Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ƒина –убина

   /   

Dina Rubina

   /
             
‘отографи€ ƒина –убина (photo Dina Rubina)
   

ƒень рождени€: 19.09.1953 года
ћесто рождени€: “ашкент, ———–
¬озраст: 67 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


ћаска, € теб€ знаю?

–усска€ писательница.

ћо€ професси€ - слово. —оответственно, и отношение к этой субстанции совсем иное, чем у людей других профессий. ѕисатель живет словом, составл€ет из него мир, как из материальных частиц.

12.12.2000

ћы договорились, что € не буду задавать вопросов' типа: "ѕочему ты дес€ть лет назад уехала в »зраиль?" и "“рудно ли там быть русско€зычным писателем?" ћы также твердо условились, что € не заикнусь на предмет ее творческих планов, потому что - ну, сколько можно об этом? „естно говор€, € вообще еле уговорила ее дать мне интервью - она их ненавидит и предпочитает присылать журналистам письменные ответы на их вопросы ("хватит, € уже намучилась в своей жизни со вс€кими корреспондентами, которые леп€т Ѕ-г знает что, а € потом бегаю по судам и отдуваюсь за то, чего не говорила"). ¬ конце концов, € пообещала, что мы будем говорить только о том, что ей интересно, а это означало, что будет разговор о творчестве, его вли€нии на жизнь и, наоборот, - о вли€нии жизни на творчество.

ƒина –убина фотографи€
ƒина –убина фотографи€

ѕоскольку именно это интереснее всего ƒ»Ќ≈ –”Ѕ»Ќќ…, автору более 20 книг прозы на русском €зыке и с дес€ток переведенных на иностранные, лауреату нескольких литературных премий, попул€рнейшей в –оссии и »зраиле писательнице, котора€ вот уже год работает в ћоскве.

- “ак почему ты все-таки не любишь давать интервью? “еб€ пугают только возможные непри€тные последстви€?

- Ќе только. ћо€ професси€ - слово. —оответственно, и отношение к этой субстанции совсем иное, чем у людей других профессий. ѕисатель живет словом, составл€ет из него мир, как из материальных частиц. ” мен€ вообще сложные отношени€ с этой субстанцией. ќсобенно когда передо мной на столик став€т эту дь€вольскую записывающую штуку, и все, произнесенное тобой, все оговорки, досадные длинноты, неизбежное косно€зычие устной речи записываютс€ навеки и окончательно, словно этот мычащий, запинающийс€, мучительно подбирающий случайно подвернувшиес€ слова человек и есть - €.

- ј тебе не кажетс€, что во всех интервью ты не тот человек, который есть на самом деле?

- Ѕезусловно. ¬сегда. ѕотому что утром € не уверена, что вечером не буду чувствовать и думать иначе. ѕисатель всегда человек вариантный. Ёто неотъемлемое качество профессии. » любой уважающий себ€ писатель никогда новую мысль не пишет набело.

- “о есть ты боишьс€ окончательного слова?

- —овершенно точно. Ѕоюсь всего затвердевшего. Ёто гигантска€ ответственность перед окончательно произнесенным словом. ¬озможно, тут опасение генетического посыла, ведь мы уже сколько дес€тков веков тащим на горбу свои каменные скрижали. Ёта ее любовь к слову... ¬ 9-м классе на школьном вечере она два часа со сцены наизусть читала рассказы „ехова. Ќе на спор, не по заданию учительницы литературы, а просто потому, что обожала этого писател€ и восхищалась его €зыком.

Ћучшие дн€

Ђ рестный отецї хеви-метала
ѕосетило:9288
ќззи ќсборн
√лавна€ роль ¬€чеслава “ихонова
ѕосетило:8757
¬€чеслав “ихонов
–одоначальник фотомонтажа
ѕосетило:6110
јлександр –одченко

- я сейчас перечитала твое эссе "ѕод знаком карнавала", и там есть така€ фраза, что в твоем "небезоблачном" существовании в »зраиле теб€ держит на плаву то, что все это - карнавал, и ты сама участник этого карнавала. Ќо на карнавале нельз€ без маски.

- ƒа, конечно. Ёто вообще мо€ любима€ тема.

-  ака€ именно?

- ћаска как авторский прием.  стати, самыми изысканными и дорогими масками на венецианском карнавале были заказанные знатными жител€ми ¬енеции маски с изображением лица заказчика. ѕонимаешь?  ака€-нибудь знатна€ венецианка держала на длинной ручке перед своим лицом именную маску, в точности повтор€ющую ее же лицо. ¬ этом есть некий сакральный смысл - когда перед собой ты выставл€ешь себ€ же - застывший неизменный слепок. ƒубль лица. ƒвойник-представитель...

-  ак в романе "¬от идет ћесси€". “ам целых две героини, и обе - конечно, ты.

- » обе, конечно, не €. ћен€ вообще страшно интригует этот прием. ƒаже в том романе, который € сейчас пишу, - название ему дала ћарина ћосквина - "Ќа солнечной стороне улицы", - тоже использовано нечто похожее. ѕонимаешь, наше мучительное врем€, требующее от человека подчас совершенно противоположных реакций, невозможно полно отобразить без некоего оппонента - возражающего, противосто€щего, резонерствующего...  роме того, "уход за ширму" - это вообще качество моего характера, если только € не имею дело с очень близким мне человеком.

я лично на себе когда-то это испытала - сопротивление вс€кому, кто незваным гостем пытаетс€ проникнуть на ее терра инкогнита. ћы росли в одном городе. ¬ 15 лет, опубликовав свой первый рассказ в попул€рнейшем тогда журнале "ёность", ƒина сразу стала нашей ташкентской знаменитостью. я восхищалась ее рассказами, и, суд€ по ним, она была не только талантливым, но и очень открытым человеком. Ќа основе этого опрометчивого заключени€ € решила, что непременно должна познакомитьс€ с ƒиной. ќна тогда училась в —пециальной музыкальной школе при  онсерватории, а € - в музыкальном училище. ” нас было много общих знакомых, и € рассудила, что коли мы - "люди одного круга", то могу встретитьс€ с ƒиной так вот запросто, не ища никаких специальных поводов. "ј что? - думала €.- Ќам очень даже есть о чем поговорить. » мы наверн€ка понравимс€ друг другу". "¬ конце концов, - убеждала € сама себ€, - приезжали же двор€не к своим сосед€м, просто представл€лись. ј дальше общались себе как ни в чем не бывало!" (  ак легко догадатьс€, € была начитанным ребенком.) » вот € пришла в школу. ѕо лестницам сновали чопорные девицы в коричневых формах и коричневых же чулках (в этом элитном спецзаведении были полувоенные пор€дки). ћо€ подружка толкнула мен€ локтем и прошептала: "¬от тво€ –убина по лестнице спускаетс€". я увидела смуглую, худенькую, очень симпатичную девочку, похожую на испанку. -  то тут мен€ спрашивал? - довольно недружелюбно и совсем не "по-двор€нски" спросила она.

- Ќу, €, - неожиданно оробев, выдавила €.

- Ќу, и что тебе нужно?

- ƒа ничего, - и ощуща€ каждой своей клеткой, что тут никто не рад моему приходу, поп€тилась, поскользнулась на лестнице и шумно свалилась под смешки пробегавших первоклашек...

—воим падением враскор€ку € наверн€ка доставила им пару при€тных минут....

ј подружились мы через несколько лет, когда обе уже учились в консерватории.  ак-то случайно встретились в курилке под лестницей. Ќас кто-то представил, но € сказала, что мы уже знакомы. ѕод хохот окружающих € в лицах поведала грустную историю нашей встречи, а ƒина, котора€, между прочим, сме€лась громче других, за€вила, что € все выдумала, потому что она человек, на самом деле, м€гкий и пушистый...

- ћы уже вроде все про теб€ знаем: про папу - художника, про маму - учительницу истории, про мужа Ѕорю, сына ƒиму и дочь ≈ву. ќ них ты писала во многих своих рассказах и повест€х. Ќам известны ваши отношени€ и характеры твоих близких, даже про свою собачку  ондрата ты написала в совершенно замечательном, на мой взгл€д, эссе "я и ты под персиковыми облаками". Ќо у мен€ ощущение, что есть области жизни, которых ты в своей прозе никогда не касаешьс€. “ак ли это и почему?

- я хочу теб€ поправить насчет этого "знаем-знаем все про вас". Ёто тоже обманка. ѕредставление действующих лиц моих повестей, романов, рассказов, совпадающих по именам и статусу с моими близкими, еще не есть приглашение в мою реальную жизнь. —уществует уйма вещей, которые € предпочитаю не выставл€ть на обозрение. ≈сть темы, болезненно дл€ мен€ важные, - например, тема вины, - с которыми € предпочитаю расправл€тьс€ при помощи "посторонних" героев, которые выгл€д€т совершенно "сочиненными" - как героин€ в "¬ысокой воде венецианцев".

- “о есть писание - это способ избавитьс€ от собственных комплексов, проблем и переживаний?

- Ёто способ жизни писател€.

- ј на какую тему ты ни с кем никогда не разговариваешь?

- я и в прозе практически никогда не касаюсь интимных сфер своей жизни, - то, что люб€т делать многие писатели. я и в быту, с близкими, достаточно закрытый человек. “емы, на которые иногда со мной беседует дочь, бывают дл€ мен€ причиной некоторой оторопелости. я никогда с мамой эти темы не обсуждала.

- ј ты поддерживаешь эти разговоры?

- —мущенно поддерживаю. ѕотому что уклон€тьс€ от ответов было бы нечестно. ¬ конце концов, это мо€ дочь, и € хочу, чтобы она оставалась близким мне человеком.

- ј почему она друга€, не така€ как ты?

- ѕотому что она - израильский ребенок, а там прин€то свободно обмениватьс€ мнени€ми по любой, самой интимной теме. “ам на уроках все это обсуждают.

¬ообще, поразительно - как эти новые люди смелы, раскованы в общении и главное - как свободно они называют все своими именами. Ќо это еще и особенность €зыка. »врит - очень смысловой €зык. ќн не любит туманностей.

- ¬ли€ют ли твои собственные произведени€ на твою жизнь?

- ≈ще как! ” мен€ даже есть эссе на эту тему - "ѕослесловие к сюжету"... ”беждена, что этот мир создавалс€ определенным замыслом, и, соответственно, внутри этого замысла существует бесчисленное многообразие ходов и поворотов, мистических переплетений тем. Ѕолее того, мне кажетс€, все литературные произведени€, которые только еще должны быть написаны, уже существуют. „асто испытываю ощущение, что € не сочин€ю то или иное слово или эпизод, а угадываю то, что уже написано.

- ’очу спросить еще вот о чем. ¬ "¬ысокой воде венецианцев" тво€ героин€ - ты или не ты, в общем, смертельно больна раком легких, в романе " ¬от идет ћесси€" твой собственный сын теб€ убивает. “ы сама говоришь, что слово материально. » тебе не страшно?

- ќчень страшно. ќчень!  огда писала "¬енецианцев", просто тр€слась от ужаса. Ѕыла уверена, что заболею, потому что проживаю всю историю так вещественно, так ос€зательно. ќчень вживаюсь в шкуру геро€, в любое его физическое состо€ние. ћогу сильно вспотеть, если пишу о жаре, даже если дело происходит зимой, в моей холодной иерусалимской квартире. ћогу, наоборот, замерзнуть жарким израильским летом, если пишу, как герой ждал кого-то на остановке в мороз. я вообще очень внушаема моими собственными геро€ми. ¬сегда обливаюсь слезами в особо патетических местах собственных сочинений, при том что в жизни абсолютно не слезлива. ѕишу и реву белугой. ќчень смешно, согласись...

ѕросто мои герои дл€ мен€ (во врем€ работы над вещью) - гораздо более реальны, чем любой живой натуральный человек со своими идиотскими проблемами...

- “ы много ездишь по разным странам.  ак, на твой взгл€д, мен€етс€ поведение евре€ в новой ситуации?

- “ы имеешь в виду стереотипы поведени€ бывших наших сограждан? Ёто зависит от той страны, куда еврей приехал жить, от того - как он воспринимает ее коренных обитателей и себ€ - в новом качестве. ќт того - насколько он знаком с историей этой новой дл€ него страны, а главное - насколько он знаком с историей своего народа в этой стране.

Ѕывает, он становитс€ неверо€тным, сверхъестественным патриотом "новой родины" (в данном случае € имею в виду не »зраиль. ¬ »зраиле все-таки имеет место нека€ романтика сли€ни€ со своими национальными корн€ми). ¬прочем, и в јмерике есть романтика той гигантской доли участи€ евреев в строительстве, да и, пр€мо скажем, в открытии этой страны. “ак что евреи - "новые американцы" при всем пиетете к современной јмерике все-таки чувствуют себ€ имеющими право на все те гигантские возможности, которые предоставл€ет јмерика. ≈вреи, уехавшие в √ерманию, совсем по-другому выстраивают свои отношени€ с этой страной. ” них другие права и об€занности. » этот посто€нный контроль, который проводитс€ в своих взаимоотношени€х, посто€нна€ проверка всех доводов "за" и "против" в отношении к немцам...

¬се-таки это - дополнительна€ эмигрантска€ драма, что бы каждый из них не говорил.

-  ак ты можешь охарактеризовать своего российского слушател€?

- ќн очень разный. Ќапример, провинциальный слушатель - он очень благодарный, он не избалован, он хочет общени€ с писателем. ¬ провинции в зал набиваетс€ публика, там несут книги на подпись, все, что угодно, несут дл€ автографа, один раз мне дали на подпись проездной билет, и € размашисто расписалась, насколько площадь позвол€ла. Ёто трогает ужасно, хот€ и смешит. ћосква - город циничный, тертый, не мною сказано - "ћосква слезам не верит".

- я извин€юсь, конечно, но лично была на твоем творческом вечере в ƒоме литераторов и не только не заметила ни одного свободного места, но и наблюдала огромную толпу людей, котора€ тут же на месте расхватала твои отнюдь не дешевые книги и несла их тебе подписать...

- Ќу вот, € обидела москвичей.

- ƒа никого ты не обидела. Ёто просто стереотип, что в провинции люди добрые, а в ћоскве циничные. Ћадно, не будем об этом. Ѕудем о при€тном.  стати, о чем тебе интереснее всего говорить?

- —ама€ мо€ любима€ тема в жизни - это тема путешествий. я готова ехать куда угодно, зачем угодно, на какой угодно срок. „то любопытно - свои деловые поездки € совершенно не воспринимаю как путешестви€. ≈сли в такой поездке попадаю в ¬ашингтон или Ќью-…орк, Ѕерлин или √амбург и мне говор€т: " ак, вы не были еще в таком-то музее? ј не хотите ли туда пойти? ј может, поедем, погул€ем в таком-то парке?", €, если это возможно, уклон€юсь...

¬ таких моих концертных скачках у мен€ чудовищна€ нагрузка, чудовищное расписание. я не могу воспринимать это как удовольствие.

ј тема путешествий в моей жизни неразделимо св€зана с мужем, который удивительно подходит мне в качестве попутчика. Ёто ведь тоже большое счастье. Ѕольшое счастье, потому что как художник он обладает удивительной способностью воспринимать любой незнакомый город, любую незнакомую среду через какое-то художническое чувствование: свет, рассе€нный в воздухе, неповторимый в каждом другом месте, архитектура пространства, облик людей, ширина или, наоборот, теснота улиц. я всегда возвращаюсь нагруженна€ благословенным "медом впечатлений", который можно долго хранить в записных книжках, как мед столети€ми хранитс€ в кувшине, и с ним ничего не случаетс€. ¬от это то, что - € уверена - точно сохранитс€ в моей жизни, - прекрасным, €рким, как фрески в –авенне, как фаюмские портреты, как фильмы ‘еллини. Ёто и есть тот "праздник, который всегда с тобой".

- “о есть путешестви€ - это то, ради чего стоит жить?

- “о, ради чего стоит жить, продавать книги, покупать книги, писать книги...

Ёто гигантский импульс к жизни - не только к творчеству, но и к жизни вообще. ѕотому что с возрастом у мен€ с этим делом неважно - с импульсом к жизни.  о многому привыкаешь, и к жизни привыкаешь - она надоедает. ¬се ситуации повтор€емы. » этот сюжет, и тот, и третий - все это уже было. Ќово только одно - путешествие.

ѕослесловие

ѕоставив последнюю точку в интервью, € уже было собралась отправл€ть его в редакцию, но вдруг что-то мен€ остановило. „то-то подсказывало мне, что € уже где-то читала у ƒины ее мнение о путешестви€х, но, кажетс€, несколько иное. ѕерелистав несколько ее книг, наконец, нашла то, что искала - эссе "я - офен€", где со всей искренностью ƒина пишет о себе следующее: "ј у мен€ еще и характер "оседлый". ƒаже мысль о скором отъезде приводит мен€ в страшное раздражение.  огда € уезжаю, а потом возвращаюсь, € долго привыкаю к собственному дому, долго вспоминаю - куда подевала нужные бумаги и вещи...

ѕочему-то любой отъезд, люба€, даже краткосрочна€, отлучка у мен€ - "прервалась св€зь времен".

¬от уж истинно: "ћаска, € теб€ не знаю".

Ѕлагодарность
 атерина 06.04.2006 01:41:48
огромное спасибо за за чувство сопереживани€,за удовлетворение и радость после прочтени€ ваших произведений!Ѕлагодар€ вам € научилась наслаждатьс€ литературой,ценить ее и пробую писать сама .¬ы делаете мир чище,заставл€ете думать,ценить,рассуждать.ваши произведени€ доступны и гениальны одновременно.Ёто как поэзи€ ¬ысоцкого."ƒвойна€ фамили€"-это вообще лекарственный препарат,который нужно прописывать люд€м в определленные моменты.—пасибо еще раз и еще огромное количество раз .Ѕудте!

дл€ ƒины –убиной
јнатолий 03.06.2006 01:13:26
«дравствуйте,ƒина.ћен€ зовут јнатолий,€ бывший ленинградец,15 лет в »зраиле.«наете,€ недавно был в »ерусалиме в музее €д-вашем и мен€ поразила одна вещь.ѕочему-то захотелось поделитьс€,мне кажетс€,¬ы поймете.“ам,¬ы помните,конечно,экспозици€ выстроена по нарастающей-вот они проиход€т к власти,начинают жечь книги наши,придумывают программу как нас уничтожить и так далее.» в конце самый страшный зал -большой экран и непрерывно один и тот же ролик с кадрами этими невозможными-голые тела,ров,бульдозер...» буквально в нескольких шагах,пр€мо напротив экрана ,оборудовано место дл€ охранника.я не могу представить как человек может смотреть это без перерыва и остатьс€ нормальным.¬ы не думайте-€ адекватный вполне,не графоман,просто захотелось с ¬ами поделитьс€,мне кажетс€,суд€ по ¬ашим книгам,¬ы поймете.

spasibo
irina 05.08.2006 11:03:39
dina,ogromnoe spasibo za "solnechnyuy storony ylizi"..

Moja zemljachka - Dina Rubina
Ester Mullokandova 21.10.2006 11:06:58
Chitaju mnogo, starajus| vsjo,o chjom pishet Dina Rubina. No ne potomu,chto ona tashkentka,hot| i byvshaja (kak i ja), a ottogo,chto uzh ochen| interesno, ponjatno, ni na kogo ne pohozhe, nikomu ne podrazhaet, ona absolljutno osobo odarena chuvstvom jazyka i nastojashhim talantom rasskazchika. Sejchas ja v ozhidanii novoj knigi o gorode nashego detstva, Tashkente, "Na solnechnoj storone ulicy". Kniga uzhe vyshla v svet, no u menja ejo esshhjo net, na sledujushhej nedele , nadejus| ona budet v moih rukah,ottogo ja v horoshem predchuvstvii vstrechi s nastojashhej literaturoj.

Golosuju dvumja rukami za Gonkurovskuju premiju Dine Rubinoj.

Ester Mullokandova (Fira Rohman v devichestve)
Beer-Sheva, Izrail|.

ќ вечерах ƒины в ƒетройте
»саак “рабский 26.10.2006 10:22:17
ƒва творческих(с дистанцией в три года) вечера ƒины –убиной в ƒетройте, кроме еЄ книг, подтвердили, что это она не только замечательный писатель, но великолепный мастер устного рассказа, продолающий традиции ¬иктора јрдова, »ракли€ јндронникова, ћихаила ∆ванецкого. ≈Є вечера-это "праздник сердца".—пасибо




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

јлександр ƒавыдов: Ћична€ жизнь
ѕосетило:26210
јлександр ƒавыдов
”спех ресторанного бизнеса
ѕосетило:114013
јлександр ќрлов
Ђ рестный отецї хеви-метала
ѕосетило:9288
ќззи ќсборн

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru