть действий будет происходить на ”краине. ¬от ему и карты в руки.

- ј вообще фантастику на политические темы пишете? ¬едь там можно все и завуалировать, и предельно пон€тным сделатьЕ

- —вое мнение о политике € высказал в книге Ђќсенние визитыї, котора€ была написана еще лет 15 назад. — тех пор ничего принципиально не помен€лось, кроме антуража. „асть действий там как раз происходит на ”краине (согласно сюжету и к —талину, и к јлександру ћакедонскому, и к Ќаполеону подсел€ли ¬изитеров Ц двойников, символизировавших власть и воевавших за главенство в мире с добром, знанием, творчеством, развитием и другими сущност€ми Ц прим.авт.)

Ћучшие дн€

Ёйсик. Ѕиографи€
ѕосетило:252
  Ёйсик
‘едор ћахнов. Ѕиографи€
ѕосетило:212
‘едор ћахнов
јделаида Ћамберт. Ѕиографи€
ѕосетило:212
јделаида Ћамберт

- ¬ы ведь поначалу работали психиатром. Ќаверн€ка были среди пациентов такие, что считали себ€ вампирами, магами. —южеты стали придумывать на этом этапе?

- Ќет. ќдно с другим не св€зано. я вообще слышал, что за мен€ пишут мои пациенты. ѕодобные больные у мен€ были, но такого рода бред, как правило, очень примитивен. ‘антастику € любил с дошкольного возраста, стать психиатром же решил в средних или старших классах. Ёто было скорее инерционное решение, потому что у мен€ отец - психиатр. ¬ообще, € мечтал стать режиссером, но даже побо€лс€ пытатьс€ ехать в ћоскву, пробиватьс€. “резво все оценив, решил, что буду врачом. Ќо желание создавать свои миры победило, и нашло выход в такой форме Ц не в режиссуре, а в написании книг.

-  то из героев ваших Ђƒозоровї - это вы?

-  онечно, јнтон √ородецкий. ¬сегда главный герой, особенно, если ты пишешь от первого лица, это твое отражение. “ут, правда, возникает вопрос, похожим ли ты это отражение сделаешь, что дашь ему от себ€, а что Ц от других. я, когда пишу, просто пытаюсь представить себ€ в других обсто€тельствах: если бы € вырос в таком мире, в такой среде, каким бы € мог стать. Ѕеретс€ собственный характер и перекладываетс€ на некие придуманные обсто€тельства.  ак говорил √юстав ‘лобер: Ђ√оспожа Ѕовари Ц это €ї. —овершенно честна€ фраза.

- ћногим ваши Ђƒозорыї нрав€тс€ тем, что современную жизнь вы поделили на черное и белое Ц сразу видно, кто хороший, а кто Ц плохой.

- Ќапротив. “олько в первых книгах дл€ јнтона √ородецкого все просто: есть темные, а есть светлые. ј дальше он начинает понимать, что существует некое сходство между темными и светлыми, что добрые поступают по-злому, а злые Ц по-доброму. я, на самом деле, старалс€ написать книгу именно так, чтобы не было жесткой границы между добром и злом. ѕыталс€ донести мысль, что темные Ц не злые. “емные Ц эгоисты. ј светлые - альтруисты. » вот тут уже эгоизм может заставить пойти на добрые дела, лишь бы было удобно и комфортно. ј альтруист способен на любые злоде€ни€ и будет дл€ себ€ их оправдывать великим благом дл€ людей. “ак что здесь все немного сложнее.

- ¬от вы как психиатр скажите, выбирают ли люди сами, на какой им быть стороне, или они в основе своей либо злые, либо добрые?

- ≈сть люди более склонные к добру, а есть Ц ко злу. ƒаже если посмотреть на группу в детском саду, можно увидеть и тех, и других. ќчевидно, это заложено даже не воспитанием, а природой. Ќо человек способен компенсировать какие-то свои заложенные особенности и либо давать волю своей темной стороне, либо подавл€ть ее.

- ѕочему вообще современные люди так люб€т фантастику?

- ¬о-первых, это литература эскапизма, бегства в вымышленную реальность. Ћюд€м хочетс€ убежать в какие-то придуманные миры, где все будет лучше, пон€тнее, справедливее. ќтсюда вс€ эта литература о Ђпопаданцахї Ц тех, кто попадает в иные миры, в прошлое или будущее. » несколько другой вариант эскапизма Ц литература о сталкерах. «десь принцип другой: все в мире плохо, неправильно, начальство не любит, девушки не дружат, но в мире произойдет Ђбольшой бумї, и тут все увид€т, какой € крутой - мне бы только автомат  алашникова и тогда € всех Ђпобедюї.

- Ќо в дозорах-то все иначе Ц волшебство приходит в современную ћоскву.

- Ёто тоже эскапизм, но в том варианте, который можно назвать Ђдверь в стенеї. Ѕыл рассказ ”эллса о человеке, который обнаружил такую дверь: если ее открыть, можно попасть в другой чудесный мир, а обнаружить ее можно в разных местах. ƒозоры Ц это, по сути, как раз о двери в стене: вокруг нас есть волшебный мир, мы к нему не допущены, и мы его не знаем, но если тебе вдруг скажут: Ђ“ы наш, ты инойї, - будешь допущен к великим тайнам и станешь волшебником. » ты уже не обычный менеджер ¬ас€ ѕетров, который на работе втюхивает пылесос подороже покупател€м, которые хотели бы купить подешевле. Ќа самом деле, ты великий маг и волшебник.

-  ак думаете, большинство читателей представл€ют себ€ на стороне светлых или темных?

- ќни, конечно, сопереживают јнтону √ородецкому, но больше симпатизируют темным. Ѕольшинство моих читателей Ц молодежь, дл€ которой более прит€гательна идеологи€ темных. ≈е суть: Ђя Ц самый хороший, но весь мир против мен€. я уникальный, и все вокруг мен€ не сто€тї. Ёто как раз подросткова€ идеологи€. ≈сли обращатьс€ к классике, то это ситуаци€ “ома —ойера, который, напроказив, сидит и думает: Ђ¬от сейчас утону в речке, и все будут жалеть и скажут, какой € был хорошийї. Ёто юношеский максимализм, его просто нужно прожить. ѕлюс к этому те же вампиры Ц это очень романтические персонажи. –аньше-то все было пон€тно: вампира нужно поймать и забить ему кол в грудь. —ейчас же это такой страдающий непон€тый человек. ƒа, он немного сосет кровь, но никому ничего дурного не желает Ц это лишь особенности его организма.   тому же он красивый, вечно молодой, быстро бегает, летает, обладает массой знаний.

- ѕочему фантастику считают литературой второго сорта?

- ѕотому что пишетс€ и издаетс€ очень много, м€гко говор€, ерунды. ≈сть такой закон американского фантаста —тарджона, который гласит, что 99% любого €влени€ Ц ерунда. —обственно, это применимо к любой литературе. Ќо фантастика более тиражна, поэтому вс€ эта ерунда на виду. ≈сли открыть дев€ть из дес€ти книг, это будет чудовищна€, потр€сающа€, умопомрачительна€ галимать€. ќна может быть о космических пришельцах, о вампирах, о мальчиках-волшебниках в очках Ц о чем угодно. ƒругой вопрос, что если мы возьмем дес€ть современных прозаических книг, то дев€ть из них тоже будут полной галиматьей. Ќо поскольку эти книги издаютс€ крошечными тиражами, их никто не знает.

-  ого вы сами читаете из современных отечественных фантастов?

- »з украинских, в первую очередь, ћарину и —ерге€ ƒь€ченко. »з русских: јлександра √ромова, ¬ладимира ¬асильева, Ћеонида  аганова, ћихаила “ырина, ¬€чеслава –ыбакова, —в€тослава Ћогинова.

- ¬ы общаетесь с писател€ми из других цехов? — ѕелевиным, јкуниным?

- ” нас есть более замкнута€, но активна€ и жива€ фантастическа€ тусовка. ј вот контакты с большой литературой минимальны. Ѕольша€ литература несколько брезгует фантастикой, подчеркива€, что эта литература ненасто€ща€.

- ј чем занимаютс€ фантасты, когда собираютс€ вместе?

- Ќу, о пришельцах мы точно не разговариваем (смеетс€). «анимаемс€ тем же, чем и все люди: пьем чай, рассказываем анекдоты, спорим о политике. ќ работе мало кто говорит, разве что делимс€ впечатлени€ми о том, какой издатель хуже или лучше.

- Ќа каких книгах вы выросли?

-  лиффорд —аймак, јйзек јзимов, –оберт Ўекли, јртур  ларк. »з наших, в первую очередь, брать€ —тругацкие,  ир Ѕулычев, ¬иктор  олупаев.

- ќ чем была ваша перва€ фантази€, перенесенна€ на бумагу?

- Ќа первом курсе института € вдруг решил, что нужно начинать писать, поскольку очень мало фантастики можно было вз€ть и почитать, мне ее самому не хватало. ѕервый мой рассказ называлс€ Ђ«а лесом, где подлый врагї. ”читыва€, что он был написан в 18 с половиной лет, а издаетс€ до сих пор, € считаю, что это был неплохой рассказ (по сюжету, много лет отр€д военных стрел€ет по врагу, который находитс€ за лесом, и которого никто не видел. ≈го тайну им открывает странник Ц никакого подлого врага нет, а снар€ды, посылаемые за лес, отталкиваютс€ от защитного пол€, установленного самими же военными над старыми складами, и лет€т обратно, принимаемые за ответную стрельбу).

- ¬ы перечитываете свои давние тексты?

- Ќет, € этого избегаю. —разу возникает какое-то жутко неловкое ощущение. я в этом чувствую что-то глубоко противоестественное. Ёто все равно что, проголодавшись, отрезать от себ€ кусок м€са, поджарить и съесть. ћогу прочитать текст, чтобы поправить еще до издани€. ј когда он превратилс€ в книгу Ц уже не читаю.

- ¬ы мистический человек?

- Ќет.

- “ак ведьм не бывает?

- Ѕывают, наверное, но в них вр€д ли есть что-то волшебное.

- ¬ы же верующий человек. ¬ас св€щеннослужители не упрекали, что после тех же дозоров люди начали верить в волшебство, ходить к гадалкам?

- ¬роде, наоборот, в Ђƒозорахї старалс€ показать, что 99% всех гадалок Ц это шарлатаны. я понимаю, что некоторые люди готовы даже художественную книгу прин€ть за истину, поэтому перестраховываюсь. ј св€щенники тоже бывают разными. —реди них есть слегка фанатичные, которые, наверн€ка, что-то бы мне высказали. “е, с которыми € общалс€, не высказывали и даже просили подписать книжку дл€ себ€ или дл€ ребенка. Ќормальные люди все понимают нормально.

- ≈сли продолжать историю Ђƒозоровї, в самой последней книге победит добро или зло?

- ƒумаю, что окончательно не может победить ни то, ни другое. ≈сли обращатьс€ к христианству, этого не может быть, потому что зло есть в природе человека. ѕо крайней мере, в наших силах Ц уменьшить его содержание.

-  аков ваш рецепт борьбы со злом в себе?

- ѕрежде всего, поступать с человеком так, как хотелось бы, чтобы поступали с тобой. ƒумать, прежде чем делать. ѕытатьс€ критически относитьс€ к тем ситуаци€м, когда тобой манипулируют.

- ¬ы бы хотели, чтобы ваши произведени€ включили в школьную программу?

- Ќет, не нужно! ј то читать мен€ будут меньше. ’от€ кое-что проход€т на уроках, но как некое внеклассное чтение. я когда школу дл€ сына выбирал, завуч не знала, кто €. » вдруг в одном из кабинетов обнаружил на доске Ђѕочему Ќедотепа вовсе не недотепа, или образ “рикса в романе Ћукь€ненко ЂЌедотепаї. я очень долго сме€лс€. «авуч не могла пон€ть, в чем дело, и пришлось признатьс€, что € и есть автор. ќказалось, что книжку разбирали в старших классах как внеклассное чтение.

- ¬ы как-то защищаете свои произведени€ от пиратов? » возможно ли в принципе с ними боротьс€, или мы возвращаемс€ в допушкинские времена, когда на литературе никто не зарабатывал?

- ≈сли и вернемс€, количество писателей резко сократитс€ не по числу графоманов, а по числу тех, кто как раз собираетс€ серьезно заниматьс€ литературой. я предпринимаю меры, участвовал в каких-то письмах и петици€х к президенту с просьбой урегулировать это законодательно. ѕровод€тс€ какие-то акции, юристы подают в суд на нелегальные библиотеки. Ќо эта борьба, по сути, бессмысленна. ѕобедить пиратство можно только государственными мерами Ц и очень жесткими. Ќо дл€ государства это далеко не первоочередна€ проблема.

- Ќо хорошие издани€ сто€т очень дорого. ≈сли книги нельз€ будет найти в сети, чтение многим станет не по карману.

- ¬ 90-е годы книги доже были дорогими по сравнению с уровнем дохода большей части населени€. Ќо они издавались и продавались. —ейчас же, к сожалению, все это часто уходит в интернет, причем, именно в пиратские библиотеки. Ёто очень печально. ≈сли известные писатели, вроде мен€, еще могут как-то справл€тьс€, то начинающим очень т€жело.

-  огда вы в последний раз покупали книгу?

- Ќесколько лет назад. Ёто был роман “ерри ѕратчетта Ђ огда мы были дельфинамиї.

- ќго! ј что вы с тех пор читали?

- Ёлектронные книги.

-  ак считаете, бумажный вариант перестанет сущестовать?

- ќстанутс€ те области, где бумажна€ книга просто удобнее: справочна€ литература, детские книги, художественные альбомы. ќп€ть же никуда не денутс€ рынки дешевых книг дл€ чтени€ в электричках и нормально изданных бумажных книг дл€ ценителей и любителей. » останетс€ кака€-то часть изданий дл€ тех, кто не читает электронные книги и вообще читают две-три книги в год. ¬от выходит какой-нибудь Ђ од да ¬инчиї - не покупать же им по такому случаю букридер! ѕроще купить книжку.

- „то будет с миром через 50 лет?

- ћогу не предположить даже, а сказать довольно точно. Ѕудет 2062 год.

- ј если серьезно?

- Ѕудет построен первый город на Ћуне. Ќа ћарсе пройдет экспедици€, во врем€ которой будет найден первый космический корабль. Ћюди посел€тс€ на дне мирового океана. Ѕудет вылечено большинство известных болезней. Ћюди научатс€ измен€ть свои тела, отращивать жабры. ѕоскольку через 50 лет моих слов никто не проверит, могу говорить с полной убежденностью.

- „то будет с народами и государствами?

- ¬от тут можно уже посерьезнее сказать. ѕерва€ тенденци€ - это глобализаци€. ≈сть ощущени€, что она обречена на провал. „еловечество разнородно и раздроблено. » попытатьс€ четко и жестко объединить его в одну систему нельз€. ≈сли раньше был только —оветский —оюз, то сейчас есть еще и исламский мир, который совершенно не в восторге от такой перспективы и готов на очень жесткие акции. —уществует масса маленьких упр€мых стран, которые не хот€т расставатьс€ со своей самобытностью, которые отвергают английский €зык и американскую культуру. ѕоэтому глобализаци€ провалитс€, а нас ждет некий довольно сильный откат к национальным государствам и, наверное, к сколачиванию союзов на основе духовной и культурной общности.

-  онец света будет?

- «ависит от того, существует ли темна€ матери€. ≈сли существует, то ¬селенна€ когда-нибудь прекратит расшир€тьс€, захлопнетс€ и постепенно растворитс€. Ќо это будет нескоро.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

–естлер, балагур и любитель пускать газы
ѕосетило:43736
 јндре √игант
—оздатель лучшей снайперской винтовки
ѕосетило:9976
≈вгений ƒрагунов
ќснователь модного дома УKarl LagerfeldФ
ѕосетило:12789
 арл Ћагерфельд

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru