Ћюдибиографии, истории, факты, фотографии

Ўота –уставели

   /   

Shota Rustavely

   /
             
‘отографи€ Ўота –уставели (photo Shota Rustavely)
   

ƒень рождени€: 01.01.1172 года
√рузи€
ƒата смерти: 28.12.1216 года
ћесто смерти: »ерусалим, »зраиль
¬озраст: 45 лет

√ражданство: √рузи€
—оцсети:


Ѕиографи€

грузинский поэт

√рузинский поэт 12 века, автор поэмы "¬ит€зь в тигровой шкуре" (другой вариант перевода названи€ "¬ит€зь в барсовой шкуре").

17.04.2004

ƒостоверных биографических сведений о –уставели сохранилось очень мало. Ќе известны даже годы рождени€ и смерти поэта. √лавный источник сведений пролог поэмы, посв€щенный царице “амаре (правила в 1184-1207 годах) и ее соправителю-мужу ƒавиду —ослани. “аким образом, поэма (не первое произведение –уставели) создана не ранее конца 80-х годов 12 века и не позднее 1-го дес€тилети€ 13 века. ћожно предположить, что –уставели родилс€ на рубеже 60-70-х годов 12 века. ¬ прологе два раза упоминаетс€, что автор поэмы –уставели (–уствели), что значит "владетель –уставского поместь€" или "выходец из –устави". ѕо некоторым данным, свое образование –уставели завершил в √реции. —читаетс€, что –уставели был государственным казначеем царицы “амары (сохранилась его подпись на одном из актов, относ€щемс€ к 1190 году). –уставели также реставрировал и расписывал грузинский монастырь св€того  реста в »ерусалиме. ѕо легенде, безнадежно влюбленный в свою повелительницу, он кончил жизнь в келье этого монастыр€. Ќа одной из колонн монастыр€ обнаружена фреска, по предположению ученых, изображающа€ –уставели.

"¬ит€зь в тигровой шкуре" одна из величайших поэм мировой литературы. ¬сего в поэме 1637 строф, по 16 слогов в стихе. ќна дошла до нас в многочисленных рукопис€х, с массой интерпол€ций и дополнений и с продолжением, известным под именем "ќманиани". ѕричины отсутстви€ древнейших списков поэмы, близких ко времени ее создани€, - как в многочисленных набегах чужеземных завоевателей на √рузию и св€занных с этим бедстви€х, так и в том, что поэма преследовалась духовенством, как противное христианскому смирению сочинение светского характера.

—уществует более 50 изданий поэмы на грузинском €зыке. 1-е издание под редакцией и с комментари€ми ¬ахтанга VI вышло в “билиси в 1712 году. ѕоэма переведена на многие €зыки народов бывшего ———– и на иностранные €зыки. —уществует 5 полных переводов поэмы на русский €зык (авторы переводов -  .ƒ.Ѕальмонт, ѕ.ј.ѕетренко, √.÷агарели, Ў.Ќуцубидзе, Ќ.ј.«аболоцкий).

ƒоныне остаетс€ неразрешенным и вопрос, откуда –уставели заимствовал сюжет своей поэмы. ¬ литературе было высказано три мнени€: первое основываетс€ на словах самого Pуставели, который в 16-й строфе поэмы за€вл€ет, что "он нашел персидский рассказ и переложил его стихами, словно крупную жемчужину, переход€щую из рук в руки"; однако персидский оригинал, несмотр€ на все поиски, до сих пор не найден. ¬торое мнение впервые было высказано проф. ƒ.».„убиновым, который доказывает, что –уставели не заимствовал сюжета "Ѕарсовой кожи" у восточных писателей; она создана им самим и направлена к прославлению царицы “амары. “ретье мнение принадлежит ј.’аханову; сравнива€ стихи –уставели с народными песн€ми о “ариель, он предположил, что искусственна€ поэма XII века имеет своим основанием народную поэзию, подобно тому, как "‘ауст" и "√амлет" восход€т к средневековым народным традици€м. –уставели воспользовалс€ народным сказанием дл€ изображени€ великой исторической эпохи.

ѕерсонажи представители разных народов (в том числе и вымышленных). »скусно использу€ приемы сюжетной маскировки, –. художественно правдиво изображает современную ему действительность √рузии. ¬ поэме сочетаютс€ два основных повествовательных цикла (индийский лини€ “ариэла и Ќестан-ƒареджан, и арабский лини€ јвтандила и “инатин). √лубока€ психологическа€ характеристика героев, изображение внутренней сущности €влений основные черты новаторства –уставели. ќн создал галерею живых, полнокровных, пластичных характеров; его герои самоотверженные, бесстрашные борцы за торжество справедливости и счасть€, обобщенные, типизированные образы передовых людей феодальной √рузии 12 века. √лавную героиню поэмы, добродетельную и кроткую Ќестан-ƒареджан, охватывает дух протеста, когда она узнает, что ее ожидает брак по принуждению. —тойко переносит героин€ заточение в  аджетской крепости, €вл€ющейс€ символом тирании, изуверства и земного мрака. Ѕорьба трех вит€зей-побратимов за освобождение Ќестан увенчиваетс€ победой. ќптимистическа€ иде€ торжества справедливости над произволом, добра над злом лежит в основе поэмы: человек должен дерзать, он может добитьс€ полного счасть€ на земле.

ѕоэма –уставели восторженный гимн свободной, земной, чистой и возвышенной любви. ѕоэт отвергает любовь грубо чувственную, плотски низменную. ¬ поэме €рко выражена иде€ преклонени€ перед женщиной, поэтически обоснована возможность нравственно-интеллектуального равенства мужчины и женщины.

ѕоэма проникнута идеей патриотизма. ѕолитический идеал –уставели объединенное, сильное, единодержавное государство во главе с просвещенным и гуманным царем. ѕоэт осуждает феодальные распри и сепаратистские устремлени€ знати, ценит жизнь разумную, достойную благородного человека. ≈го герои не страшатс€ смерти. ѕоэт клеймит позором лжерыцарей, малодушных горе-воинов, подлых трусов и предателей, кл€твопреступников, льстецов и лицемеров. ќн превозносит рыцарскую доблесть и отвагу, смелость и дерзание.

"¬ит€зь в тигровой шкуре", бесспорно, имеет некоторое сходство с западноевропейскими рыцарскими романами и с восточными эпико-романтическими поэмами средневековь€, однако в целом –уставели шел самосто€тельным путем. ¬еликий гуманист, он, в противовес церковно-аскетической морали, провозглашает свободу личности, свободу мысли и чувств, ратует за человеческую жизнь, не предопределенную божественным провидением, роком. –уставели воплотил идеалы и ча€ни€ своего народа, но ему чужда национальна€ ограниченность. ћир его идей имеет общечеловеческое значение. —воим свободомыслием поэт предвосхитил гуманистические идеи раннего ¬озрождени€.

Ћучшие дн€

ёрий ¬ласов. Ѕиографи€
ѕосетило:276216
ёрий ¬ласов
Ќина –усланова: ѕолага€сь только на себ€
ѕосетило:5535
Ќина –усланова
јлександр ƒюма: ќтец ƒ'јртань€на
ѕосетило:5158
јлександр ƒюма

¬питав богатство древнегрузинской письменной культуры и одновременно следу€ лучшим фольклорным традици€м, –уставели развил и подн€л на большую высоту грузинскую поэзию в целом. ѕоэма написана из€щным, легким, музыкально-напевным стихом шаири. –уставели ? законодатель и непревзойденный мастер этого стиха. ƒл€ поэтической речи –уставели характерны метафоричность и афористичность. Ћирические прелюдии, эпистолии, не наруша€ динамичности действи€, красочно обрамл€ют сюжет и оживл€ют повествование. –уставели ? родоначальник нового грузинского литературного €зыка.

»м€ Ўоты –уставели присвоено √рузинскому драматическому театру, “еатральному институту в “билиси, Ќ»» грузинской литературы јЌ √рузии.

мроорроиб
фыва 20.02.2006 08:22:19
класс!!!




¬аш комментарий (*):
я не робот...

Ћучшие недели

ёрий ¬ойнов. Ѕиографи€
ѕосетило:9763
ёрий ¬ойнов
√лавна€ роль ¬€чеслава “ихонова
ѕосетило:9284
¬€чеслав “ихонов
ёрий ¬ласов. Ѕиографи€
ѕосетило:276216
ёрий ¬ласов

ƒобавьте свою информацию

«десь
јдминистраци€ проекта admin @ peoples.ru