Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ёдгар Ѕерроуз

   /   

Edgar Burroughs

   /
             
‘отографи€ Ёдгар Ѕерроуз (photo Edgar Burroughs)
   

ƒень рождени€: 01.09.1875 года
ћесто рождени€: „икаго, , »ллинойс ,—Ўј
ƒата смерти: 19.03.1950 года
ћесто смерти: Ёнсино, ,  алифорни€, —Ўј
¬озраст: 74 года

√ражданство: —Ўј
—оцсети:


Ёдгар Ѕерроуз: ѕовелитель приключений

јмериканский писатель, написавший историю о “арзане

≈го роман отвергли все издательства, но ситуаци€ изменилась раз и навсегда после того, как "“арзана" из номера в номер начала печатать нью-йоркска€ газета "Evening World".

02.09.2022

„то-то мистическое было в этом человеке. Ёто был маг, который вечно попадал под власть собственных чар: стоило ему начать писать текст длиннее страницы, как у него получалс€ приключенческий роман.

Ёдгар Ѕерроуз фотографи€
Ёдгар Ѕерроуз фотографи€

ќднажды он решил написать автобиографию. ќн сел к машинке, заправил в нее чистый лист и напечатал:

"Ёдгар –айс Ѕерроуз. ѕисатель

Ёдгар Ѕерроуз фотографи€
Ёдгар Ѕерроуз фотографи€

ћен€ всегда огорчало, что жизнь мо€ не блистала событи€ми, которые могли бы придать увлекательность биографическому повествованию. ”вы - € из числа неудачников, которым не везет с приключени€ми, они всегда прибывают на пожар, когда огонь уже потушен.

я родилс€ в ѕекине, где отец мой состо€л военным советником при »мператрице  ита€; до дес€тилетнего возраста € жил вместе с семьей в «апретном √ороде. √лубокое знание китайского €зыка, приобретенное мною за эти годы, не раз служило мне добрую службу - особенно в исследовани€х, которые € вел, а интерес мой был обращен в основном к китайской философии и китайскому фарфору..."

Ёдгар Ѕерроуз фотографи€
Ёдгар Ѕерроуз фотографи€

«ачин был хорош, проблема заключалась в другом: Ёдгар –айс Ѕерроуз родилс€ не в ѕекине, а в „икаго, и отец его был пивоваром, а не военным. » со знанием китайского €зыка у автора "“арзана" было далеко не так благополучно, как об этом написалось...

» эта потр€сающа€ способность к творчеству про€вилась у него только в 36 лет.

Ёдгар Ѕерроуз фотографи€
Ёдгар Ѕерроуз фотографи€

Ёдгар –айс Ѕерроуз родилс€ 1 сент€бр€ 1875 года в семье ветерана гражданской войны (офицер армии —еверного союза), который после войны стал процветающим бизнесменом. Ёдгар был четвертым ребенком в семье. ƒва его старших брата закончили …ельский университет, а сам он был отправлен в школу Ѕраун.  огда эта школа закрылась на карантин во врем€ эпидемии дифтерии, его перевели в ћаплхерстовскую школу дл€ девочек (вот так-то), а затем - в Ёндоверскую гарвардскую школу, по окончании которой Ёдгар поступил в ћичиганскую военную академию. ѕозже Ѕерроуз вспоминал, что во всех школах его упорно учили греческому €зыку и латыни, но ни в одной из них в программе не было курса английского €зыка.

Ћучшие дн€

„еловек, который изменил музыку
ѕосетило:9080
Ѕоб ƒилан
Ёрик  антона. Ѕиографи€
ѕосетило:2066
Ёрик  антона
ƒжоуи Ћогано. Ѕиографи€
ѕосетило:131
ƒжоуи Ћогано

«ато в военной академии он научилс€ отлично ездить верхом.

Ёдгар Ѕерроуз фотографи€
Ёдгар Ѕерроуз фотографи€

ќкончив академию в 1895 году, он заручилс€ (с помощью отца, конечно) поддержкой конгрессмена от „икаго Ёдгара ”илсона и получил рекомендацию в ¬ест-ѕойнт, но переоценил весомость рекомендации и позорно провалилс€ на вступительных экзаменах.

“огда он бросилс€ в погоню за приключени€ми и в мае 1896 года определилс€ в кавалерию. ќднако вместо бурной походной жизни и стычек с апачами он обрел лишь классические прелести военного проз€бани€ в глухой провинции - в форте √рант, штат јризона, где располагалс€ 7-й кавалерийский полк армии —Ўј. ѕоэтому от формы Ёдгар предпочел как можно быстрее избавитьс€ - уже через три мес€ца после начала службы он написал отцу письмо, в котором просил переговорить со знакомыми из ¬ашингтона. ѕапа пошел у него на поводу, но бюрократические процедуры т€нулись еще целых семь мес€цев, так что с кавалерией Ёдгар рассталс€ лишь в марте 1897 года.

ѕосле демобилизации Ѕерроуз долго пас коров в јйдахо. ¬ 1941 году он вспоминал:

Ёдгар Ѕерроуз фотографи€
Ёдгар Ѕерроуз фотографи€

"∆изнь ковбо€ пришлась мне по душе, хот€ в те времена в јйдахо не было ни одной душевой. Ѕывало, € по три недели не снимал сапоги и "стетсон". ” мен€ были мексиканские шпоры, отделанные серебром, с огромными звездочками и призвоном.  огда € топал по улице, шпоры громко зв€кали, и мен€ было слышно за квартал. ќ, как € был горд!"

Ёдгар Ѕерроуз фотографи€
Ёдгар Ѕерроуз фотографи€

«атем он работал продавцом в ѕокателло, штат јйдахо, на золотых приисках в ќрегоне, полицейским в —олт-Ћейк-—ити, клерком в чикагских конторах, бухгалтером, коммиво€жером, безуспешно пыталс€ уехать в  итай инструктором по верховой езде и думал даже снова завербоватьс€ в армию.

—охранилось письмо от полковника “еодора –узвельта, в те годы - командира ѕервого кавалерийского добровольческого батальона, в который Ёдгар пыталс€ записатьс€.

"ƒорогой сэр, - написал Ѕерроузу будущий президент —Ўј, - € был бы рад прин€ть вас на службу, однако опасность превышени€ численности личного состава батальона не дает мне возможности отвечать согласием на предложение добровольца, живущего так далеко от места моей дислокации".

Ѕерроуз регул€рно бралс€ за создание собственного предпри€ти€, но все его задумки быстро перемалывались жизнью в прах. ј ведь он уже был женат, нужно было кормить двух детей...

» вот - представьте себе картину.

1911 год. “ридцатип€тилетний бизнесмен, неудачник, который никак не может свести концы с концами и только что навсегда распрощалс€ с очередным клиентом, сидит вечером в опустевшем офисе и простым карандашом на обороте бухгалтерского бланка пишет... фантастический роман. –оман о человеке, которого неизвестно как забросило на ћарс, в мир бесконечных приключений, в мир, совершенно не похожий ни на "картофельный" јйдахо, ни на деловой „икаго.

¬ мир, похожий на волшебный сон.

ƒва дес€тилети€ борьбы за существование научили Ѕерроуза не пренебрегать никаким заработком. ќн, конечно, не верил, что его писанину кто-то напечатает, но все-таки послал рукопись в редакцию журнала "All Story", подписав роман "говор€щим" псевдонимом Normal Bean - "нормальный парень". ќн наде€лс€ таким образом дать пон€ть и редактору, и гипотетическим читател€м: автор, в общем, осознает все безумие своего поступка, но, в сущности, вполне в своем уме.

Ѕерроуз много и охотно читал, в круг его чтени€ наверн€ка входили и попул€рные журналы, так что он вполне представл€л, произведени€ какого уровн€ могут быть прин€ты к публикации.  ак и большинство более-менее образованных людей, он наверн€ка частенько думал, закрыва€ и забыва€ очередной "шедевр" журнальной прозы: "я бы написал куда лучше, чем это, если бы захотел". “еперь у него по€вилс€ шанс проверить, насколько его амбиции соответствуют взгл€дам редакторов.

ѕо другой версии, одной из его об€занностей на работе был просмотр рекламы в pulp-журналах, так что рассказы попали в поле его зрени€ как бы сами собой. ¬озможно, так оно и было, тем более что рукопись он предложил именно тому изданию, которому ее и следовало предложить в первую очередь - то есть Ѕерроуз в общих чертах представл€л тогдашний журнальный "табель о рангах".

"All Story" считалс€ в те времена одним из самых попул€рных ежемес€чных журналов, принадлежавших издательской империи ‘рэнка ћанси и, помимо всего прочего, платил авторам самые высокие гонорары, так что пробитьс€ на его страницы считалось большой удачей дл€ любого писател€. Ћогично было начать именно с него - любой товар следует сначала предложить на самом дорогом рынке...

–едактором по самотеку в "All Story"

–едактором по самотеку в "All Story" в то врем€ был “омас Ќьюэлл ћеткаф, и именно ему принадлежит честь открыти€ миру имени едва ли не самого попул€рного писател€ XX века. ќн немедленно прин€л рукопись, выписал на им€ Ѕерроуза чек на 400 долларов (фантастические деньги за фантастическое произведение!) и поставил роман, озаглавленный "ѕод лунами ћарса" ("Under the Moons of Mars"), в план. –оман публиковалс€ в шести номерах - с февральского и до июльского выпуска 1912 года. ѕравда, задуманна€ Ѕерроузом игра с псевдонимом была, видимо, слишком сложна дл€ журнала: то ли сам ћеткаф, то ли кто-то из корректоров исправил "Normal" на обычное "Norman" и свел на нет всю затею.

Ќо предотвратить триумф така€ мелочь не могла. — самого первого фрагмента читатель был покорен образом ƒжона  артера, и, хот€ текст романа нес все признаки литературного ученичества, было в этом герое и в его приключени€х нечто завораживающее и новое.

ѕрежде всего, новым был сам герой - ƒжон  артер. ¬нешне обычный человек, бывший кавалерийский офицер армии  онфедерации, он как бы вскользь упоминает уже в начале своих записок (роман построен именно как его воспоминани€) о некоторых собственных необычных качествах. Ќапример, он совершенно не помнит своей юности; он выгл€дит тридцатилетним, хот€ точно знает, что прожил на свете гораздо дольше, он даже упоминает, что дважды умирал - и дважды возвращалс€ к жизни. «аписки свои он поручил опубликовать после своей очередной смерти, причем завещал похоронить себ€ в открытом гробу, в пещере, дверь в которую можно будет открыть только изнутри...

“айна жизни и смерти ƒжона  артера так и остаетс€ тайной - Ѕерроуз более ни одним намеком не дает читателю ключа к разгадке. “очно так же не даетс€ никакого объ€снени€ и тому, как ƒжон  артер оказалс€ на другой планете: суд€ по описанию "переноса" на ћарс,  артер оказалс€ там в виде астрального тела после одной из своих смертей. ќднако и это объ€снение ущербно: на ћарсе герой действует как вполне телесное существо.

—корее всего, Ѕерроуз и не собиралс€ давать никаких объ€снений. ¬се его изобретени€ подчин€лись лишь одной цели: он должен был вовлечь читател€ в игру на своих услови€х, читатель должен был эту игру прин€ть, какими бы неверо€тными эти услови€ ни были.

», надо сказать, Ѕерроузу этот ход блистательно удалс€.  ратка€ зав€зка, разворачивающа€с€ в знакомых читател€м декораци€х вестерна - прери€, золотые залежи, индейцы, - создает атмосферу достоверности и узнаваемости, а тайна личности ƒжона  артера придает этой атмосфере волнующую загадочность.  огда антураж —реднего «апада внезапно смен€етс€ марсианскими пустын€ми, а индейцы - зелеными многорукими варварами, читатель уже "схвачен", а фантастический антураж ћарса-Ѕарсума достаточно быстро обрастает множеством деталей, чтобы сойти за хорошо прорисованный фон приключенческого романа.

Ќо в центре внимани€ читател€ и автора, конечно, остаетс€ не Ѕарсум, а сам ƒжон  артер. ќбнаженный человек в незнакомом мире, человек, лишенный привычного оружи€ и привычной защиты, человек, который может рассчитывать только на свои физические и нравственные силы. „еловек, который преодолевает все трудности, так как оказываетс€ в состо€нии приспособитьс€ к чуждому ему миру...

ќбратите внимание, как прекрасно истори€ ƒжона  артера иллюстрирует идею приспособл€емости. –оманы Ѕерроуза предельно материалистичны - он и на самом деле был последовательным материалистом, а с купленной в 1890-х годах книгой ƒарвина "ѕроисхождение видов" не расставалс€, говор€т, до самой смерти. ‘риц Ћейбер как-то попыталс€ в ранней статье "ƒжон  артер: меч теософии" св€зать творчество Ѕерроуза с теорией ≈лены Ѕлаватской, но сам Ѕерроуз так часто демонстрировал в своих книгах пренебрежение вс€кими умозрительными теори€ми, что построени€ Ћейбера никто не счел нужным опровергать - они просто не получили никакого продолжени€.

«ато мысль о бесконечной приспособл€емости человека получила развитие и определенную законченность во втором романе Ѕерроуза. "“арзан" стал самым известным произведением Ё.–.Ѕ., превзойти успех которого писатель так и не смог.

» все же сначала - еще несколько слов о приключени€х ƒжона  артера.

ќ первом романе "марсианской трилогии" (в 1917 году роман вышел отдельной книгой под названием "A Princess of Mars" - "ѕринцесса ћарса") часто повтор€ют как минимум две весьма распространенные глупости. ѕерва€ - это роман "о полете на ћарс". ¬тора€ - это одна из первых "космических опер". Ќи то, ни другое в принципе не верно.

ѕон€тие "космической оперы" претерпевало довольно заметные изменени€ на прот€жении дес€тилетий, однако возникло оно лишь в начале 30-х годов и в св€зи с совершенно другим типом фантастических произведений - космической версией "лошадиных опер", то есть вестернов. „то же касаетс€ темы "полета на ћарс", то никакого полета, строго говор€, герой Ѕерроуза не совершал...

—обственно, гораздо больше оснований считатьс€ "марсианскими пионерами" у героев романов ѕерси √рега "„ерез «одиак" (Percy Greg, "Across the Zodiac", 1880), –оберта  роми "ѕрыжок в космос" (Robert Cromie, "A Plunge into Space", 1891) и Ёлсуорта ƒугласса "Ѕрокер фараона" (Ellsworth Douglass, "Pharaoh's Broker", 1899) - персонажи этих книг достигли ћарса на космических корабл€х куда раньше, чем туда прибыл герой Ѕерроуза.

—реди "марсианских" предтеч ƒжона  артера есть и еще один, самый таинственный. ¬ 1905 году была опубликована книга Ёдвина Ћестера јрнолда "Ћейтенант √улливар ƒжонс: ≈го каникулы" (Edwin Lester Arnold, "Lieut. Gullivar Johnes: His Vacations"), котора€ вышла только в ¬еликобритании и не имела никакого успеха.  азалось бы, книга јрнолда вр€д ли могла попасть в руки Ѕерроуза, однако совпадени€ сюжета " аникул √улливара ƒжонса" с "марсианской трилогией" о ƒжоне  артере местами просто поразительны. √улливар ƒжонс, лейтенант армии —Ўј, попадает на ћарс без вс€кого космического корабл€ - его доставл€ет туда случайно найденный на улице волшебный ковер. Ћейтенант неосторожно пожелал оказатьс€ "ну хоть на ћарсе" - и ковер немедленно исполнил его желание, предварительно герметически упаковав геро€. Ќа ћарсе ƒжонс обнаруживает некогда могущественную, а ныне гибнущую древнюю цивилизацию, терзаемую набегами варваров. ƒжонс влюбл€етс€ в местную принцессу, отправл€етс€ в поход по "–еке ћертвых" к полюсу ћарса, а по возвращении узнает, что его возлюбленна€ находитс€ в руках варваров.  онечно, лейтенант освобождает ее и отправл€етс€ вместе с ней в Ќью-…орк на том же ковре-космолете...

¬ другой книге Ёдвина јрнолда - "‘ра-финикиец" ("Phra the Phoenician", 1890) - описан бессмертный герой, который на прот€жении тыс€челетий раз за разом возвращаетс€ к жизни в образе тридцатилетнего солдата, в совершенстве владеющего мечом.

"Ќет никаких свидетельств, - пишет –ичард Ћупофф, - что Ѕерроуз читал книги јрнолда и был поклонником его творчества, однако даты издани€ книг и содержащиес€ в книгах совпадени€ определенно дают повод дл€ размышлений".

—ходство посылки второго романа Ѕерроуза с киплинговской " нигой джунглей" могло бы вызвать сходные нарекани€, однако “арзан настолько не похож на ћаугли, что даже у €рых нелюбителей творчества Ё.–.Ѕ. €зык не поворачиваетс€ обвинить его в каком бы то ни было заимствовании. » потом, врем€ уже рассудило и героев, и их авторов -  иплинг умер нобелевским лауреатом по литературе, зато книги Ѕерроуза издавались немыслимыми тиражами. ћаугли осталс€ героем сказки, а “арзана Ѕерроуз - а затем и его эпигоны - отправил в бесконечный поиск приключений.

ѕопул€рность “арзана не нуждаетс€ даже в констатации. ≈сли вы не читали романы о “арзане, вы видели фильмы о нем, если случайно не видели фильмы - вам наверн€ка попадалс€ по телевизору подростковый телесериал или диснеевский мультфильм... јмериканцы, конечно, добав€т в этот список нескончаемые серии комиксов.

“ак или иначе, “арзан стал одним из самых попул€рных образов массовой культуры XX века.

ј началось все это безумие в том же самом 1912 году. ¬ окт€брьском номере "All Story" этот роман был опубликован целиком под названием "Tarzan of the Apes".

"я писал его от руки на оборотах использованных бланков и на других случайных листках, которые попадались мне под руку, - вспоминал Ѕерроуз. - я не считал роман особенно хорошим и сомневалс€, что его удастс€ пристроить. ќднако Ѕоб ƒэвис [–оберт ’обарт ƒэвис (Robert Hobarth Davis) - один из самых известных редакторов концерна Frank A. Munsey, который во многом определ€л политику и облик pulp-журналов 10-х годов - —. Ѕ.] оценил его коммерческий потенциал довольно высоко и прислал мне чек, кажетс€, на 700 долларов..."

≈сли во врем€ работы над "ѕринцессой ћарса" Ѕерроуз еще только приобретал навыки литературного ремесла, то в "“арзане" его талант ѕовелител€ ѕриключений раскрылс€ в полную силу. –оман читалс€ тогда и читаетс€ сейчас с неубывающим интересом - читаетс€ не только как каскад захватывающих адвентюр, но и как гимн человеческому разуму, силе человеческого духа. Ѕезусловно, это сказка - но временами она поражает неожиданными поворотами вполне современной мысли, иде€ми, которые парадоксально применимы в реальных обсто€тельствах. Ќапример, все, что касаетс€ обретени€ “арзаном способности общатьс€ с другими людьми - сначала он научилс€ выражатьс€ письменно (фантастика, чиста€ фантастика, даже не научна€), затем волею обсто€тельств научилс€ читать английский текст по-французски, затем перешел и на английский €зык... ¬се эти трюки парадоксально отражают реальные сложности, возникающие при развитии коммуникативности детей в современном много€зычном социуме. —ейчас дети нередко учатс€ сначала распознавать английские вывески магазинов и лишь потом соотнос€т эти знани€ с русским алфавитом; они существуют сразу в нескольких €зыковых потоках, и с ростом информационной св€зности мира мы все чаще и чаще будем наблюдать "тарзан-эффекты" - результат воздействи€ на ребенка сложной €зыковой среды.

Ѕерроуз, осознанно или нет, провел над “арзаном мысленный социокультурный эксперимент - конечно, на уровне знаний своего времени. ќн постулировал, что благородство изначально присуще человеку (обычное грустное заблуждение уроженца романтического дев€тнадцатого века, заблуждение, безжалостно растоптанное веком двадцатым) и что человек может приспособитьс€ к обсто€тельствам почти любой сложности. ¬р€д ли можно рассматривать как подтверждение его правоты, скажем, существующие методики обучени€ глухонемых с рождени€ людей звуковой речи - но и отрицать, что это чудо в чем-то сродни "самообразованию" человека-обезь€ны, тоже не стоит. —корее всего, создатель “арзана даже отдаленно не имел в виду ничего подобного, однако разве не служит сама принципиальна€ возможность таких методик подтверждением главной идеи, которой роман просто сочитс€, - преклонением перед бесконечной гибкостью человеческого сознани€, его неограниченными возможност€ми?

ќднако, несмотр€ на то, что в этом романе при желании можно обнаружить и другие небезынтересные концепции, "“арзан" был и остаетс€ прежде всего произведением развлекательным. ≈сли ∆юль ¬ерн использовал форму фантастико-приключенческого романа дл€ создани€ познавательного текста, если √ерберт ”эллс использовал фантастические посылки дл€ художественного исследовани€ новых социальных и философских концепций, то Ѕерроуз главной своей целью считал развлечение читател€. ¬ его книгах не было назидательности - но не было и мелочного желани€ подстроитьс€ под вкусы публики. ќн удачно "попал" в ту самую манеру, которой ждала от журналов их аудитори€.

„итатель был готов к по€влению Ѕерроуза.

„итатель был готов платить за него деньги.

Ќо в этом следовало убедить еще и издателей.

’от€ Ѕоб ƒэвис приобрел дл€ публикации в "All Story" второй роман о ƒжоне  артере, "Ѕоги ћарса" ("The Gods of Mars"), он отказалс€ покупать "¬озвращение “арзана" ("The Return of the Tarzan"). ¬прочем, роман сразу же удалось пристроить в журнал "New Story", издававшийс€ конкурирующим журнальным концерном "Street & Smith".

“огда Ѕерроуз решил предложить свои романы книгоиздател€м. ≈сли публикаци€ в журнале приносила лишь разовый гонорар, то контракты на издание книг могли давать доход посто€нно - в виде отчислений за допечатки и переиздани€. ”спех его произведений у журнальной аудитории позвол€л рассчитывать на то, что и книги будут расходитьс€ немалыми тиражами.

»здатели придерживались иной точки зрени€. "“арзан", методично разосланный Ѕерроузом по адресам всех хоть сколько-нибудь солидных американских издательских компаний, был отвергнут всеми без исключени€. Ќикто из профессионалов не верил, что у этого журнального чтива может быть хоть какое-то будущее.

Ќо ситуаци€ изменилась раз и навсегда после того, как "“арзана" из номера в номер начала печатать нью-йоркска€ газета "Evening World". »де€ этой публикации принадлежала главному редактору газеты ƒж.’.“еннанту (J.H. Tennant), и именно ему Ѕерроуз об€зан тем, что его романы прорвались в желанный мир книжных изданий. ѕубликаци€ в попул€рной газете сделала роман широко известным среди читателей, которые не принадлежали к посто€нной аудитории pulp-журналов. –оманы Ѕерроуза начали спрашивать у книготорговцев.  ниготорговцы переадресовали вопрос к издател€м...

 ончилось тем, что к Ѕерроузу обратились из компании "A.C.McClurg", котора€ за несколько мес€цев до того прислала ему категорический отказ. “еперь интонаци€ разговора была совсем иной: издательство просило разрешени€ заключить договор на книжное издание романа.

Ёто была победа. Ѕольшой, насто€щий, стратегический успех.

 онечно, он согласилс€.

¬ июне 1914 года "“арзан из племени обезь€н" был выпущен отдельным томом, и началс€ многолетний издательский триумф Ѕерроуза. "McClurg" на прот€жении полутора дес€тилетий ежегодно выкладывало на рынок как минимум одно первое книжное издание какого-нибудь романа Ѕерроуза, опубликованного перед этим в журнале - а чаще два или три романа в год. Ёто были романы о “арзане, романы из "марсианской" серии о ƒжоне  артере, романы о мире ѕеллюсидара, расположенного внутри земной коры, другие исторические и приключенческие романы... Ѕерроуз был идеальным автором с точки зрени€ коммерческого книгоиздани€. ќн писал быстро, он продолжал свои попул€рные сериалы и начинал сериалы новые (которые могли со временем стать попул€рными, а могли и не стать), но продавались все равно хорошо.

»менно трудами Ѕерроуза окончательно оформилось целое направление фантастической беллетристики - приключенческое. ј сам Ѕерроуз с тех пор считаетс€ одним из отцов-основателей фантастики XX века...

# # # #

ћатериал написан в 2001 году как часть очерка истории американской журнальной фантастики. ¬первые опубликованы на сайте »нтернет-магазина 'о«он'

,,
Hulio Nando 24.03.2022 03:41:13
—пасибо. Ѕыло интересно.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«вездна€ выпускница '‘абрики'
ѕосетило:9322
—анта ƒимопулос
ѕервый в истории долларовый миллиардер
ѕосетило:11210
ƒжон ƒэвидсон –окфеллер
Ћариса √узеева: √лавное женское достоинство Ц независимость
ѕосетило:9428
Ћариса √узеева

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru