Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

√еоргий ¬айнер

   /   

Georgy Vainer

   /
             
‘отографи€ √еоргий ¬айнер (photo Georgy Vainer)
   

ƒень рождени€: 10.02.1938 года
ћесто рождени€: ћосква, ———–
ƒата смерти: 11.06.2009 года
ћесто смерти: Ќью-…орк, —Ўј
¬озраст: 71 год

√ражданство: –осси€, —Ўј

ћесто встречи изменить нельз€ Ц в будущем году в »ерусалиме

—оветский писатель в жанре детектива, сценарист, редактор и журналист.

Ѕратьев √онкур читают филологи, братьев —тругацких Ц в основном, интеллигенты, братьев √римм Ц дети. Ѕратьев ¬айнеров читают и смотр€т все поголовно.

12.02.2008

—тарший брат, јркадий ¬айнер, умер в апреле прошлого года в ћоскве. ћладший, √еоргий, живет в Ќью-…орке. √отов€сь к интервью с ним, € решила перечитать роман "Ёра милосерди€".

√еоргий јлександрович, читала до 6 утра, не могла остановитьс€Е

-’орошо, что вам не попалс€ другой наш роман "ѕетл€ и камень в зеленой траве", а то бы вы погрузились на пару дней.

я обратила внимание на то, что все эти замечательные диалоги героев фильма "ћесто встречи изменить нельз€", которыми так восхищались несколько поколений советских людей, да и не советских тоже, совершенно в точности Ц до зап€той Ц были написаны в вашей книге. √оворухин ничего не изменил, кроме концовки Ц того, что случилось с ¬арей —иничкиной?

-ќн не имел права, ему бы не дали. ѕо правде говор€, он не очень сильно любил нас с братом, но очень любил написанный нами роман. “ак что он относилс€ к нему трепетно, бережно. Ќастолько бережно, что вопреки договору он сн€л не п€ть серий, а семь. Ќо по указанию тогдашнего председател€ √остелерадио Ћапина из фильма пр€мо по живому вырезали две серии. —колько мы его ни уговаривали, сколько ни доказывали, что не перерасходовали сверх сметы ни копейки, ничего не помогло. Ѕыла у нас с братом мысль восстановить изъ€тые серии, но поиски в архивах закончились безрезультатно.

Ќеужели пропали?

-ƒумаю, что где-то хорошенько спр€таны. “оже детективна€ истори€.

Ёто было решением √оворухина Ц сделать в картине счастливый конец, а не такой грустный, как в романе?

Ћучшие дн€

ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:9612
‘рэнк ‘ариан
¬иктор Ћ€гин. Ѕиографи€
ѕосетило:7309
¬иктор Ћ€гин
ќлег ћедведев. Ѕиографи€
ѕосетило:299
ќлег ћедведев

-Ёто было решение √остелерадио ———–, у которого была норма смертей в каждом фильме. ≈сли в конце фильма убивали Ћевченко, у которого Ўарапов был командиром, то еще одна гибель Ц это был бы уже перебор. Ќам сказал Ћапин, что всю неделю люди будут смотреть фильм по телевизору, закончитс€ он, скорее всего, в воскресенье Ц с каким же настроением они пойдут в понедельник на работу, если еще и ¬ар€ погибнет? ѕришлось оставить ¬арю в живых. Ќо, в общем-то, € и сам потом согласилс€, что така€ хороша€ концовка люд€м при€тнее.

ƒействительно, € тоже расстроилась, что "на самом деле", то есть, в книге, было не так.

-¬ам надо прочитать два наших романа "ѕетл€ и камень в зеленой траве", о котором € уже упом€нул, и "≈вангелие от палача" Ц вот там по-насто€щему грустно. ќни посв€щены миссии евреев в этой жизни, в них мы рассказали о том, как в ———– должен был произойти ’олокост, по масштабам сопоставимый с гитлеровским. ќ том, как евреи через это прошли. "ѕетл€ и камень" Ц это, по сути, расследование чудовищного государственного преступлени€ Ц организованного властью убийства —оломона ћихоэлса, которое послужило началом мощной антисемитской кампании. "≈вангелие от палача" Ц о деле врачей. » только смерть —талина остановила этот кошмар. –оман "ѕетл€ и камень в зеленой траве" мы закончили в но€бре 1979 года, но о публикации тогда и не думали, даже не держали дома рукопись. ќпубликовали его только через 12 лет в Ќью-…орке.

ќсталс€ ли сегодн€ в –оссии государственный антисемитизм?

-я думаю, что из государственного он превратилс€ в бытовой. » его стало гораздо больше, чем в советские времена. ѕотому что тоталитарный строй и антисемитам не позвол€л разгул€тьс€, держал их в узде. ј теперь некоторые депутаты √осдумы, губернаторы Ц на персональном уровне Ц в открытую говор€т: во всем виноваты евреи, сионисты. » при этом кроют на чем свет стоит „убайса. ј € его считаю самым умным, самым способным менеджером современной –оссии.

 ак вы с братом начали писать?

-ћой старший брат јркадий как-то сказал, что жанр детектива придумал тот, кто писал Ѕиблию Ц там вовсю развивались детективные сюжеты:  аин убил јвел€, ≈ва перехитрила јдама и т.д.

јркадий был профессиональным высококлассным следователем по особо опасным преступлени€м, а € Ц юрист по образованию. ћы хорошо знали эту среду: воров, жуликов... ” нас было множество знакомых и с той, и с другой стороны баррикады, раздел€ющей нормальных людей и уголовников.

ћы начали писать по совету Ќормана Ѕородина. Ёто был легендарный советский разведчик, знакомство с которым подвигло ёлиана —еменова на создание культовой книги, а затем и сценари€ фильма "—емнадцать мгновений весны". Ѕородин предложил нам с братом написать небольшой рассказ Ц что-нибудь из милицейских будней. ћы согласились и за две недели написали 600 страниц. Ѕородин отнес рукопись в журнал "—оветска€ милици€", а ёлиан —еменов Ц в "Ќаш современник". » оба журнала напечатали, правда, вдвое сократив. Ќо что интересно: сокращенное в одном журнале было опубликовано в другом и наоборот.

 ак были распределены роли в вашем литературном тандеме?

-ћы очень долго все обсуждали, а потом разбирали, кто что будет писать, кому что интереснее. “о, что нам неинтересно было писать, мы оставл€ли на потом. ј потом, как правило, вы€сн€лось: то, что нам было неинтересно, не надо было писать вообще.

 то-то был прототипом Ўарапова Ц или это собирательный образ?

-” Ўарапова был реальный прототип. я, честно говор€, не могу сказать, что с ним сегодн€, но несколько лет назад мы с ним виделись Ц он был жив и здоров. ћы дружили с ним много лет. ќн был очень толковый следователь, человек редкого мужества, начальник отдела уголовного розыска, полковник ¬олод€ јрапов. ќн прославилс€ тем, что в 1946 году, через год после окончани€ войны, "вз€л" в ћоскве, в —окольниках, банду ћитина. Ёто была очень жестока€ неуловима€ банда убийц и грабителей, котора€ орудовала безнаказанно несколько лет. ¬от к ним туда в логово пошел тогда еще молодой лейтенант јрапов, сумел войти в доверие к бандитам и сдал их.

ј ∆еглов?

-∆еглов был наш товарищ, очень смешной человек, начальник ќЅ’—— ƒзержинского района ћосквы. ќн был весельчак, гул€ка, замечательный оперативник иЕ вз€точник. ¬ конце концов, его посадили Ц и он один из всех, кто шел по этому делу, а там был очень крупный процесс, около 20 человек были арестованы Ц ни в чем никогда не признавалс€, и в течение трех лет добивалс€ и добилс€, чтобы его дело пересмотрели. ≈го освободили за недоказанностью. ѕотом он потратил еще 2 года на то, чтобы восстановитьс€ Ц не просто в ћ¬ƒ, а на свое место начальника ќЅ’—— ƒзержинского района ћосквы. ќн вышел на работу, а на другой день подал за€вление об отставке. Ќа "гражданке" он зан€лс€ более прибыльным делом Ц плодоовощной торговлей в ћоскве. “ам у него были очень большие доходы, он любил жить на широкую ногу... но, в конце концов, что-то там у него случилось, и он повесилс€.

ќн так и говорил: "—упчику да с потрошками" ?

-ƒа. Ёто был очень €ркий человек и в жизни, и в работе. ≈го одинаково почитали и побаивались и подчиненные, и уголовники. «нали его не только в ќЅ’——, но во всех подразделени€х и службах ћ¬ƒ, в том числе, конечно, и в ћ”–е.

√еоргий јлександрович, как вы себ€ ощущаете в созданном вами мире? ¬едь вы написали не просто еще один социально-психологический детектив под названием "Ёра милосерди€". Ёто целый мир, отдельное пространство, особый €зык, культурный код. Ќа этом €зыке говор€т не только "митьки", но и обыкновенные люди. ƒо сих пор то и дело слышишь: "Ќе имеешь права Ц старший приказал", или "–ветс€ в —окольники, гад", или " акой кошелек, начальник?"

-’орошо ощущаю, нормально. Ќадо сказать, что знакомые уголовники продолжают испытывать к нам уважительные теплые чувства, приглашают на какие-то большие свои праздники, событи€...

» вы ходите?

-¬от недавно € был в Ѕрайтоне на юбилее у одного человека, которого его товарищи наградили купленным здесь же орденом "«а заслуги в борьбе с государством".

— каким Ц тем или этим?

-— тем, конечно. «десь, в јмерике, они давным-давно стали экономическими преступниками, мошенниками...

“акими... траво€дными?

-ƒа. ћногие наши знакомые уголовники переехали в —Ўј, были сначала на нелегальном положении, потом устроились. ƒругие остались, потому что там им выгоднее, комфортнее.

“о есть, герои ваших книг переехали в јмерику, и вы Ц вместе с ними?

-ƒолжен вам сказать, что € приехал в —Ўј по официальному приглашению как "лицо, обладающее международно признанными заслугами в области культуры". ¬от такой статус € получил.

¬ ваших произведени€х всегда присутствует сильна€ личность, такой "рыцарь без страха и упрека"Е

-” мен€ на этот счет давно сложилс€ такой взгл€д. ѕонимаете, литература Ц это очень стара€ дама, котора€ посмотрела на происход€щее в мире и пон€ла, что больше ей никого не обольстить. Ќичего она уже не может, и поэтому, как вс€ка€ стара€ дама, она стала рассказывать внукам сказки. Ёти внуки Ц все общество. ѕоэтому детективы, фантазии, романы Ц все это сказки дл€ взрослых людей. » по законам жанра в этих сказках должен быть герой, на которого общество может наде€тьс€, может положитьс€. — этим героем общество св€зывает свои надежды на безопасность, бескомпромиссную борьбу со злом, на то, что еще существуют честность, храбрость. Ёто, условно говор€, и есть "рыцарь без страха и упрека". » мы всегда старались это сохранить.

ј в жизни такие герои вам встречались?

-Ќу, конечно, встречались. Ќе стоит село без праведника. ¬ообще € думаю, что хороших и честных людей больше, чем плохих и жуликов, иначе мир давно бы перевернулс€, а он стоит.  онечно, сейчас в –оссии рассказывать о честном принципиальном милиционере просто смешно. Ёто бессмыслица. ќни поставлены государством в очень т€желые социальные услови€.  роме того, честный принципиальный мент, если бы такой нашелс€, мешал бы всей системе.

 ак вы оцениваете происход€щее сегодн€ в –оссии? —коро ли там наступит эра милосерди€?

-я думаю, что у –оссии сво€ "особенна€ стать"Е Ќе знаю, сколько лет еще они должны кувыркатьс€, чтобы, наконец, выйти на проторенную дорогу цивилизованного развити€ общества. ѕрин€ть как аксиомы жизни какие-то западные стандарты. Ёто будет долгий путьЕ Ёра милосерди€ придет не раньше, чем мы будем к ней готовы. ¬от, когда станут жить не по блатным пон€ти€м, а по законам Ѕожьего разумени€, она наступит.

— другой стороны, эра милосерди€ не может наступить в –оссии отдельно от всего мира. ƒумаю, сам Ѕог велел, чтобы сначала она пришла в »зраиль.

 ак поет ёрий Ўевчук: "ƒоживем ли до рассвета? „то же будет с –одиной и с нами?"

-—егодн€ достаточно большое число людей в мире, в том числе, и в јмерике начинают понимать, что »зраиль находитс€ на острие борьбы между чудовищным исламским мракобесием и институтами цивилизации, ценности которой пытаетс€ отсто€ть «ападный мир. Ќо отстаивает пока в€ло. ѕлоховато отстаивает.

”спех этой борьбы зависит не от нефтебогатства и злодейства исламского мира, а от стойкости и духовной мощи израильт€н. ƒело в том, что политкорректность, либерализм размыли многие представлени€, пон€ти€, которые €вл€ютс€ услови€ми выживани€. —егодн€ не прин€то говорить о св€щенной ненависти... —уществует мусульманска€ заповедь: если не можешь убить врага, постарайс€ что-нибудь украсть. » поэтому по отношению к террористам, убийцам, похитител€м людей, ворам и прочей разной сволочи должна быть св€щенна€ ненависть. Ёто необходимо. Ѕез этой св€щенной ненависти солдаты превращаютс€ из защитников в жестоких кровавых наемников. ¬ыража€сь старой марксистской терминологией, »зраиль более полувека непрерывно ведет справедливую войну за свою жизнь. »зраиль боретс€ за свои исконные земли, которые подвергаютс€ нападкам и обворовыванию со всех сторон при попустительстве всего мира.

ѕалестинского народа не существует. Ёто арабы, которых по политическим соображени€м натравливают на »зраиль и называют "палестинским народом". ¬се это €вл€етс€ оксюмороном и глупостью.

я вообще не могу без волнени€ думать о тех силах зла, которые ненавид€т внутри себ€ друг друга и все вместе ненавид€т »зраиль. ‘ронт этот огромен, потому что даже вне »зраил€, помимо исламских фашистов, с одной стороны стоит вождь американского ку-клукс-клана, а с другой стороны, на другом полюсе Ц российские антисемиты, среди которых особенно выдел€ютс€ бывшие евреи Ц € их называю выкрестоносцами Ц ѕримаков и ∆ириновский.

я глубоко убежден, что угроза »зраилю возникает не только от ненависти мусульманского фанатического экстремизма. ”гроза »зраилю идет со стороны чрезвычайно благополучных, вежливых, корректных западных людей, которые корректно равнодушны. ќни не понимают, что речь идет не только об »зраиле, но и об их собственных судьбах.

ќчень давно, почти 70 лет назад —талин убил замечательного писател€, польского евре€ Ѕруно ясенского, который написал: "Ќе бойтесь предателей Ц в худшем случае они предадут вас. Ќе бойтесь злодеев Ц в худшем случае они захот€т убить вас. Ѕойтесь равнодушных, ибо с их молчаливого согласи€ в мире твор€тс€ предательства и убийства".

ѕрошедшие дес€тилети€ подтверждают эту великую мудрость.

–авнодушие Ц это нейтралитет. Ќо многие европейские страны зан€ли €вно проарабскую позицию. –осси€, например, продает оружие нашим врагам: —ирии, »рану.

“радиционна€ политика двойных стандартов. —лава Ѕогу, –осси€ внутри страны отказалась от политики государственного антисемитизма, но на международной арене из-за своих имперских амбиций, как всегда, поддерживает врагов »зраил€. —егодн€ в мире существуют три бизнеса, которые дают самую огромную прибыль: нефть, наркотики, торговл€ оружием. » –осси€ уже вдоволь напилась из этих отравленных источников.

»з российских политиков вы особо выделили „убайса, а среди израильских кого можете отметить?

»з всего политического истеблишмента »зраил€ мне, безусловно, больше всех нравитс€ Ћиберман. ќн дл€ мен€ олицетвор€ет в известной мере надежду на то, что »зраиль выстоит.  роме того, € возлагаю на него об€занность возродить традиции "русских" евреев в жизни »зраил€. я знаю, что сабры, коренные израильт€не, зачастую неважно относ€тс€ к "русским" репатриантам. ƒумаю, что это обычна€ человеческа€ близорукость. ¬едь в период создани€ и становлени€ »зраил€ именно евреи из –оссийской империи заложили основы государственности. » € думаю, что Ћиберман, который возглавл€ет в общеизраильских интересах "русскую" общину, имеет об€зательство перед всем »зраилем привести во власть новых, €рких, бескомпромиссных людей, прошедших т€желую школу выживани€ в услови€х тирании. я думаю, что, конечно, Ћиберман может очень много сделать дл€ роста таких людей на израильской почве. »х усили€ми »зраиль превратитс€ в страну, с мнением которой будут считатьс€ не по либерально-демократическим счетам, а потому что она станет чрезвычайно реальной силой на политической сцене.

— кем из ваших героев ¬ы могли бы сравнить Ћибермана?

“рудный вопрос. “ранспортаци€ живого человека, тем более, политического де€тел€, в литературного геро€ Ц это весьма рискованное зан€тие.

я бы хотел, чтобы он на своем государственном посту, в своей государственной де€тельности создал бы предпосылки дл€ того, чтобы € написал новый роман, куда бы ввел его в качестве того самого рыцар€, о котором мы говорили. √еро€, с которым св€зывают надежды и уповани€ простые израильт€не.

¬ »зраиле очень много, выража€сь современным €зыком, фанатов ¬ладимира ¬ысоцкого, причем не только среди репатриантов. —амые известные его песни переведены на иврит и звучат потр€сающе.  огда шли бои в ёжном Ћиване, военные корреспонденты нередко монтировали свои видеосюжеты под песни ¬ысоцкого. –итм, слова Ц все соответствовало духу военного времени.

¬се уверены, что, если бы ¬ысоцкий приехал в »зраиль, он об€зательно был бы приверженцем правого лагер€ и жестко, бескомпромиссно боролс€ бы с террором. ј как вы считаете?

-ƒело в том, что люб€т часто говорить: истори€ не знает сослагательно наклонени€. ≈сли бы да кабыЕ Ќо € уверен, что, если бы ¬ысоцкий приехал на ѕћ∆ в »зраиль, он был бы архиправым, каким он, собственно, всегда и был. я достаточно хорошо его знал в течение многих лет, чтобы это утверждать. ¬ соавторстве с нами ¬ысоцкий словами своего геро€ провозгласил: "¬ор должен сидеть в тюрьме!" »наче говор€, террорист должен знать, что его место Ц не среди людей, а в тюрьме.

¬ысоцкий в этом смысле не представл€ет никакой загадки, его реакцию можно смоделировать, потому что он был очень здравый человек.  огда в годы войны советские люди дрались насмерть с немецко-фашистскими захватчиками, вот тогда и были рождены стихи и песни, такие разговоры и настроени€ Ц никакие компромиссы невозможны. » очень жаль, что в »зраиле до сих пор не нашлось человека, который написал бы:

¬ставай, страна прекрасна€,

¬ставай на смертный бой

— исламской силой черною,

— прокл€тою ордой!

“ак пели когда-то, ид€ на бой с фашистами. ” »зраил€ сейчас должна быть така€ песн€, котора€ зовет на св€щенную войну.

ѕока не нашлось ни одного писател€, который, наплевав на политическую корректность, присущую нашему времени, как »ль€ Ёренбург в свое врем€, 60 с лишним лет назад, написал: "”бей немца!" Ц вот никто из израильских литераторов или политиков не сказал пока: "”бей террориста!"

я думаю, что найдутс€ такие люди, которые адаптируют эти слова к израильской ситуации. –ечь идет не о политической корректности и о современных либеральных выкрутасах, а о выживании народа.

 стати говор€, € не сомневаюсь, что тот, кто скажет это, будь то Ћиберман или поэт, или художник, или кресть€нин, сумеет сплотить население и там, в »зраиле, и здесь, в јмерике.

я считаю, что каждый еврей должен так или иначе каждый день произносить привычные нашему уху слова: "ћесто встречи изменить нельз€ Ц в будущем году в »ерусалиме".




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ќснователь автомобилестроительной компании Ђ‘еррариї
ѕосетило:12177
Ёнцо ‘еррари
ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:9612
‘рэнк ‘ариан
–естлер, балагур и любитель пускать газы
ѕосетило:43670
 јндре √игант

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru