Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

«инаида ¬олконска€

   /   

Zinaida Volkonskaya

   /
             
‘отографи€ «инаида ¬олконска€ (photo Zinaida Volkonskaya)
   

ƒень рождени€: 14.12.1789 года
–осси€
ƒата смерти: 05.02.1862 года
–осси€
¬озраст: 72 года

√ражданство: –осси€

»стори€ жизни

кн€гин€, русска€ писательница

ќбольстительна€ »тали€ на многие годы стала дл€ русских путешественников пристанищем и художественной ћеккой, а дл€ многих из них и местом успокоени€, поко€, творческого наслаждени€ и душевного тепла, второй –одиной.

30.10.2006

ћай 1839 на вилле «инаиды ¬олконской. Ќиколай √оголь на даче кн€жны Ђложилс€ спиной на аркаду тогатых, как называл древних римл€н, и по полусуткам смотрел в голубое небо, на мертвую и великолепную римскую  ампаньюї.  н€гин€ ревностно оберегала его покой, чем заслужила его благосклонность. √оголь вообще любил те отношени€ между людьми, где нет никаких св€зующих прав и об€зательств, где от него ничего не требовали.  н€гин€ умела ценить эту внутреннюю свободу.

«инаида ¬олконска€ фотографи€
«инаида ¬олконска€ фотографи€

Ђќбщим центром дл€ литераторов и вообще дл€ любителей вс€кого рода искусств, музыки, пени€, живописи служил тогда блест€щий дом кн€гини «инаиды ¬олконскойї, - вспоминал ј.Ќ. ћуравьев. ј когда-то таким блет€щим домом был салон кн€гини «изи в ћосквеЕ

¬ объ€вленный день без специального приглашени€ сходилась избранна€ публика, чтобы побеседовать, обсудить и обольстить друг друга словами, музыкой, электричеством особенных отношений. Ќи карт, ни застоль€, ни танцев такие собрани€ не предусматривали. Ђ¬ ћоскве дом кн€гини «инаиды ¬олконской был из€щным сборным местом всех замечательных и отборных личностей современного общества. “ут соедин€лись представители большого света, сановники и красавицы, молодежь и возраст зрелый, люди умственного труда, профессора, писатели, журналисты, поэты, художники. ¬се в этом доме носило отпечаток служени€ искусству и мысли. Ѕывали в нем чтени€, концерты... ѕосреди артистов и во главе их сто€ла сама хоз€йка дома. —лышавшим ее нельз€ забыть впечатлени€, которое производила она своим полным и звучным контральто и одушевленною игрою... ќна в присутствии ѕушкина в первый день знакомства с ним пропела элегию его, положенную на музыку √еништою:

ѕогасло дневное светило,

Ќа море синее вечерний пал туман.

ѕушкин был тронут этим обольщением тонкого и художественного кокетстваї.

ќна была великолепной хоз€йкой салона, умелым режиссером, удивительно разносторонне одаренной натурой, певицей, музыкантом, поэтом, художником. ¬се, что казалось в ее салоне непринужденной импровизацией, на самом деле было одухотворено ею. —ерьезна€ музыка соседствовала с разыгрываемыми шарадами, стихи - с эпиграммами и шутками.

ќднажды, по неловкости, один из гостей «инаиды ¬олконской сломал руку колоссальной статуи јполлона, котора€ украшала театральную залу. ѕушкин тут же сочинил искрометную эпиграмму:

Ћучшие дн€

ќна смотрела на всех с высоты
ѕосетило:8704
“рейнтье  еевер
ƒмитрий јстрахан. Ѕиографи€
ѕосетило:913
ƒмитрий јстрахан
‘лера —улейманова. Ѕиографи€
ѕосетило:161
‘лера —улейманова

Ћук звенит, стрела трепещет,

» клуб€сь, издох ѕифон,

» твой лик победой блещет,

Ѕельведерский јполлон!

 то ж вступилс€ за ѕифона,

 то разбил твой истукан?

“ы, соперник јполлона,

Ѕельведерский ћитрофан.

¬ ответ ѕушкин тут же получил злобную эпиграмму от неловкого Ђћитрофана Ѕельведерскогої:

 ак не злитьс€ ћитрофану?

јполлон обидел нас:

ѕосадил он обезь€ну

¬ первом месте на ѕарнас.

Ёпиграмма была обидна€, но не задевала чести, а потому на такие не прин€то было обижатьс€.

 огда ѕушкин собралс€ обратно в ћихайловское, кн€гин€ «инаида подарила ему свой портрет в знак особых отношений и послала письмо по-французски: Ђ¬озвращайтесь к нам, в ћоскве легче дышитс€. ¬еликий русский поэт должен писать в степ€х или под сенью  ремл€, и автор ЂЅориса √одуноваї принадлежит городу царей.  ака€ мать могла зачать человека, чей гений так полон мощи, свободы, грации? “о дикарь, то европеец, то Ўекспир, то Ѕайрон, то јриосто и јнакреон, он всегда останетс€ русским и переходит от лирике к драме, от песен нежных, любовных, простых, к песн€м суровым, романтическим, €звительным или к наивному и важному €зыку историиї.

”дивительно, как сочеталось в ней это чутье и понимание творческого гени€, многих русских гениев и абсолютно сознательна€ разлука с –усской землей и переход в другую веру? ќткуда у родившейс€ в »талии и толком –оссии не знавшей кн€жны такое точное представление о том, что великий русский поэт должен писать в степ€х или под сенью  ремл€, откуда уверенность, что автор ЂЅориса √одуноваї принадлежит городу царей? Ќаверное, это было генетическое чувство –оссии, потому т€нулась она не к высшему свету, а к свету творчества, братству художников, артистов, поэтов, которые и были выразител€ми этого чувства.

¬ высшем свете она пережила свои первые разочаровани€. «инаида ¬олконска€ родилась в семье Ѕелосельских-Ѕелозерских, богатой, знатной и знаменитой, ведущей свое родословие по пр€мой линии от –юрика, ее отец был русским посланником в —ардинском королевстве. ћать умерла, родив ее, и на всю жизнь отец стал ей заботливым и верным другом и наставником. ќтец был одним из самых образованных людей своего времени и сделал из своей дочери поклонницу искусств и наук. ≈му она об€зана своим происхождением и поэтическим образом. ј еще своим одиночеством, когда он умер. ≈му и матери поставила она первые стелы в своем саду воспоминаний на италь€нской вилле.

 н€жна «изи всегда любила вычурную и эффектную канву сюжета. ≈е дом и жизнь всегда были окутаны музыкой. » ѕушкин, и ¬€земский, и многие другие поэтические натуры приезжали к ней в московский дом, чтобы насладитьс€ музыкой италь€нцев и их дивными голосами. ƒом ее был волшебным замком музыкальной феи, ногою ступишь за порог, раздаютс€ созвучи€. ƒо чего ни дотронешьс€, тыс€чи слов гармонически откликнутс€. “ам стены пели, там мысли, чувства, разговоры, движение, все было пение.

Ђ“ам стены пели...ї Ќо в остальном порой в ее доме было много фальши и притворства, много игры и откровенных театральных увлечений хоз€йки. ѕушкин, человек открытый и искренний, иногда уставал от театра «инаиды ¬олконской, которым она была окружена всегда и сама играла в нем. ќднажды в ее гостиной ѕушкина долго упрашивали что-нибудь прочитать. Ђ¬ досаде он прочел Ђ„ерньї и, кончив, с сердцем сказал: Ђ¬ другой раз не станут проситьї.

Ђя от раутов в восхищении и отдыхаю от прокл€тых обедов «инаидыї, - писал ѕушкин в €нваре 1829 года. » дальше он добавл€ет непристойность о «инаиде и ее новом кавалере, милом молодом флорентийце –иччи.

Ќа самом деле увлечение это дл€ «инаиды ¬олконской стало насто€щей любовью. Ќо, как всегда, ее любовь несла горе и страдание всем окружающим. Ћунина встретилась со своим будущим мужем, италь€нским графом, певцом-любителем, красавцем –иччи в ѕариже. ћолодожены, вернувшись в ћоскву, стали бывать у ¬олконских. » «инаида неожиданно влюбилась до беспам€тства. –иччи отвечал взаимностью. Ёто был уже театр чувств, от которого страдали другие. –иччи развелс€ с Ћуниной, покл€лс€ всю жизнь посв€тить «инаиде, а она решила перейти в католичество, чтобы вера не раздел€ла их.  н€гин€, дит€ м€тежного и забывшего Ѕога XIX века, не пон€ла, сколь это удалит ее от –оссии. Ќо любовь не только стро€ща€, но и разрушающа€ сила. «инаида, однако, прожила с графом ћиниато –иччи до конца его жизни, пережив его на два года. Ёто был счастливый союз. ј потомки тщательно скрывали его подробности, предпочита€ не упоминать об этом мезаль€нсе.

ƒо этого союза было много влюбленностей и разочарований, построенных эфирных замков и разбитых сердец.  огда-то она исполнила волю умершего отца, выйд€ замуж за человека, которого не любила. ≈й было двадцать лет, она стала женой Ќикиты √ригорьевича ¬олконского, личного адъютанта императора јлександра I. ѕо своему положению она часто бывала при дворе. јлександр I обратил внимание на очаровательную молодую кн€гиню. ¬ годы заграничных походов она часто встречалась с императором и сумела завоевать его особое расположение. ƒл€ нее же это было слишком серьезное увлечение.

¬ 1813 году вместе со своим двухлетним сыном и сестрой мужа —офьей ¬олконской она сопровождала императора в свите по дороге в √ерманию, они проводили много вечеров вместе. ”влеченный государь посылал ей многочисленные записки. ѕотом, когда начались военные действи€, они уже обменивались письмами. Ђ¬ерьте, кн€гин€, в мою прив€занность до конца жизни!ї

Ќа ¬енском конгрессе она была в центре внимани€. «десь блистала она впервые как певица с дивным голосом. ќсобенный успех ждал ее в ѕариже, где она познакомилась с –оссини, пленила его и сама поставила Ђ»таль€нку в јлжиреї, спев заглавную партию.

” кн€гини родилс€ сын, которого светска€ молва приписывала императору. ќна по-прежнему жила в ≈вропе, что не нравилось ее венценосному покровителю, дл€ которого, однако, не вполне были удобны и слишком откровенные отношени€, которых жаждало молодое сердце кн€гини. —уетность и самосто€тельность кн€гини несколько раздражали монарха: Ђ≈сли уж € и негодовал на ¬ас, то уж, конечно, не за Ћ., а, признаюсь ¬ам откровенно, за то предпочтение, которое ¬ы оказываете ѕарижу со всей его мелочностью. —толь возвышенна€ и превосходна€ душа казалась мне не подход€щею ко всей этой суетности, и € считал ее жалкой пищей дл€ нееї.

—ын умер, она вз€ла приемного ребенка. ≈й пришлось приехать в ѕетербург, встречи с которым кн€гин€ бо€лась - там была соперница за сердце императора Ќарышкина, там были недоброжелатели. ≈й захотелось дерзить из-за невнимани€ к ней, она нахваливала ≈вропу, к которой двор после победы над французами относилс€ с непри€знью. Ёто было неслыхано: Ђ н€гин€ ¬олконска€ сначала хвалила ≈вропу, компрометиру€ себ€, потом уехала в ќдессу с сеньором Ѕарбьери, когда все и даже сам √осударь советовали ей остатьс€ї.

¬ ќдессе она покорила немало сердец, в том числе и поэта Ѕатюшкова. ћногие поэты были увлечены ею всерьез и до самой смерти. ќна пережила сумасшествие и смерть Ѕатюшкова. ѕыталась писать, но это скорее ей не удавалось. ≈е образ - образ главной героини из романа ∆ермены де —таль Ђ ориннаї. ¬олконскую стали называть —еверной  оринной, как называл ее √ете. Ќо —еверной  оринне стало плохо на родине, и через дес€ть лет она возвратилась в »талию.

«десь ее дом и стал пристанищем дл€ художников и поэтов. ’удожники  ипренский, ўедрин, Ѕруни, архитекторы “он и √линка - все кружились вокруг нее в вихре завораживающего танца поклонени€ музе. ≈й льстило столь высокое и тонкое понимание ее натуры. —амый красивый и самый молодой ‘едор Ѕруни влюбилс€ в нее пылко и безнадежно, изобразил ее в необыкновенно романтическом виде - в костюме из написанной и поставленной ею оперы Ђ∆анна ƒТјркї. ќпера, как и портрет, имела необыкновенный успех. Ќо чувств кн€гин€ в ответ не испытывала, все осталось там, в ѕетербурге. ќднако поклонение было при€тно, льстило, радовало.

ќна оп€ть попыталась вернутьс€ в –оссию. ”мер единственно искренне и всем сердцем любимый ею человек - јлександр I. ќна положила на его гроб букет незабудок, сочинила кантату его пам€ти. ј Ќиколай I не смог зан€ть ее сердца - все в нем было другим. Ќе простила она ему и ссылки и казни декабристов. —воей золовке ћарии ¬олконской она устроила пышные проводы в своем московском доме.

—орок лет спуст€ после того вечера ћари€ ¬олконска€ писала: Ђ¬ ћоскве € остановилась у «инаиды ¬олконской, моей невестки, котора€ прин€ла мен€ с такой нежностью и добротой, которых € никогда не забуду. ќна окружила мен€ заботами, вниманием, любовью и состраданием. «на€ мою страсть к музыке, она пригласила всех италь€нских певцов, которые были тогда в ћоскве, и несколько талантливых певиц. ѕрекрасное италь€нское пенье привело мен€ в восхищение, а мысль, что слышу его в последний раз, делала его дл€ мен€ еще прекраснее. ƒорогой € простудилась и потер€ла голос, а они пели как раз те вещи, которые € изучила лучше всего, и € мучилась от невозможности прин€ть участие в пении. я говорила им: Ђ≈ще! ≈ще! ѕодумайте только, ведь € никогда больше не услышу музыки...ї

ћари€, как и «инаида, считала музыку целебным зельем, способным утешить боль сердца и вылечить раны.  н€жна «изи, живша€ в мире звуков, понимала, что нужно ћарии. Ђ“ретьего дн€ ей минуло двадцать лет. Ёта интересна€ и вместе с тем могуча€ женщина, больше своего несчасть€. ќна его преодолела, выплакала, источник слез уже иссох в ней. ќна чрезвычайно любит музыку. ¬ продолжении всего вечера она слушала, как пели, и когда один отрывок был отпет, она просила другого. ƒо 12 часов ночи она не входила в гостиную, потому что у кн. «инаиды было много гостей, но сидела в другой комнате, за дверью, куда к ней беспрестанно ходила хоз€йка, дума€ о ней только и стара€сь ей угодить...ї - вспоминал об этом вечере ј. ¬еневитинов.

 н€гин€ действительно была искренней в своем желании помочь невестке, кроме того, она никогда не упустила бы случа€ пофрондерствовать и выказать свою независимость двору. ќна посв€тила ћарии восторженное стихотворение в прозе по-французски, которое имело хождение во всех светских московских гостиных. ¬ нем ћари€ ¬олконска€ изображалась индусской вдовою, восход€щей на костер. Ђћне сдаетс€, что твои грациозные движени€ твор€т ту мелодию, которую древние приписывали движению небесных светилї.

¬ ћоскве у «инаиды по€вилс€ и новый поклонник. ќп€ть поэт. ƒвадцатилетний ƒмитрий ¬еневитинов, дл€ которого эта безответна€ любовь стала трагедией и закончилась смертью. ќна все врем€ убеждала его в невозможности земной любви и счасть€, оттого он сжигал себ€ на костре этого чувства:

ѕридет мой час, когда удастс€ мне

Ћюбить теб€ с восторгом наслаждень€,

 ак € любил твой образ в светлом снеїЕ

«инаида надела на его палец перстень из античного √еркуланума, чтобы он не забыл ее в ѕетербурге, и злым роком рассекла его сердце. ќн предчувствовал свою судьбу

 огда же € в час смерти буду

ѕрощатьс€ с тем, что здесь люблю,

“еб€ в прощаньи не забуду:

“огда € друга умолю,

„тоб он с руки моей холодной

“еб€, мой перстень, не снимал,

„тоб нас и гроб не разлучалїЕ

≈му, умершему двадцати двух лет от роду, надели перстень, не разлучив с ней и в могиле. —коль страшна и велика была сила этой женщины!

ќна не нашла при новом царствовании внимани€ к себе, более того, Ќиколай I, естественно, был крайне недоволен тем, что она прин€ла католичество в –оссии. ¬се сходилось на том, что надо возвращатьс€ на свою теплую и гостеприимную вторую родину. »ли первую?

Ќа ее отъезд многие поэты написали стихи. Ёто был отъезд навсегда. Ѕаратынский, пожалуй, точнее всех сказал о кн€жне «изи:

»з царства виста и зимы,

√де жизнь какой-то т€жкий сон,

ќна спешит на юг прекрасный,

ѕод јвзонийский небосклон -

ќдушевленный, сладострастный,

√де в кущах, в портиках палат

ќктавы “ассовы звучат;

√де в древних камн€х боги живы,

√де в новой, чистой красоте

–афаэль дышит на холсте;

√де все холмы красноречивы,

Ќо где не стыдно, может быть,

√ерои, мира властелины,

¬аш  апитолий позабыть

ƒл€ капитоли€  оринны;

√де жизнь игрива и легка,

“ам лучше ей, чего же боле?

«ачем же т€жка€ тоска

—жимает сердце поневоле?

 огда любима€ краса

ѕоследним сном смыкает вежды,

ћы полны ласковой надежды,

„то ей открыты небеса,

„то лучший мир ей уготован,

„то славой вечною светло

“ам заблестит ее чело;

Ќо скорбный дух не уврачеван,

ƒуше стесненной т€жело,

» неутешно мы рыдаем.

“ак, сердца нашего кумир,

≈е печально провожаем

ћы в лучший край и лучший мир.

ƒл€ нее шли годы в забытьи и счастье старой и новой дружбы: Ѕрюллов, ћицкевич,  ипренский, ∆уковский, √оголь... ћногие оставили след в ее аллее воспоминаний и в ее сердце. ≈е след дл€ многих стал роковым. Ѕывают такие женщины, чей след никогда не исчезает в песке времени.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

–естлер, балагур и любитель пускать газы
ѕосетило:43754
 јндре √игант
ќснователь группы Boney M.
ѕосетило:11261
‘рэнк ‘ариан
јномалии роста: „еловек, бывший карликом и великаном
ѕосетило:10283
јдам –айнер

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru