Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

 орней „уковский

   /   

Korney Chukovskiy

   /
             
‘отографи€  орней „уковский (photo Korney Chukovskiy)
   

ƒень рождени€: 31.03.1882 года
ћесто рождени€: —анкт-ѕетербург, –осси€
ƒата смерти: 28.10.1969 года
ћесто смерти:  унцево, ———–
¬озраст: 87 лет

√ражданство: ———–
—оцсети:


ѕотаЄнна€ жизнь  орне€ „уковского

поэт, переводчик, литературовед

Ётот очерк не о творчестве нескольких поколений семьи „уковских Ц одной из самых удивительных в русской культуре, поскольку тема необъ€тна€: пришлось бы писать о детской и взрослой прозе и поэзии, мемуарах, литературоведении, эпистол€рном наследии, критике, литературных переводах... Ќекоторые из перечисленных жанров в какой Ц то мере были использованы в очерке, но не более того. √лавной задачей была попытка проанализировать тему Ђ–оль еврейского фактора в семье „уковскихї.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

28.10.2022

—удьба и психологи€ человеческа€ порою трудно объ€снимы. ѕример тому Ц жизнь выдающегос€ российского литератора  орне€ »вановича „уковского (Ќикола€ ¬асильевича  орнейчукова). ќн родилс€ в 1882 году в ѕетербурге, умер в 1969 году в  унцево под ћосквой, прожив долгую, но далеко не безоблачную жизнь, хот€ был и знаменитым детским писателем, и крупным литературоведом; его заслуги перед российской культурой, в конце концов, были оценены на родине (доктор филологических наук, лауреат Ћенинской премии) и за рубежом (почЄтный доктор ќксфордского университета). “акова внешн€€ сторона его жизни.

 орней „уковский фотографи€
 орней „уковский фотографи€

Ќо была и внутренн€€, потаЄнна€. —ын украинской кресть€нки ≈катерины ќсиповны  орнейчуковой и ... (?). ¬ документах „уковский вс€кий раз указывал разные отчества (—тепанович, ануилович, ¬асильевич, Ќ.≈.  орнейчуков). ѕо метрике он был Ќиколай  орнейчуков, т.е. незаконнорожденный. ќднако, у него была родна€ сестра Ц ћари€  орнейчукова, родивша€с€ в 1879 году. »сследовател€м удалось установить, что в тех документах ћарии, где присутствует отчество, она названа ћануиловна, либо Ёммануиловна. ѕредполагают, что отцом  орне€ „уковского €вл€етс€ ѕотомственный ѕочЄтный √ражданин ќдессы Ёммануил —оломонович Ћеве(и)нсон, 1851 года рождени€, сын владельца типографий, расположенных в нескольких городах. ќтец всеми силами преп€тствовал Ђнеравному бракуї своего сына с простой кресть€нкой и добилс€ своего.

≈врейское происхождение отца „уковского почти не вызывает сомнений. ¬от что писал ћ. Ѕейзер в 1985 году в самиздатском ЂЋенинградском еврейском альманахе. јвтор (в 1998 году жил в »зраиле) беседовал с  ларой »зраилевной Ћозовской (эмигрировала в —Ўј), котора€ работала секретарЄм „уковского. ќна рассказала об Ёммануиле Ћевинсоне, сыне владельца типографий в ѕетербурге, ќдессе и Ѕаку. ≈го брак с матерью ћаруси и  оли формально не был зарегистрирован, так как дл€ этого отец детей должен был креститьс€, что было невозможно. —в€зь распалась... ќ еврейском происхождении отца  орне€ „уковского свидетельствует также Ќина Ѕерберова в книге Ђ∆елезна€ женщинаї. —ам писатель на эту тему не высказывалс€. Ђќн, каким он был, был создан своей покинутостьюї, - писала об отце Ћиди€ „уковска€. —уществует только один достоверный источник Ц его Ђƒневникї, которому он довер€л самое сокровенное.

 орней „уковский фотографи€
 орней „уковский фотографи€

¬от что пишет в Ђƒневникеї сам  орней »ванович: Ђя, как незаконнорожденный, не имеющий даже национальности (кто €? еврей? русский? украинец?) Ц был самым нецельным, непростым человеком на земле... ћне казалось,... что € единственный Ц незаконный, что все у мен€ за спиной перешЄптываютс€ и что когда € показываю кому-нибудь (дворнику, швейцару) свои документы, все внутренне начинают плевать на мен€...  огда дети говорили о своих отцах, дедах, бабках, € только краснел, м€лс€, лгал, путал... ќсобенно мучительно было мне в 16Ц17 лет, когда молодых людей начинают вместо простого имени называть именем-отчеством. ѕомню, как клоунски € просил даже при первом знакомстве Ц уже усатый Ц Ђзовите мен€ просто  олейї, Ђа €  ол€ї и т.д. Ёто казалось шутовством, но это была боль. » отсюда завелась привычка мешать боль, шутовство и ложь Ц никогда не показывать люд€м себ€ Ц отсюда, отсюда пошло всЄ остальноеї.

Ђ... ” мен€ никогда не было такой роскоши как отец или хот€ бы дедї - с горечью писал „уковский. ќни, конечно же, существовали (так же, как и бабушка), но все дружно отказались от мальчика и его сестры. —воего отца  ол€ знал. ќб этом после смерти отца написала Ћиди€ „уковска€ в книге Ђѕам€ти детстваї. —емь€ жила тогда в финском местечке  уоккала и однажды, уже известный литератор  орней „уковский неожиданно привЄз в дом дедушку своих детей. Ѕыло обещано, что тот погостит несколько дней, но сын неожиданно и быстро выгнал его. Ѕольше в доме об этом человеке никогда не говорили. ћаленька€ Ћида запомнила, как однажды, мама вдруг позвала детей и строго сказала: Ђ«апомните, дети, спрашивать папу о его папе, вашем дедушке, нельз€. Ќикогда не спрашивайте ничегої.  орней »ванович навсегда был оскорблЄн за мать, но она всю жизнь любила отца своих детей Ц в их доме всегда висел портрет бородатого мужчины.

 орней „уковский фотографи€
 орней „уковский фотографи€

ќ своЄм национальном происхождении „уковский не распростран€етс€. » лишь в Ђƒневникеї он приоткрывает свою душу. “ем более обидно, что изданы они со множеством купюр (редактор Ђƒневникаї - его внучка ≈лена ÷езаревна „уковска€).

Ћишь по отдельным отрывкам можно косвенно судить об его отношении к еврейскому вопросу. » здесь наблюдаетс€ необъ€снимый парадокс: человек, т€жело переживший своЄ Ђбайстрючествої, виновником которого был отец Ц еврей, обнаруживает €вное т€готение к евре€м. ≈щЄ в 1912 году он писал в дневнике: ЂЅыл у –озанова. ¬печатление гадкое... ∆аловалс€, что жиды заедают в гимназии его детейї.  упюра не даЄт возможности узнать тему разговора, хот€ предположительно речь идЄт об антисемитизме –озанова (свои взгл€ды по этому вопросу –озанов не скрывал). ј вот, что пишет он о своих секретар€х  . Ћозовской и ¬. √лоцере: похвалив их за чуткость, самоотверженность, простодушие, он объ€сн€ет эти их качества тем, что Ђоба они Ц евреи Ц люди, наиболее предрасположенные к бескорыстиюї. ѕрочитав автобиографию ё.Ќ. “ын€нова, „уковский записал: Ђ¬ книге нигде не говоритс€, что ёрий Ќиколаевич был еврей. ћежду тем та тончайша€ интеллигентность, котора€ царит в его Ђ¬азир ћухтареї, чаще всего свойственна еврейскому умуї.

„ерез полвека после записи о –озанове, в 1962 году, „уковский пишет: Ђ... был —ергей ќбразцов и сообщил, что закрываетс€ газета ЂЋитература и жизньї из-за недостатка подписчиков (на черносотенство нет спроса), и вместо неЄ возникает ЂЋитературна€ –осси€ї. √лава —оюза писателей –—‘—– Ћеонид —оболев подбирает дл€ ЂЋ–ї сотрудников, и, конечно, норовит сохранить возможно больше сотрудников ЂЋ∆ї, чтобы снова провести юдофобскую и вообще черносотенную линию. Ќо дл€ видимости обновлени€ решили пригласить ќбразцова и Ўкловского. ќбразцов пришЄл в ѕравление, когда там находились ўипачЄв и —оболев, и сказал: Ђя готов войти в новую редакцию, если там не останетс€ ни одного ћаркова, а если там по€витс€ антисемитский душок, € буду бить по морде вс€кого, кто причастен к этомуї. ќбразцов уполномочил мен€ пойти к ўипачЄву и сказать, что он в редакцию ЂЋ–ї не входит...ї.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

¬ начале 1963 года на страницах Ђ»звестийї возникла полемика между критиком-антисемитом ¬. ≈рмиловым и писателем ». Ёренбургом по поводу книги мемуаров ЂЋюди, годы, жизньї. 17 феврал€ „уковский записал: Ђ¬чера был ѕаустовский: Ђ„итали Ђ»звести€ Ц насчЄт ≈рмишки?ї. ќказываетс€, там цела€ полоса писем, где ≈рмилова приветствует тЄмна€ масса читателей, ненавид€щих Ёренбурга за то, что он еврей, интеллигент, западник...ї. ќтдыха€ в 1964 году в Ѕарвихе, он пишет: Ђ ” мен€ такое впечатление, будто кака€-то пь€на€ личность рыгнула мне в лицо. Ќет это слишком м€гко. явилс€ из ћинска некий —ергей —ергеевич ÷итович и за€вил, подмигива€, что у ѕервухина и ¬орошилова жЄны Ц еврейки, что у ћаршака (как евре€) нет чувства родины, что Ёнгельс оставил завещание, в котором будто бы писал, что социализм погибнет, если к нему примкнут евреи, что насто€ща€ фамили€ јверченко Ц Ћифшиц, что ћаршак в юности был сионистом, что ј.‘.  они на самом деле  он и т.д.ї. ÷итирование можно было бы продолжить, однако и приведенных записей достаточно, чтобы пон€ть мировоззрение „уковского: его позици€ не только позици€ передового русского интеллигента Ц антисемитизм воспринимаетс€ им болезненно, как личное оскорбление.

≈щЄ одно подтверждение еврейского происхождени€ отца  орне€ „уковского € обнаружил в очерке —. Ќовикова Ђ–охлинї. ќписыва€ жизнь своего старшего друга, выдающегос€ советского математика ¬ладимира јбрамовича –охлина, автор пишет: Ђ√ода за два до смерти он рассказал мне следующее. ≈го дедом по матери был богатый одесский еврей Ћевинсон. √орнична€ Ц девица  орнейчук Ц произвела от него на свет младенца мужского пола, которому с помощью полиции (за деньги) был изготовлен чисто русский православный паспорт... ќт себ€ замечу, что  орней получал образование, веро€тно, на деньги Ћевинсона... ћать –охлина Ц законна€ дочь Ћевинсона Ц получила медицинское образование во ‘ранции. ќна была начальником санинспекции в Ѕаку, где еЄ убили в 1923 году... ќтец был расстрел€н в конце 30-х г.г. “огда –охлин, оказавшись 16-ти летним юношей в ћоскве, испытывал большие трудности с поступлением в университет. ќн попыталс€ обратитьс€ за помощью к  орнею, но тот его не прин€л. ѕо-видимому, в тот период  орней безумно бо€лс€ —талина (–охлин прав, но он св€зывает это с Ђ“араканищемї, не подозрева€, что Ѕольшой террор именно в это врем€ вошЄл в семью „уковских Ц ¬.ќ.)... ѕосле смерти —талина, - как сказал мне –охлин, -  орней искал контакта с ним, уже известным профессором. Ќо –охлин из гордости отказалс€. ќдин физик, ћиша ћаринов... находилс€ в хорошем контакте с Ћидией „уковской, дочерью  орне€. ќна говорила ему об этом родстве с –охлиным, как сказал мне ћиша, когда € рассказал в обществе эту историю вскоре после кончины ¬ладимира јбрамовичаї. —ын –охлина ¬ладимир ¬ладимирович стал выдающимс€ прикладным математиком и ныне проживает в јмерике.

“аковы факты, подтверждающие, что  орней »ванович наполовину был евреем. Ќо не это волновало его. ќн не мог простить отцу того, что он сделал: обманул любившую его всю жизнь женщину и обрЄк на безотцовщину двух своих детей. ѕосле той семейной драмы, которую он пережил в детстве, вполне могло случитьс€ и так, что он стал бы юдофобом: хот€ бы из-за любви к матери, хот€ бы в отместку за своЄ искалеченное детство. Ётого не произошло: случилось обратное Ц его пот€нуло к евре€м.

ѕон€ть и объ€снить логику происшедшего трудно и, на первый взгл€д, невозможно. ¬ статье предлагаетс€ один из вариантов происшедшего. »звестно, что  ол€  орнейчуков училс€ в одной гимназии с ¬ладимиром («еевом) ∆аботинским Ц будущим блест€щим журналистом и одним из наиболее €рких представителей сионистского движени€. ќтношени€ между ними были дружескими: их даже исключили из гимназии вместе Ц за написание острого памфлета на директора. —ведений о дальнейших взаимоотношени€х этих людей (по пон€тным причинам) сохранилось немного. Ќо тот факт, что именно ∆аботинского выбрал поручителем при оформлении своего брака „уковский, говорит о многом Ц поручители случайными людьми не бывают. ¬ Ђƒневникеї им€ ∆аботинского по€вл€етс€ лишь в 1964 году:

Ђ¬лад. ∆аботинский (впоследствии сионист) сказал обо мне в 1902 году:

„уковский  орней

“аланта хвалЄного

¬ 2 раза длинней

—толба телефонногої.

“олько такую шутку  орней »ванович мог доверить в то врем€ бумаге. »з переписки с жительницей »ерусалима –ахилью ѕавловной ћарголиной (1965 год) вы€сн€етс€, что всЄ это врем€ он как драгоценность хранил рукописи ¬. ∆аботинского. ¬думайтесь в значение данного факта и вы поймЄте, что это был подвиг и что личность ∆аботинского дл€ него была св€щенной. „тобы показать, что именно такой человек мог вывести  олю из состо€ни€ душевной депрессии, позволю процитировать отрывок из его письма к –.ѕ. ћарголиной: Ђ... ќн ввЄл мен€ в литературу... ќт всей личности ¬ладимира ≈вгеньевича шла кака€-то духовна€ радиаци€. ¬ нЄм было что-то от пушкинского ћоцарта да, пожалуй, и от самого ѕушкина... ћен€ восхищало в нЄм всЄ: и его голос, и его смех, и его густые чЄрные волосы, свисавшие чубом над высоким лбом, и его широкие пушистые брови, и африканские губы, и подбородок, выдающийс€ вперЄд... “еперь это покажетс€ странным, но главные наши разговоры тогда были об эстетике. ¬.≈. писал тогда много стихов, - и €, живший в неинтеллигентной среде, впервые увидел, что люди могут взволнованно говорить о ритмике, об ассонансах, о рифмоидах... ќн казалс€ мне лучезарным, жизнерадостным, € гордилс€ его дружбой и был уверен, что перед ним широка€ литературна€ дорога. Ќо вот прогремел в  ишинЄве погром. ¬олод€ ∆аботинский изменилс€ совершенно. ќн стал изучать родной €зык, порвал со своей прежней средой, вскоре перестал участвовать в общей прессе. я и прежде смотрел на него снизу вверх: он был самый образованный, самый талантливый из моих знакомых, но теперь € прив€залс€ к нему ещЄ сильнее...ї.

„уковский признаЄт, какое огромное вли€ние оказала личность ∆аботинского на становление его мировоззрени€. Ќесомненно, ¬.≈. сумел отвлечь  орне€ »вановича от Ђсамоедстваї в отношении незаконорожденности и убедить в его талантливости. Ђќн ввЄл мен€ в литературу...ї. ѕублицистический дебют дев€тнадцатилетнего „уковского состо€лс€ в газете Ђќдесские новостиї, куда его привЄл ∆аботинский, развивший в нЄм любовь к €зыку и разгл€девший талант критика. ѕервой статьЄй молодого журналиста была Ђ  вечно-юному вопросуї, посв€щЄнна€ полемике о задачах искусства между символистами и сторонниками утилитарного искусства. јвтор пыталс€ нащупать некий третий путь, который примирил бы красоту и пользу. ≈два ли эта стать€ смогла попасть на страницы попул€рной газеты Ц слишком она отличалась от всего, что там печаталось об искусстве, если бы не содействие Ђзолотого пераї (так называли в ќдессе ¬ладимира ∆аботинского). ќн очень ценил философские идеи и стиль раннего „уковского. ≈го по праву можно назвать Ђкрестным отцомї молодого журналиста, что  орней »ванович прекрасно понимал и помнил всю жизнь. Ќедаром он сравнивал его с ѕушкиным. », возможно, по ассоциации вспоминал бессмертные строки, посв€щЄнные лицейскому учителю  уницыну, перефразиру€ их:

(¬ладимиру) дань сердца и ума!

ќн (мен€) создал, он воспитал (мой) пламень,

ѕоставлен им краеугольный камень,

»м чиста€ лампада возжена...

∆аботинский разговаривал на семи €зыках. ѕод его вли€нием „уковский начал изучать английский €зык. “ак как в старом самоучителе, купленном у букиниста отсутствовала часть, посв€щЄнна€ произношению, то разговорный английский €зык „уковского был весьма своеобразен: например, слово Ђwriterї звучало у него как Ђвритерї. ѕоскольку в редакции Ђќдесских новостейї он был единственным, кто читал приходившие по почте английские и американские газеты, то через два года по рекомендации всЄ того же ∆аботинского, „уковский отправл€етс€ корреспондентом в јнглию. ¬ Ћондоне его ожидал конфуз: обнаружилось, что он не воспринимает английских слов на слух. Ѕольшую часть времени он проводил в Ѕиблиотеке Ѕританского музе€.  стати, здесь же, в Ћондоне, друзь€ виделись в последний раз в 1916 году, через дес€ть лет после той пам€тной командировки. –оль ∆аботинского в становлении  .». „уковского как личности и художника изучена совершенно недостаточно, однако имеющиес€ в насто€щее врем€ материалы позвол€ют говорить об огромном вли€нии, которое оказал будущий выдающийс€ сионист на развитие в „уковском еврейской самоидентификации.

¬с€ его дальнейша€ жизнь подтверждает этот тезис. ¬ 1903 году он женилс€ на еврейской девушке Ц одесситке √ольдфельд. ¬ выписке из метрической книги  рестовоздвиженской церкви сказано: Ђ1903 г. 24 ма€ крещена ћари€. Ќа основании указа ’ерс. ƒух.  онсист. ќт 16 ма€ 1903 г. за ?5825 просвещена св.  рещением одесска€ мещанка ћари€ јронова-Ѕерова √ольдфельд, иудейского закона, родивша€с€ 6 июн€ 1880 г. во св.  рещении наречена именем ћари€...ї. „ерез два дн€ состо€лось бракосочетание.

Ђ1903 г. 26 ма€. ∆ених: Ќи к какому обществу не приписанный Ќиколай ¬асильев  орнейчуков, православ. вероисповед., первым браком, 21 года. Ќевеста: одесска€ мещанка ћари€ Ѕорисова √ольдфельд, православного вероисповед., первым браком, 23 летї. ƒалее следуют фамилии поручителей со стороны жениха и невесты (по 2 человека). —реди поручителей со стороны жениха Ц никопольский мещанин ¬ладимир ≈вгеньев ∆аботинский.

ћари€ Ѕорисовна √ольдфельд родилась в семье бухгалтера частной фирмы. ¬ семье было восемь детей, которым родители стремились дать образование. ћари€ обучалась в частной гимназии, а один из еЄ старших братьев јлександр Ц в реальном училище (некоторое врем€ в одном классе с Ћ. “роцким). ¬се дети родились в ќдессе, у всех родной €зык Ц еврейский. Ѕрак „уковских был первым, единственным и счастливым. ЂЌикогда не показывать люд€м себ€ї - така€ жизненна€ позици€ сохранилась у  орне€ »вановича с детства. ѕоэтому о своей жене он даже в Ђƒневникеї пишет целомудренно, скупо: ЂЌа свадьбу пришли все одесские журналистыї. » лишь иногда прорываетс€ подлинное чувство. ѕосетив в 1936 г., через 33 года после свадьбы ќдессу, он сто€л около дома, в котором когда-то жила его невеста: многое вспомнилось. ѕо€вл€етс€ запись: Ђћы здесь бушевали когда-то любовьюї. » ещЄ одна пронзительна€ запись, сделанна€ после смерти любимой женщины: Ђ—мотрю на это обожаемое лицо в гробу..., которое € столько целовал Ц и чувствую, будто мен€ везут на эшафот... ’ожу каждый день на могилу и вспоминаю умершую: ... вот она в бархатной кофточке, и € помню даже запах этой кофточки (и влюблЄн в него), вот наши свидани€ за вокзалом, у  уликова пол€..., вот она на Ћанжероне, мы идЄм с ней на рассвете домой, вот еЄ отец за французской газетой...ї. —колько любви, нежности и юной страсти в словах этого далеко не молодого человека, лишившегос€ жены и верной подруги уже после войны! ќни делили и радость, и горе. »з четверых детей (Ќиколай, Ћиди€, Ѕорис и ћари€) Ц выжили двое старших. ћладша€ дочь ћаша умерла в детстве от туберкулЄза. ќба сына были на фронте во врем€ войны. ћладший Ц Ѕорис Ц погиб в первые военные мес€цы; Ќиколаю повезло Ц он вернулс€. » Ќиколай, и Ћиди€ были известными писател€ми. ѕричЄм, если отец и старший сын писали, руководству€сь Ђвнутренней цензуройї Ц  . „уковский на всю жизнь запомнил шабаш ведьм против Ђчуковщиныї в 30-х годах, возглавленный Ќ. .  рупской, то дл€ его дочери какие-либо ограничени€ отсутствовали. Ђя счастливый отец Ц с юмором говорил он при€тел€м: если к власти придут правые, у мен€ есть  ол€, если левые Ц Ћидаї.

¬скоре, однако, юмор отступил далеко на задний план.

¬о врем€ Ѕольшого террора, когда в Ђобщем потокеї был расстрел€н муж Ћидии „уковской, выдающийс€ физик ћатвей Ѕронштейн, после безумных ночей в очеред€х родственников около страшной тюрьмы Ђ рестыї, где общее горе сблизило еЄ на всю жизнь с великой јхматовой (у неЄ тюрьма навсегда отн€ла единственного сына), после всех перенесенных ужасов „уковска€ не бо€лась никого и ничего.

Ћиди€  орнеевна, как и еЄ отец, прожила долгую и трудную жизнь (1907-1996 г.г.). √лавную роль в еЄ жизни сыграли отец, муж и —амуил яковлевич ћаршак Ц друг отца. ¬от что писала она отцу Ц двадцатилетн€€, из саратовской ссылки, куда она попала за написанную в институте антисоветскую листовку: Ђ“ы действительно не знаешь, что € по-прежнему, по-детски, по-трЄхлетнему, люблю теб€...? Ќе поверю € этому никогда, потому что ведь ты Ц тыї. ѕосле ссылки „уковскую вз€л на работу в ленинградское отделение Ђƒетгизаї, которое он возглавл€л, ћаршак. «абега€ вперЄд, укажем, что он и во врем€ войны оказалс€ еЄ добрым ангелом-хранителем. ¬от что писал в декабре 1941 г.  орней »ванович —амуилу яковлевичу: Ђ... я благодарю ¬ас и —офью ћихайловну (жена —.я. Ц ¬.ќ.) за дружеское отношение к Ћиде. Ѕез ¬ашей помощи Ћида не доехала бы до “ашкента Ц этого € никогда не забудуї. (ћаршак помог Ћ. ., перенесшей т€жЄлую операцию, выбратьс€ из голодного и холодного „истопол€).

1937 год, оказавшийс€ переломным в жизни и мировоспри€тии молодой женщины, застал еЄ в маршаковском Ђƒетгизеї: арест и расстрел мужа, разгон редакции и аресты еЄ членов („уковской Ђповезлої - она стала Ђвсего лишьї безработной) на всю жизнь сформировали еЄ диссидентский характер. Ќадо сказать, что особой любовью к новой власти в семье „уковских не отличалс€ никто и никогда. ¬от что писал  орней »ванович в Ђƒневникеї в 1919 году после вечера пам€ти Ћеонида јндреева: Ђѕрежней культурной среды уже нет Ц она погибла и нужно столетие, чтобы создать еЄ. —колько-нибудь сложного не понимают. я люблю јндреева сквозь иронию, но это уже недоступно. »ронию понимают только тонкие люди, а не комиссарыї. ќт себ€ можно добавить, что „уковский был большим оптимистом: уже скоро столетие, а культура целенаправленно загон€етс€ в угол.

«лополучна€ листовка, написанна€ дев€тнадцатилетней девушкой, преследовала Ћидию  орнеевну много дес€тков лет. ¬ записке председател€  √Ѕ ё. јндропова в ÷   ѕ—— от 14 но€бр€ 1973 года сказано: Ђјнтисоветские убеждени€ „уковской сложились ещЄ в период 1926-1927 г.г., когда она принимала активное участие в де€тельности анархистской организации Ђ„Єрный крестї в качестве издател€ и распространител€ журнала Ђ„Єрный набатї... Ёто Ђделої всплывало в  √Ѕ в 1948, 1955, 1956, 1957, 1966, 1967 г.г. ¬оистину, у страха гебистов глаза велики: ни с каким анархистским журналом она никогда не была св€зана, а еЄ антисоветские настроени€ были рождены советской властью. »звестны дата и адрес рождени€: 1937 год, г. Ћенинград, очередь у тюрьмы Ђ рестыї.

 уда они бросили тело твоЄ? ¬ люк?

√де расстреливали? ¬ подвале?

—лышал ли ты звук

¬ыстрела? Ќет, едва ли.

¬ыстрел в затылок милосерд:

¬дребезги пам€ть.

¬спомнил ли ты тот рассвет?

Ќет. “оропилс€ падать.

¬ феврале 1938 года, вы€снив в ћоскве формулировку приговора мужу Ц Ђ10 лет без права перепискиї, она решила бежать из любимого города. Ћиди€  орнеевна ЂвсЄ-таки вернулась в Ћенинград, но на квартиру к себе не пошла, на  ирочную Ц тоже. ƒва дн€ жила у друзей, а с Ћюшей (дочь от первого брака с литературоведом ÷. ¬ольпе), ... с  орнеем »вановичем виделась в скверике. ѕростилась, вз€ла у  орне€ »вановича деньги и уехалаї. “ак власть ковала инакомысл€щих. » какое значение дл€ вдовы, дл€ всей семьи имел факт реабилитации ћатве€ Ѕронштейна после смерти —талина? ¬едь они никогда не верили обвинению в том, что он враг народа. ƒо ареста Ѕронштейн и „уковска€ не успели зарегистрировать свой брак. Ђ„тобы получить право охран€ть труды Ѕронштейна, Ц пишет она, Ц мне пришлось оформить наш брак уже тогда, когда ћатве€ ѕетровича не было в живых. Ѕрак с мЄртвым. ќформить по судуї.

¬ период реабилитации, когда приоткрылись архивы Ќ ¬ƒ, исследователи нашли Ђделої Ѕронштейна. ЂЅронштейн ћатвей ѕетрович, 02. 12. 1906 г. рождени€, урож. г. ¬инницы, еврей, беспартийный, с высшим образованием, научный сотрудник Ћенинградского физико-технического института, осуждЄн 18 феврал€ 1938 года ¬оенной  оллегией ¬ерховного суда ———– Ђза активное участие в контрреволюционной фашистской террористической организацииї по ст. 58-8 и 58-11 ”  –—‘—– к высшей мере уголовного наказани€ Ц расстрелу, с конфискацией всего, лично ему принадлежащего, имуществаї. —уд заседал 18 феврал€ с 8.40 до 9.00 часов. «а эти 20 минут была решена судьба одного из столпов советской физики. ѕисьма в его защиту писали будущие академики “амм, ‘ок, ћандельштам, »оффе, —. ¬авилов, Ћандау, писатели „уковский и ћаршак Ц они не знали, что Ѕронштейна уже нет в живых: их усили€ были тщетны. ѕоследним напоминанием о погибшем муже был лист из архивной папки с записью 1958 года: Ђвозместить Ћ. . „уковской стоимость бинокл€, изъ€того при обыске 1 августа 1937 годаї.

я шла к Ќеве припомнить ночи,

ѕроплаканные у реки.

“воей гробнице гл€нуть в очи,

»змерить глубину тоски.

... Ќева! —кажи в конце концов,

 уда ты дела мертвецов?

’арактерно взаимное вли€ние этих двух выдающихс€ личностей Ц физика и лирика. Ђ—олнечное веществої - так называетс€ одна из научно Ц попул€рных книг Ѕронштейна. ¬от что впоследствии сказал о ней выдающийс€ физик, лауреат Ќобелевской премии Ћев Ћандау: Ђ„итать еЄ интересно любому читателю Ц от школьника до физика - профессионалаї. ќ рождении этой удивительной книги и о по€влении нового детского писател€ свидетельствует его дарственна€ надпись от 21 апрел€ 1936 года: Ђƒорогой Ћидочке, без которой € никогда не смог бы написать эту книгуї. ¬ оставшиес€ полтора года жизни он создал ещЄ два таких же шедевра. “ак она Ц профессиональный литератор, сумела вдохновить выдающегос€ физика на создание книг, жанр которых был ему до сих пор неизвестен. ≈го вли€ние на неЄ было потр€сающим: при жизни она им гордилась и наслаждалась общностью мыслей и чувств. ѕосле его гибели ожесточилась: Ђя хочу, чтобы винтик за винтиком была исследована машина, котора€ превращала полного жизни, цветущего де€тельностью человека, в холодный труп. „тобы ей был вынесен приговор. ¬о весь голос. Ќе перечеркнуть надо счЄт, поставив на нЄм успокоительный штемпель Ђуплаченої, а распутать клубок причин и следствий, серьЄзно, тщательно, петл€ за петлЄй, его разобрать...ї.

¬от отрывок из еЄ письма от 12.10. 1938 г., в котором она описывает свои впечатлени€ от фильма Ђѕрофессор ћамлокї: Ђƒа, фашизм Ц страшна€ вещь, гнусна€ вещь, с которой необходимо боротьс€. ¬ фильме показана травл€ профессора-евре€... ѕытки, примен€емые на допросах, очереди матерей и жЄн к окошку гестапо и ответы, которые они получают: Ђќ вашем сыне ничего не известної, Ђсведений нетї; законы, печатаемые в газетах, о которых фашистские молодчики откровенно говор€т, что это законы лишь дл€ мирового общественного мнени€...ї. ‘актически, это черновой набросок еЄ будущих произведений. „уковска€ €сно даЄт пон€ть, что фашизм и советский Ђкоммунизмї - близнецы, что антисемитизм Ц чудовищное зло мирового масштаба.

»  орней »ванович, и Ћиди€  орнеевна „уковские своими жизненными поступками доказали, что быть евреем Ц гордое право пор€дочных людей. Ёто надо подчеркнуть особо, так как  орней »ванович видел и обратный пример Ц своего отца-евре€, которого он презирал за его непор€дочность. —удьба свела его с выдающимс€ человеком Ц евреем ∆аботинским. »менно этот человек стал примером дл€ него на всю жизнь. ≈врейские идеалы привели к его женитьбе на еврейке, были привиты дет€м. “акова еврейска€ Ђсагаї „уковских.

¬ заключение хотелось бы коснутьс€ ещЄ одного вопроса. ќба „уковских Ц и отец, и дочь очень тонко чувствовали правду и насто€щий талант. »звестна фраза „уковского на машинописной книжке стихов опального поэта јлександра √алича: Ђ“ы, √алич, бог и сам того не понимаешьї. ќсобенно любопытны их взаимоотношени€ с советскими Ќобелевскими лауреатами: состо€вшимис€ и будущими. » отец, и дочь писали письма советскому руководству в защиту арестованного за Ђтуне€дствої будущего лауреата »осифа Ѕродского. ќ взаимоотношении Ћ. „уковской и лауреата Ќобелевской премии за мир јндре€ ƒмитриевича —ахарова много писать не стоит Ц это были идейные соратники по правозащитному движению. √ероический поступок совершила Ћ. „уковска€, выступивша€ в 1966г. с открытым письмом лауреату Ќобелевской премии ћ Ўолохову в ответ на его выступление на съезде партии, в котором он потребовал смертной казни писател€м —ин€вскому и ƒаниэлю. ќна писала: ЂЋитература ”головному суду не подсудна. »де€м следует противопоставл€ть идеи, а не лагер€ и тюрьмы... ¬аша позорна€ речь не будет забыта историей. ј литература сама отомстит за себ€... ќна приговорит ¬ас к высшей мере наказани€, существующей дл€ художника, - к творческому бесплодию...ї.

ќшибка
”ри ћиллер 18.08.2015 12:19:03
с великой јхматовой (у неЄ тюрьма навсегда отн€ла единственного сына), Ћев √умилев вышел из тюрьмы живым и еще долго жил и трудилс€!!!

ѕотаЄнна€ жизнь  орне€ „уковского
Ћеонид 19.08.2015 09:00:52
Ёто что,пример современного антисемитизма?
»з своего еврейского происхождени€ „уковский секрета не делал как и нет секрета в имени его отца. «ачем автору сложные выкладки на этот счЄт? Ёто пон€тно только если автор считает, что „уковский должен был бы своЄ еврейство скрывать и от него отказыватьс€.
ƒальше Ц хуже, что это за Ђт€готение к евре€мї??? ¬о-первых, „уковский как автор нам сам доказал, что он не отличный от евреев, а сам наполовину еврей, а во вторых Ц отсутствие антисемитизма Ц это теперь называетс€ Ђт€готение к евре€мї?

—пасибо за биографию автора!
ћари€ 11.07.2019 12:55:47
—пасибо огромное за полную биографию замечательного автора!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru