Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ергей Ћукь€ненко

   /   

Sergey Lukianinko

   /
             
‘отографи€ —ергей Ћукь€ненко (photo Sergey Lukianinko)
   

ƒень рождени€: 11.04.1968 года
ћесто рождени€: ƒжамбул, ———–
¬озраст: 52 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


...продюсер, который не будет вкладывать деньги в детские фильмы, просто враг собственному бумажнику...

–усский писатель-фантаст

—ергей Ћукь€ненко родилс€ в городе  аратау. ќкончил јлма-јтинский государственный медицинский институт по специальности врач-терапевт. ѕрошел ординатуру по специальности врач-психиатр. –аботал заместителем главного редактора журнала фантастики ћиры (јлма-јта). ѕерва€ публикаци€ в фантастике - рассказ Ќарушение (журнал «ар€, јлма-јта, 1987). — 1993 года - профессиональный писатель. Ўирокую известность получил после выхода повести –ыцари —орока ќстровов (1992).
ѕомимо большого числа других литературных премий, в 1999 году —ергей Ћукь€ненко стал самым молодым на нынешний день лауреатом јэлиты - старейшей отечественной премии, присуждаемой за общий вклад в развитие фантастики.
—ергей женат, посто€нно проживает в ћоскве. ¬оспитывает сына. ƒержит домашних животных (декоративных мышей и йоркширского терьера Ѕусю), увлекаетс€ кулинарией и курит любимую трубку.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

21.06.2005

- —ергей, о том, что ¬ы автор сценари€ Ќочного дозора, знают все. —кажите, это ¬аш первый опыт сценарного творчества?

—ергей Ћукь€ненко фотографи€
—ергей Ћукь€ненко фотографи€

- ѕервый. ƒо этого € никогда сценари€ми не занималс€. Ёто был мой первый эксперимент, надеюсь, более-менее удачный.

- ¬ чем на ¬аш взгл€д главное отличие сценари€ от книги?

- ” писател€ гораздо больше инструментов.  ак писатель, €, когда пишу, могу описывать мысли геро€, могу делать какие-то достаточно большие лирические отступлени€ и держать при этом читател€ в напр€жении. ¬ кино все по-другому. ¬ кино все надо показать, надо визуализировать. Ќа экране не нужны говор€щие головы. Ёто очень трудно, потому что иногда хочетс€, чтобы персонажи сели и поговорили, а это не всегда удаетс€. –аньше € считал, что в книге все и так визуально, все видитс€. Ќо оказалось, все не так просто, как кажетс€.

- ј какую сцену Ќочного дозора было писать сложнее всего?

- Ќа самом деле, как это ни странно, сложнее всего было с начальной сценой - сценой прихода к колдунье. ќна была вз€та из ƒневного дозора, и по книге к колдунье приходит не јнтон √ородецкий, а обычна€ проста€ женщина. Ѕыло трудно все это переложить на јнтона, зна€, что эта сцена должна стать начальной сценой фильма, что она очень сильна€, что она действительно сразу бьет по зрителю, заставл€ет его смотреть на экран. ѕолучалось, что этот визит к колдунье - визит положительного геро€, который вдруг внезапно соглашаетс€ на такую страшную вещь, как убийство ребенка. » именно из-за этой сцены в итоге потребовалось пересмотреть весь образ главного геро€, потому что, если он может прийти к колдунье и сказать: ѕусть погибнет ребенок!, то он совершенно другой человек, не такой, как в книге. ¬ итоге в фильме герой получилс€ несколько другим, но тоже очень интересным и своеобразным.

- —ергей, до написани€ сценари€ ¬ы изучали специальную литературу о том, как пишутс€ сценарии?

- Ќет.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

- » вас никто не консультировал?

- я немножко общалс€ с друзь€ми, со знакомыми, которые этим занимались, а потом мы общались с “имуром Ѕекмамбетовым. Ќа самом деле, мне это общение очень сильно помогло. “имур, как профессионал, как режиссер, очень многое мне объ€сн€л: как это надо делать, и что именно он хочет от мен€ получить. Ќо, в принципе, нет. я никогда не училс€ писать книги, не оканчивал литературный институт или что-то подобное. я не училс€ писать сценарии и не оканчивал сценарные курсы. ћне вообще кажетс€, либо человек что-то умеет делать, либо этому нельз€ научить.

- “еперь уже ни дл€ кого не секрет, что ¬ы подписали контракт с кинокомпанией XX век - ‘окс на написание сценари€ к Ќочному ƒозору-3. ¬ы будете работать с американским драматургом. ј с кем именно, еще не знаете?

- ѕока не знаю. Ѕыло подписано лишь соглашение о том, что € пишу сценарий. Ќа мой взгл€д, это очень важный момент, принципиально важный. „исто американский сценарий стал бы эдакой большой развесистой клюквой. ƒаже при самых добрых чувствах со стороны американского сценариста, он бы все равно эту историю рассказал бы по-американски.

- ј с кем из американских сценаристов ¬ам бы хотелось поработать?

- я не знаю. «десь мне достаточно трудно загадывать, потому что, в общем-то, кардинальное отличие американского кино от нашего кино и, вообще, американского образа жизни от нашего, в том, что там всегда работают профессионалы. “о есть, у нас написание книги и написание сценари€ - это, во многом, такой какой-то выплеск эмоций и крик души. “а сама€ достоевщина, котора€ на самом деле всегда и привлекает западных читателей и зрителей. ” американцев это просто слаженна€ четка€ работа профессионалов, которые знают, что у них задача написать такой-то сценарий, чтобы зритель испытывал те-то и те-то эмоции. »сключени€, конечно, есть. Ёти исключени€, как правило, и бывают гениальными. Ќо в принципеЕ ¬ принципе, конечно, мне кажетс€, что в американском подходе, и в писательском, и в сценарном, гораздо больше трудолюби€, опыта и просто таких заученных навыков, чем у какого-то совершенно вольного свободного творчества. Ёто не плохо и не хорошо, это просто два разных подхода. ћне бы очень хотелось поработать с человеком, который профессионально умеет писать сценарии. ћне кажетс€, это будет очень интересно, и, в принципе, наверное, мне это что-то даст. я не могу назвать конкретных имен, да € их практически не помню. я думаю, что нормальный человек никогда не помнит, кто там автор сценари€, за исключением каких-то уж совершенно любимых хрестоматийных фильмов.

- “о есть, ¬ы об этом пока просто не задумывались.

- ƒа. Ќо в любом случае € думаю, что это будет профессионал в этом деле. » просто посмотреть, как они работают, будет очень интересно.

- —ергей, а ¬ы в курсе, что в √олливуде, да и в принципе во всем мире, существует жесткий стандарт оформлени€ сценариев? ѕол€ дл€ сцен, дл€ имен, дл€ реплик?

- ƒа. я работал в этой специальной программе, дл€ написани€ сценариев. Ёто немножко менее удобно, чем Word, к которому € привык. —кажем так: просто немного друга€ оболочка. Ќо суть от этого не мен€етс€.

- Ѕудете работать с этой программой дальше?

- ƒа, почему нет?

- —ергей, ¬ы говорили в одном интервью, что когда писали —умеречный дозор, то уже больше представл€ли себе героев, созданных актерами. ј когда писали сценарий Ќочного ƒозора, ¬ы представл€ли себе каких-то актеров в той или иной роли?

- Ќет, там еще не было четко заданных актеров. “ам на самом начальном этапе даже режиссер еще не был определен.

- я знаю, что многие сценаристы, когда что-то пишут, сразу представл€ют себе определенных актеров. √овор€т, что так легче работать.

- я тогда достаточно плохо знал наших молодых актеров. ќп€ть же, там шел очень большой кастинг, там было очень много имен, и € не могу сказать, что писал сценарий специально под ’абенского или под ‘риске. Ќо вот —умеречный дозор да, действительно, уже писал, отталкива€сь во многом от того образа, который сыграл в кино јлексей „адов. я на самом деле совершенно восхищен тем, как работает наш молодой актер, а его игра в дуэте с «олотухиным, одним из лучших, сильнейших наших актеров, мен€ просто удивила и порадовала. я вдруг увидел, что у нас сохранилась эта школа, сохранились молодые люди, которые играют с той же душой, с тем же мастерством и умением. » € просто влюбилс€ в этого персонажа и пон€л, что хочу снова про него написать. “о есть фактически так: „адов слегка виноват в том, что € написал третью книгу.

- ј вообще, когда ¬ы писали сценарий, задумывались о том, как это будет сн€то? я имею в виду, не приходили в голову мысли: ну, написать-то € сейчас напишу, но возможно ли вообще сн€ть такое вот, а хватит ли у нас денег на это вот?

- Ѕыл момент, где-то в самом начале работы, когда € разговаривал на эту тему с режиссером и продюсерами. я говорил: –еб€та, что € могу писать, что не могу? „то вы сможете сделать, что не сможете? ¬от, типа, чтобы здесь в кадре был тигр, а чтобы здесь машина перекувыркнулась через «авулона. “о есть, € задевал какие-то такие вот моменты, которые у мен€ планировались, и говорил: —кажите сразу, чего нельз€ сн€ть, чтобы € зр€ этого не писал. ƒавайте-ка, мы будем отталкиватьс€ от возможностей, которые у нас есть. » мен€ очень удивило, поразило и в тот момент даже смутило то, что мне говорили: ѕиши все, что хочешь. ћы попробуем это сделать! я: ’орошо. ћорфинг лица будет?! Ѕудет. —пецэффекты будут? Ѕудут.  акие?  акие надо, такие и будут. ƒавай, пиши. ¬от.

Ќа самом деле, очень важно, что этот фильм действительно снималс€ не по такому остаточному принципу, что вот у нас что-то есть, и вот то, что есть, ты от этого и пл€ши. „то у нас тут столько-то денег на спецэффекты, а здесь у нас столько-то денег на то, чтобы мелькнул в кадре такой-то актер. Ќет. Ќа самом деле подход изначально был другой. ѕиши, как ты считаешь нужным. ќписывай, а мы постараемс€ это сделать. Ёто нормальный, это правильный подход, просто его очень давно не было у нас в кино.

- ј на ходу что-то передумывать приходилось?

- ≈стественно. я и дл€ второго фильма сейчас еще что-то дописываю, мен€ю какие-то моменты. “ам идет работа. Ќа самом деле, там над сценарием работаем не только мы с “имуром Ѕекмамбетовым, там есть еще масса других людей, которые просто подключаютс€ к нам на каких-то стади€х. Ћюди придумывают какие-то диалоги, какие-то сцены. ѕросто по ходу съемок фильма возникает кака€-то очередна€ иде€, кака€-то мысль о том, что надо сделать тот или иной эпизод, и тогда его приходитс€ спешно придумывать, наполн€ть диалогами, образами, эмоци€ми.

- “о есть, первоначальный сценарий - ни в коем разе не окончательна€ верси€?

-  онечно. ¬ариантов сценари€ первого Ќочного дозора было штук тридцать. „асть из них писал €, но потом все это зашло в тупик, стали работать другие сценаристы. ’орошие, наши замечательные, сценаристы. ќни на самом деле очень старались, но материал не поддавалс€. ѕотом в какой-то момент снова за работу вз€лс€ €, вз€лс€ “имур, и тогда был какой-то переломный момент, когда мы с “имуром просто сели и поговорили друг с другом, попытались пон€ть, что он хочет, и что € должен сделать. » в какой-то миг внезапно все это пошло. “о есть, наконец, стало получатьс€. Ёто бесконечна€ работа, к сожалению.   сожалению, потому что €, конечно, привык книгу написать, отдать ее издателю и все - она живет своей жизнью. ј кино, сценарийЕ  ино - это другой ребенок. –ебенок, которого надо растить все врем€ до момента, пока фильм не вышел на экраны. » на этапах озвучки, даже на этапах последнего сведени€ звука, все равно требуетс€ что-то мен€ть, иногда кардинально, и с этим надо работать. Ёто другой жанр.

- —ергей, начинающие сценаристы часто задают нам такой вопрос: хочу написать сценарий по мотивам произведени€ какого-нибудь современного российского автора. „то мне нужно сделать сначала - договоритьс€ с автором или же можно смело приступать к работе, а вопросами с правами пусть занимаютс€ продюсеры. „то ¬ы, как современный российский автор, можете им сказать?

- ѕонимаете, здесь ситуаци€ така€. ≈сли, скажем, ко мне придет молодой и начинающий талантливый автор и скажет: я хочу написать сценарий по вашей книжке. я пожму плечами и скажу: Ќу, пиши, а кто тебе в этом мешает?!. Ќо в тот момент, когда пойдет разговор о съемках фильма, то это уже, естественно, пойдут такие скучные бюрократические юридические вопросы, как это все оформить, как это сделать. я думаю, здесь реален любой вариант. “о есть, может действительно прийти талантливый человек, талантливый сценарист и сделать в итоге такой сценарий, что продюсеры выстро€тс€ в очередь, а режиссеры будут дратьс€ за право сн€ть по этому сценарию фильм. » автор книги будет просто счастлив отдать свое творение на поругание этому сценаристу. Ќикто не мешает работать никому. ¬се могут сделать сценарий, пока это только сценарий, пока это не фильм, а только как бы така€ рабоча€ верси€. ѕочему нет?

- —ергей, а мысль написать не экранизацию, а полностью оригинальный сценарий в голову не приходила?

- ѕриходила. я, может быть, когда-нибудь этим займусь. ћне в какой-то момент сказали такую хорошую фразу, и € очень ей порадовалс€: ћожешь считать, что у теб€ теперь по€вилась нова€ професси€ - сценарист. ѕотому что это сво€ отдельна€ область, и у теб€ всЄ получилось. » € этому рад, потому что сценарист - это действительно очень близко, но это все-таки другое. Ёто не то, что писать книжки.

- я заметила, многие считают, что ¬ы сейчас пишете сценарии ко всем ¬ашим книгам, которым предстоит экранизаци€. Ќо, насколько € знаю, это не так.

- Ќа самом деле, после работы над сценарием Ќочного дозора € отказалс€ от написани€ сценариев к другим книгам. ” мен€ куплены сейчас, по-моему, дес€ть или двенадцать книг дл€ экранизаций, больша€ часть из этих проектов, конечно, не будет сейчас реализована. Ёто были, скажем так, теоретические вложени€ различных киностудий. «адел на будущее. ѕервый канал решил снимать, давай-ка, и мы на вс€кий случай купим. я думаю, мысль у них была така€. Ќу, что-то выйдетЕ —ейчас начинаетс€ работа над фильмом —егодн€, мама! по нашей с ёлием Ѕуркиным повести. » начинаетс€ работа над фильмом Ќе врем€ дл€ драконов. Ёто то, что мы писали в свое врем€ с Ќиком ѕерумовым. я считаю, что фильмы получатс€ интересные. Ќо сценарии там писали другие люди. я сразу сказал, что не буду в этом участвовать, потому что книги писать мне проще. ѕроще и интереснее.

- ј как обсто€т дела с √лубиной?

- “ам написал очень хороший, на мой взгл€д, сценарий ћихаил ’лебородов. ќн сделал вещь, котора€ порадует поклонников книги. Ётот фильм, когда он будет сн€т, будет очень близок по духу, по основе к книжке. Ќо, к сожалению, отчасти из-за успеха Ќочного дозора, отчасти из-за возникшего совместного проекта с американцами, из-за всей этой суеты, проект √лубина оказалс€ несколько отложен. ќн должен был стартовать еще осенью прошлого года.

- ”же известно, кто будет играть Ќеудачника?

- я не хотел бы назвать сейчас все имена, которые знаю. “очно могу сказать, что —трелка будет играть √оша  уценко. ѕланируетс€ достаточно большое участие американских актеров. ≈сть очень, очень серьезные задумки по всему проекту. Ќо пока он не стартовал, € бы, пожалуй, воздержалс€ от комментариев.

- ѕервоначально предполагалось сделать из Ќочного ƒозора сериал. —ейчас от этой идеи отказались?

- я надеюсь, что по Ќочному дозору все-таки сделают и сериал, потому что отсн€то было очень много материала, а в фильм вошло, наверное, от силы треть того, что было сделано. ƒаже на вышедшем сейчас подарочном издании, где есть минут тридцать или сорок дополнительных материалов, только мала€ толика того, что было сн€то. » € думаю, что можно будет сделать и сериал на основе всего это материала. ћне кажетс€, это было бы хорошо. Ќадеюсь, что это будет сделано.

- ¬сем известны западные фантастические сериалы ¬авилон-5, —екретные материалы, —умеречна€ зона, ¬нешние пределы. ¬ам не хочетс€ увидеть подобный сериал отечественного производства?

- —кажем так: такого, который будет действительно очень долгий и развивающийс€, хочетс€. Ќа самом деле, хочетс€. » € думаю, что из того же Ќочного дозора вполне можно сделать большой интересный сериал. ќп€ть же, у мен€ много других книг, многие из которых € считаю гораздо удачнее.

- ј не лучше ли вз€тьс€ за экранизацию рассказов?

- ƒа, на мой взгл€д, рассказы вообще лучше экранизировать. ѕотому что рассказ почти всегда оставл€ет режиссеру возможность добавл€ть что-то свое и при этом не урезать то, что существовало у автора. ¬ ситуации с большой книгой, с романом, приходитс€ обрезать очень много интересных нитей. ѕри этом всем пон€тно, что это интересные моменты, но они просто не вход€т в формат фильма. — рассказом проще. Ќа самом деле, как раз сейчас € с любопытством жду того момента, когда ко мне придет тот или иной режиссер или продюсер и скажет, что хочет снимать фильм по рассказу. ћне кажетс€, что это будет очень интересно.

- ¬ы смотрели церемонию вручени€ «олотого орла?

- “ак. ћельком смотрел.

-  ак относитесь к этой премии?

- ’ороша€ преми€. ¬ообще, люба€ преми€ - это замечательно. ѕреми€ - это стимул, который помогает и писател€ми, и режиссерам, и актерам работать дальше. Ќе все измер€етс€ деньгами и гонорарами. ѕорой сам факт вручени€ какой-то премии радует и подстегивает гораздо больше.

- Ќынче, на мой взгл€д, была хороша€ п€терка фильмов в номинации Ћучший фильм года. Ќо Ќочного дозора в ней не было, и это несмотр€ на то, что он был номинирован на ќскар. ¬ас така€ ситуаци€ не удивл€ет?

- я думаю, что это на самом деле совершенно правильно. Ќе в обиду прекрасным фильмам, которые были номинированы, € считаю, что Ќочной дозор немного вывалилс€ из рамок нашего стандартного кино, и включать его в шорт-лист этой премии было бы немножко некорректно.

- —ергей, но это мы все говорим о кино взрослом. ј что ¬ы думаете про ситуацию с детским кино?

- ” нас было прекрасное детское кино. ћожно назвать многие именаЕ Ќечаева, например, который сн€л массу замечательных, чудесных волшебных сказок. ” нас была хороша€ школа, сейчас она утрачена, но, мне кажетс€, она скоро начнет возрождатьс€.  ак не ужасно это прозвучит, но гнусные законы экономической выгоды и капитализма застав€т снимать детское кино, потому что детское кино - это то, куда зритель придет, то, что он будет смотреть. Ќа самом деле, продюсер, который не будет вкладывать деньги в детские фильмы, просто враг собственному бумажнику. ƒетское кино - это огромный рынок и огромна€ аудитори€. » € думаю, что в скором времени у нас по€витс€ замечательные, хорошие детские фильмы.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru