Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬асилий јксенов

   /   

Vasily Aksyonov

   /
             
‘отографи€ ¬асилий јксенов (photo Vasily Aksyonov)
   

ƒень рождени€: 20.08.1932 года
ћесто рождени€:  азань, ———–
ƒата смерти: 06.07.2009 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 76 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


я московский эмигрант

–усский писатель

«наменитый русский и отчасти американский писатель ¬асилий јксенов, по его же собственному ,икогда не бывал в серединной –оссии. Ќо став лауреатом престижной литературной премии ЂЅукерї в 2004 году, полученной за роман Ђ¬ольтерь€нцы и вольтерь€нкиї, он позволил себе совершить во€ж в ¬оронеж и “амбов, где встретилс€ с читател€ми и почитател€ми. «десь писатель провел пресс-конференции, нанес визиты вежливости руководител€м регионов.  орреспондент Ђ–√ї встретилс€ с мастером в “амбове и задал ему несколько вопросов.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

05.10.2005

-я был удивлен, когда увидел, что тихий “амбов сохранил свой старинный облик. ¬ нем витает дух XIX века, в этом городе ощущаешь св€зь времен, свою причастность к истории. ћен€ спрашивали, не собираюсь ли € что-либо писать о страшном периоде кресть€нского восстани€, охватившем “амбовскую губернию в 20-е годы. Ќо € уже касалс€ этой темы. ¬ Ђћосковской сагеї есть сцена, когда  ирилл едет на “амбовщину проводить коллективизацию, и на его глазах происход€т чудовищные сцены насили€Е

¬асилий јксенов фотографи€
¬асилий јксенов фотографи€

- ¬асилий ѕавлович, если русска€ классическа€ литература вышла из ЂЎинелиї √огол€, то советска€ по€вилась из сталинской шинели и Ђсамиздатовскогої Ђћетрќпол€ї. „ем был дл€ вас этот альманах: литературной шалостью, вызовом тогдашнему застою или точкой отсчета?

- √овор€, откуда мы вышли, € вспоминаю, как јндрей ¬ознесенский однажды сказал, что мы вышли не из ЂЎинелиї, а из гоголевского ЂЌосаї. Ђ“ы, ¬ас€, Ц говорил он, Ц вышел из левой ноздри, а € Ц из правойї. „то касаетс€ Ђћетрќпол€ї, то он стал серьезной вехой дл€ всех его участников. —оветска€ литература после —талина развивалась чередой кризисов. ѕо€вилась Ђќттепельї Ёренбурга Ц скандал. Ќапечатали роман ƒудинцева ЂЌе хлебом единымї Ц оп€ть скандал. ѕотом вышел почти диссидентский альманах ЂЋитературна€ ћоскваї, в котором прин€ли участие дес€ток лауреатов сталинских премий. » вновь скандал. ѕотом все стихло, усто€лось. » вдруг Ц Ђћетрќпольї. јльманах своим по€влением не призывал к здравому смыслу, он просто отшвыривал цензуру как таковую. ƒл€ мен€ это было волнующее врем€, альманах стал дл€ нас глотком свободы. ѕотом началось шельмование авторов, некоторые не выдержали напр€жени€, но большинство удержалось. » € всегда вспоминаю об альманахе, как о потр€сающем моменте в своей жизниЕ

- Ќыне на книжный рынок хлынул поток низкопробной литературы. Ќе могли бы прокомментировать причины этого €влени€?

- —уществует откровенно развлекательна€ литература, литература, которую € бы назвал терапевтической. ћо€ жена, например, без конца читает детективы: ћаринину, ƒонцову, ƒашковуЕ „итает она и серьезные книги, но детективы ее успокаивают, а серьезна€ литература будоражит.  огда по€вилс€ печатный станок, книга стала товаром Ц по€вилась масса романов-приключений. » то, что сейчас такого рода литература преобладает, свидетельствует, что и в –оссии книга стала товаром. ¬ јмерике мен€ поначалу удивл€ло, как дама в супермаркете грузит в тележку упаковку бифштексов, пакет салата, бутылку минералки и книжку, упакованную в целлофан. —ейчас такие же картины € вижу и в ћосквеЕ

- Ќе могли бы вы хот€ бы кратко наметить тенденции развити€ современной российской литературы? » к какому направлению вы относите свое творчество?

- ѕростите, но дл€ этого нам надо было расположитьс€ на берегу реки, запастись продуктами, спальными мешками, и, может быть, к утру мы обсудили бы эту тему. ¬прочем, € более или менее подготовлен к ней.  ак председатель жюри премии ЂЅукераї этого года, € уже прочел больше тридцати современных повестей и романов, поэтому какую-то тенденцию уловил. ¬ серьезной литературе несколько снизилось внимание ко вс€кого рода пакост€м человеческого существовани€, что было характерно дл€ середины 90-х годов, когда литература опровергала человека не только как социальную личность, но и как биологическую. — другой стороны, у талантливых авторов по€вилс€ интерес к самокопанию, стремление пон€ть себ€ как личность. „то касаетс€ мен€, то € отношу себ€ к русским космополитам, и в этом нет противоречи€. ѕушкин ни разу не выезжал за границу, но был самым насто€щим русским космополитом. »м же был и √оголь, хот€ он не мог жить без перемещений. –усские писатели за границей писали очень плодотворно, примеров тому немалоЕ

-  огда вам легче было писать: в ———–, под гнетом цензуры и недремлющим оком —оюза советских писателей, который вы однажды назвали Ђдетским садом строго режимаї, или сейчас?

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

- ћне всегда было интересно писать, € вообще большой любитель этого дела. ¬ ———– мы все были измучены соцреализмом, с ним невозможно было боротьс€. ƒл€ мен€ гораздо легче было писать в эмиграции, а сейчас € создаю дл€ себ€ искусственную эмиграцию в ћоскве из-за бешеного ритма общественной жизни. ¬ столице масса отвлекающих моментов, поэтому € убегаю во ‘ранцию, где у мен€ есть маленький домишко, и пишу. ѕисатель очень близок к пон€тию эмигрантЕ

- ¬ашу раннюю повесть Ђ«вездный билетї можно сравнить с эстрадным шл€гером, а Ђ—тальную птицуї, котора€ была написана несколькими годами позже, Ц с довольно сложной джазовой композицией. Ђћосковска€ сагаї Ц это уже объемное симфоническое произведениеЕ

- √отов согласитьс€ с такого рода музыкальными аналоги€ми, но это происходит бессознательно. ’от€ один из крупных музыкантов назвал повесть Ђќжогї Ц самой джазовой вещью в моем творчестве.

- ” —олженицына есть труд Ђ ак нам обустроить –оссиюї.  ак вы видите этот процесс?

- ѕонимаю, что этот вопрос вызывает гораздо больший интерес, чем разговор о творчестве. я никогда не отворачивалс€ от общественной де€тельности. Ќа дн€х в ћоскве вышел сборник Ђ«еница окаї, где составитель использовал множество моих статей из периодики. я всегда готов высказатьс€ на важные общественные темы. ќднако € не берусь решать задачи, какие ставит јлександр »саевич в своем опусе, € не знаю, как нам обустроить –оссию. Ќесмотр€ на все сложности, искривлени€, выход из удушающего коммунизма все-таки осуществл€етс€ спонтанными движени€ми народных масс. Ќарод сам ищет выход к лучшей жизниЕ

-  ак вы оцениваете состо€ние отечественной демократии, учитыва€, что вы долгое врем€ жили в јмерике, теперь во ‘ранции?

- ¬опрос о демократии в –оссии по-прежнему остаетс€ открытым. ¬ ходе развити€ цивилизации, когда по€вл€ютс€ невиданные прежде средства массовых коммуникаций, нас могут ждать любые катаклизмы. ѕройдет, скажем, сери€ терактов, и все мировое устройство рухнет. ¬едь революцию в –оссии подготовили вовсе не большевики, успех ее был гарантирован сорока годами непрерывного террора, начина€ с убийства јлександра II. ”бийствами царских чиновников боевики добились паралича государственной власти. “еррор разлагает общество и сейчас, и в результате всемирную паутину Ц »нтернет Ц может зат€нуть сама€ обычна€ паучь€ паутина. Ќо современна€ демократи€ Ц субстанци€ в€зка€, гибка€, что не раз спасало ее. ј люба€ тоталитарна€ власть Ц будь то нацизм, коммунизм, исламизм Ц только с виду крепка€, а на излом она крайне хрупка. » если в –оссии еще неокрепша€ демократи€ не выживет, то страна развалитс€, ее попросту растащат по кускам.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru