Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

ёли€ ∆адовска€

   /   

Yulia Zhadovskaya

   /
             
‘отографи€ ёли€ ∆адовска€ (photo Yulia Zhadovskaya)
   

ƒень рождени€: 11.07.1824 года
ћесто рождени€: —убботин, , ярославска€ губерни€ ,–осси€
ƒата смерти: 09.08.1883 года
–осси€
¬озраст: 59 лет

√ражданство: –осси€

Ћюбовна€ лирика ёлии ∆адовской

поэтэсса

Ѕудучи от рождени€ калекой (у нее не было левой руки, а на правой не доставало двух пальцев), она очень т€жело переносила свою участь и обостренно, порой болезненно воспринимала окружающее. ¬ юности на ее долю выпало еще одно нелегкое душевное испытание.

VK Facebook Mailru Odnoklassniki Twitter Twitter Print

21.04.2016

ёли€ ¬алериановна ∆адовска€ родилась 29 июн€ (11 июл€) 1824 г. в с. —убботине, Ћюбимского уезда, ярославской губернии в семье чиновника особых поручений при €рославском губернаторе.

ёли€ ∆адовска€ фотографи€
ёли€ ∆адовска€ фотографи€

ƒевочка родилась с плохим зрением, без левой руки, на короткой правой было всего три пальца. ј на четвертом году она осталась еще и сиротой. ќвдовевший отец отдал ее на воспитание в с. ѕанфилово Ѕуйского уезда  остромской губернии к бабушке Ќ.Ћ. √отовцевой, котора€ очень полюбила внучку и создала хорошие услови€ дл€ ее развити€. “рех лет девочка научилась читать, а с п€ти лет книги стали насто€щим ее увлечением. "ќна поглощала все то, что заключала в себе небольша€ библиотека бабушки, - рассказывает ее брат Ћ.¬. ∆адовский в своих воспоминани€х. - “ак росла она, пользу€сь деревенской полной свободой, на лоне природы, под благотворным вли€нием которой складывалс€ характер девушки, мечтательный, вдумчивый, терпеливый". ƒл€ получени€ образовани€ тринадцатилетнюю девочку отправили в  острому к тетке ј.». √отовцевой -  орниловой, котора€ сама писала стихи, печатала их в "—ыне ќтечества", "ћосковском телеграфе", "√алатее". ќна приветствовала ѕушкина стихами "ќ, ѕушкин! —лава наших дней", а он ответил ей мадригалом "» недоверчиво и жадно смотрю € на твои цветы".

ј.». √отовцева очень серьезно отнеслась к воспитанию плем€нницы, обучала ее французскому €зыку, истории, географии и знакомила с русской и зарубежной литературой. „ерез год она определила плем€нницу в пансион ѕрево-де-Ћюмен. «десь девушка с увлечением занималась русским €зыком, литературой под руководством учител€ ј.‘. јкатова, но в целом преподавание в пансионе ее не удовлетвор€ло, о чем она и сообщила своему отцу.

ёли€ ∆адовска€ фотографи€
ёли€ ∆адовска€ фотографи€

ќтец вызвал дочь в ярославль, пригласил в качестве домашнего учител€ молодого, талантливого преподавател€ €рославской гимназии Ћ.ћ. ѕеревлесского, который и сам увлекалс€ литературой и уже опубликовал в "ћосквит€нине" статью "—вадебные обр€ды и обыкновенна€ у кресть€н ярославской губернии" (1842, No.8). ќн был доволен успехами своей ученицы, особенно по сочинени€м, и по его совету она тайно от отца начала писать стихи. Ќекоторые первые опыты были неудачными, но среди них было и стихотворение "Ћучший перл таитс€", которое позже высоко оценил ƒобролюбов. “айно от ученицы ѕеревлесский отправил в ћоскву ее стихотворение "¬од€ной", которое в 1844 г. было напечатано в "ћосквит€нине".

ћолодые люди, объединенные общими интересами и увлечени€ми, полюбили друг друга. Ќо когда они за€вили о своем желании поженитьс€, грубый и деспотичный отец и слышать не захотел о браке своей дочери с сыном р€занского дь€чка. ќн прин€л меры, чтобы ѕеревлесский был переведен в ћоскву, где впоследствии стал профессором јлександровского (бывшего ÷арскосельского) лице€ и опубликовал рад интересных работ по русской литературе.

ј ёли€ ¬алериановна, примиривша€с€ с суровым решением отца, на всю жизнь осталась со своими воспоминани€ми о большой и несчастной любви. ћного гор€ и душевных страданий выпало на долю молодой девушки. Ќо ни слабое здоровье, ни деспотизм отца, ни трагеди€ несосто€вшейс€ любви не сломили воли к жизни и творчеству этой прекрасной русской женщины. ¬ письме к ё.Ќ. Ѕартеневу она писала: "ƒай бог вс€кой женщине выбитьс€ из-под гнета сердечных страданий, несчастий, неудач и гор€, не утрат€ сил и бодрости духа. Ћюбовь дл€ женщины, особенно перва€ (а первой € называю и последнюю, то есть ту, котора€ всех сильней), есть проба сил и сердца. “олько после такой любви формируетс€ характер женщины, крепнет вол€, €вл€етс€ опытность и способность размышл€ть".

„тобы заглушить боль утраты и сгладить одиночество, ёли€ ¬алериановна вз€ла на воспитание сироту, двоюродную сестру ј.Ћ. √отовцеву, вышедшую впоследствии замуж за профессора ƒемидовского лице€ ‘едорова ¬.Ћ. »нтересные воспоминани€ ‘едоровой ј.ѕ. раскрывают многие стороны личности ∆адовской.

ќтец, узнавший о таланте дочери, чтобы несколько искупить вину перед ней, личное счастье которой он так грубо разрушил, стал способствовать ее поэтическим зан€ти€м, выписывать все, что по€вл€лось тогда значительного в литературе, а потом, несмотр€ на ограниченные средства, повез в ћоскву, ѕетербург, где она познакомилась с “ургеневым, ¬€земским, јксаковым, ѕогодиным и другими известными писател€ми.

Ћучшие дн€

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:11258
√еоргий ярцев
ћихаил “рухин. Ѕиографи€
ѕосетило:8672
ћихаил “рухин
¬еселый герой с печальным взгл€дом
ѕосетило:6680
Ћеонид Ѕыков

≈е стихи стали печататьс€ в "ћосквит€нине", "–усском ¬естнике", "Ѕиблиотеке дл€ чтени€". ¬ 1846 г. в ѕетербурге вышел первый сборник ее стихотворений, благосклонно встреченный читател€ми и критикой. Ѕелинский в статье "¬згл€д на русскую литературу 1846 года", отмеча€ бесспорный поэтический талант поэтессы, выражал сожаление, что источник вдохновени€ этого таланта не жизнь, а мечта. јнализиру€ ее стихотворение "ћен€ гнетет тоски недуг", в котором надоевшему этому миру с его сплетн€ми, нелепым вздором, смешным и ничтожным разговором, накладной красотой женщин, "ума и сердца пустотой" поэтесса противопоставл€ет мир красивой и чарующей природы, великий критик, указыва€ истинный путь творчества, писал: "Ќо нужно слишком много смелости и героизма, чтобы женщина, таким образом отстраненна€ или отстранивша€с€ от общества, не заключилась в ограниченный круг мечтаний, но ринулась бы в жизнь дл€ борьбы с нею". —урова€ критика Ѕелинского имела очень большое значение дл€ дальнейшего идейного и творческого развити€ ∆адовской. ќна с благодарностью вспоминала: "ќн один умел, хот€ и резко, но верно обозначить достоинство того или другого произведени€. ≈го суха€ правда ценилась мною дорого". ≈е творчество приобретает гражданский, социальный характер.

ѕри ее активном участии в ярославле в 1849 и 1850 годах выход€т ярославские литературные сборники. ≈е глубоко волнует положение кресть€н, и она пишет профессору ».Ќ. Ўиплю: "ќтчего так долго т€нетс€ кресть€нский вопрос и будет ли конец? Ѕудет ли конец этой истоме, этому лихорадочному ожиданию бедных людей?" ¬ 1858 г. выходит второй сборник ее стихотворений, встреченный похвальными рецензи€ми ƒобролюбова и ѕисарева. ”казыва€ на отдельные недостатки, ƒобролюбов отмечал наличие подлинной поэтичности, народолюбие поэтессы, ее искреннее стремление отразить в своих стихах т€желую, полную лишений и страданий кресть€нскую жизнь: "≈е сердце, ее ум действительно наполнены горькими думами, которых не хочет или не умеет раздел€ть современное общество. ≈е стремлени€, ее требовани€ слишком обширны и высоки, и немудрено, что многие бегут от поэтического призыва души, страдающей не только за себ€, но и за других". ќн делал решительный, определенный вывод: "Ќо мы, нимало не задумыва€сь, решаемс€ причислить эту книжку стихотворений к лучшим €влени€м нашей поэтической литературы последнего времени". ј ѕисарев утверждал, что в ее стихах отразилась м€гка€ нежна€ душа женщины, котора€ понимает несовершенство жизни, что многие из ее стихотворений сто€т нар€ду с лучшими создани€ми русской поэзии. ∆адовска€ - чуткий и задушевный лирик. "я не сочин€ю стихи, - писала она, - а выбрасываю на бумагу, потому что эти образы, эти мысли не дают мне поко€, преследуют и мучают мен€ до тех пор, пока € не отв€жусь от них, перенес€ их на бумагу". ћожет быть, они оттого и нос€т печать той задушевной искренности, котора€ нравитс€ многим. ќб этом же она говорила и в стихотворении "Ћучший перл":

Ќадо сильно чувству

ƒушу потр€сти,

„тоб она, в восторге,

¬ыразила мысль.

Ѕольшое место в творчестве ∆адовской занимает любовна€ лирика. ќсновными мотивами ее €вл€ютс€ желание любви, разлука и ожидание, тоска одиночества, горькое сознание пустоты жизни. "я помню взгл€д, мне не забыть тот взгл€д", "я все еще его, безумна€, люблю", "¬ сердце стало грустно и уныло", "ћне грустно", "я плачу", "Ѕоролась € долго с судьбою", - рассказывает поэтесса о своих чувствах в различных стихотворени€х. ¬ ее стихах чувствуетс€ сознание общности своей женской доли с судьбами многих русских женщин, обусловленными всем образом жизни того времени. √л€д€ на играющую девочку, она предвидит ее трагическое будущее ("ƒума"):

ќскорб€т теб€ люди жестоко,

ќпозор€т св€тыню души;

Ѕудешь, друг мой, страдать одиноко,

Ћить гор€чие слезы в тиши.

ј. —кабичевский писал, что в самой судьбе ∆адовской. очень много типичного дл€ образованных, обыкновенных женщин своего времени. ћногие стихи ∆адовской были положены на музыку и стали попул€рными романсами ("“ы скоро мен€ позабудешь" √линки, "я все еще его, безумна€, люблю" ƒаргомыжского, "я плачу", "—ила звуков" и другие), а стихотворение "я люблю смотреть в €сну ноченьку" стало народной песней. — той же задушевностью, искренностью рисовала ∆адовска€ картины нашей северной природы, которую она самозабвенно любила. ≈е радует наступающа€ весна ("—коро весна"), угрюмое осеннее небо навевает грустные размышлени€ ("ћне грустно"), тихий вечер напоминает о погибшем счастье ("¬ечер... Ётот вечер чудным негой дышит"), бабушкин сад возвращает ее к далеким и счастливым воспоминани€м детства (Ѕабушкин сад), особенно любит она ночные пейзажи ("Ќочь", "«везды", "¬переди темнеет", "¬се спит кругом"). ѕрирода в ее стихах жива€, одухотворенна€.

ќсобое место в творчестве ∆адовской занимают малоизученные ее прозаические произведени€ ("ѕростой случай", "¬ стороне от большого света", "∆итье-бытье на  ореге", "«аписки √ульпинской јвдотьи —тепановны", "Ќеумышленное зло", Ќи тьма, ни свет", "Ќе прин€та€ жертва", "—ила прошедшего", "ќтрывки из дневника молодой женщины", "∆енска€ истори€", "ќтстала€"). ’от€ проза ее была слабее поэзии и критики почти ничего о ней не писали, за исключением ј. —кабичевского, ее повести и романы пользовались большой попул€рностью среди читателей.

‘едорова вспоминает, что писательница получала много взволнованных и похвальных писем от своих почитателей. ј ƒобролюбов в статье о поэзии ∆адовской замечает: ¬ последнее врем€ г-жа ∆адовска€ обратила на себ€ внимание публики замечательным романом "¬ стороне от большого света". ѕроза ∆адовской носит автобиографический характер. ¬се, о чем она пишет, близко ей, знакомо до мелочей, пережито и перечувствовано. ¬ основе ранних произведений (повести "ѕростой случай" - 1847 г., романа "¬ стороне от большого света" - 1857 г.) - трагическа€ любовь, определ€юща€с€ сословным неравенством. ќбычно героиней €вл€етс€ двор€нска€ девушка, котора€ стремитс€ вырватьс€ из душной и затхлой обстановки двор€нской усадьбы чтобы выйти на самосто€тельный путь творческого труда. ѕроблема женской эмансипации была весьма актуальна дл€ того времени. ¬ последующих прозаических произведени€х ∆адовска€ далеко ушла от эмансипированных романов гр. –астопчиной, ≈вг. “ур и даже "ѕолиньки —акс" ƒружинина. ¬ них она ставит глубокие социальные проблемы, создает оригинальные образы новых, передовых людей, которые не покор€ютс€ судьбе, а отстаивают свои права на независимость и на борьбу за облегчение участи трудового народа.

–оманом ∆адовской "∆енска€ истори€" еще в рукописи заинтересовалс€ ƒостоевский, и в 1861 г. опубликовал его в своем журнале "¬рем€". ќн более сложен по композиции и сюжету. ѕовествование ведетс€ от имени бедной девушки Ћизы, дочери передового учител€, рано умершего и оставившего дочь сиротой. ќна воспитываетс€ в чуждой ей двор€нской семье  ринельских. »нтересен образ брата помещицы - ѕерадова, напоминающий новых людей из романов 60-х годов. ќн умен, образован, прост и чистосердечен, увлечен и де€телен. ” него есть какие-то свои дела, о которых никто ничего не знает, он часто куда-то уезжал, не велел писать писем, сам подава€ о себе вести из разных мест. Ћиза полюбила этого особенного человека. ќна страстно мечтала ни от кого не зависеть, своим трудом зарабатывать себе кусок хлеба, как проста€ кресть€нска€ девушка јленушка. "Ѕог дал мне молодость, силу, здоровье, образование, - записывает она в дневнике, - а € с беспечностью, терпеливо, даже с каким-то удовольствием выношу положение дармоедки. «а дело, за труд!" Ћиза, наруша€ сословные традиции, выходит замуж за ѕерадова, чтобы вместе работать во им€ блага общества. Ќо самым значительным человеком и даже новым героем дл€ литературы того времени €вл€етс€ ќльга ¬асильевна ћартова. ќна нарушает веками осв€щенный образ жизни: уговаривает  ринельских отпустить кресть€н на оброк на выгодных дл€ них услови€х, посещает иногда кресть€нские посиделки, лечит простой народ и принимает участие в его нуждах и горе. ќльга ¬асильевна за€вл€ет: "ћне совестно быть счастливой... совестно пользоватьс€ всеми этими удобствами... ћне везде и всюду слышатс€ страдани€. ќни отравл€ют мне жизнь.

¬ 50-60-е годы под вли€нием революционно-демократического движени€, статей „ернышевского, ƒобролюбова, поэзии Ќекрасова происходит дальнейша€ эволюци€ мировоззрени€ ∆адовской. ¬ ярославле она познакомилась с сыном декабриста, членом "«емли и ¬оли" ≈. ». якушкиным и восхищалась этим рыцарем без п€тна и упрека. ѕоэт-демократ Ћ.Ќ. “рефолев в своих воспоминани€х рассказывает, что она оказала на него большое вли€ние, заклинала... именем св€той поэзии изучать как можно более Ѕелинского и читать ƒобролюбова. ёли€ ¬алериановна убеждала его, что кроме книжной, так сказать, идеальной любви к народу, не мешает выражать ее практически, хот€ бы только при помощи одной книги, самой легкой и вместе с тем самой трудной: русского буквар€. ќна снова и снова вспоминает Ѕелинского и его великие заветы.

Ќе твердил он мне льстивых речей,

Ќе смущал похвалою медовой,

Ќо запало мне в душу навек

≈го резко-правдивое слово...

∆адовска€ протестует против чистого искусства, отрешенного от общественных интересов. ¬ стихотворении Ќ.‘. ўербине она обвин€ет поэта в том, что, бо€сь житейских бурь и смут, он бежит от людей и ищет сладостных минут под небом √реции:

Ќо верь, и там теб€ найдут

Ћюдские ропот, плач и стон;

ќт них поэта не спасут

√ромады храмам и колонн.

¬ поэзии ∆адовской все сильнее начинают звучать гражданские мотивы. ¬ своем поэтическом пам€тнике-стихотворении "Ќет, никогда" - поэтесса гордо за€вл€ет:

ѕред тем, что € всегда глубоко презирала,

ѕред чем, порой, дрожат достойные - увы! -

ѕред знатью гордою, пред роскошью нахала

я не склоню свободной головы.

ѕройду своим путем, хоть горестно, но честно,

Ћюб€ свою страну, люб€ родной народ;

», может быть, к моей могиле неизвестной

Ѕедн€к иль друг со вздохом подойдет...

¬ последние годы жизни ∆адовска€ отошла от активной творческой де€тельности. Ёто объ€сн€етс€ не тем, что она была противницей некрасовского направлени€ в литературе и не могла насиловать свой талант, заставл€€ себ€ писать на злобу дн€, как утверждал ее биограф Ћ.¬. Ѕыков и вслед за ним - советский литературовед ». јйзеншток, считавший, что поэтесса испугалась революционной ситуации 1856-61 гг. (это врем€ ее активной поэтической де€тельности!) и уединилась в своем родовом имении (которого у нее не было!), а т€желыми и сложными семейно-бытовыми услови€ми.

 огда у друга их семьи €рославского доктора  .». —евена умерла жена, ∆адовска€ пожертвовала собой ради благополучи€ других, вышла за него замуж, чтобы воспитать осиротевших детей и окружить заботой и вниманием старого доктора.  роме того, в течение п€ти лет она ухаживала за т€жело больным отцом. ¬скоре после смерти отца заболел и умер муж, оставив на ее попечение большую семью. ј в последние годы значительно ухудшилось ее зрение. ¬се это, как справедливо писал Ћ.‘. Ћосев, мало способствовало плодотворной творческой де€тельности. ѕоследние годы она жила в небольшой усадьбе, в селе “олстикове, Ѕуйского уезда,  остромской губернии. ∆адовска€ всю свою жизнь страстно желала дождатьс€ "утра мира, когда зар€ с зарей сойдетс€".

  сожалению, она не дожила до этого времени. 28 июл€ (9 августа) 1883 года ё.¬. ∆адовска€ умерла. » хот€ ее лира не достигла тех высот, на которые подн€лась зовуща€ муза поэта труда и борьбы Ќекрасова, им€ ∆адовской и лучшие ее стихи сохран€ютс€ в пам€ти искренних любителей и ценителей поэзии.

20.03.2001. —ветлана ћакаренко.

¬ качестве исходного использован и отредактирован материал интернет-публикации под одноименным названием.

»спользованы также материалы "—ловар€ русских писателей до 1917 года". “. 2.

—пасибо за биографию!
≈катерина 11.07.2019 01:39:53
—пасибо огромное за полную биографию замечательного автора!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

«о€ «арубина Ч человек-легенда
ѕосетило:24655
«о€ «арубина
Ђ ороль русского шансонаї
ѕосетило:17910
ћихаил  руг
¬ плену иллюзий
ѕосетило:31076
√овард ’ьюз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru