Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

—ергей Ћукь€ненко

   /   

Sergey Lukianinko

   /
             
‘отографи€ —ергей Ћукь€ненко (photo Sergey Lukianinko)
   

ƒень рождени€: 11.04.1968 года
ћесто рождени€: ƒжамбул, ———–
¬озраст: 52 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


—ергей Ћукь€ненко. ¬сем выйти из сумрака!

–усский писатель-фантаст

¬ жизни —ерге€ Ћукь€ненко главное место занимает, конечно, семь€. ѕотому что дом и развлечени€ - это все вторично.   тому же, писать, не име€ крепкого тыла, когда на душе кошки скребут, когда одолевают какие-то проблемы, св€занные с личными взаимоотношени€ми очень т€жело. ƒело в том, что невозможно жить совершенно без конфликтов. ѕоэтому очень важно, чтобы со стороны семьи были понимание и поддержка.

29.08.2004

ѕо моему псевдониму нетрудно догадатьс€, кто €вл€етс€ моим любимым писателем. ѕоэтому на это интервью € шла с особым волнением - мне предсто€ло встретитьс€ не просто с известной личностью, а с человеком, которого € искренне уважаю и чье мнение дл€ мен€ важно. ћы расположились за небольшим столиком в кабинете писател€, запаслись вкусным тортом, чашками с чаем, и начали разговор.

—ергей Ћукь€ненко фотографи€
—ергей Ћукь€ненко фотографи€

- —ергей, естественно, во врем€ бума, св€занного выходом фильма по "Ќочному дозору", вопросов о нем не избежать. —кажите, а что ¬ы почувствовали, когда ¬ам было сделано первое предложение?

- Ћюбопытство, наверное, не более того. ѕотому что, насколько все будет серьезно, пон€ть было трудно. ¬ принципе, конечно, было при€тно. Ќо на что-то серьезное € не рассчитывал, потому что первоначально этим собиралась заниматьс€ небольша€ студи€ с небольшим активом, и речь шла о малобюджетном телепроекте.

—ергей Ћукь€ненко фотографи€
—ергей Ћукь€ненко фотографи€

ѕока только велись переговоры, заключались договора и прочее, серьезно рассматривать этот проект было трудно. ј вот когда поступило предложение от ѕервого  анала, по€вилось больше энтузиазма. —тало видно, что сработают сильно: на мои вопросы что можно придумывать, а чего нельз€, какие будут ограничени€, продюсеры отвечали, что можно придумывать все, что угодно, они попытаютс€ воплотить все. “акой подход сразу порадовал.

- ј страха не было?

—ергей Ћукь€ненко фотографи€
—ергей Ћукь€ненко фотографи€

- (ѕожимает плечами) ј чего бо€тьс€? ¬ худшем случае был бы плохой фильм.  нига же от этого не изменитс€.

- ј реакции давних фанатов книги не опасались?

—ергей Ћукь€ненко фотографи€
—ергей Ћукь€ненко фотографи€

-   сожалению, € понимаю, это неизбежный процесс. ƒаже к экранизации ƒжексона "¬ластелина колец", котора€, на мой взгл€д, была образцово-показательной, была масса претензий и негативных отзывов со стороны поклонников книги. ’от€ там, кажетс€, максимально, на сколько это возможно, был выдержан и дух книги, и буква книги. Ќо при всем этом все равно была масса возмущений: и то не так, и это не так, а тут не было вот этой башенки, а вот здесь неправильное выражение лица.  огда человек уже полностью составил у себ€ в голове визуальный р€д, когда он уже представил, как выгл€дит каждый персонаж (это, конечно, €; это - мо€ любима€ девушка; это - мой начальник по работе в роли главного “емного властелина), сложилось представление того, каким должен быть фильм. », когда он сталкиваетс€ с чужой фантазией, причем фантазией достаточно разнузданной, вольной, у него сразу возникает возмущение. Ќу, с этим ничего не поделаешь.

Ћучшие дн€

”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:113902
јлександр ќрлов
¬уди јллен: интеллектуал и неисправимый романтик
ѕосетило:8311
¬уди јллен
ѕрыжок с самого высокого небоскреба мира
ѕосетило:6365
‘ред ‘уген

я лично считаю, что самое главное то, что фильм очень резко побудил интерес к книге, она сейчас продаетс€ огромными тиражами, по€вилось масса новых читателей.

- ќжидани€ от картины оправдались?

- Ќу, € не могу сказать, что € там полностью всем доволен, но, наверное, автор книги будет доволен только в том случае, когда сам все будет снимать. Ќо в целом - да, ожидани€ оправдались. ‘ильм больше понравилс€, чем не понравилс€. я бы поставил ему четверку с плюсом.

- ј ¬ам не хотелось экранизировать книгу самосто€тельно?

- я же не специалист в этом деле. Ёто было бы достаточно самонаде€нно вот так брать и заниматьс€ совершенно другой работой. –абота режиссера - это очень много совершенно нетворческой работы, скрытой от глаз зрител€: надо уметь организовать весь съемочный процесс, управл€ть огромным коллективом из дес€тков и сотен людей, и при этом нужно еще творческую линию создать. я не думаю, что сумел бы так просто придти и со всем этим справитьс€. Ётому учатс€, учатс€ долго, серьезно, потом набивают себе шишки, занима€сь своими первыми фильмами.

ј придти и сказать: "ј € автор книги, € вам сейчас все сниму!" - это было бы очень самонаде€нно. Ќаверно, даже при самом благожелательном коллективе актеров, режиссеров и операторов все равно получилась бы полна€ ерунда. » пустые сотр€сани€ воздуха: "¬от € сейчас возьму цифровую камеру, и мы с друзь€ми все сделаем куда лучше", - это на самом деле профанаци€, это невозможно.

"¬едьма из Ѕлэр" - единственный удачный пример, и он прокатил только в силу того, что был первым. «рител€ привлекло, что в фильме съемка велась любительской камерой, прыгающее, дергающеес€ изображение, плюс, конечно, там неплохой сюжет, но подобные фокусы проход€т только один раз.

-  ак вы относитесь к критике?

- ƒостаточно нормально, пока это критика книги, а не мен€ лично. «ачастую, у нас под этим словом понимают возможность нахамить самому автору произведени€, а не обругать то, что он сделал. ѕоэтому у нас и возможны какие-то возгласы типа: "јвтор испоганил свою собственную книгу! ј режиссер произдевалс€ над зрителем и сн€л полное фуфло!"

’очетс€ поругать фильм или книгу - ругай. Ѕери, разбирайс€, что в нем хорошо, а что плохо, объ€сни почему это так, выскажи свое мнение. “о есть пон€тно же, что ни режиссер, ни писатель, ни скульптор не став€т своей целью делать что-то, что им самим не нравитс€.  онечно, в любом случае, любое творчество будет вызывать массу негативных эмоций. ” любого творческого человека будет и миллион поклонников и миллион противников. Ќо у нас под словом "критика" очень часто понимают переход на личности, и это бывает очень непри€тно.

- ј правда ли, что писатель всегда находитс€ в конфликте с самим собой?

- ¬о многом - да.  онечно, если вз€ть ситуацию, когда написание книг превращаетс€ чисто в ремесло - это тоже подход, и зачастую в таком подходе ничего плохого нет - то должна производитьс€ литература, не от€гощенна€ чем-то серьезным, грубо говор€, такие мексиканские сериалы. Ќо, в принципе, писатель в большей части пишет исход€ из какого-то своего внутреннего конфликта. Ћибо конфликта, который требует какого-то разрешени€ - не все конфликты можно разрешить в жизни, и есть возможность сделать это в книге, так или иначе высказатьс€.

- ¬ нашем журнале регул€рно проход€т конкурсы рассказов. „то бы ¬ы пожелали начинающим авторам, мечтающим добитьс€ успеха?

- ¬о-первых, больше писать, набивать руку, потому что это очень важно. я как-то стал перебирать свои старые рассказы, повести, и с ужасом обнаружил, как это было плохо написано. —мотрел, смотрел, смотрел, и потом - раз! - в какой-то момент как будто что-то щелкнуло, достаточно резко изменилс€ стиль, общий уровень произведений. “о есть произошел переход количества в качество.

 онечно, всегда бывают неожиданности и прорывы. ” мен€ есть несколько самых старых рассказов, которых € не стыжусь и продолжаю их публиковать в разных сборниках - они удались, хот€ тогда € совсем не умел писать и создал их на голом энтузиазме. Ќо рассчитывать, что человеку никогда не писавшему можно будет сесть и написать огромный роман "Ѕорьба против приспешников „ерного властелина", и он тут же завоюет миллион поклонников - это наивно. Ќа самом деле, конечно, нужно написать такой роман, но при этом четко понимать, что он так и останетс€ дл€ чтени€ автора, его семьи и друзей. Ёто будет такой шлак, который необходимо выбрать, прежде чем начать добычу драгоценной руды. Ѕез этого, в общем-то, невозможно.

 ому-то потребуетс€ написать один-два романа, которые уйдут и никогда не будут опубликованы, кому-то - дес€ть. ј кому-то удастс€ сразу опубликовать первый же кор€вый романчик, и он будет считать, что именно так и нужно писать.

- ј когда к вам пришла попул€рность?

- ƒостаточно быстро. я где-то около полугода писал в стол, показывал друзь€м. ѕотом несколько моих рассказов опубликовали в журналах "”ральский следопыт", "«ар€". » € с большим удивлением увидел, что по этим рассказам мен€ заметили в фэндоме - как раз в ту пору они отслеживали буквально любое выходившее произведение и его автора. ƒостаточно было опубликовать хот€ бы один рассказ, чтобы реагировали: "ƒа-да, мы читали в журнале "—виноводство средней полосы" ¬аш рассказ". “аким образом, уже после выхода первых рассказов, € заметил, что кто-то читает, знает, автограф даже берет.

ѕомню, как попросили автограф первый раз. Ѕыла така€ тоненька€ книжечка, скорее даже брошюрка, в ранние годы была цела€ мода на их выпуск, и вот на ней € расписалс€. (”лыбаетс€) я поразилс€, в общем-то, был один рассказ, достаточно слабый. ј человек покачал пальцем: "Ќичего-ничего, а вдруг ¬ы станете знаменитым! ј у мен€ будет ¬аш автограф". (—меетс€)

- »зменилось ли что-нибудь в ¬ас с этого времени?

- ƒа, в общем, нет, потому что € достаточно четко понимал всегда, что, как сказал Ѕорис Ќатанович —тругацкий, будет огромное количество людей, которые будут читать и хвалить, будет огромное количество людей, которые будут ругать, но запомните, что все равно будет неизмеримо больше людей, которые про вас никогда не узнают. ¬от это очень мудрое правило следует знать каждому писателю. Ѕудет ли аудитори€ дес€ть, сто тыс€ч или полмиллиона человек, все равно сотни миллионов и миллиарды людей о твоем существовании никогда и не догадаютс€.

- ≈сть такое мнение, что попул€рный человек имеет некие об€занности перед своими поклонниками. ¬ы согласны?

- ќпределенные об€занности, наверно, есть. Ќо они, скорее, лежат не в плане каких-то встреч, общени€, коммуникации. Ќапример, ѕелевин в свое врем€ выбрал такую тактику, что он ни с кем не встречаетс€, не дает интервью - это его полнейшее право, и € вполне его понимаю. ќб€занность, наверно, одна - писать те вещи, которые ты считаешь правильными, делать это качественно. “о есть хорошо делать свою работу. Ќо оп€ть же это не значит, что нужно делать ее на потребу публике, не уподобл€тьс€ художнику, которому все говорили: "ј нарисуй-ка нам горы, а нарисуй-ка нам мореЕ", пока не получилась полна€ ерунда.

- ј почему ¬ы в свое врем€ выбрали профессию психиатра?

- ѕотому что у мен€ родители врачи, отец тоже психиатр, то есть это така€ семейна€ професси€. ѕосле школы € пошел учитьс€ в медицинский институт, уже в процессе обучени€ начал понимать, что по этой профессии работать не буду. »з всей медицины больше всего привлекала психиатри€, € с детства посто€нно читал какие-то родительские книжки, то есть примерно понимал, что это такое, поэтому € стал врачом-психиатром, но проработал всего год.

- „то дл€ ¬ас самое главное в жизни?

- —емь€, конечно. ѕотому что дом и развлечени€ - это все вторично.   тому же, писать, не име€ крепкого тыла, когда на душе кошки скребут, когда одолевают какие-то проблемы, св€занные с личными взаимоотношени€ми очень т€жело. ƒело в том, что невозможно жить совершенно без конфликтов. ѕоэтому очень важно, чтобы со стороны семьи были понимание и поддержка.

- ј как ¬ы познакомились со своей женой?

- ћы познакомились очень банально. я тогда училс€ на четвертом курсе. —то€л на остановке и увидел двух девушек. ѕодошел к ним знакомитьс€. Ќо одна вскоре села в автобус, который как раз нужен был и мне. я сел следом и завел вежливый разговор на тему "ƒевушка, любите ли ¬ы такую прекрасную погоду?"

(¬оодушевленно) ј на самом деле была совершенно изумительна€ зима, с картинно обсыпанными снегом ветв€ми деревьев - пейзаж был очень красивый, хот€ сам € зиму очень не люблю. Ќо мне казалось, что ответ должен быть " онечно, да!". ѕотому что все вокруг было такое снежное, воздушное, голубое чистейшее небо - дело было в јлма-јте, там вообще очень красивое небо и зима. Ќо на мой вопрос девушка неожиданно ответила: "Ќет. я совершенно не люблю зиму". я вздохнул и призналс€, что тоже. „ерез остановку она вышла, но € все-таки успел прокричать ей номер своего телефона. я совершенно не предполагал, что она позвонит, но у нее, по счастью, оказалась очень хороша€ пам€ть на номера. » она позвонила, поскольку, ну, не знаю, то ли скучно было, то ли нечего делать, то ли только что поставили дома аппарат, и нужно было кого-то набрать. Ќо она вспомнила молодого человека, который настойчиво давал свой номер телефона. ћы поговорили, потом стали встречатьс€ и через полгода с небольшим поженились.

-  ак на ¬ас повли€ло рождение сына?

- я очень обрадовалс€ этому событию.  онечно, мен€етс€ и воспри€тие жизни, и мироощущение. “рудно сформулировать как-то словами. я начал ощущать себ€ по-другому, в каком-то новом качестве.

- ј кого ¬ы хотели?

- я хотел мальчика, жена хотела девочку. » нам до восьмого мес€ца обещали, что будет девочка, и буквально за мес€ц сказали "Ќет, это не девочка, это мальчик". ќна сначала даже расстроилась, а сейчас говорит: " акое счастье, что у нас мальчик, и зачем € девочку хотела? ћальчик куда лучше, куда интереснее".

- ј были ли споры из-за пола ребенка?

- ƒа нет. я, конечно, говорил, что хочу сына. Ќаследника. ћне хочетс€ играть с ним в игры, которые сейчас такие замечательные, мы будем с ним строить железную дорогу из комнаты в комнату и так далее. “о есть подход был такой. Ќо при этом ребенок был долгожданный, и была бы девочка - играл бы с ней в куклы.

- ¬торого ребенка хотите?

- ƒа, конечно. “олько жена теперь хочет мальчика, а € - девочку. ћы теперь помен€лись. (—меетс€)

- ¬ чем секрет ¬ашего семейного благополучи€, как вы разрешаете какие-то мелкие конфликты?

- Ёто, конечно, бывает. Ќевозможно, прожив почти п€тнадцать лет, обойтись без ссор. Ќо тут рецепт достаточно универсальный: надо в какой-то момент, поссорившись, поспорив, подувшись где-то в углу, сделать первый шаг навстречу. »ногда этот шаг делаю €, иногда жена. —соримс€, конечно, миримс€. Ќо это происходит нечасто. ќна, как психолог, говорит, что ссоры необходимы дл€ нормальных отношений.

- „то, по-вашему, самое главное при построении взаимоотношений?

- ƒоверие, наверно. ¬ общем-то, строить отношени€ без взаимного понимани€ друг друга крайне т€жело, а понимание возможно, только при полном доверии.

- ј как ¬ы относитесь к гражданским бракам? » на ¬аш взгл€д, есть ли разница между таким браком и официальным?

- —кажем так, в ситуации, когда люди действительно друг другу довер€ют, друг друга люб€т, разницы принципиальной нет. ƒл€ нас, например, никогда штамп в паспорте не был об€зательным, непременным условием. Ќо, в принципе, юридически зарегистрированный брак - это мера юридической защиты сторон при расставании, при разводе, это мера защиты детей при разделе имущества и так далее. “о есть в случае хороших отношений, в случае счастливого брака штамп в паспорте совершенно ничего не значит. ќп€ть же, он никому не помешает изменить, расстатьс€. «начение его абсолютно формально. Ќаверно это така€ скидка на несовершенство человеческой природы. –аньше дл€ этой цели служил осв€щенный церковью брак. Ќо когда люди тер€ют веру в Ѕога, то хот€ бы закон должен как-то регулировать их проблемы.

- ћногие люди считают, что отсутствие штампа в паспорте стимулирует партнеров, в то врем€, как после свадьбы многие пары "расслабл€ютс€", потому что супруг уже никуда не денетс€. ¬ы согласны?

- —транное мнение. ѕочему никуда не денутс€? –азвестись достаточно легко. ќсобенно, если в семье нет детей, тогда развод очень проста€ процедура. ћне кажетс€, это у нас осталось с советских времен, когда штамп в паспорте - значит все, € теб€ захомутала, никуда не денешьс€, если что, то € на теб€ пожалуюсь в профком, местком, теб€ путевки лишат, из партии выгон€т. ѕоэтому такое странное отношение к гражданскому браку.

Ќа «ападе это все гораздо проще. Ќо оп€ть же на «ападе люди в брак вступают годам к тридцати. ј у нас почему-то бытует мнение, что раз девочка в 25 лет еще не замужем, то она либо гулена, либо така€ плоха€, что на нее никто не позаритс€. “о есть, нужно выскочить замуж в двадцать лет и потом долго и мучительно налаживать совместную жизнь, существу€ в услови€х полной несосто€тельности, финансовой и материальной. я не осуждаю тех, кто рано женитс€.

ћы женились, когда жене было восемнадцать, а мне - двадцать три. Ќо «ападный подход, когда люди вступают в брак в достаточно зрелом возрасте, пусть даже перед этим они долго живут, не узаконива€ официально свои отношени€, - это подход более пон€тный.

- ј, по-вашему, женщина должна быть на кухне и растить детей или заниматьс€ своей карьерой?

- ¬ принципе, это каждый решает сам. ≈сть женщины, у которых главна€ цель - благополучна€ семь€, есть другие, у которых главна€ задача - успешна€ карьера, а есть и такие, которым удаетс€ совмещать. —он€ свою карьеру делала и сейчас, подрастет сын, продолжит делать - она психолог, кандидат наук, преподаватель, доцент. ѕсихологией жена занимаетс€ серьезно, с увлечением. » € рад, что у нее есть любима€ работа, что она не сидит дома, в четырех стенах, хот€, пон€тно, что материальна€ возможность дл€ этого у нее есть.

- ¬ы долго жили в  азахстане. „его больше в ¬ашем мировоззрении: восточного или западного?

- Ќаверно, как и все на ¬остоке, оно у мен€ дуалистичное: и восточное и западное.  азахстан, конечно, страна не сильно восточна€, но в то же врем€ там присутствуют восточные элементы. Ќо €, скорее, немного западный.

¬от ¬ы спросили, и € сразу вспомнил историю, которую мне рассказал “имур Ѕекмамбетов. Ќаверно, все помн€т библейскую легенду о  аине и јвеле. “ак вот один из них был земледельцем, а другой - кочевником. “имур спросил мен€, кто из них кто? я наморщил лоб, вспомина€Е ведь в традиционном европейском понимании, земледелец - он хороший, а вот скотовод, кочевник - плохойЕ ¬ы€снилось, что земледельцем был  аин. Ёто выражает восточный подход, дуализм мира.

” нас все просто, этот хороший, этот плохой, и роли должны быть распределены так. Ќа самом деле, восточное понимание - это всегда инь-€нь, взаимопроникновение вещей, добро и зло сливаютс€ воедино. ¬осток - дело тонкое. (”лыбаетс€)

- ѕоследний вопрос. ≈сли бы создали «везду “еслы, которую ¬ы описывали в повести " редо", кем бы была ¬аша прошла€ инкарнаци€?

- (—меетс€) »нтересный вопрос! ¬ы знаете, поскольку всегда все говор€т: "я в прошлой жизни наверн€ка был жрецомЕ или наследником престолаЕ или, наоборот, мань€ком-убийцей, известным воромЕ" я попробую ответить чуть оригинальнее. ¬ прошлой жизни € был совершенно заур€дным человеком, простецким обывателем, который тихо-мирно работал в какой-то конторе и ничего интересного с ним в жизни не происходило. ѕоэтому, дл€ компенсации, сейчас € веду более интересную и насыщенную жизнь.

»нтересно что думает о фильмах сам —ергей?
Alex 21.02.2006 07:43:41
Ќедавно прочитал книгу |ƒневной дозор|, был в шоке. ќчень ждал по€влени€ фильма, фильм по€вилс€, € оп€ть в шоке.  акого хера это назвали |ƒневным ƒозором|? —корее это |ƒневной позор|. “ам же кроме 4-5 имен первых лиц ничего не говорит о книге? Ќи сюжета, ни идеи, ни наконец трагедии, на которой строилась книга. Ѕыло бы классно узнать честное мнение —ерге€ про эти фильмы. ’от€ конечно понимаю, что он вр€д ли его скажет, дабы не обидеть сценариста, который веро€тно даже не читал книги. ¬сем кто смотрел |ƒневной ѕозор|, эту пародию на |“ерминатора|, |ћатрицу| и эту как его, где рушат всю јмерику, советую прослушать или прочитать книгу, и только после этого спорить.
”дачи в прослушивании.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћаргарита Ќазарова - биографи€, новости, лична€ жизнь
ѕосетило:81926
ћаргарита Ќазарова
√алина ѕрозуменщикова. Ѕиографи€
ѕосетило:18387
√алина ѕрозуменщикова
ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72714
Ѕрюс Ћи

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru