Людибиографии, истории, факты, фотографии

Такэо Арисима

   /   

Takeo Arishima

   /
             
Фотография Такэо Арисима (photo Takeo Arishima)
   

День рождения: 04.03.1878 года
Возраст: 45 лет
Дата смерти: 09.06.1923 года

Гражданство: Япония

Биография

Японский писатель

Принадлежа к привилегированным слоям общества, испытывал обострённое чувство вины перед теми, кто был лишён преимуществ его положения. Пытался найти решение на путях христианского учения о любви к ближнему, в рамках теорий социализма и анархизма.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Twitter Print

01.02.2011

Арисима Такэси, отец писателя, был самураем из Сацума, участником войны против сёгуната, и после её окончания благодаря покровительству Мацуката Масаёси был назначен заместителем начальника Управления налогов и пошлин Министерства финансов, a с 1882 г. по 1891 г. занимал пост начальника таможни Йокогамского порта. Он приобрёл земли на Хоккайдо, которые в 1909 году подарил Арисима Такэо как своему старшему сыну.

Такэо Арисима фотография
Такэо Арисима фотография

Мать писателя, Яманоути Юки, происходила из семьи высокорангового самурая из Намбу (современная префектура Иватэ). Юки воспитывалась в аристократической среде, была знакома с китайской классической литературой, знала чайную церемонию и искусство составления ароматов. Однако в 1868 году клан Намбу выступил на стороне сёгуната, проиграл, и семья Яманоути оказалась без средств. Юки одно время была вынуждена зарабатывать на жизнь шитьём. В 1877 году она вышла замуж за Арисима Такэси.

Реклама:

B 1918 году в журнале «Тюо корон» были опубликованы очерки трёх братьев Арисима: Такэо, Икуиа и Хидэо, — об их родителях. Арисима Такэо в очерке «Мои отец и мать» (Ватакуси-но тити то хаха) подчёркивал, что в нём соединялась кровь южанина-отца и северянки-матери, объясняя этим противоречивость своей натуры.

Ранние годы

В других очерках о своем детстве и родителях — «Моя мать» (Ватакуси-но хаха) и «Моим малышам» (Тиисаки моно-э) — Арисима Такэо добавляет, что на противостояние север—юг в дальнейшем наложилась дихотомия Восток–Запад, связанная с его воспита­нием.

Арисима Такэо получил строгое традиционное воспитание. Независимо от времени года и погоды его ежедневно будили на рассвете, и он выходил в сад упражняться в фехтовании на мечах. Он занимался также стрельбой из лука и верховой ездой. Возвращаясь из школы, он должен был читать труды Конфуция, изучать конфуцианскую этику и китайскую литературу.

С 4 до 14 лет Арисима жил в Йокогаме, в квартале для иностранцев, и был знаком с реалиями западного образа жизни: в Йокогаме работали ипподром, европейские отели и госпитали, церкви и мясные лавки. По работе отец писателя много контактировал с европейской общиной, и в доме Арисима бывали иностранцы. Отец заставлял детей заниматься английским: Такэо и его сестру Айко посылали на весь день в дом знакомого американца, чтобы они совершенствовались в разговорном английском.

Такэо был подготовлен к поступлению в Йокогамскую английскую школу (Ёкохама эйва гакко), в которой он проучился с 1884 по 1887г. В программу обучения входило чтение Библии, и Арисима Такэо впервые близко познакомился с христианством. Он пережил столкновение двух систем ценностей. Этот период описан Арисима в рассказе «Кисть винограда» («Хитофуса-но будо», 1920).

B 1889 году Арисима поступил в Школу пэров, которую впоследствии критиковал за консерватизм, запрещение любых дискуссий и систему беспрекословного послушания.

Уже в школьные годы у Арисима проявился интерес к литературе. Школьником он написал рассказ «Самурай годов Кэйтё» («Кэйтё буси») о поражении войск клана Сацума в битве при Сэкигахара и несколько других небольших рассказов, которые не были опубли­кованы при его жизни. Все они были написаны на классическом письменном языке (Бунго) под псевдонимом.

Лучшие дня


В подполье
Посетило:143
Егор Летов
Автор гелиоцентрической системы мира
Посетило:132
Николай Коперник
Отто Вале
Посетило:128
Отто Вале

B 1896 году Арисима, закончив среднюю школу первой ступени, перешёл в среднюю школу старшей ступени, окончание которой давало право поступления в университет. Однако Арисима предпочел уйти из школы и уехал на Хоккайдо, чтобы поступить в Сельскохозяйственный колледж в Саппоро.

Колледж

Сельскохозяйственный колледж в Саппоро был основан в 1872 году с целью содействия освоению земель на Хоккайдо. Для достижения реальных результатов из США был приглашён преподавателем Уильям Смит Кларк (англ. William S. Clark; 1826—1886), основатель и третий президент Массачусетского сельскохозяйственного колледжа в Амхерсте (англ. Massachusetts Agricultural College). Он оказал большое влияние на формирование учебной программы и на атмосферу в этом учебном заведении. Кларк требо­вал от студентов самостоятельности и самоуважения. Одним из результатов его политики было принятие Библии в качестве основного морально-этического текста. B 1896 году, в момент поступления в колледж Арисима, среди преподавателей было несколько человек, принадлежавших к первому выпуску, учившемуся ещё у Кларка. Среди них был Нитобэ Инадзо (1862—1933), знакомство, a затем и дружба с которым сыграли заметную роль в жизни Арисима. Нитобэ родился в Мориока и происходил из семьи самураев того же княжества Намбу, что и мать писателя, так что приехавший в Саппоро Арисима остановился у него.

Каждое воскресенье Нитобэ проводил у себя дома занятия по Библии для студентов, и Арисима присоединился к этой группе в изучении христианского вероучения. В круг интересов Арисима в этот период входило также творчество Т. Карлейля.

После отъезда Нитобэ в Камакура, a затем в США, ближайшим другом Арисима стал Моримото Кокити. Моримото ещё в Токио по­сещал христианскую школу и был крещён, что позволило Арисима продолжать изучение и обсуждение темы христианства: собственно проблемы христианской теологии, и особенно вопросы греха и искупления.

Большое влияние на Арисима оказало его знакомство в 1897 году с Утимура Кандзо, одним из первых выпускников Сельскохозяйственного колледжа и ревностным последователем христианства. Арисима изучал работы Утимура «В поисках мира» («Кюанроку») и «Утешение верующего христианина» («Киристо синто нагусамэ»), вышедшие в 1893 году. По рекомендации Утимура он был принят в общину Индепендентской церкви Саппоро, но не крестился, считая это необязательным.

B 1872 году в Японии была введена всеобщая воинская повинность, и Арисима после колледжа со степенью «ногакуси» (бакалавра агрономии) был призван в армию. Один год, проведённый им на военной службе, навсегда сделал Арисима пацифистом. Тогда же Арисима начал интересоваться взглядами социалистов.

США

B 1903 году Арисима уехал в США, чтобы продолжить свое образование в расположенном неподалеку от Филадельфии основанном квакерами Хаверфордском колледже, который рекомендовал ему Нитобэ. Пребывание в христианской Америке показало Арисиме противоречивость христианского учения и христианской практики.

B 1904 г. Арисима перешёл в аспирантуру Гарвардского университета, где познакомился с Канэко Киити, сотрудником журналов социалистического направления и участником социалистического движения в Америке. Под его влиянием интерес Арисима к социализму ещё более углубился. Он читает труды Уолта Уитмена, Генрика Ибсена, Петра Кропоткина.

События этого времени нашли отражение в романе Арисима «Лабиринт» («Мэйро»), в значительной степени основанном на автобиографическом материале. Роман публиковался частями. Первая часть вышла в 1915 году в журнале «Сиракаба», вторая — в 1917 году в «Тюо корон» и третья — в 1918 году в журнале «Синсёсэцу». Герой романа — японский студент в США. Среди его знакомых японский социалист К, в котором нетрудно узнать Канэко, и американец — юрист П. (Пибоди, с которым Арисима познакомился в Бостоне). Основной темой первой части романа является отход героя от христианства и растущий интерес к социализму.

Преподавание

Семья и смерть

В 1910 году Арисима женился, но в 1916 году его жена умерла от туберкулёза, оставив его с тремя детьми. В 1922 году Арисима познакомился с Акико Хатано, редактором женского журнала Фудзин Корон, замужней женщиной. У них возник роман, о котором стало известно мужу Акико. В результате Арисима и Хатано совершили двойное самоубийство, повесившись в Каруидзаве.

Сын Юкимицу (1911—1973) стал известным актёром, выступал под псевдонимом Масаюки Мори.

Наследие

После смерти Арисима стал знаменит благодаря подробным дневникам, составляющим около двадцати томов сокровенного жизнеописания, страхов и надежд. Современники считали Арисима философом и общественным критиком в той же степени, что и писателем. В своём творчестве он критиковал христианство, находился под влиянием социализма, Библии, гуманистических идей Толстого и идей анархизма.




Ваш комментарий (*):
Я не робот...

Лучшие недели


Резидент шоу «Камеди Клаб»
Посетило:509
Гарик Мартиросян
Михаил Буяновский
Посетило:1396
Михаил Буяновский
Смыть в унитазе 400 тысяч евро
Посетило:513
Ангела Майер

Добавьте свою новость

Здесь
Администрация проекта admin @ peoples.ru
history