Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

“оле-Ѕи

   /   

Tole-be

   /
             
‘отографи€  “оле-Ѕи (photo  Tole-be)
   

ƒень рождени€: 01.01.1663 года
 азахстан
ƒата смерти: 28.12.1756 года
 азахстан
¬озраст: 94 года

√ражданство:  азахстан

Ѕиографи€

поэт

¬ыдающийс€ общественный де€тель, бий —таршего жуза, оратор и поэт, один из авторов свода законов "∆ети жаргы"

17.11.2004

“оле происходит из дулатовского рода жаныс, восход€щего к  удайберды, известного тем, что у него было дев€ть сыновей. ¬ их роду, принадлежащем к простонародью, до “оле не было ни баев, ни биев. “оле родилс€ в 1663 г. в урочище ∆айсан в ∆амбылской области. ”мер в 1756 г. в јкбурхан-орде, Ћенгерском районе Ўымкентской области. ѕосле смерти хана —таршего жуза ∆олбарыса он правил “ашкентом в течение шести лет (1743-1749).

 “оле-Ѕи фотографи€
“оле-Ѕи фотографи€

¬ стихотворении, посв€щенном детству хана јбла€, Ѕухар-жырау напоминает ему, что, наход€сь в трудной доле, тот был работником у јбилмамбета и пас верблюдов у уйсына “оле би. ¬ поэме "—абалак" Ѕухар воспроизводит беседу “оле с мальчиком-подпаском в разорванной одежде, в старом овчинном тулупе, с потрепанными волосами, на вид желтовато-смуглым, но с острым взгл€дом нахохленного соколенка. "ѕримечаю в тебе что-то особенное, как человек благородного происхождени€ выгл€дишь, как гордый сокол", - обратилс€ к мальчику “оле. "Ѕез роду € и без племени, нечем похвастатьс€, отца, матери, отчего дома и народа у мен€ нет, называйте мен€ как вам угодно". “ак и прозвали его за обросшие волосы, рваную шапку, растрепанный вид —абалак. “ак и пас он овец, вечно с торбой, серьезный, неулыбающийс€. ¬идно, понимал “оле толк в люд€х, раз приметил его. ¬едь недаром говор€т, что порода видна сызмальства.

Ќаходчивость, мудрость и тонкость суждений “оле би нашли признание еще при его жизни у Ѕухара,  азыбека, јйтеке. ¬ошло в историю выражение, относ€щеес€ к “оле: "” благой мысли есть источник, у ее автора - духовный отец ћайкы". »меетс€ в виду, что он впитал в себ€ дух ћайкы би. —ыныр-жырау, јсан  айгы, ∆иренши считали “оле би опорой дл€ ханов, отмечали его красноречие и заботу о нуждах простых людей.

— написанием и претворением в жизнь "—еми заповедей" “ауке-хана им€ “оле прочно вошло в сознание народа. "јктабан шубырынды, алка кол суламадан" кеiин повысилс€ авторитет “оле в св€зи с его призывом к народу вз€тьс€ за земледелие, перейти от кочевь€ к оседлости, сочета€ разведение скота с усто€ми городской жизни, учитьс€ хорошим примерам у соседних народов, дабы позаботитьс€ о гр€дущих поколени€х. " то отца видел, стрел€ть научитс€, кто мать видел, шубу шить умеет", - говорил “оле. ѕризнанного би€ и советника “ауке-хана ћ.∆.  опеев оценил как непревзойденного борца за создание казахами централизованного государства, его заслуга как политика - в содействии консолидации, объединению народа.

ѕо преданию, когда люди повсеместно стали спешно покидать насиженные места, один “оле не стал разбирать своего жилища. "ѕочему ты не собираешьс€ уезжать?" - спрашивали у него. "ƒа в этом году одна ласточка поселилась наверху юрты. Ёто ведь легендарна€ птичка: во врем€ потопа, когда корабль Ќо€ тонул, она спасла его. Ќе могу же € разорить ее гнездо и уничтожить ее птенцов", - отвечал мудрый “оле. "ƒа это поистине св€той", - сказал военачальник калмыков и не тронул его и его окружение. ¬ окрестност€х “ашкента и Ўымкента сохранилась традици€ пр€мо не называть имени “оле би, а говор€т "—в€щенна€ ласточка".

¬ 1733 г. “оле стал инициатором послани€ к императрице јнне »оанновне вместе с группой султанов и биев вслед за прин€тием јбулхаиром российского подданства в 1731 г. —огласно грамоте от 10 июн€ 1734 г. —тарший жуз был прин€т в подданство –оссии, но это осталось лишь на бумаге. ¬ августе 1749 г. “оле пишет личное послание о прин€тии —таршего жуза под покровительство –оссии и отправл€ет дл€ личных переговоров с губернатором Ќеплюевым сына јйтпала и батыра ∆олдаса.

“оле би был сторонником равноправи€ женщин и мужчин. —воей невестке ƒанагуль он говорил: "Ќе избегай свекра. Ёто - устаревший обычай".

ѕересказыва€ основные положени€ заповедей “ауке хана, “оле бралс€ также за их реальное воплощение, в частности, в вопросах о земельных спорах, о барымте и воровстве, о куне (возмещении, искуплении, выкупе за вину), о воспитании детей, о защите отечества, в спорах о вдовах. ќн культивировал роль семьи в жизни человека. ј семь€ - основное, как одна вол€, как один кремень, должна встать, а кто этому не подчинитс€, попадет в т€желые услови€.

Ћучшие дн€

√енерал песни
ѕосетило:8260
Ћев ќшанин
јлександр ƒемь€ненко: «аложник одной роли
ѕосетило:6501
јлександр ƒемь€ненко
—ергей ¬ласьев. Ѕиографи€
ѕосетило:6425
—ергей ¬ласьев

“оле призывал народ к терпеливости и настойчивости. ћного было красноречивых и таких, которые мнили себ€ вожд€ми, говорил “оле, а не смогли собрать воедино казахов, вот почему страдают они от внешнего насили€, чуждаютс€ друг друга, терп€т поражение даже от немногочисленных врагов. ≈сли народ будет силен единством, братской солидарностью, то он станет образцом дл€ последующих поколений. » дух батыров будет вдохновл€ть к победе. –уководитель оправдает свое предназначение помыслами о благе и единстве народа, а себ€любивый джигит, как бы себ€ не восхвал€л, максимум в ауле будет известен, ради выгоды своей продаст друга.

“оле би гордилс€ тем, что во времена славного “ауке-хана ему посчастливилось быть р€дом с глашата€ми справедливости јйтеке,  азыбеком, чьи имена станут символами дл€ будущих поколений. "Ќет более прославленного батыра, чем  абанбай, нет би€, который бы превзошел “оле би€", - писал ћ.∆.  опеев. ∆изнь “оле би можно охарактеризовать его же словами: "ƒл€ народа счастье не в богатых люд€х, а в мудрых".

miron@fah.com
тол€ 18.02.2008 05:44:52
ќчень отличное впетчетлени€




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ћари€ ћайкова-—лидовкер. Ѕиографи€
ѕосетило:16607
ћари€ ћайкова-—лидовкер
≈катерина √ордеева. Ѕиографи€
ѕосетило:53025
≈катерина √ордеева
¬италий —оломин - Ёлементарно, ¬атсон!
ѕосетило:37879
¬италий —оломин

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru