Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

¬асилий ∆уковский

   /   

Vasiliy Jukovski

   /
             
‘отографи€ ¬асилий ∆уковский (photo Vasiliy Jukovski)
   

ƒень рождени€: 09.02.1783 года
ћесто рождени€: c.ћишенское, , в 3 верстах от города Ѕелева, “ульска€ губерн€ ,–осси€
ƒата смерти: 24.04.1852 года
–осси€
¬озраст: 69 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

русский поэт и переводчик

Ќачав как сентименталист (Ђ—ельское кладбищеї, 1802), стал одним из создателей русского романтизма. ѕоэзи€ насыщена меланхолическими мечтани€ми, романтически переосмысленными образами народной фантастики (баллады ЂЋюдмилаї, 1808, Ђ—ветланаї, 1808-1812). ѕеревЄл Ђќдиссеюї √омера, произведени€ ‘. Ўиллера, ƒж. Ѕайрона. Ћитературна€ критика.

09.06.2006

–одилс€ 29 €нвар€ 1783 г., в селе ћишенском, в 3 вер, от гор. Ѕелева, “ульской губ. ќтцом его был старик-помещик этой деревни, јф. »в. Ѕунин, а матерью Ч пленна€ турецка€ девушка. ќт восприемника своего, бедного двор€нина јндре€ √ригорьевича ∆уковского, друга Ѕуниных, новорождЄнный получил своЄ отчество и фамилию.  ак раз перед рождением будущего поэта семью Ѕунина постигло страшное горе: из одиннадцати человек детей в короткое врем€ умерло шестеро, и между ними единственный сын, студент лейпцигского университета. ”бита€ горем ћари€ √ригорьевна Ѕунина, в пам€ть об умершем сыне, решила вз€ть в свою семью новорождЄнного ребЄнка и воспитать его как родного сына.

¬асилий ∆уковский фотографи€
¬асилий ∆уковский фотографи€

ћальчик вскоре сделалс€ любимцем всей семьи. ѕервоначальное ученье мальчика шло очень туго; 11-ти лет его исключили из тульского народн. училища, Ђза неспособностьї, после этого мальчик посел€етс€ в “уле, в семьи своей крЄстной матери ёшковой, одной из дочерей Ѕунина. ќбщество маленького ∆уковского теперь составили исключительно девочки, что не могло не иметь вли€ни€ на ещЄ большее развитие природной м€гкости его характера. ƒом ёшковой был центром всей умственной жизни города. ¬округ образованной и любезной хоз€йки был целый кружок лиц, всецело преданных литературным и музыкальным интересам.

14 лет ∆уковский поступил в московский благородный университетский пансион и училс€ в нЄм четыре года. ќбширных познаний пансион не давал, но ученики, под руководством преподавателей, нередко собирались читать свои литературные опыты. Ћучшие из этих опытов немедленно печатались в современных периодических издани€х.

Ќа втором году пребывани€ ∆уковского в пансионе среди товарищей его, в числе которых были Ѕлудов, ƒашков, ”варов, јлександр и јндрей “ургеневы, возникает даже особое литературное общество Ч Ђ—обраниеї, с официально утверждЄнным уставом. ѕервым председателем был ∆уковский.

¬ печати ∆уковский дебютирует Ђћысл€ми при гробницеї (1797), написанными под впечатлением извести€ о смерти ¬. ј. ёшковой. Ђ∆иво почувствовал € Ч говорит 14-летний автор Ч ничтожность всего подлунного; вселенна€ представилась мне гробом... —мерть! люта€ смерть! когда утомитс€ рука тво€, когда притупитс€ лезвие страшной косы твоей?ї...

— 1797 по 1801 г., в продолжение четырЄхлетней пансионской жизни, ∆уковским напечатаны: Ђћайское утрої (1797), Ђƒобродетель (1798), Ђћирї (1800), Ђ  “ибуллуї (1800), Ђ  человекуї (1801) и мн. др. ¬о всЄм этом преобладает меланхолическа€ нота. ёношу-поэта поражает непрочность жизни, быстротечность всего земного; жизнь кажетс€ ему бездной слЄз и страданий. Ђ—частлив Ч говорит он Ч тот, кто достигнув мирного брега, вечным спит сном...ї ћеланхолическое настроение поэта зависело, прежде всего, от литературных вкусов времени. ѕервые произведени€ ∆уковского €вились в то врем€, когда русских читателей приводила в восторг ЂЅедна€ Ћизаї (1792)  арамзина и еЄ бесчисленные подражани€.

Ќо модой объ€сн€лось не всЄ. ќбсто€тельства, сопровождавшие рождение ∆уковского, не были забыты ни им самим, ни другими. Ђѕоложение его в свете, Ч говорит один из друзей поэта Ч и отношени€ к семейству Ѕуниных т€жело ложились на его душу... ≈го мать, как ни была любима в семье, всЄ же должна была сто€ выслушивать приказани€ї. ƒетство и первые годы юности поэта далеко не были так счастливы, как казалось. ¬ 24 года поэт с грустью вспоминает о прошедшем: Ђ  младенчеству ль душа прискорбна€ летитї, говорит он в ѕослании к ‘илалету (1807),

—читаю ль радости минувшего Ч как мало!

Ћучшие дн€

≈катерина √ордеева. Ѕиографи€
ѕосетило:52727
≈катерина √ордеева
ћари€ ћайкова-—лидовкер. Ѕиографи€
ѕосетило:16525
ћари€ ћайкова-—лидовкер
‘окусы на грани реальности
ѕосетило:11626
ƒэвид Ѕлейн

Ќет! счастье к бытию мен€ не приучало;

ћой юношеский цвет без запаха отцвЄл!..

Ќесколько позднее (1810) ∆уковский пишет ј. ». “ургеневу: Ђне думай, чтобы мо€ мысль о действии любви была общею мыслью (общим местом), а не моею; нет, она справедлива и неоспорима, но только тогда, когда будешь предполагать некоторые особые обсто€тельства; она справедлива в отношении ко мне. Ќадобно сообразить мои обсто€тельства: воспитание, семейственные св€зи и двух тех (отца и мать), которые так много и так мало на мен€ действовалиї. ¬ своей матери ему т€жело было видеть что-то среднее между госпожою и служанкой. ќтца своего ∆уковский почти совсем не знал и никогда не говорил о нЄм.

 о времени пребывани€ ∆уковского в пансионе относитс€ и первый перевод его Ч романа  оцебу: Ђћальчик у ручь€ї (1801). ѕо окончании курса в пансионе ∆уковский начал было служить, но вскоре бросил службу и поселилс€ на житьЄ в ћишенском, с целью продолжать своЄ образование.

”езжа€ из ћосквы, он захватил с собою целую библиотеку Ч кроме большой французской энциклопедии, множество французских, немецких и английских исторических сочинений, переводы греческих и латинских классиков, полные издани€ Ўиллера, √ердера, Ћессинга и др.

ѕовесть Ђ¬адим Ќовгородскийї, написанна€ и напечатанна€ в 1803 г., показывает, что около этого же времени поэт занимаетс€ изучением древнерусской истории.

«а всЄ врем€ своей деревенской жизни (1802 Ч 1808) он печатает очень мало. ¬ 1802 г., в Ђ¬естнике ≈вр.ї, было помещено им Ђ—ельское кладбищеї Ч перевод или скорее переделка из √ре€. —тихотворение обратило на себ€ всеобщее внимание. ѕростота и естественность его были новым откровением в эпоху ещЄ непоколебленного высокопарного псевдоклассицизма. ќколо этого же времени ∆уковский, в подражание ЂЅедной Ћизеї пишет повесть: Ђћарьина –ощаї.

¬ 1806 г. ∆уковский отозвалс€ на патриотическое настроение общества известной ѕеснью барда над гробом слав€н-победителей. ¬ 1808 г. €вилась ЂЋюдмилаї ∆уковского, переделка ЂЋенорыї Ѕюргера. — этой балладой в русскую литературу входило новое, совершенно особое содержание Ч романтизм. ∆уковского захватила та сторона романтизма, где он €вл€етс€ стремлением в даль средних веков, в давно исчезнувший пир средневековых сказаний и преданий. ”спех ЂЋюдмилыї воодушевил ∆уковского. ѕереводы и переделки непрерывно следуют с этого времени одни за другими. ѕреимущественно он переводит немецких поэтов; лучшие переводы сделаны им из Ўиллера. »з оригинальных поэтических произведений ∆уковского к этому времени относитс€ Ђ√ромобойї, перва€ часть большой поэмы: Ђƒвенадцать сп€щих девї, а также несколько прозаических статей, напр. Ђ то истинно добрый и счастливый человек?ї, Ђ“ри сестрыї, Ђѕисатель в обществеї.

  этому же времени относитс€ редактирование ∆уковским журнала Ђ¬естник ≈вропыї, заставившее его переехать в ћоскву. –едакторство продолжалось два года Ч 1809 и 1810, сначала единолично, потом вместе с проф.  аченовским, к которому журнал и перешЄл окончательно.

«атем ∆уковский вернулс€ в деревню и здесь пережил т€жЄлую сердечную драму. ”же за несколько лет до того начались педагогические зан€ти€ ∆уковского с его плем€нницами, двум€ дочерьми ≈катерины јфанасьевны ѕротасовой (младшей дочери јф. »в. Ѕунина), незадолго перед тем овдовевшей и поселившейс€ в Ѕелеве. ѕоэт страстно полюбил свою старшую ученицу, ћарию ѕротасову. ћечты о взаимной любви и счастии семейной жизни станов€тс€ любимыми мотивами его поэзии; но чувству поэта суждено было вскоре прин€ть меланхолический оттенок. Ђ“есные св€зи родства усиливали чувство всею близостью родственной прив€занности Ч в то же врем€ эти самые св€зи делали любовь невозможною, в глазах людей, от которых зависело решение вопросаї. ѕоэту приходилось скрывать свою любовь; она находила себе выход только в поэтических изли€ни€х, не меша€, впрочем, научным его зан€ти€м.

ќт 1810 г. до нас дошло письмо ∆уковского к ј. ». “ургеневу, показывающее, что поэт продолжал серьЄзно работать над своим самообразованием. — особенным усердием он занимаетс€ теперь изучением истории, всеобщей и русской, и приобретает в них знани€ серьЄзные и основательные.

¬ 1812 г. ∆уковский решилс€ просить у ≈. ј. ѕротасовой руки старшей дочери, но получил решительный отказ, мотивированный родственными отношени€ми. ¬скоре после того ∆уковский уехал в ћоскву и поступил в ополчение. ¬ лагере под “арутиным, увлечЄнный всеобщим патриотическим воодушевлением, ∆уковский написал своего знаменитого Ђѕевца во стане русских воиновї. Ќовое произведение сразу доставило поэту несравненно большую известность, чем вс€ предшествовавша€ его поэтическа€ де€тельность. ¬ тыс€чах списков оно разошлось по армии и –оссии.   1812 г. относитс€ и знаменита€ баллада Ђ—ветланаї, Ч несмотр€ на своЄ чисто русское вступление, тоже разрабатывающа€ основные мотивы Ѕюргеровской ЂЋенорыї.

¬оенна€ жизнь ∆уковского продолжалась недолго. ¬ конце 1812 г. он заболел тифом и в €нваре 1813 г. вышел в отставку. ѕо возвращении в деревню он ещЄ раз пыталс€ см€гчить сердце ≈. ј. ѕротасовой, но напрасно. ћежду тем, ћари€ ѕротасова, по-видимому, раздел€ла чувства ∆уковского. —уровые отказы матери сильно на неЄ действовали и отражались на еЄ здоровье, и без того довольно слабом. ≈щЄ больнее страдал ∆уковский. ≈го дневник этого времени отчасти открывает пред нами его душевные муки. —коро, однако, его любовь начинает принимать характер какого-то мистического поклонени€. ѕозднее, в борьбе с преп€тстви€ми, которых поэт не мог, да и не желал разрушить насильственно, любовь его становитс€ всЄ более и более платоническою. Ђ–азве мы с ћашей Ч пишет он в 1814 г. Ч не на одной земле?.. –азве не можем друг дл€ друга жить и иметь всегда в виду друг друга? ќдин дом Ч один свет; одна кровл€ Ч одно небо. Ќе всЄ ли равно?..ї

Ђѕослание императору јлександруї, написанное ∆уковским в 1814 г., навсегда решило его судьбу. »мператрица ћари€ ‘едоровна выразила желание, чтобы поэт приехал в ѕетербург. ѕеред своим отъездом, ∆уковский, по-видимому, вполне уже примирившийс€ с своею судьбою (незадолго до того он ещЄ раз говорил с ѕротасовой, и также неуспешно), писал своему Ђдругу ћашеї: Ђя никогда не забуду, что всем тем счастием, какое имею в жизни, Ч об€зан тебе, что ты давала лучшие намерени€, что всЄ лучшее во мне было соединено с прив€занностью к тебе, Ч что наконец тебе же € об€зан самым прекрасным движением сердца, Ч которое решилось на пожертвование тобой... ¬ мысл€х и чувствах постараюсь быть теб€ достойным! ¬сЄ в жизни Ч к прекрасному средство!.ї.

¬ 1817 г. ћари€ ѕротасова вышла за профессора ћайера. ћечты любви Ч грустной, меланхолической Ч и позже продолжают звучать в поэзии ∆уковского. — любовью ∆уковского совершилось отчасти тоже, что некогда произошло и с любовью ƒанта: подобно тому, как Ѕеатриче из флорентийской девушки мало-помалу превратилась в высокое и дивное творение католической теологии, предмет любви ∆уковского сделалс€ дл€ него символом всего высокого. идеального. ѕосле смерти ћарии (1823) ∆уковский пишет еЄ матери: Ђ≈Є могила Ч наш алтарь веры... ћысль о ней Ч религи€... “еперь знаю, что такое смерть, но бессмертие стало пон€тнее. ∆изнь не дл€ счасти€; жизнь Ч дл€ души, и следственно ћаша не потер€на.  то возьмет еЄ у души? ≈Є здешнею можно было увидеть глазами, можно было слышать, Ч но еЄ тамошнею можно видеть душой, еЄ достойноюї.

Ђ—корбь о неизвестном, стремленье вдаль, любви тоска, томление разлукиї остались существенными нотами поэзии ∆уковского. ’арактер еЄ почти исключительно зависел от идеально мистического настроени€ поэта, вызванного неосуществившимис€ мечтами о счастливой любви. ќбсто€тельства времени, сантиментально-меланхолические литерат. вкусы, развившиес€ в нашем обществе к этому времени, Ч как нельз€ лучше пришлись к субъективному, личному чувству ∆уковского. ¬несением романтического содержани€ в свою поэзию ∆уковский значительно расширил утвердившийс€ до него сантиментализм нашей литературы; но, развива€ романтические мотивы, ∆уковский оп€ть следовал больше всего указани€м того же чувства.

»з содержани€ средневекового романтизма он брал только то, что отвечало его собственным идеально-мистическим стремлени€м и мечтам. «начение ∆уковского состо€ло в том, что поэзи€ его, будучи субъективною, в то же врем€ служила общим интересам нашего умственного развити€. —убъективизм ∆уковского был важным шагом вперЄд по пути отрешени€ русской литературы от холода псевдоклассицизма. ќна внесла в русскую литературу малоизвестный ей дотоле мир внутренней жизни; она развивала идеи человечности и своим неподдельным, задушевным чувством возвышала нравственные требовани€ и идеалы.

ќбщий характер поэзии ∆уковского вполне выразилс€ в первый период поэтической де€тельности его, к 1815 Ч 16 гг. : позднее его оригинальное творчество почти исс€кает и воздействие его на русскую литературу выражаетс€ почти исключительно в переводах, принадлежащих к крупнейшим фактам истории нашей литературы. ѕомимо высокого совершенства формы, м€гкого, плавного и из€щного стиха, они важны тем, что ознакомили русского читател€ с лучшими €влени€ми европейского литературного творчества.

ЂЅлагодар€ ∆уковскомуї, говорил Ѕелинский, Ђнемецка€ поэзи€ Ч нам родна€ї. ѕо тому времени это была высока€ задача, открывавша€ русскому читателю совершенно новые и широкие горизонты.

√оды 1817 Ч 41 обнимают собою период придворной жизни ∆уковского, сначала в качестве преподавател€ русск. €зыка вел. кн€гинь јлександры ‘едоровны и ≈лены ѕавловны, а с 1825 г. Ч в качестве воспитател€ наследника престола, јлександра Ќиколаевича.   этому периоду относ€тс€ нередкие поездки ∆уковского за границу, отчасти вследствие его служебных об€занностей, отчасти дл€ лечень€.

ѕоэтические произведени€ его по€вл€ютс€ теперь как бы случайно. “ак, отправившись осенью 1820 г. в √ерманию и Ўвейцарию, ∆уковский в Ѕерлине принимаетс€ за перевод Ђќрлеанской ƒевыї Ўиллера, который и оканчивает к концу 1821 г.; под живым впечатлением осмотра Ўильонского замка в Ўвейцарии он переводит ЂЎильонского узникаї (1822), Ѕайрона.   тому же времени относ€тс€ переводы из ћура Ђѕери и јнгелї и некоторых других пьес. “€жЄлые утраты, понесЄнные поэтом в 1828 Ч 29 гг. Ч смерть императрицы ћарии ‘Єдоровны и близкого друга, ј. ќ. ¬оейкова, Ч вызывают перевод баллад Ўиллера: Ђѕоликратов перстеньї и Ђ∆алоба ÷ерерыї. ѕод вли€нием ѕушкина ∆уковский пишет Ђ—п€щую царевнуї, Ђ¬ойну мышей и л€гушекї, и Ђ—казку о царе Ѕерендееї (1831).

«иму 1832 Ч 3 г. ∆уковский проводит на берегах ∆еневского озера.   этому времени относитс€ целый р€д переводов из ”ланда, Ўиллера, √ердера, отрывков Ђ»лиадыї, а также продолжение перевода Ђ”ндиныї Ћамотт-‘уке, начатого ещЄ в 1817 г. и вполне оконченного лишь в 1836 г.

¬ 1837 г. ∆уковский объездил с наследником цесаревичем –оссию и часть —ибири, годы 1838 Ч 1839 ∆уковский проводит с ним в путешествии по «ападной ≈вропе. ¬ –име он особенно сближаетс€ с √оголем; обсто€тельство это не осталось, по-видимому, без вли€ни€ на развитие мистического настроени€ в последнем периоде жизни ∆уковского.

¬есной 1841 г. окончились зан€ти€ ∆уковского с наследником. ¬ли€ние, которое он оказал на него, было благотворное. ≈щЄ в 1817 г., приветству€ в послании к импер. јлександре ‘Єдоровне рождение своего будущего питомца, ∆уковский выражал желание:

ƒа на чреде высокой не забудет

—в€тейшего из звани€: человек.

¬ этом истинно-гуманном направлении ∆уковский и вЄл воспитание наследника. 21 апрел€ 1841 г., в ƒюссельдорфе, состо€лось бракосочетание 58-летнего поэта с 18-летней дочерью его давнишнего при€тел€, живописца –ейтерна. ѕоследние 12 лет жизни ∆уковский провЄл в √ермании, в кругу своих новых родных Ч сначала в ƒюссельдорфе, позднее во ‘ранкфурте на ћайне Ч чуть не ежегодно собира€сь побывать в –оссии, но, по болезненному состо€нию своей жены, так и не успев осуществить этого желани€.

  первому году брачной жизни ∆уковского относ€тс€ сказки: Ђќб »ване царевиче и сером волкеї, Ђ от в сапогахї и Ђ“юльпанное деревої. ¬ начале 1842 г. он оканчивает перевод поэмы ЂЌаль и ƒама€нтиї, начатой ещЄ в предыдущем году по немецким переводам –юккерта и Ѕоппа, и приступает к переводу Ђќдиссеиї. ¬ печати первый том Ђќдиссеиї вышел в 1848 г., второй Ч в 1849 г. ѕочти одновременно был окончен ∆уковским и другой обширный труд Ч перев. Ђ–устема и «орабаї (1848).

”же давно начата была ∆уковским поэма, к созданию которой он подготовл€л себ€ продолжительным и усердным чтением. ќна называлась Ђ—транствующий ∆идї. ѕерва€ мысль о ней относилась ещЄ к 1831 г.; в конце 40-х годов ∆уковский написал первые 30 стихов и снова прин€лс€ за поэму лишь за год до своей смерти, но окончить поэму почти совершенно ослепшему поэту не пришлось. ќн умер в Ѕаден-Ѕадене 7-го апрел€ 1852 г., оставив жену, сына и дочь. “ело его было перевезено в ѕетербург и с большими почест€ми предано земле в јлександро-Ќевской лавре, подле  арамзина.

¬ 1883 г. повсеместно в –оссии праздновалс€ столетний юбилей его рождени€, а в 1887 г. в јлександровском саду, на средства спб. думы, поставлен небольшой пам€тник-бюст из бронзы.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

–ейф ‘айнс: ќт –омео до ¬олан-де-ћорта
ѕосетило:9689
–эйф ‘айнс
ѕервый в истории долларовый миллиардер
ѕосетило:11421
ƒжон ƒэвидсон –окфеллер
Ѕеверли —иллз. Ѕиографи€
ѕосетило:14692
Ѕеверли —иллз

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru