Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ћев “олстой

   /   

Leo Tolstoy

   /
             
‘отографи€ Ћев “олстой (photo Leo Tolstoy)
   

ƒень рождени€: 09.09.1828 года
ћесто рождени€: ясна€ ѕол€на, , “ульска€ губерни€ ,–осси€
ƒата смерти: 20.11.1910 года
ћесто смерти: јстапово ныне станци€ Ћев “олстой, , Ћипецка€, –осси€
¬озраст: 82 года

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ћев “олстой: √лава русской литературы

–усский писатель и мыслитель

“олстой написал р€д статей и книг о религии, войне, патриотизме, государственном принуждении, непротивлении злу насилием и других социальных и экономических проблемах, а также занималс€ благотворительной де€тельностью.

21.11.2022

–одилс€ 28 августа (9 сент€бр€) 1828 в ясной ѕол€не, семейном поместье в “ульской губернии. ≈го родители, родовитые российские двор€не, умерли, когда он был ребенком. ¬ 16 лет, воспитанный домашними учител€ми, “олстой поступил на факультет восточных €зыков  азанского университета. ќднако недоверие ко вс€кому авторитету вынудило его поставить под сомнение достоинство формального обучени€, и в 1847 он бросил университет и вернулс€ в ясную ѕол€ну управл€ть своим имением и самосто€тельно завершать образование.

Ћев “олстой фотографи€
Ћев “олстой фотографи€

“олстому не слишком удалось ни то, ни другое, и несколько лет его более или менее устраивала рассе€нна€ светска€ жизнь в ћоскве и —анкт-ѕетербурге. ќн описал свою неудачу в качестве управл€ющего в рассказе ”тро помещика (1854), а светское безделье, равно как и угрызени€ совести по этому поводу отражены в дневнике, который он вел с редкими перерывами до конца жизни. ¬ 1851 “олстой уехал на  авказ к брату Ќиколаю, офицеру российских войск. ѕолучил армейскую должность и между делом занималс€ сочинительством. ¬ 1852 закончил свою первую повесть ƒетство, опубликованную в журнале Ђ—овременникї.



¬ 1854 “олстого перевели на ƒунайский фронт, и ему довелось пережить осаду —евастопол€ во врем€  рымской войны. Ётот опыт вдохновил его на блистательно реалистические —евастопольские рассказы (1855Ц1856). ¬скоре после завершени€ боевых действий “олстой оставил военную службу и некоторое врем€ жил в —анкт-ѕетербурге, где имел чрезвычайный успех в литературных кругах. ќт него ждали поддержки определенного рода социально-политических взгл€дов и эстетических установок. ќднако он не оправдал ничьих ожиданий и удалилс€ в ясную ѕол€ну, где с головой ушел в проблемы народного образовани€.

Ћев “олстой фотографи€
Ћев “олстой фотографи€

“олстой дважды побывал за границей, в 1857 и 1860Ц1861, отчасти из любопытства, но также с целью изучени€ западноевропейской методики образовани€. ќн пришел к выводу, что российское образование неправильно в корне, в особенности образование кресть€нства. “олстой оставил литературный труд и учредил школу дл€ кресть€нских детей в ясной ѕол€не. Ќачал также издавать педагогический журнал, где проповедовал свои образовательные теории, и составил несколько учебников дл€ начального обучени€.

¬ 1862, 34 лет от роду, “олстой женилс€ на —офье Ѕерс, восемнадцатилетней девушке из двор€нской семьи. —ледующие п€тнадцать лет могут считатьс€ счастливейшими в его жизни. ќн оставил педагогические опыты и со всей страстью своей пылкой натуры отдалс€ радост€м семейной жизни, став отцом 13 детей. »мением он теперь управл€л с завидной практичностью и с немалой выгодой. ¬ этот же период он написал ¬ойну и мир (1863Ц1869) и јнну  аренину (1873Ц1877).

Ћев “олстой фотографи€
Ћев “олстой фотографи€

Ќа вершине литературной славы, вскоре после завершени€ јнны  арениной, “олстой вступил в период глубоких сомнений и нравственных исканий. »стори€ моральных и духовных терзаний, которые едва не довели его до самоубийства, когда он тщетно стремилс€ найти смысл жизни, рассказана в »споведи (1879Ц1882). «атем “олстой обратилс€ к Ѕиблии, в особенности к Ќовому «авету, и уверилс€, что нашел ответ на свои вопросы. ¬ каждом из нас, утверждал он, есть способность распознавать добро. ќна €вл€етс€ живым источником разума и совести, и цель нашей сознательной жизни Ц в повиновении ей, то есть в делании добра. “олстой сформулировал п€ть заповедей, которые, как он считал, были истинными заветами ’риста и которыми человек должен руководствоватьс€ в своей жизни. ¬кратце они таковы: не впадай в гнев; не поддавайс€ похоти; не св€зывай себ€ кл€твами; не противьс€ злому; будь равно хорош с праведными и неправедными. » будущее учение “олстого, и его жизненные поступки так или иначе соотнос€тс€ с этими заповед€ми.

“олстой отрицал личное бессмертие и отвергал церковный авторитет, за что был отлучен от церкви; он не признавал в правах государство, поскольку оно зиждетс€ на насилии и принуждении. ќтрицал он и вс€кую частную собственность, ибо дл€ ее защиты может потребоватьс€ государственное принуждение и даже насилие. —обственное имение он отписал членам семьи и отказалс€ от гонораров за сочинени€. ≈динственное исключение было сделано дл€ романа ¬оскресение (1899), доход от которого целиком пошел на помощь духоборам. ‘актически он отрекс€ почти от всех своих сочинений, опубликованных до обращени€, счита€ их никчемными, то есть чуждыми представлению о подлинном значении жизни.

Ћев “олстой фотографи€
Ћев “олстой фотографи€

ѕосле обращени€ “олстой попыталс€ привести свою повседневную жизнь в соответствие с новыми воззрени€ми. ќн стал вегетарианцем, бросил курить и пить, одевалс€ очень просто. —леду€ убеждению, что каждый человек должен по мере сил сам обеспечивать себ€ всем необходимым, он часто трудилс€ на полевых работах и освоил ремесло сапожника, чтобы шить себе обувь. ¬ отношени€х с женой стремилс€ свести до минимума чувственную сторону, прежде очень существенную, чтобы приблизитьс€ к поставленному перед собой идеалу воздержани€.

Ћучшие дн€

јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:25757
јлександр ƒавыдов
ћаркиз де —ад: ¬оспева€ секс-свободы и насилие
ѕосетило:10468
ћаркиз ƒе —ад
јарон –оджерс. Ѕиографи€
ѕосетило:4551
јарон –оджерс

“олстой написал р€д статей и книг о религии, войне, патриотизме, государственном принуждении, непротивлении злу насилием и других социальных и экономических проблемах, а также занималс€ благотворительной де€тельностью.

Ќовое учение “олстого привлекало множество последователей, которые становились его учениками, а в некоторых случа€х создавали Ђпоселени€ толстовцевї, чтобы общими усили€ми жить в согласии с его заповед€ми. ќднако он не довер€л столь организованным действи€м, так как полагал, что истина, равнозначна€ счастью, не может быть внушена; каждому человеку дано открыть ее лишь самому Ц ибо Ђ÷арство Ѕожие внутрь вас естьї (Ћк, 17:21). Ћюди со всего света съезжались в ясную ѕол€ну, чтобы увидеть и услышать седобородого мудреца.

—тарани€ “олстого жить согласно новоутвержденным заповед€м привели к раздорам с женой и почти со всеми членами его многочисленной семьи. “олстой остро чувствовал болезненное противоречие между своей уютной жизнью в ясной ѕол€не и той, какой он хотел бы жить Ц свободной от мирских забот, €сной и простой жизнью религиозного отшельника. Ёто противоречие, усиленное издевками над его верой, и невыносима€ обстановка в семье наконец вынудили его в возрасте 82 лет тайком бежать ночью из дому в надежде обрести прибежище, где он сможет жить не по лжи и приблизитьс€ к Ѕогу. „ерез несколько дней, 7 (20) но€бр€ 1910, на небольшой железнодорожной станции јстапово (ныне станци€ Ћев “олстой, Ћипецка€ область) “олстой умер от пневмонии.

¬ его первом опубликованном произведении, повести ƒетство, частью действительной, частью воображаемой истории своего детства, “олстой предстает реалистом, разве что иногда вдава€сь в философские отступлени€. ¬ этом произведении €вственно обнаруживаетс€ характерное свойство большинства его творений Ц автобиографичность. ћатериал дл€ них, как правило, дает либо его собственна€ жизнь, либо жизнь окружающих. ѕродолжени€ этой повести Ц ќтрочество (1854) и ёность (1857) Ц отчасти утрачивают волшебное очарование первой части, быть может, потому, что автор слишком сосредоточен на нравственном анализе юношеского лицемери€.

¬оенна€ тема впервые по€вл€етс€ в кавказских рассказах “олстого Ќабег (1853) и –убка леса (1855), которые предвосхищают четкостью анализа и реалистичностью жестоких описаний более разработанное изобличение романтики войны в —евастопольских рассказах.

¬о второй половине 1850-х и начале 1860-х годов “олстой написал несколько рассказов («аписки маркера, ƒва гусара, јльберт, Ћюцерн, “ри смерти, —емейное счастье, ѕоликушка и ’олстомер: »стори€ лошади), где его художественный пафос сосредоточиваетс€ на сугубо дидактической обработке нравственных тем.

 онтраст между естественным человеком и его образом жизни, с одной стороны, и испорченным, переусложненным порождением цивилизации Ц с другой обрел наиболее €ркое художественное воплощение в повести  азаки. Ќегармонична€ личность и городские добродетели ќленина, вчерашнего студента, сильно проигрывают в сравнении с естественностью и свободолюбием вольных казаков Ц обитателей станицы, в которой ему пришлось поселитьс€.

ѕосле женитьбы “олстой около семи лет писал ¬ойну и мир, ставший вершиной реалистического изображени€ в художественной словесности и одним из величайших романов в мировой литературе.

¬ ¬ойне и мире рассказываетс€ истори€ жизни п€ти семейств в 1805Ц1814, описываетс€ общенародное противодействие вторжению французов. Ќа страницах эпопеи по€вл€ютс€ аристократы и кресть€не, офицеры и р€довые армии во врем€ боевых действий и на отдыхе, дипломаты и придворные, сцены городской и сельской жизни, сватовство, балы, охота, даже реформаторское движение и исполненные сурового реализма батальные сцены.

 артины мира, семейной жизни преобладают над эпизодами войны, в их изображении сказываетс€ тогдашн€€ толстовска€ убежденность Ц жизнеутверждающа€, счастлива€ и оптимистична€ Ц в достоинстве всех стадий естественной жизни человека: рождени€, детства, созревани€, любви, супружества, снова рождени€ и смерти.

—ледующий великий роман “олстого Ц јнна  аренина. Ќесмотр€ на то, что здесь описывалась современна€ жизнь, а ¬ойна и мир Ц роман о прошлом, повествовательный метод “олстого, стиль и обрисовка характеров не изменились. ѕо мере развити€ сюжета трагическа€ атмосфера, окружающа€ внебрачную св€зь јнны и ¬ронского, постепенно сгущаетс€. Ђћне отмщение, и аз воздамї Ц таков эпиграф романа, а также лейтмотив всего произведени€. Ќедозволенна€ любовь јнны нарушает нравственные и социальные запреты, и ее ждет расплата Ц отча€ние, утрата любви, а в конце концов и самоубийство.

“олстой противопоставл€ет греховную св€зь јнны и ¬ронского счастливой любви и супружеству Ћевина и  ити. ќднако внутренний конфликт Ћевина, вызванный поисками смысла жизни, его неотступные сомнени€ и мысли о самоубийстве, его желание уподобитьс€ кресть€нам €вственно свидетельствуют о душевных муках “олстого, начавшихс€ еще до завершени€ јнны  арениной.

ѕосле своего обращени€ в 1880 “олстой на некоторое врем€ оставил художественную литературу и посв€тил себ€ созданию публицистических трактатов, излагавших его религиозные, философские, нравственные и социальные воззрени€. ’от€ этим произведени€м недостает напр€женности личного переживани€, характерной дл€ »споведи, они написаны тем же изумительным слогом и обнаруживают исключительный дар рациональной, логической и убедительной аргументации. ѕожалуй, наиболее значительными из них €вл€ютс€ »сследование догматического богослови€ (1879Ц1880) Ц критика церкви; ¬ чем мо€ вера (1884) Ц обобщение буквально всех накопленных “олстым к этому времени мыслей и сочинений по вопросам религии; “ак что же нам делать? (окончено в 1886) Ц описание наблюдений и переживаний “олстого в московских трущобах и убийственное обличение, вскрывающее причины нищеты в современном обществе; ÷арство Ѕожие внутри вас (1893), где “олстой доводит до логического предела свои взгл€ды. —редоточием этого трактата €вл€етс€ его теори€ непротивлени€ злу насилием, и, примен€€ ее к де€тельности различных правительств, он приходит к выводу, что все они в сущности аморальны и служат интересам богачей и сильных мира сего, угнета€ народные массы посредством воинской повинности, тюремного заключени€ и собирани€ налогов. ћногие сочинени€ направлены против того, что “олстой считал общественными пороками или злоде€ни€ми властей: таковы статьи ƒл€ чего люди одурманиваютс€? (1890) Ц против употреблени€ спиртных напитков и курени€ табака; Ќе могу молчать (1908) Ц обличение царского правительства, чинившего массовые расправы над участниками революции 1905; нередко он призывает к практическим реформам, как в ѕисьмах о √енри ƒжордже (1897), где исследуетс€ возможность решени€ проблемы российского землевладени€ посредством единого земельного налога, предложенного американским экономистом √.ƒжорджем.

¬ 1898 “олстой опубликовал трактат „то такое искусство? ѕроизведение €вл€етс€ искусством, утверждал он, только если оно Ђзаражаетї читател€, слушател€ или зрител€ душевным состо€нием его творца. ≈сли же такого сообщени€ соответствующих чувств не происходит, если отсутствует достигаемое путем Ђзаражени€ї единение творчества и его воспри€ти€, значит произведение искусства не состо€лось. “олстой различал несколько уровней искусства; высшего достигало искусство религиозное, заражавшее людей чувствами, Ђпроистекающими из любви к Ѕогу и человекуї. ќднако, руководству€сь своими критери€ми, он отказывал в праве называтьс€ искусством произведени€м таких авторов, как Ўекспир и –. ¬агнер, а многих признавал лишь с оговорками. Ѕольшую часть своих прежних сочинений “олстой также искусством не считал Ц они, по его мнению, не отвечали ни нравственным, ни эстетическим требовани€м.  огда же он вновь обратилс€ к художественной литературе (еще до написани€ „то такое искусство?), то попыталс€ писать в согласии со своими новыми идеалами.

¬ этой новой манере написан целый р€д рассказов-притч “олстого Ц таких, как „ем люди живы (1881), ƒва старика (1885), ¬ражье лепко, а Ѕожье крепко (1885), ћного ли человеку земли надо? (1886) и “ри вопроса (1903).

Ѕыли написаны и рассказы в иной манере, предназначенные дл€ образованного читател€. ѕо стилю они ближе к прежней прозе: в них допускаетс€ обилие реалистических подробностей и психологический анализ. Ћучшие из них Ц «аписки сумасшедшего (1884Ц1886, не закончен) Ц впечатл€ющее, на грани мистицизма, изображение человеческого отча€ни€ перед лицом жизненной тщеты, и —мерть »вана »льича (1886), где герой Ц воплощение обычного человека. ќсознавший неизбежность смерти, он в конце концов озар€етс€ внутренним светом веры и любви.

ќдна из проблем, которые в особенности тревожили “олстого после его обращени€, Ц проблема полова€, тем более в свете его твердого убеждени€, что человеческое благополучие в большой степени зависит от способности человека приближатьс€ к идеалу воздержани€. Ёта тема стала центральной в двух рассказах, один из которых Ц  рейцерова соната (1887Ц1889, опубл. 1991) Ц приобрел всемирную известность. ¬есьма замечателен в художественном отношении рассказ ƒь€вол (1889Ц1890), в основу которого легло реальное происшествие в жизни “олстого, стоившее ему немалых нравственных терзаний. Ёто истори€ человека, глубоко люб€щего свою молодую жену и все же не способного справитьс€ с похотливым влечением к красавице-кресть€нке.

—амое большое и, быть может, самое известное произведение “олстого, созданное после его обращени€, Ц роман ¬оскресение (1899). Ёто истори€ знатного двор€нина Ќехлюдова, соблазнившего дворовую девушку  атюшу ћаслову. ќна становитс€ проституткой, затем Ц осужденной за преступление, которого не совершала, и совестливый герой следует за нею в —ибирь. ≈го любовь спасает ее, но выйти замуж за него она отказываетс€.

—обрание неопубликованных сочинений “олстого по€вилось в 1911, через год после его смерти. »ные из них, которые он сам не пускал в печать, должны быть признаны высшими достижени€ми его художественного творчества. “акова, например, повесть ’аджи ћурат (окончена в 1904), героем которой €вл€етс€ неукротимый кавказский горец-воин, покидающий своих и переход€щий на сторону русских, убитый при попытке пробратьс€ домой, чтобы повидатьс€ с сыном.

ѕосмертное собрание включает также несколько пьес “олстого. ¬ласть тьмы (1887), его, по всей видимости, высочайшее драматическое достижение, представл€ет собой жестокую трагедию из кресть€нской жизни, которую “олстой считал иллюстрацией одной из своих излюбленных после обращени€ тем, сформулированной в подзаголовке пьесы: Ђ оготок ув€з, всей птичке пропастьї. Ёто означает, в частности, что проступок кресть€нина Ќикиты, его внебрачна€ св€зь, влечет за собой один грех за другим, вплоть до смертного греха убийства. ѕлоды просвещени€ (1891) представл€ют собой, как ни странно, полнейшую противоположность: это Ц светска€ комеди€, где “олстой использует живой, реалистичный диалог дл€ шуточно-сатирического изображени€ капризов и причуд аристократического общества. ѕьеса » свет во тьме светит осталась незаконченной. «аслуживает отдельного упоминани€ и его последн€€ пьеса ∆ивой труп (1902) Ц истори€ запойного пь€ницы, который, терза€сь совестью по поводу своей беспутной жизни и жела€ хоть как-нибудь возместить вред, нанесенный его многострадальной жене, инсценирует собственную смерть, чтобы она могла выйти замуж за любимого человека.

–еспект те ЋЄва
мишка 17.04.2007 03:41:03
ну чЄ могу, в наткре тип сказать, крутой чувак, нет слов, респект тебе ЋЄва




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:113930
јлександр ќрлов
ћаксим јверин:  ритичный, но очень душевный человек
ѕосетило:11467
ћаксим јверин
ѕравила питани€ от Ѕрюса Ћи
ѕосетило:72730
Ѕрюс Ћи

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru