Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

јлексей “олстой

   /   

Alexey Tolstoy

   /
             
‘отографи€ јлексей “олстой (photo Alexey Tolstoy)
   

ƒень рождени€: 05.09.1817 года
ћесто рождени€: ѕетербурге, –осси€
ƒата смерти: 10.10.1875 года
ћесто смерти:  расный –ог ћглинского уезда, , „ерниговской губ., –осси€
¬озраст: 58 лет

√ражданство: –осси€
—оцсети:


Ѕиографи€

граф, русский поэт, писатель

¬ личной жизни своей “олстой представл€ет собой редкий пример человека, который не только вс€чески уклон€лс€ от шедших ему навстречу почестей, но еще должен был выдерживать крайне т€гостную дл€ него борьбу с людьми, от души желавшими ему добра и предоставл€вшими ему возможность выдвинутьс€ и достигнуть видного положени€. “олстой хотел быть "только" художником.

23.07.2005

“олстой јлексей  онстантинович - известный поэт и драматург. –одилс€ 24 августа 1817 г. в ѕетербурге. ћать его, красавица јнна јлексеевна ѕеровска€ , воспитанница графа ј. . –азумовского , вышла в 1816 г. замуж за пожилого вдовца графа  онстантина ѕетровича “олстого (брата известного художника-медальера ‘едора “олстого ). Ѕрак был несчастлив; между супругами скоро произошел открытый разрыв. ¬ автобиографии “олстого (письмо его к јнджело ƒе-√убернатису при I т. "—очинений" “олстого) мы читаем: "≈ще шести недель € был увезен в ћалороссию матерью моей и моим д€дей со стороны матери, јлексеем јлексеевичем ѕеровским, бывшим позднее попечителем ’арьковского университета и известным в русской литературе под псевдонимом јнтона ѕогорельского. ќн мен€ воспитал и первые мои годы прошли в его имении". ¬осьми лет “олстой, с матерью и ѕеровским , переехал в ѕетербург. ѕри посредстве друга ѕеровского - ∆уковского - мальчик был представлен тоже восьмилетнему тогда наследнику престола, впоследствии императору јлександру II , и был в числе детей, приходивших к цесаревичу по воскресень€м дл€ игр. ќтношени€, таким образом зав€завшиес€, продолжались в течение всей жизни “олстого; супруга јлександра II, императрица ћари€ јлександровна , также ценила и личность, и талант “олстого. ¬ 1826 г. “олстой с матерью и д€дей отправилс€ в √ерманию; в пам€ти его особенно резко запечатлелось посещение в ¬еймаре √Єте и то, что он сидел у великого старика на колен€х. „резвычайное впечатление произвела на него »тали€, с ее произведени€ми искусства. "ћы начали", пишет он в автобиографии, "с ¬енеции, где мой д€д€ сделал значительные приобретени€ в старом дворце √римани. »з ¬енеции мы поехали в ћилан, ‘лоренцию, –им и Ќеаполь, - и в каждом из этих городов рос во мне мой энтузиазм и любовь к искусству, так что по возвращении в –оссию € впал в насто€щую "тоску по родине", в какое-то отча€ние, вследствие которого € днем ничего не хотел есть, а по ночам рыдал, когда сны мен€ уносили в мой потер€нный рай". ѕолучив хорошую домашнюю подготовку, “олстой в середине 30-х годов поступил в число так называемых "архивных юношей", состо€вших при ћосковском главном архиве министерства иностранных дел.  ак "студент архива", он в 1836 г. выдержал в ћосковском университете экзамен "по наукам, составл€вшим курс бывшего словесного факультета", и причислилс€ к русской миссии при германском сейме во ‘ранкфурте на ћайне. ¬ том же году умер ѕеровский, оставив ему все свое крупное состо€ние. ѕозднее “олстой служил во II отделении собственной ≈го »мператорского ¬еличества канцел€рии, имел придворное звание и, продолжа€ часто ездить за границу, вел светскую жизнь. ¬ 1855 г., во врем€ крымской войны, “олстой хотел организовать особое добровольное ополчение, но это не удалось, и он поступил в число охотников так называемого "стрелкового полка »мператорской фамилии". ”части€ в военных действи€х ему не пришлось прин€ть, но он едва не умер от жестокого тифа, унесшего около ќдессы значительную часть полка. ¬о врем€ болезни ухаживала за ним жена полковника —.ј. ћиллер (урожденна€ Ѕахметьева), на которой он позднее женилс€. ѕисьма его к жене, относ€щиес€ к последним годам его жизни, дышат такой же нежностью, как и в первые годы этого очень счастливого брака. ¬о врем€ коронации в 1856 г., јлександр II назначил “олстого флигель-адъютантом, а затем, когда “олстой не захотел остатьс€ в военной службе, егермейстером. ¬ этом звании, не нес€ никакой службы, он оставалс€ до самой смерти; только короткое врем€ было он членом комитета о раскольниках. — середины 60-х годов его некогда богатырское здоровье - он разгибал подковы и свертывал пальцами винтообразно зубцы вилок - пошатнулось. ∆ил он поэтому большей частью за границей, летом в разных курортах, зимой в »талии и ёжной ‘ранции, но подолгу живал также в своих русских имени€х - ѕустыньке (возле станции —аблино, под ѕетербургом) и  расном –оге (ћглинского уезда, „ерниговской губернии, близ города ѕочепа), где он и умер 28 сент€бр€ 1875 г. ¬ личной жизни своей “олстой представл€ет собой редкий пример человека, который не только вс€чески уклон€лс€ от ше

јлексей “олстой фотографи€
јлексей “олстой фотографи€

дших ему навстречу почестей, но еще должен был выдерживать крайне т€гостную дл€ него борьбу с людьми, от души желавшими ему добра и предоставл€вшими ему возможность выдвинутьс€ и достигнуть видного положени€. “олстой хотел быть "только" художником.  огда в первом крупном произведении своем - поэме, посв€щенной душевной жизни царедворца - поэта »оанна ƒамаскина - “олстой говорил о своем герое: "Ћюбим калифом »оанн, ему, что день, почет и ласка" - это были черты автобиографические. ¬ поэме »оанн ƒамаскин обращаетс€ к калифу с такой мольбой: "простым рожден € был певцом, глаголом вольным Ѕога славить... ќ, отпусти мен€, калиф, дозволь дышать и петь на воле". —овершенно с такими же мольбами встречаемс€ мы в переписке “олстого. Ќеобыкновенно м€гкий и нежный, он должен был собрать весь запас своей энергии, чтобы отказатьс€ от близости к √осударю, которому, когда он заболел под ќдессой, по несколько раз в день телеграфировали о состо€нии его здоровь€. ќдно врем€ “олстой поколебалс€ было: ему показалось привлекательным быть при √осударе, как он выразилс€ в письме к нему, "Ѕесстрашным сказателем правды" - но просто придворным “олстой не хотел быть ни в каком случае. ¬ его переписке €сно отразилась удивительно-благородна€ и чиста€ душа поэта; но из нее же видно, что из€щна€ его личность была лишена силы и тревоги, мир сильных ощущений и мук сомнени€ был ему чужд. Ёто наложило печать на все его творчество. “олстой начал писать и печатать очень рано. ”же в 1841 г., под псевдонимом  раснорогский, вышла его книжка "”пырь" (—анкт-ѕетербург). “олстой впоследствии не придавал ей никакого значени€ и не включал в собрание своих сочинений; ее лишь в 1900 г. переиздал личный друг его семьи, ¬ладимир —оловьев . Ёто - фантастический рассказ в стиле √офмана и ѕогорельского-ѕеровского. Ѕелинский встретил его очень приветливо. ƒлинный промежуток времени отдел€ет первое, мимолетное по€вление “олстого в печати от действительного начала его литературной карьеры. ¬ 1854 г. он выступил в "—овременнике" с р€дом стихотворений (" олокольчики мои", "ќй стоги" и др.), сразу обративших на него внимание. Ћитературные св€зи его относ€тс€ еще к сороковым годам. ќн был хорошо знаком с √оголем , јксаковым , јнненковым , Ќекрасовым , ѕанаевым и особенно с “ургеневым , который был освобожден от постигшей его в 1852 г. ссылки в деревню благодар€ хлопотам “олстого. ѕримкнув ненадолго к кружку "—овременника", “олстой прин€л участие в составлении цикла юмористических стихотворений, по€вившихс€ в "—овременнике" в 1854 - 55 годах под известным псевдонимом  узьмы ѕруткова (см.). ¬есьма трудно определить, что именно здесь принадлежит “олстому, но несомненно, что его вклад был не из маловажных: юмористическа€ жилка была очень сильна в нем. ќн обладал даром весьма тонкой, хот€ и добродушной насмешки; многие из лучших и наиболее известных его стихотворений об€заны своим успехом именно иронии, в них разлитой (например "—песь", "” приказных ворот"). ёмористически-сатирические выходки “олстого против течений 60-х годов ("ѕорой веселой ма€", "ѕотом богатырь" и др.) немало повли€ли на дурное отношение к нему известной части критики. ¬идное место занимают юмористические пассажи и в цикле толстовских обработок былинных сюжетов. Ќикогда не стесн€€сь в своих юмористических выходках посторонними соображени€ми, этот, по мнению многих из своих литературных противников, "консервативный" поэт написал несколько юмористических поэм, до сих пор не включаемых в собрание его сочинений и (не счита€ заграничных изданий) попавших в печать только в восьмидес€тых годах. ¬ р€ду этих поэм особенной известностью пользуютс€ две: "ќчерк русской истории от √остомысла до “имашева" ("–усска€ —тарина", 1878, т. 40) и "—он ѕопова" (ib., 1882, є 12). ѕерва€ из них представл€ет собой юмористическое обозрение почти всех главных событий истории –оссии, с посто€нным припевом: "ѕор€дка только нет". ѕоэма написана в намеренно-вульгарном тоне, что не мешает некоторым характеристикам быть очень меткими (например об ≈катерине II : "Madame, при вас на диво пор€док процветает, - писали ей учтиво ¬ольтер и ƒидерот, - ли

шь надобно народу, которому вы мать, скорее дать свободу, скорей свободу дать". ќна им возразила: "Messieurs, vous me comblez", и тотчас прикрепила украинцев к земле"). "—он статского советника ѕопова" еще более комичен. - Ќаписанные в народном стиле стихотворени€, которыми дебютировал “олстой, особенно понравились московскому слав€нофильскому кружку; в его органе, "–усской Ѕеседе", по€вились две поэмы “олстого: "√решница" (1858) и "»оанн ƒамаскин" (1859). — прекращением "–усской Ѕеседы" “олстой становитс€ де€тельным сотрудником  атковского "–усского ¬естника", где были напечатаны драматическа€ поэма "ƒон-∆уан" (1862), исторический роман " н€зь —еребр€ный" (1863) и р€д архаически сатирических стихотворений, вышучивающих материализм 60-х годов. ¬ "ќтечественных «аписках" 1866 г. была напечатана перва€ часть драматической трилогии “олстого - "—мерть »оанна √розного", котора€ в 1867 г. была поставлена на сцене јлександринского театра в —анкт-ѕетербурге и имела большой успех, несмотр€ на то, что соперничество актеров лишало драму хорошего исполнител€ заглавной роли. ¬ следующем году эта трагеди€, в прекрасном переводе  аролины ѕавловой (см.), тоже с большим успехом, была поставлена на придворном театре лично дружившего с “олстым великого герцога ¬еймарского. — преобразованием в 1868 г. "¬естника ≈вропы" в общелитературный журнал, “олстой становитс€ его де€тельным сотрудником. «десь, кроме р€да былин и других стихотворений, были помещены остальные две части трилогии - "÷арь ‘едор »оаннович" (1868, 5) и "÷арь Ѕорис" (1870, 3), стихотворна€ автобиографическа€ повесть "ѕортрет" (1874, 9) и написанный в ƒантовском стиле рассказ в стихах "ƒракон". ѕосле смерти “олстого были напечатаны неоконченна€ историческа€ драма "ѕосадник" и разные мелкие стихотворени€. ћеньше всего выдаетс€ художественными достоинствами чрезвычайно-попул€рный роман “олстого " н€зь —еребр€ный", хот€ он, несомненно, пригоден как чтение дл€ юношества и дл€ народа. ќн послужил также сюжетом дл€ множества пьес народного репертуара и лубочных рассказов. ѕричина такой попул€рности - доступность эффектов и внешн€€ занимательность; но роман мало удовлетвор€ет требовани€м серьезной психологической разработки. Ћица поставлены в нем слишком схематично и одноцветно, при первом по€влении на сцену сразу получают известное освещение и с ним остаютс€ без дальнейшего развити€ не только на всем прот€жении романа, но даже в отделенном 20 годами эпилоге. »нтрига ведена очень искусственно, в почти сказочном стиле; все совершаетс€ по щучьему велению. √лавный герой, по признанию самого “олстого - лицо совершенно бесцветное. ќстальные лица, за исключением √розного , сработаны по тому условно-историческому трафарету, который установилс€ со времен "ёри€ ћилославского" дл€ изображени€ древнерусской жизни. “олстой хот€ и изучал старину, но большей частью не по первоисточникам, а по пособи€м. —ильнее всего отразилось на его романе вли€ние народных песен, былин и лермонтовской "ѕесни о купце  алашникове". Ћучше всего удалась автору фигура √розного. “о безграничное негодование, которое овладевает “олстым каждый раз, когда он говорит о неистовствах √розного, дало ему силу порвать с условным умилением перед древнерусской жизнью. ѕо сравнению с романами Ћажечникова и «агоскина , еще меньше заботившихс€ о реальном воспроизведении старины, " н€зь —еребр€ный", представл€ет собой, однако, шаг вперед. Ќесравненно интереснее “олстой как поэт и драматург. ¬нешн€€ форма стихотворений “олстого не всегда стоит на одинаковой высоте. ѕомимо архаизмов, к которым даже такой ценитель его таланта, как “ургенев, относилс€ очень сдержанно, но которые можно оправдать ради их оригинальности, у “олстого попадаютс€ неверные ударени€, недостаточные рифмы, неловкие выражени€. Ѕлижайшие его друзь€ ему на это указывали, и в переписке своей он не раз возражает на эти вполне благожелательные упреки. ¬ области чистой лирики лучше всего, соответственно личному душевному складу “олстого, ему удавалась легка€, грациозна€ грусть, ничем определенным не вызванна€. ¬ своих поэмах “олстой €вл€етс€ поэтом описательным по преимуще

ству, мало занима€сь психологией действующих лиц. “ак, "√решница" обрываетс€ как раз там, где происходит перерождение недавней блудницы. ¬ "ƒраконе", по словам “ургенева (в некрологе “олстому), “олстой "достигает почти ƒантовской образности и силы"; и действительно, в описани€х строго выдержан ƒантовский стиль. »нтерес психологический из поэм “олстого представл€ет только "»оанн ƒамаскин". ¬дохновенному певцу, удалившемус€ в монастырь от блеска двора, чтобы отдатьс€ внутренней духовной жизни, суровый игумен, в видах полного смирени€ внутренней гордыни, запрещает предаватьс€ поэтическому творчеству. ѕоложение высоко-трагическое, но заканчиваетс€ оно компромиссом: игумену €вл€етс€ видение, после которого он разрешает ƒамаскину продолжать слагать песнопени€. ¬сего €рче поэтическа€ индивидуальность “олстого сказалась в исторических балладах и обработках былинных сюжетов. »з баллад и сказаний “олстого особенной известностью пользуетс€ "¬асилий Ўибанов"; по изобразительности, концентрированности эффектов и сильному €зыку - это одно из лучших произведений “олстого. ќ писанных в старорусском стиле стихотворени€х “олстого можно повторить то, что сам он сказал в своем послании »вану јксакову: "—уд€ мен€ довольно строго, в моих стихах находишь ты, что в них торжественности много и слишком мало простоты". √ерои русских былин в изображении “олстого напоминают французских рыцарей. ƒовольно трудно распознать подлинного вороватого јлешу ѕоповича, с глазами завидущими и руками загребущими, в том трубадуре, который, полонив царевну, катаетс€ с ней на лодочке и держит ей такую речь: "...сдайс€, сдайс€, девица душа! € люблю теб€ царевна, € хочу теб€ добыть, вольной волей иль неволей, ты должна мен€ любить. ќн весло свое бросает, гусли звонкие берет, дивным пением дрожащий огласилс€ очерет..." Ќесмотр€, однако, на несколько условный стиль толстовских былинных переработок, в их нар€дном архаизме нельз€ отрицать большой эффектности и своеобразной красоты.  ак бы предчувству€ свою близкую кончину и подвод€ итог всей своей литературной де€тельности, “олстой осенью 1875 г. написал стихотворение "ѕрозрачных облаков спокойное движенье", где, между прочим, говорит о себе:

¬сему настал конец, прийми ж его и ты

ѕевец, державший ст€г во им€ красоты.

Ёто самоопределение почти совпадает с тем, что говорили о “олстом многие "либеральные" критики, называвшие его поэзию типичной представительницей "искусства дл€ искусства". », тем не менее, зачисление “олстого исключительно в разр€д представителей "чистого искусства" можно прин€ть только с значительными оговорками. ¬ тех самых стихотворени€х на древнерусские сюжеты, в которых всего сильнее сказалась его поэтическа€ индивидуальность, водружен далеко не один "ст€г красоты": тут же выражены и политические идеалы “олстого, тут же он боретс€ с идеалами, ему не симпатичными. ¬ политическом отношении он €вл€етс€ в них слав€нофилом в лучшем смысле слова. —ам он, правда (в переписке), называет себ€ решительнейшим западником, но общение с московскими слав€нофилами все же наложило на него €ркую печать. ¬ јксаковском "ƒне" было напечатано нашумевшее в свое врем€ стихотворение "√осударь ты наш батюшка", где в излюбленной им юмористической форме “олстой изображает петровскую реформу как "кашицу", которую "государь ѕетр јлексеевич" варит из добытой "за морем" крупы (сво€ €кобы "сорна€"), а мешает "палкой"; кашица "крутенька" и "солона", расхлебывать ее будут "детушки". ¬ старой –уси “олстого привлекает, однако, не московский период, омраченный жестокостью √розного, а –усь  иевска€, вечева€.  огда ѕоток-богатырь, проснувшись после п€ти-векового сна, видит раболепие толпы перед царем, он "удивл€етс€ притче" такой: "если кн€зь он, иль царь напоследок, что ж метут они землю пред ним бородой? мы честили кн€зей, но не этак! ƒа и полно, уж вправду ли € на –уси? ќт земного нас Ѕога √осподь упаси! Ќам писанием велено строго признавать лишь небесного Ѕога!" ќн "пытает у встречного молодца: где здесь, д€д€, сбираетс€ вече?" ¬ "«мее “угарине" сам ¬ладимир провозглашает такой тост: "за древнее русское вече, за вольный, за честный слав€нский народ, за колокол пью Ќовграда, и если он даже и в прах упадет, пусть звон его в сердце потомков живет". — такими идеалами, нимало не отзывающимис€ "консерватизмом", “олстой, тем не менее, был в середине 60-х годов зачислен в разр€д писателей откровенно-ретроградных. ѕроизошло это оттого, что, оставив "ст€г красоты", он бросилс€ в борьбу общественных течений и весьма чувствительно стал задевать "детей" Ѕазаровского типа. Ќе нравились они ему главным образом потому, что "они звона не терп€т гусл€рного, подавай им товара базарного, все чего им не взвесить, не смер€ти, все кричат они, надо похерити". Ќа борьбу с этим "ученьем гр€зноватым" “олстой призывал "ѕантеле€-÷елител€": "и на этих людей, государь ѕантелей, палки ты не жалей суковатые". » вот, он сам выступает в роли ѕантеле€-÷елител€ и начинает помахивать палкой суковатой. Ќельз€ сказать, чтобы он помахивал ею осторожно. Ёто не одна добродушна€ ирони€ над "материалистами", "у коих трубочисты суть выше –афаила", которые цветы в садах хот€т заменить репой и полагают, что соловьев "скорее истребити за бесполезность надо", а рощи обратить в места "где б жирные гов€да кормились на жаркое" и т. д. ¬есьма широко раздвига€ пон€тие о "российской коммуне" “олстой полагает, что ее приверженцы "все хот€т загадить дл€ общего блаженства", что "чужим они немногое считают, когда чего им надо, то тащут и хватают"; "толпы их все грызутс€, лишь свой откроют форум, и порознь все кл€нутс€ in verba вожакорум. ¬ одном согласны все лишь: коль у других именье отымешь да разделишь, начнетс€ вожделенье". —правитьс€ с ними, в сущности, не трудно: "чтоб русска€ держава спаслась от их затеи, повесить —танислава всем вожакам на шею". ¬се это вызвало во многих враждебное отношение к “олстому, и он вскоре почувствовал себ€ в положении писател€, загнанного критикой. ќбщий характер его литературной де€тельности и после посыпавшихс€ на него нападок осталс€ прежний, но отпор "крику оглушительному: сдайтесь, певцы и художники!  стати ли вымыслы ваши в наш век положительный!" он стал давать в форме менее резкой, просто взыва€ к своим единомышленникам: "дружно гребите, во им€ прекрасного, против течени€".  ак ни характерна сама по себе борьба, в которую вступил поэт, считавший себ€ исключительно п

евцом "красоты", не следует, однако, преувеличивать ее значение. "ѕоэтом-бойцом", как его называют некоторые критики, “олстой не был; гораздо ближе к истине то, что он сам сказал о себе: "двух станов не боец, но только гость случайный, за правду € бы рад подн€ть мой добрый меч, но спор с обоими - досель мой жребий тайный, и к кл€тве ни один не мог мен€ привлечь". - ¬ области русской исторической драмы “олстому принадлежит одно из первых мест; здесь он уступает только одному ѕушкину . »сторически-бытова€ драма "ѕосадник", к сожалению, осталась неоконченной. ƒраматическа€ поэма "ƒон-∆уан" задумана “олстым не только как драма, дл€ создани€ которой автор не должен перевоплощать свою собственную психологию в характеры действующих лиц, но также как произведение лирически-философское; между тем спокойный, добродетельный и почти "однолюб" “олстой не мог проникнутьс€ психологией вечно ищущего смены впечатлений, безумно-страстного ƒон-∆уана. ќтсутствие страсти в личном и литературном темпераменте автора привело к тому, что сущность дон-жуанского типа совершенно побледнела в изображении “олстого: именно страсти в его "ƒон-∆уане" и нет. Ќа первый план между драматическими произведени€ми “олстого выступает, таким образом, его трилоги€. Ќаибольшей известностью долго пользовалась перва€ часть ее - "—мерть »оанна √розного". Ёто объ€сн€етс€ прежде всего тем, что до недавнего времени только она одна и ставилась на сцену - а сценическа€ постановка трагедий “олстого, о которой он и сам так заботилс€, написав специальное наставление дл€ нее, имеет большое значение дл€ установлени€ репутации его пьес. —цена, например, где к умирающему »оанну, в исполнение только что отданного им приказа, с гиком и свистом врываетс€ толпа скоморохов, при чтении не производит и дес€той доли того впечатлени€, как на сцене. ƒруга€ причина недавней большей попул€рности "—мерти »оанна √розного" заключаетс€ в том, что в свое врем€ это была перва€ попытка вывести на сцену русского цар€ не в обычных до того рамках легендарного величи€, а в реальных очертани€х живой человеческой личности. ѕо мере того как этот интерес новизны пропадал, уменьшалс€ и интерес к "—мерти »оанна √розного", котора€ теперь ставитс€ редко и вообще уступила первенство "‘едору »оанновичу". Ќепреход€щим достоинством трагедии, помимо очень колоритных подробностей и сильного €зыка, €вл€етс€ чрезвычайна€ стройность в развитии действи€: нет ни одного лишнего слова, все направлено к одной цели, выраженной уже в заглавии пьесы. —мерть »оанна носитс€ над пьесой с первого же момента; вс€ка€ мелочь ее подготовл€ет, настраива€ мысль читател€ и зрител€ в одном направлении. ¬месте с тем кажда€ сцена обрисовывает перед нами »оанна с какой-нибудь новой стороны; мы узнаем его и как государственного человека, и как мужа, и как отца, со всех сторон его характера, основу которого составл€ет крайн€€ нервность, быстра€ смена впечатлений, переход от подъема к упадку духа. Ќельз€ не заметить, однако, что в своем усиленном стремлении к концентрированию действи€ “олстой смешал две точки зрени€: фантастически-суеверную и реалистическую. ≈сли автор желал сделать узлом драмы исполнение предсказани€ волхвов, что царь непременно умрет в  ириллин день, то незачем было придавать первостепенное значение старани€м Ѕориса вызвать в »оанне гибельное дл€ него волнение, которое, как Ѕорис знал от врача, будет дл€ цар€ смертельно помимо вс€ких предсказаний волхвов. ¬ третьей части трилогии - "÷аре Ѕорисе" - автор как бы совсем забыл о том Ѕорисе, которого вывел в первых двух част€х трилогии, о Ѕорисе косвенном убийце »оанна и почти пр€мом - царевича ƒимитри€ , хитром, коварном, жестоком правителе –уси в царствование ‘еодора , ставившем выше всего свои личные интересы. “еперь, кроме немногих моментов, Ѕорис - идеал цар€ и семь€нина. “олстой не в состо€нии был отделатьс€ от оба€ни€ образа, созданного ѕушкиным, и впал в психологическое противоречие с самим собой, причем еще значительно усилил пушкинскую реабилитацию √одунова. “олстовский Ѕорис пр€мо сентиментален. „резмерно сентиментальны и дети Ѕориса: жених  сении, датский королевич,

Ћучшие дн€

—вен ‘ишер. Ѕиографи€
ѕосетило:17909
—вен ‘ишер
—екс-символ 80-х
ѕосетило:11771
—аманта ‘окс
∆енщины в русской истории
ѕосетило:11683
—офь€ ѕеровска€

скорее напоминает юношу эпохи ¬ертера, чем авантюриста, приехавшего в –оссию дл€ выгодной женитьбы. ¬енцом трилогии €вл€етс€ срединна€ ее пьеса - "‘едор »оаннович". ≈е мало заметили при по€влении, мало читали, мало комментировали. Ќо вот, в конце 1890-х годов, было сн€то запрещение ставить пьесу на сцене. ≈е поставили сначала в придворно-аристократических кружках, затем на сцене ѕетербургского ћалого театра; позже пьеса обошла всю провинцию. ”спех был небывалый в летопис€х русского театра. ћногие приписывали его удивительной игре актера ќрленева, создавшего роль ‘едора »оанновича - но и в провинции всюду нашлись "свои ќрленевы". ƒело, значит, не в актере, а в том замечательно благодарном материале, который даетс€ трагедией. ѕоскольку исполнению "ƒон-∆уана" помешала противоположность между психологией автора и страстным темпераментом геро€, постольку родственность душевных настроений внесла чрезвычайную теплоту в изображение ‘едора »оанновича. ∆елание отказатьс€ от блеска, уйти в себ€ так знакомо было “олстому, бесконечно-нежное чувство ‘едора к »рине так близко напоминает любовь “олстого к жене. — полной творческой самобытностью “олстой пон€л по-своему совсем иначе освещенного историей ‘едора - пон€л, что это отнюдь не слабоумный, лишенный духовной жизни человек, что в нем были задатки благородной инициативы, могущей дать ослепительные вспышки. Ќе только в русской литературе, но и во всемирной мало сцен, равных, по потр€сающему впечатлению, тому месту трагедии, когда ‘едор спрашивает Ѕориса: "царь € или не царь?" ѕомимо оригинальности, силы и €ркости, эта сцена до такой степени свободна от условий места и времени, до такой степени вз€та из тайников человеческой души, что может стать досто€нием вс€кой литературы. “олстовский ‘едор »оаннович - один из мировых типов, созданный из непреход€щих элементов человеческой психологии.




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

√еоргий ярцев. Ѕиографи€
ѕосетило:15170
√еоргий ярцев
∆енщины в русской истории
ѕосетило:11683
—офь€ ѕеровска€
 ончита ћартинес. Ѕиографи€
ѕосетило:10080
 ончита ћартинес

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru