Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬асилий јксенов

   /   

Vasily Aksyonov

   /
             
‘отографи€ ¬асилий јксенов (photo Vasily Aksyonov)
   

ƒень рождени€: 20.08.1932 года
ћесто рождени€:  азань, ———–
ƒата смерти: 06.07.2009 года
ћесто смерти: ћосква, –осси€
¬озраст: 76 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


¬спомина€ јксенова

–усский писатель

 огда человек умирает, печаль о нем отодвигает на задний план любую рефлексию. —ейчас, когда прошел год со смерти ¬асили€ ѕавловича јксенова, можно сделать попытку осмыслить, кем был этот человек. „его мы лишились с уходом јксенова, задумались близкие ему люди - писатели ƒмитрий Ѕыков, јлександр  абаков и ¬иктор ≈рофеев.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

12.07.2010

ƒмитрий Ѕыков:

"ѕоследним романом јксенова называли то "–едкие земли", которые он сам построил как эпилог ко всему сочиненному, то мемуарную "“аинственную страсть", но в сент€бре выходит "Ћендлиз", найденный јлексеем јксеновым в отцовском компьютере. ƒвести страниц почти законченной повести о казанском военном детстве по€в€тс€ в журнале "ќкт€брь", а потом в "Ёксмо". я все надеюсь: а вдруг он еще чего-то приготовил? Ќе хочетс€ отпускать јксенова, он многого недоговорил.

—амым загадочным и недооцененным его сочинением мне представл€етс€ "—тальна€ птица", писанна€ ровно 45 лет назад. Ёто была перва€ в долгой череде "ѕоисков жанра" проба новой фантасмагорической манеры, котора€ потом так поразит читателей "–андеву", "Ѕочкотары" и "∆елезки". ¬се эти семидес€тнические повести, увенчанные "ѕоисками" - последним, что јксенов перед отъездом напечатал на –одине, - оказались заслонены, с одной стороны, его прелестными ранними рассказами, а с другой - развесистыми, пышными романами в "новом сладостном стиле", как называл сам јксенов свое необарокко. ј между тем эти небольшие и накрепко зашифрованные вещи не так просты ("–андеву" - немыслимо! - даже вышло в "јвроре", проскочив цензуру, хоть и в страшно ощипанном виде, а кто не узнал бы в —мерд€щей ƒаме советского лика –одины?). ќни похожи на ночные кошмары - но кошмары по-аксеновски карнавальные, местами даже веселые. » вот € в последние дни все перечитываю эту "ѕтицу", пыта€сь ее пон€ть: загадочное очень сочинение. ¬ арбатском доме (‘онарный переулок) посел€етс€ странный субъект, потертый, отвратительно пахнущий, с двум€ авоськами (в одной - вроде бы гнилое м€со, в другой - гнила€ рыба), и вид у него болезненный и нищий. ќн похож на ангела смерти. » как-то он постепенно захватывает весь дом, и коридоры, и квартиры, и распростран€етс€ по всем лестничным площадкам, а еще отличаетс€ чудовищным аппетитом и зверской силой. «аколачивает парадный ход, пускает всех, как окуджавский кот, через черный. ќн обещает сожрать все пам€тники - ƒолгорукому, Ћинкольну, “ыс€челетию –оссии - и заменить их собой. ¬рачи говор€т, что он не человек, а истребитель-перехватчик. ќн говорит на непон€тном, дь€вольском, рычащем €зыке. » освобождает он жильцов, только когда старый дом в ‘онарном переулке дает трещину от его бесконечных вылетов наружу - и рушитс€. “огда жильцов рассел€ют в нормальный новый дом, но на окраине. » стальна€ птица улетает навеки. ј жильцы начинают жить счастливой, но совершенно растительной жизнью.

¬асилий јксенов фотографи€
¬асилий јксенов фотографи€

я думаю, метафору советской власти тут усмотрит любой. » выписан этот ѕопенков с ненавистью (но и с трудноуловимой симпатией, с восхищением временами - никто, кроме јксенова, этой амбивалентностью не владел). » советска€ власть своими чудесами разрушила-таки собственный дом; но когда стальна€ птица с ее непон€тным €зыком улетела - жильцы оказались на окраине, на обочине. » жизнь их не то чтобы очень радостна. ќни зан€ты в основном воспоминани€ми. ƒа и вообще в мире јксенова птица - это всегда хорошо: вспомним "÷аплю" или бессмертного механического нырка из тех же "ѕоисков"... Ќет, тайну этой книги он унес.  ак у него в 1965 году получилось самое точное предсказание советской истории? «агадка.

Ќо одно €сно: в русской литературе, да и в обычной жизни, если хочешь что-нибудь сделать - надо быть хоть и птицей, но стальной.  ак јксенов, преодолевший всЄ и оставшийс€ јксеновым. ≈сли бы птица его фантазии не была стальной, если бы пиршества его стил€ не опирались на железную авторскую волю, он успел бы погибнуть множество раз: испугавшись, спившись, сдавшись. ј он усто€л, и "«олота€ наша железка" - это ведь не только о чудесном научном сообществе. Ёто о природе его дара - столь же стального, сколь и золотого.

¬от чему бы у него поучитьс€, у стальной птицы и золотой железки его веселой и страшной литературы".

јлександр  абаков:

"“о, что оставил после себ€ јксенов, - это не литературное вли€ние и даже не место в культуре, это образ существовани€. ќн сформировал образ жизни нескольких поколений. я не боюсь преувеличить - это так и есть. » это про€вл€лось во всем: в манере говорить, в стиле общени€, поведени€, во внешности.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

—ейчас, задним числом уже, к сожалению, €сно, что јксенов представл€л собой редкое €вление. Ёто был русский патриот западнического толка. ƒо него и помимо него таких людей не было. “олько в XIX веке русские западники и слав€нофилы одинаково любили свою страну - просто видели ее будущее по-разному. ¬ наше врем€, последние 30-40 лет, они были враждебны друг другу. » только јксенов был безусловным западником, с одной стороны: во вкусах, предпочтени€х, а с другой стороны - безусловным русским патриотом, что про€вилось, в частности, в том, что он при первой же возможности вернулс€ в –оссию. –аньше многих других.

јксенов - универсальна€ фигура в культуре и литературе, объедин€вша€ очень многих. ¬едь к нему даже самые непримиримые из патриотов почвеннического лагер€ относились сравнительно доброжелательно. —ерьезные критики и литературоведы того лагер€ его признавали, они не могли его отрицать. Ќапример, ¬ладимир Ѕондаренко - им€ номер один в их литературоведении.

  нему все относились хорошо - вот что интересно. Ёто ведь дорогого стоит. Ёто не конформизм - это заслужить надо. ѕри том, что он всегда был сам по себе и во всех отношени€х был абсолютно самосто€тельной единицей. ќн никогда не приспосабливалс€ - просто был такой. ћожно быть угодным и вашим и нашим, специально старатьс€ быть таким, а можно быть угодным и вашим и нашим просто потому, что ты человек такой. Ёто больша€ разница. “о, что он приемлем дл€ всех, говорит не о приспосабливаемости, а об универсальности.

» в своих последних семи-восьми книжках это был совершенно новый јксенов. » дл€ нас новый. ќн был действующий писатель. ѕоэтому он и не написал мемуаров в строгом смысле. ≈му рано было вспоминать".

¬иктор ≈рофеев:

"¬месте с јксеновым мы приобрели новое измерение литературы. Ёто было освобождение наших душ, сердец и тел. Ёто главное, что принесла ранн€€ проза јксенова. ќн это сделал прежде всего через €зык. јнна јхматова говорила: "ѕоловину слов не понимаю в "«вездном билете" - какое чудо!". јксенов, опира€сь, скорее всего, на ’емингуэ€ и –емарка, создал свободную речь, котора€ не зависела от советизмов. ќн создал поле эмоций - любовных, дружеских, карьерных, художественных - все это в его ранней прозе присутствует. “ем самым он, если говорить обо мне, перевернул мой мир.

≈сть единственна€ книга в моей жизни, которую € украл, - это журнал "ёность" с публикацией "«вездного билета". я унес его из школьной библиотеки и не вернул. ƒл€ мен€ этот текст был паролем свободы. "«вездный билет" - это романтика, мечты, но и одновременно новый стиль жизни. » когда € с јксеновым встретилс€ в 1966 году, мне казалось, что Ѕог спустилс€ с небес.

јксенов - первый русский писатель эпохи после смерти —талина, что называетс€, "без галстука". «наете, есть формат разговора "без галстука", а есть такой формат литературы. ќн как будто сн€л этот галстук и положил его в карман. ¬с€ советска€ литература была зат€нутой в пиджаки и при галстуках. ƒаже либеральна€. ћы все хорошо помним френч —олженицына - подт€нута€, полувоенна€ проза. »ли "за", или "против". ј в аксеновской прозе есть элемент богемы, иронии, самоиронии, вечного сомнени€ в основах традиционного мировоспри€ти€ и, с другой стороны, уважение к традиционной культуре. ¬се это у него чудесным образом переплеталось.

ј если вспомнить альманах "ћетрополь", в котором мы все участвовали, то мы повторили то, что было в разных странах перед существенным социальным переворотом: сначала возникало протестное литературное €вление. “ак было в ¬енгрии, √ермании, ‘ранции. „ем дальше на "ћетрополь" смотришь, тем больше понимаешь, что это глава в истории страны, потому что он давал пон€ть, что страна готовитс€ к радикальному изменению. —емен Ћипкин - наш самый старший товарищ по "ћетрополю" - замечательно сказал, что это было первое €вление после  ронштадтского восстани€, когда участники не отказались от своих идей.

 о второй половине творческого пути јксенова у мен€ отношение сложней. “ам по€вились самоповторы. ’от€ в книге "“аинственна€ страсть" о шестидес€тниках есть места, такие же замечательные, как и его ранние вещи".




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru